Инкультурация и социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 17:58, реферат

Краткое описание

Инкультурация происходит несколькими путями, и наиболее распространенным из них является имитация, когда человек наблюдает (как бы подглядывает) за поведением других людей. При таком способе даже простейшая процедура, которую мы многократно выполняем каждый день, например прием пищи, сточки зрения инкультурации представляет определенную ценность, поскольку состоит из определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Иначе говоря, культура учит, что, когда и как следует делать. Так, в большинстве культур основной прием пиши происходит в полдень, у англичан обед бывает в 19-20 часов, а у испанцев — даже в 22 часа. Европейцы при еде держат вилку в левой руке и нож в правой, а нарезанное ножом мясо они сразу отправляют в рот вилкой, тогда как американцы предварительно перекладывают вилку в правую руку.

Вложенные файлы: 1 файл

12Инкультурация и социализация.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Инкультурация и социализация

Инкультурация происходит несколькими путями, и  наиболее распространенным из них является имитация, когда человек наблюдает (как бы подглядывает) за поведением других людей. При таком способе  даже простейшая процедура, которую мы многократно выполняем каждый день, например прием пищи, сточки зрения инкультурации представляет определенную ценность, поскольку состоит из определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Иначе говоря, культура учит, что, когда и как следует делать. Так, в большинстве культур основной прием пиши происходит в полдень, у англичан обед бывает в 19-20 часов, а у испанцев — даже в 22 часа. Европейцы при еде держат вилку в левой руке и нож в правой, а нарезанное ножом мясо они сразу отправляют в рот вилкой, тогда как американцы предварительно перекладывают вилку в правую руку.

Путем идентификации  как способа и н культура ни и дети усваивают родительское поведение, установки и ценности как свои собственные, воспринимая особенности личности родителей и других, тесно связанных с ними людей. Многие дети выбирают профессии своих родителей, чтобы быть похожими на них.

Помимо позитивных механизмов и н культу рации, какими являются имитация и идентификация, способствующие формированию определенного поведения, есть негативные механизмы — стыд и вина, которые запрещают и подавляют его. Чувства стыда и вины тесно связаны, но не во всем совпадают. Чувство стыда появляется у человека, если его застали на месте преступления, разоблачили и опозорили. При этом человек чувствует себя подавленными униженным. Чувство вины связано с теми же переживаниями, но для его появления не нужно разоблачения, а достаточно голоса своей совести, которая говорит, что вы поступили плохо, и вы будете мучиться от сознания совершенною вами плохого поступка. Таким образом, человек наказывает сам себя.

В инкультурации  обычно выделяют две основные стадии — первичную (начальную) и вторичную (взрослую).

Первичная стадия, начинающаяся с рождения ребенка и продолжающаяся до завершения подросткового возраста, представляет собой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Процессы инкультурации реализуются в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте. По мнению известного американского культурного антрополога Мелвилла Херсковица (1895-1963), ребенок хотя и не является пассивным элементом инкультурации, но выступает скорее как инструмент, нежели как игрок. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его возможности выбора или оценки. Кроме того, дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они усваивают их некритично. Дети должны выполнять правила того мира, в котором живут. Это приводит к тому, что они видят мир черно-белым и не способны на компромиссы.

Для данного  периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков  для повседневной жизни. Обычно это происходит в форме игр следующих типов:

  • физических, тренирующих и развивающих физическую активность;
  • стратегических, тренирующих и развивающих способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;
  • стохастических, знакомящих ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;
  • ролевых, в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем.

В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению. Маленькие дети играют в одиночку, не обращая внимания на остальных; им свойственна уединенная независимая игра. Чуть позже они начинают копировать поведение других детей, не вступая с ними в контакт; это так называемая параллельная игра. Трехлетние малыши начинают учиться координировать свое поведение с поведением других детей; они играют в соответствии со своими желаниями, но учитывают и чужие; это объединенная игра. С четырех лет дети способны к совместной игре, т.е. к координации своих действий и поступков с другими детьми.

