Информационное обеспечение социальной политики Федеративной Республики Германия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 12:46, доклад

Краткое описание

В начале 90-х началось строительство того, что в Конституции РФ 1993-го г. названо «социальным государством». В 90-е гг. сформировалось новое законодательство, регулирующее развитие основных секторов социальной сферы (образование, здравоохранение и др.), а также социально-экономическое положение некоторых категорий населения (пенсионеры, инвалиды, пожилые, беженцы, вынужденные переселенцы и пр.). Был юридически закреплен принцип равенства всех организационно-правовых форм проведения социальной политики и признано право на существование в социальной сфере негосударственных организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

ИНФОР.об.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Информационное  обеспечение социальной политики Федеративной Республики Германия 

  

Обращение к  опыту других стран на предмет  его применимости к условиям России – естественно и целесообразно. Успехи ФРГ в области социальной политики общепризнанны. Возможно, изучение того, как организована социальная политика, работа соответствующих институтов поможет перенести какие-то механизмы на почву российской действительности. 

Социальный механизм, действовавший в СССР, основывавшийся на распределении всех социальных благ и услуг, сформировал устойчивое представление людей о том, что все социальные проблемы обязано решать государство. Были практически искоренены стимулы личной активности и инициативы, ослаблена способность человека защищать самого себя, в том числе и в социальной сфере. 

В начале 90-х  началось строительство того, что  в Конституции РФ 1993-го г. названо  «социальным государством». В 90-е  гг. сформировалось новое законодательство, регулирующее развитие основных секторов социальной сферы (образование, здравоохранение и др.), а также социально-экономическое положение некоторых категорий населения (пенсионеры, инвалиды, пожилые, беженцы, вынужденные переселенцы и пр.). Был юридически закреплен принцип равенства всех организационно-правовых форм проведения социальной политики и признано право на существование в социальной сфере негосударственных организаций. 

Кроме того, постепенно была перераспределена ответственность  между участниками социальных отношений, так что в итоге часть полномочий и объектов социальной сферы, прежде принадлежавших предприятиям, были переданы органам региональной власти и местного самоуправления. Однако итоги первого этапа реформ оказались противоречивыми. С одной стороны, появились разные формы реализации социальной политики, но с другой – этой политике часто не хватало финансовой базы.  

Для нынешней социальной политики характерны некомплексность  и безадресность, что резко снижает  ее эффективность. До сих пор остается открытым вопрос: как наилучшим образом  разделить ответственность за проведение социальной политики между федеральными, региональными органами власти и местным самоуправлением? Такое разделение затрудняют два обстоятельства: во-первых, отсутствует четкий механизм взаимоотношений между местными и федеральным бюджетами, а во-вторых, не решена принципиально важная проблема роли федеральных, региональных и местных властей при проведении социальной политики. 

Евгений Гонтмахер  предлагает следующие новые принципы проведения социальной политики в России: 

- взаимная солидарная  ответственность всех субъектов этой политики (государство, неправительственные объединения, предприниматели, граждане) за результаты социального развития; 

- добровольность  и многообразные формы участия  людей в формировании и проведении  социальной политики; 

- ее открытость и подконтрольность обществу, человеку; 

- межнациональная,  межконфессиональная, межгрупповая  и межличностная терпимость; 

- защита трудоспособного  населения от социальных рисков  преимущественно на страховых  принципах; 

- гарантированное  закрепление ранее приобретенных социальных прав за людьми, которые фактически пользуются этими правами, во многом определяющими их материальное положение;  

- развитие системы  социального обеспечения нетрудоспособных  граждан путем поддержки соответствующих  инфраструктур (как государственных, так и негосударственных);  

- стимулирование  активного участия людей в  формировании собственного благосостояния  и в общественной жизни через  создание соответствующих правовых, финансово-экономических и организационных  условий[1]. 

Как видим, большая  роль отводится личной инициативе человека, способности каждого принимать  ответственные решения. 

При построении социального государства интересно  использовать опыт ФРГ. Германия первой ввела многие общегосударственные  программы: страхование от несчастного случая на производстве (1884 г.), пособие по болезни (1883 г.), пенсионное обеспечение (1883 г.), медицинское страхование (1880 г.). Сегодня, как никогда прежде, большинство граждан ФРГ обеспечено социальными гарантиями и экономическим благосостоянием, основанными на экономическом порядке Германии – социальном рыночном хозяйстве. 

