Избирательная система Испании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:56, доклад

Краткое описание

Испания — конституционная монархия. Глава государства — король. В настоящее время — Хуан Карлос I. Законодательный орган двухпалатный парламент — Генеральные кóртесы (Kонгресс депутатов и Сенат). Состоит из Сената (259 мест — одни депутаты избираются прямым всеобщим голосованием, другие — назначаются законодательными органами провинций; все сенаторы избираются на 4-летний срок) и Конгресса Депутатов (350 мест — избираются по партийным спискам на 4-летний срок). Исполнительную власть возглавляет премьер-министр — лидер партии, набравшей большинство голосов на выборах в парламент.

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательная система Испании.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Избирательная система  Испании

Боброва Е.С., 505 группа

 

 

 

Испания — конституционная монархия. Глава государства — король. В настоящее время — Хуан Карлос I. Законодательный орган двухпалатный парламент — Генеральные кóртесы (Kонгресс депутатов и Сенат). Состоит из Сената (259 мест — одни депутаты избираются прямым всеобщим голосованием, другие — назначаются законодательными органами провинций; все сенаторы избираются на 4-летний срок) и Конгресса Депутатов (350 мест — избираются по партийным спискам на 4-летний срок). Исполнительную власть возглавляет премьер-министр — лидер партии, набравшей большинство голосов на выборах в парламент.

Партии

  • Народная партия Испании,
  • Испанская социалистическая рабочая партия, ИСРП,
  • Коммунистическая партия,
  • Регионалисты.

К крупным региональным партиям  можно отнести каталонский блок Конвергенция и Союз, каталонскую партию «Эскерра републикана», БНП, Канарскую коалицию.

События

9 марта 2008 г. прошли парламентские выборы в Испании. На выборах одержала победу Испанская социалистическая рабочая партия[12]. В соответствии с результатами выборов, Испанская социалистическая рабочая партия получила 168 мест в парламенте, её основной соперник — консервативная Народная партия получила 154 места. Оставшиеся места (всего в парламенте 350 мест) поделили между собой ещё восемь партий, в основном региональные. Коммунисты и «зелёные» из Объединенной левой коалиции снизили свое присутствие в парламенте с пяти до трёх депутатов. Так, заявил лидер ИСРП, премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро (Jose Luis Rodriguez Zapatero):  В выборах, на которых баллотировались кандидаты от 92 партий, приняли участие 75 % избирателей.  20 ноября 2011 года прошли досрочные парламентские выборы, где победила Народная Партия (Partido Popular) во главе с Мариано Рахоем (Mariano Rajoy), получив 186 из 350 мест в нижней палате. В декабре Мариано Рахой вступил в должность премьер-министра Испании. Главная цель нового правительства — выведение Испании из затяжного финансового кризиса

Историческая предпосылка

Избирательная система Испании имеет долгую историю. Она восходит к началу 19го столетия и связывается с чрезвычайными обстоятельствами, возникшими в результате вторжения в страну армии Наполеона. Образовавшийся в те годы политический вакуум открыл путь созыву национальной ассамблеи (Кортесы) Центральным Советом (Хунта) – лидерами сопротивления – в Андалузском городе Кадисе.  Депутаты, которые собрались со всех регионов епархиальной Испании и из заграницы, были избраны на основе общенародного голосования (в соответствии с «инструкциями по выбору депутатов» от 1810 года, которые прилагались к объявлению о данной ассамблее и явились своего рода зародышем закона о выборах). Данная Ассамблея, на своей первой встрече, объявила себя суверенным и учредительным органом, став, таким образом, первым современным парламентом в истории Испании. Он прекратил свое существование с принятием Конституции в 1812 году. Совершенно очевидно, что текст Конституции пронизан либеральным мышлением (термин «либеральный», применим к политике, берет свое начало! в названии группы прогрессивных депутатов в парламенте Кадиса), и для испанского народа всегда был символом политической свободы. При разработке этой первой Конституции на испанском языке, которая вобрала в себя многие идеи Французской революции и смоделирована по типу Конституции Соединенных Штатов Америки, ее авторы черпали вдохновение в старых демократических традициях испанских муниципалитетов. В конституционном тексте 1812 года последние снова приобрели свой былой статус избирательных институтов (муниципалитеты в истории и политике Испании всегда играли ключевую роль в защите свободы). 

«Кортесы Кадиса» (Кадисский парламент) всегда рассматривались как начало демократических идей и права  голоса, и не только в Испании, но во всем испанском мире. Это произошло потому, что наряду с депутатами епархиальной Испании, в разработке текста Конституции принимали участие и те, которые происходили из тогдашних Испанских провинций Америки (одна из трех групп представителей, которые встретились в Кадисе, называла себя партией «Американцев»). Некоторые из них позднее станут лидерами движения за независимость в латинской Америке. Таким образом, Конституция Кадиса не только послужила основой для последующих конституций Испании, но также послужила в качестве отправной точки для первых конституций новых независимых Латиноамериканских государств. (Вскользь мы бы могли сказать, что почти во всех странах Латинской Америки процесс становления независимости начался в борьбе с демократизацией власти в городских советах.) Интересно при этом отметить, что многие из первых законов о выборах в 19 веке в испано-язычных странах по обеим сторонам Атлантического океана в качестве общей отправной точки имели один и тот же конституционный текст. 