В процессе первичной  инкультурации значимое место принадлежит  освоению трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду, а также научению учиться. Параллельно осваиваются и другие ценности, формирующие отношение человека к миру, закладываются основные модели поведения, словом, выстраивается «культурный айсберг». Ребенок на основе своего раннего детского опыта приобретает социально обязательные общекультурные знания и навыки, носящие неспецифичный в профессиональном отношении характер. В этот период ведущими в жизни ребенка становятся приобретение и практическое освоение таких знаний и навыков, что осуществляется в детских дошкольных и школьных учреждениях, где ребенок проводит значительную часть времени. Можно сказать, что в этот период складываются предпосылки трансформации ребенка во взрослого человека, способного адекватно участвовать в социокультурной жизни.

Первичная стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку на этой стадии осуществляются воспроизводство уже имеющихся образцов, контроль проникновения в культуру случайных и новых элементов. Но не следует преувеличивать роль инкультурации в сохранении культурной традиции. Ее результатом может стать как практически полное и безусловное усвоение культуры новым поколением с небольшими, едва фиксируемыми отличиями между родителями и детьми, так и нарушение культурной преемственности, когда дети вырастают абсолютно непохожими на своих родителей.

Вторичная стадии инкультурации касается взрослых, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Взрослым считается человек, обладающий рядом важных качеств, среди которых:

  • достижение организмом физической зрелости, как правило, несколько превышающей сформировавшуюся способность к воспроизведению потомства;
  • овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сфере домашнего хозяйства и общественного разделения труда;
  • овладение достаточным объемом культурных знаний, навыков и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп;
  • принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.

Инкультурация в этот период носит фрагментарный  характер и касается отдельных элементов  культуры, появившихся в последнее  время, — изобретений и открытий, существенно меняющих жизнь человека, или новых идей, заимствованных из других культур.

На второй стадии инкультурации у человека развита способность к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе, он умеет комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем, принимать решения, которые могут быть значимы как для него, так и для других людей, имеет право участвовать в действиях, которые могут привести к значительным социокультурным изменениям. Взрослые способны сознательно оценивать свои и чужие поступки, а также ценности и нормы культуры. Кроме того, они могут идти на компромиссы, в их картине мира появляется «серый цвет». Вторая стадия инкультурации предполагает, что члены общества принимают ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба. Иными словами, индивид может принимать или не принимать то, что ему дает культура. Он получает доступ к дискуссии и творчеству.

В этот период основное внимание уделяется профессиональной подготовке. На нес тратится большая  часть усилий и времени индивида. Необходимые знания и навыки приобретаются преимущественно в средних и высших специальных учебных заведениях. На этой стадии большое значение имеют освоение молодыми людьми их нового, взрослого статуса в семье, расширение круга их социальных контактов, осознание ими своего нового положения, накопление собственного жизненного опыта.

В более старшем  возрасте, когда индивид совершенствует свои профессиональные навыки на рабочем  месте, инкультурация бывает связана  в основном с непосредственными (формальными и неформальными) социокультурными контактами. Кроме того, жизнь взрослого невозможна без включенности в ряд социальных групп — семью, компанию друзей, группу по интересам и т.д. В это время человек полностью включен в общественную жизнь, выполняя гражданские обязанности и пользуясь определенными правами. Наконец, наступает время, когда человек выходит на пенсию. У него появляется много свободного времени, дети живут отдельно, часто умирают друзья. Для человека в этот период очень важно не потерять смысл жизни, поэтому в современном мире инкультурация пожилых людей является очень актуальной проблемой.

 

 

 

Социализация  представляет собой процесс становления  личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально  значимых характеристик сознания и  поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

Социализация  личности начинается с первых лет  жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Первые  элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и  сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.

Эстафету  социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен первоначальный процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь молодых людей, отличающихся не просто представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу?

Социализация  той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве  под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту.

Мощным  инструментом социализации личности выступают  средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного  мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

Социализация  личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

И наконец, социализация личности связана с  трудовой, общественно-политической и  познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.

Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения  человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.

В современных  условиях процесс социализации предъявляет  новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.

Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.

В-третьих, социализация личности является неотъемлемой  частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в одинаковой степени может многократно усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.

В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление  негативных явлений в сознании и  поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие  вопросы: почему часть людей, имеющих  одинаковое стартовое начало  становится хулиганами, пьяницами, ворами? почему другая часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.?

И наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик человека. Феномен национального в процесс социализации  хотя поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя.

Информация о работе Инкультурация и социализация