Социальное рыночное хозяйство имеет целью «связать свободную инициативу с застрахованной рыночно-экономической системой социальным прогрессом». Федеральный министр экономики 1988-91 гг. Хельмут Хаусманн говорил: «Неотъемлемая составляющая германской экономической системы – свобода человека. Рыночная экономика несовместима с системами, где центральные инстанции предписывают гражданам как они должны жить. Она дает каждому шанс свободно проявить себя. Не инфантильный гражданин, а ответственно действующий человек нужен обществу». Социальное рыночное хозяйство ориентируется на социальное равноправие, но не на социальное равенство. Социальное неравенство – движущая сила экономических процессов, кто больше работает, должен больше зарабатывать. Социальное равноправие должно предотвращать попадание членов общества «под колеса жизни»: каждый имеет возможность принимать участие в общественной жизни, никто не отгорожен от общества и каждый, кто что-то делает для общества (например, растит ребенка), поддерживается им[2]. 
 

«Отец» идеологии  социального рыночного хозяйства  Людвиг Эрхард много внимания в своих  работах уделял необходимости стимулирования личной активности и инициативы в социальной сфере: «Свободный хозяйственный строй может удержаться в течение продолжительного времени лишь в том случае, если, и пока, в социальной жизни нации обеспечен максимум свободы и максимальным образом проявляется частная инициатива и забота каждого о самом себе». Эрхард выступал категорически против полной защиты человека государством от всех перемен судьбы, он считал, что в таком случае люди лишатся таких качеств, как жизненная сила, инициатива, стремление к достижению цели. Он, безусловно, считал само собой разумеющимся долгом общественности заботиться об обеспечении стариков и инвалидов, но принципиальной предпосылкой независимого существования в свободном экономическом и общественном строе он называл «готовность к свободному и ответственному преодолению трудностей жизни». Эрхард видел идеал в том, чтобы человек мог сказать: «У меня достаточно сил, чтобы постоять за себя, я хочу сам нести риск в жизни, хочу быть ответственным за свою судьбу. Ты, государство, заботься о том, чтобы я был в состоянии так поступать», но не: «Ты, государство, приди мне на помощь, защищай меня и помогай мне»[3]. 

Способность каждого  человека позаботиться о самом себе – основная цель германской социальной и экономической политики. Даже по отношению к инвалидам последние годы проводится политика, которая имеет целью помочь им войти в обычную жизнь, получить работу. Никто не должен чувствовать свою ущербность и отгороженность от общества. 

Филипп фон  Бисмарк, (член Бундестага в 69-78 гг., председатель экономического совета ХДС в 70-83 гг.) подчеркивая социальное начало в экономической системе Германии и значимость социальной самостоятельности личности, отмечал: «Социальное рыночное хозяйство призвано поставить силу и слабости человека на службу общему благу..., облегчить путь к будущему, где свобода, благоденствие и социальная справедливость неразрывно связаны... 

«Социальное рыночное хозяйство» означает «социально обязанное  рыночное хозяйство». Оно стремится  поставить эгоизм на службу общего блага и мощь сильных – на социальную службу слабых... 

Государственная или частная помощь должна заботиться о том, чтобы законы, основанные на долге солидарности, не ослабили и  не заставили бы исчезнуть готовность личности к самопомощи»[4]. 

Информационная  сторона – одна из важнейших в социальной политике ФРГ. «Каждый гражданин Федерации имеет право на информацию!», провозглашает Конституция Германии. Правительство ФРГ ориентировано на то, что демократические решения предполагают информированных граждан государства, и соответственно каждый гражданин Федерации имеет право получать информацию беспрепятственно из общедоступных источников. 

Все государственные  органы должны вносить свой вклад  путем всеобъемлющей информационной работы. Это, прежде всего, относится  к Федеральному правительству, которое выполняет эту обязанность через Федеральное ведомство печати (ФВП) и предоставляет населению широкий спектр информационных источников о политике правительства. Статьи 5 и 20 Основного закона, которые утверждают право на свободу прессы и мнений, являются важнейшей конституционной основой для работы ФВП. 

