Избирательная система в Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 23:34, реферат

Краткое описание

Избирательная система Великобритании, как и любая избирательная система имеет ряд недостатков, например значительная часть населения страны остается непредставленной в органах власти, а партия, получившая на выборах меньше голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по политологии.docx

— 34.15 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Политология

на тему: Избирательная система в Великобритании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка

ФЭУТ, 2-й курс, ДГЗ                                                                              А.А.Багай                                                                                

 

 

Преподаватель                                                                                В.Г. Саморядов 
ВВЕДЕНИЕ

 

Избирательная система Великобритании, как и любая избирательная  система имеет ряд недостатков, например значительная часть населения страны остается непредставленной в органах власти, а партия, получившая на выборах меньше голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест.

Результаты любых выборов  при данной системе зависят не только от того, как голосуют избиратели, но и от того, как их голоса распределены по избирательным округам, и как  эти округа распределяются по стране.

В то же время мажоритарная система, применяемая в Великобритании, проста и понятна. Здесь не требуется  ни сложных расчетов, ни неясных  для рядовых избирателей маневров с общими списками. Одно из ее преимуществ - тесная связь между депутатами и избирателями. Поскольку округа одномандатные, каждый депутат в  единственном числе представляет свой округ. На выборах соревнуются не безликие списки, а кандидаты, чьи  личностные качества небезразличны  избирателям. Существующая система выборов в британскую нижнюю палату парламента представляет собой мажоритарную систему относительного большинства, выборы проводятся в один тур.

Избирательным округом является территория, на которой развертывается избирательная кампания, проводится выдвижение кандидатов, действуют политические партии и органы по проведению выборов. Соединенное Королевство разделено  на столько избирательных округов, сколько существует мандатов в нижнюю палату.

Контроль за проведением выборов в каждом избирательном округе осуществляет уполномоченный по выборам.

Право участия в парламентских  выборах имеют граждане Великобритании, достигшие 18 лет и не отстраненные, в соответствии с законом, от процесса голосования. Граждане стран Британского Содружества и Республики Ирландии, также имеют право голоса. Не могут принимать участие в голосовании: члены Палаты лордов; иностранные граждане, проживающие постоянно в Великобритании; лица, официально признанные недееспособными; находящиеся на принудительном лучении в психиатрических больницах; отбывающие тюремное заключение; осужденные в последние пять лет за коррупцию или деликты в ходе проведения выборов. Голосование на выборах не является обязательным. 
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ВЫБОРОВ

Особенностью избирательной  системы Великобритании является то, что она действует в рамках конституционной монархии. Несомненное  своеобразие состоит в том, что  ей присущи давние традиции, причём именно для британского права  характерна так называемая «конституционная традиция», которая могла даже противоречить  писаному законодательству. Например, в соответствии с законами, британский монарх обладает совершенно неограниченной личной безнаказанностью, правом отвергать  законы, утверждённые обеими палатами. Именно конституционная традиция вынуждала  суверена всегда следовать рекомендациям  своих советников, предлагать пост премьера лидеру победившей на выборах  партии, не налагать вето на парламентские  акты и т.п. Сегодня большинство  избирательных вопросов регулируется Актом о народном представительстве  1983 г.

В настоящее время в  Великобритании существует сложная, многоуровневая система выборов. На первом, национальном, уровне проводятся выборы в парламент  Великобритании и в Европейский  парламент. На втором, региональном, проходят выборы в законодательные органы Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. На третьем, местном, уровне осуществляются выборы в советы графств, округов, приходов и общин. Именно здесь избираются мэры и главы администраций соответствующих  административных округов.

Избирательная система Великобритании неоднократно реформировалась. В результате сложилось несколько одновременно действующих моделей.

1. Мажоритарная система относительного большинства. Действует на общегосударственном уровне. Основана на принципе «первый получает пост» (First-past-the-post). Каждый из 659 избирательных округов представлен в Парламенте одним депутатом. При этом побеждает кандидат, получивший наибольшее число голосов (вне зависимости от того, наберет он более 50% голосов избирателей или нет). Партия, получившая большинство мест в Палате общин, формирует Правительство. Эта система применяется также на местных выборах в Великобритании (за исключением Северной Ирландии).

2. Система дополнительного голоса (Supplementary Vote). Эта система используется на выборах мэра Лондона, на которых избиратели имеют право подать два голоса в порядке предпочтения. В бюллетене содержится две колонки. Первая – для первичного выбора, а вторая – для дополнительного. Избиратели сами решают, заполнять вторую колонку или нет. При подсчете голосов кандидат, набравший в первой колонке свыше 50% голосов, считается избранным. Если же ни один из кандидатов не получил более половины голосов избирателей, то остаются два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Затем голоса, поданные за каждого из них во второй колонке, суммируются с голосами из первой. Побеждает тот кандидат, который в сумме получил наибольшее число голосов.

3. Система голосования с указанием кандидатов в порядке предпочтения (система Единственного передаваемого голоса, Single Transferable Vote (STV)). Используется на выборах в Ассамблею Северной Ирландии, а также на местных выборах и выборах в Европейский Парламент на территории Северной Ирландии.

По системе  STV каждый избирательный округ представляется не одним, а несколькими кандидатами (как правило, от трех до шести). Избиратели оценивают кандидатов в порядке предпочтения, проставляя напротив имен кандидатов номера (1, 2, 3 и т. д.). Таким образом, избиратель получает возможность выбора не только партий, но и отдельных кандидатов. Например, избиратель, желающий, чтобы в Парламенте были лучше представлены женщины, может отдать свой голос за всех женщин в бюллетене, не взирая на их партийную принадлежность.

Если кандидат, которому было отдано первое предпочтение, не нуждается в голосе избирателя, например, если он и так обеспечил свое избрание, либо, напротив, он набрал слишком мало голосов для того, чтобы быть избранным, то такие голоса передаются следующему по предпочтению кандидату.

4. Система списков (List System). Используется в Великобритании на выборах в Европейский Парламент. Это классическая форма пропорциональной избирательной системы.

5. Система дополнительного членства (Additional Member System). По такой системе избираются Парламент Шотландии, Ассамблея Уэльса и Ассамблея Лондона. Каждому избирателю предоставляется два голоса. Первый голос он отдает за представителя от избирательного округа (по мажоритарной системе). Второй голос – за партию. Таким образом, половина или более мест в выборном органе занимают кандидаты, избранные по мажоритарной системе относительного большинства (по принципу «первый занимает пост»). Оставшаяся часть мест распределяется между партиями по партийным спискам и независимыми кандидатами. Так, если от партии были избраны два кандидата в том избирательном округе, где по пропорциональной системе она должна иметь пять голосов, она получает дополнительные три места, которые передаются ее кандидатам по списку.

Исторически сложилось, что в Великобритании нет единой, централизованной системы органов, которые отвечали бы за организацию  и проведение выборов – эту  задачу брали на себя центральные  и местные органы власти. Первые специализированные органы появились  только в XX в. Сегодня всё более заметной становится роль, созданной в 2000 г. Избирательной комиссии. Это независимый орган государственной власти, подотчётный Парламенту. Её члены назначаются Королевой по совету Палаты общин на срок до 10 лет. Члены комиссии не могут состоять в какой-либо партии, занимать выборные должности, а также входить в списки спонсоров политических партий в течение 10 лет перед их назначением. В её состав входит не менее пяти, но и не более девяти членов.

В соответствии с Актом  о Палате общин 1944 г., учреждено четыре парламентские комиссии по установлению границ избирательных округов для Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Порядок их деятельности и полномочий был уточнен в Акте о парламентских избирательных округах в 1986 г. В состав каждой комиссии входит четыре человека, из которых в заседании должны принимать участие трое.

Кроме избирательной комиссии и комиссий по установлению избирательных  округов, в Великобритании действуют ряд региональных комиссий, однако полномочия этих органов постепенно переходят к Избирательной комиссии.

В регулировании отношений  в области избирательного права  принимают участие и некоторые  другие органы государственной и  региональной власти, в числе которых  Правительство Великобритании, Министерство по конституционным вопросам, Секретарь  Короны в суде лорда-канцлера, Служба избирательных петиций, Королевская почта, Госсекретари по делам Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса.