2 марта 1977 г.  Федеральный конституционный суд  подчеркнул значение государственной  общественной работы: она должна  информировать граждан о решающих  вопросах – только так каждый  может правильно расценивать решения, мероприятия и предложения, принимать или отвергать их. 

ФВП информирует  общественность о политике Федерального правительства, вместе с тем, оно  сообщает Правительству, Президенту и  парламенту о состоянии общественного  мнения. 

Ведомство состоит из четырех отделов – это правительственный отдел, который снабжает Президента, Канцлера, федеральные министерства и федеральных депутатов информацией; отдел СМИ, который ориентирует деятельность СМИ, как инструмента содействия формированию мнений граждан на деятельность Федерального правительства; внутренний отдел, информирующий граждан о деятельности Федерального правительства и внешний отдел, информирующий иностранные СМИ о политике Федерального правительства Германии. Наибольший интерес вызывает работа внутреннего отдела ФВП, который и реализует информационное направление социальной политики Германии, выполняя при этом следующие основные задачи: 

1. Информирование  в общедоступной форме об изменениях  в законодательстве и следующих  из них правах и обязанностях граждан. 

2. Изложение  и объяснение содержания и  сути политики правительства. 

3. Обнародование  и объяснение политических взаимосвязей. 

ФВП, как информационный центр правительства, концентрирует  свою общественную работу на всеохватывающих политических темах и координирует различную информационную деятельность, в том числе и общественную работу в рамках трудового союза. Ведомством издается огромное количество специальных брошюр, в которых изложена информация по важным многоотраслевым вопросам. Эти памятки представлены на электронных носителях информации (например, CD-ROM) и в Интернете. 

Существует несколько  различных серий таких брошюр. Серия «Советник» выполняет роль ориентира для граждан в жизненных  практических вопросах, так в этой серии есть, например, советы для молодежи, женщин, наемных работников, съемщиков и получателей дотации на аренду жилья. Серия «Политическая информация» служит для разъяснения взаимосвязей и основ политики, серия «Документация» предназначена для публикации важных текстов, таких как правительственные разъяснения и сообщения правительства. В «Бюллетене» Федерального правительства публикуются речи Президента, Канцлера и министров. 

Среди общеполитических информационных изданий большую  часть занимают брошюры, посвященные  вопросам социальной политики. Они помогают гражданам сориентироваться в сложных жизненных ситуациях. Это такие издания, как: «Политика для семьи», «Политика для женщин», «Политика для молодых людей», «Жилищная плата», «Налоговая реформа», «Путеводитель в мире труда»; последняя, например, содержит массу полезной информации по вопросам правовой поддержки семьи, образования, труда. Здесь содержатся социологические данные по социальной помощи, множество ссылок на другие источники, где можно найти дальнейшую информацию по вопросам труда, семьи, налогов и т. д., указаны адреса и телефоны, по которым можно обратиться с конкретными вопросами и проблемами. В этой книге также разъясняется суть реформ, проводимых и планируемых в социальной сфере. Бесспорна практическая польза подобных изданий. 

Веб-сайт ФВП  в сети Интернет также содержится актуальную политическую информацию и  сообщения прессы. По статистике на официальный сайт ФВП в Интернете  поступает около 500 000 обращений в  неделю. Интернет-программа ФВП –  это только одна из возможностей увидеть и заказать информационный материал, также это можно сделать по автоматизированному сервис-телефону. Общий тираж различных брошюр составляет много миллионов экземпляров. Все информационные брошюры распространяются бесплатно. 

Федеральное правительство и депутаты Германии считают личные контакты и беседы с гражданами обязательными, поэтому ФВП участвует ежегодно в важных публичных и специальных выставках (например, Ганноверская ярмарка, ЦеБИТ) с информационными стендами, кроме того, ведомство обеспечивает беседы и дискуссии с политиками на близкие гражданам темы. 

Федеральному  ведомству печати принадлежат 850 инфотек  с актуальными информационными  материалами Федерального правительства  в справочно-консультативных отделах  местного исполнительного совета и в ратушах новых земель. ФВП проводит развернутые семинары по сотрудничеству с политическими образовательными учреждениями. Около 85 000 человек посещают ежегодно в рамках программы посещений депутатов Бундестага, организованной ФВП.    

Информация о работе Информационное обеспечение социальной политики Федеративной Республики Германия