В сфере местных выборов  ведущая роль принадлежит местным  органам власти. Так за регулирование  местных  выборов в Шотландии  отвечают Парламент и органы исполнительной власти Шотландии. В сферу их полномочий включены вопросы, связанные с введением  новых избирательных систем, временем проведения и администрированием выборов. В Северной Ирландии те же полномочия принадлежат Министерству по делам  Северной Ирландии. В Англии и Уэльсе за выборные вопросы отвечает заместитель Премьер-министра.

Следует отметить, что ни Избирательная комиссия, ни другие вышеуказанные органы не занимаются непосредственной организацией выборов. Деление избирательных округов  на избирательные участки, определение  мест голосования, назначение председателей  участков осуществляется советами округов  и другими должностными лицами местной  администрации. При этом дополнительного  денежного вознаграждения за такую  работу они не получат, так как  деятельность на выборах входит в  их должностные обязанности.

Контроль за проведением выборов осуществляют Уполномоченные по выборам (номинальная должность, т.к. реальную ответственность за организацию и проведение выборов несёт так называемый исполняющий обязанности Уполномоченного). В его обязанности входит распределении обязанностей, подбор персонала и обучение служащих, финансовое и административное планирование, обеспечение безопасности, закупки оборудования, координация деятельности и т.д. Ключевая роль в проведении отводится аппарату Уполномоченного, в который как правило, назначаются служащие органов местной власти, и в этом качестве они подчиняются исключительно Уполномоченному по выборам.

Единственные должностные  лица, которые участвуют в проведении выборов на постоянной основе –  это лица ответственные за регистрацию  избирателей. В их полномочия входит подготовка и ведение реестров избирателей, реестра лиц находящихся за рубежом, реестра избирателей, которые решили воспользоваться правом на заочное  голосование. Бюро по регистрации избирателей  учреждаются советами в каждом избирательном  округе. Регистрация избирателей  осуществляется путем ежегодного составления  списков отдельно для каждого  избирательного участка, на основании  сведений, предоставленных домовладельцами. Метод регистрации избирателей  отличается в разных частях страны, но похож на процедуру переписи населения. Лицо ответственное за регистрацию  отсылает бланки с просьбой предоставить информацию о постоянно проживающих  лицах, или посещает их лично. Собранная  информация составляет единый ежегодный  реестр избирателей, который подлежит опубликованию.

Основы весьма сложной и развернутой  системы местных органов власти в Великобритании были заложены еще  во второй половине XIX в. Тогда их главными функциями считались здравоохранение в данной местности, надзор за состоянием дорог, обеспечение нормальной работы полиции, слежение за соблюдением законности и порядка. Уже позднее в ведение местных органов власти перешли планирование местного развития, вопросы образования и социальных услуг, жилищные вопросы, пожарные службы, библиотеки и т. д. Причем процесс реорганизации местных органов власти продолжается в Великобритании и сегодня.

Системы местных органов власти не совсем одинаковы даже в Англии и Уэльсе, которые считаются в целом похожими, а в Шотландии и Северной Ирландии они имеют еще большие отличия. Местные органы власти имеют свои особенности и различия. Эти различия касаются даже численности советников: в советах графств их, как правило, больше. Число советников, а также то от какого числа избирателей должен быть избран тот или иной советник, законодательством не определяется. Однако избирательные округа в каждом самостоятельном местном органе власти формируются таким образом, чтобы в них проживало примерно одинаковое число людей, имеющих право голоса.

Ежегодно советники в каждом местном органе власти избирают председателя, а если район является давно существующим и имеет право называться «боро», то мэра. Если какая-либо партия обладает в местном органе власти большинством мест, она избирает лидера, обеспечивающего «политическое руководство» этим органом.

Обычно советников избирают на четыре года, причем выборы в различные  по типу местные органы власти проводятся в разное время. Выборы в районные подразделения советов графств  могут проходить либо в середине срока работы советов графств, либо каждый год обновляется треть  мест. Как лучше поступить, решают сами местные органы власти. Но сейчас примерно 60% районных подразделений  советов графств избираются полностью  в середине срока работы советов  графств. Районные советы графств ежегодно обновляются на треть. В лондонских муниципалитетах выборы проходят на следующий год после выборов  советов графств.

Информация о работе Избирательная система в Великобритании