Основываясь на таком существенном вступлении, можно сказать, что законы, которым предстояло определять право голоса, формально появились в Испании в 1837 году, а всеобщее избирательное право было установлено в 1869 году, которое потом было закреплено законом 1907 года. Однако бурное развитие испанской истории на протяжении всего 19го столетия и части 20го предопределило неоднократные отступления и продвижения вперед в ходе осуществления демократических свобод, а, следовательно, и в функционировании избирательной системы. 

Вторая Республика, провозглашенная в 1931 году в результате муниципальных выборов, которые вынудили короля отречься от престола, также ввела право голоса для женщин. Испанские женщины, которые голосовали на Всеобщих выборах 1931 года и далее, получили такую возможность задолго до того, как это произошло в других странах Западной Европы (раньше Франции, например). Триумф Народного Фронта на выборах 1936 года, результаты которых не ставились никем под сомнение, через несколько месяцев вызвал антидемократическую реакцию и начало гражданской войны, которая продолжалась с 1936 по 1939 годы. Она закончилась победой генерала Франко, чему способствовали междоусобные конфликты республиканских сил и сильная внешняя поддержка стран с фашистским режимом. 

Общепризнанным фактом является то, что воцарение диктаторства повлекло за собой почти сорокалетний перерыв в использовании демократических прав. И тем не менее, этих почти сорока десятилетий оказалось недостаточно, как это было доказано политическим переходным периодом в Испании позже, для того, чтобы стереть из исторической памяти прошлое вообще, и накопленный столетний опыт применения избирательного законодательства в частности. В период между 1810 и 1936 годами было принято двенадцать законов о выборах, а также много других законодательных положений, в соответствии с которыми было проведено 55 парламентских выборов в Испании за этот длительный период. 

Дело в том, что еще до смерти Франко в самой Испании в интеллектуальных  кругах и среди членов демократических оппозиционных партий, которые только начали выходить из подполья, уже обсуждался и изучался вопрос о наиболее приемлемой для страны  избирательной системы. Сразу же после смерти Франко в ноябре 1975 года этот вопрос подняли средства массовой информации, и начался интенсивный процесс дебатов по поводу достоинств и недостатков как избирательной системы, функционировавшей во времена Второй Республики, а также других систем, существовавших в других странах. 

Развитие в переходном политическом периоде 

Сразу же после смерти престарелого диктатора был достигнут почти всеобщий консенсус о необходимости заключения пакта между политическими силами, включая реформистское крыло старого режима. Мирный переход необходимо было совершить путем справедливых, открытых и надежных выборов, а для этого нужна была избирательная система, которая обеспечила бы соответствующие возможности для всего широкого спектра политических партий, включая националистические партии, участвовать в конкурсе за репрезентативность в будущем парламенте. 

Год спустя после смерти Франко, в декабре 1976 года, правительство обратилось к испанскому народу с просьбой одобрить посредством всенародного референдума закон о Политической Реформе государства, избегая  разрыва со старыми институтами власти. Тем самым впервые признавался принцип всеобщего суверенитета, дававшего гражданам право выражать свою волю свободно и выбирать между политической системой, основанной на демократии, и продолжением диктаторства. В соответствии с первой альтернативой, ответ  «Да» при голосовании означал бы законность и свободный мандат созыву демократического представительного парламента, который был бы избран через шесть месяцев. Если бы в результате всенародного референдума демократия получила бы «Да», то выборы такого парламента были бы проведены на основе избирательной системы, которая также была бы одобрена. Результаты референдума были ошеломляющими. Всего лишь два процента испанского электората сказали «Нет» демократии, остальные  проголосовали «За». 

Одобренная всенародным референдумом политическая реформа сформировала двухпалатный парламент, включавший Конгресс из 350 депутатов (в основе его был представительный принцип – по одному депутату от 100.000 населения) и Сенат из 297 сенаторов (это число в последующие годы изменилось). Дебаты по поводу избирательной системы, необходимой для формирования этих палат, в основном касались двух принципиальных аспектов, которые являются основой всех избирательных систем: на каком территориальном принципе должны быть основаны избирательные округа; какую избирательную формулу следовало бы выбрать, учитывая исторический/политический контекст страны? 

Сильное историческое влияние на различные  регионы Испании означало, что  избирательная система, принятая в 1977 году, должна была сбалансировать чистый компонент «населения» (то есть, должна была определить для каждой территориальной единицы количество депутатов для избрания в соответствии с числом жителей, имеющих право голоса) с формулой, которая позволяла бы населению каждой территории иметь минимальную репрезентативность в соответствии с различным размером территории. Здесь следует отметить, что Испания является страной, для территории которой характерен большой демографический дисбаланс. Поэтому принятая избирательная система в части выделения числа мест на избирательный округ, была основана на «двух ярусной» смешанной системе пропорциональной репрезентативности, и сочетала выборы на провинциальном уровне с национальными партийными списками. 

Определение территориальных границ каждого избирательного округа было связано с делением Испании на провинции (здесь существует 50 провинций), к которым было добавлено два избирательных округа, охватывавших два Испанских города, расположенных за пределами полуострова. Распределение 350 мест в Конгрессе было сделано таким образом, чтобы каждый избирательный округ имел бы два места постоянно принадлежащие ему в соответствии с территориальным принципом деления, а оставшиеся места распределялись бы между избирательными округами в соответствии с различной численностью «населения». Такая переменная обусловливает тот факт, что при проведении выборов в разные периоды времени число депутатов, которое каждый избирательный округ имеет возможность избирать, может меняться незначительным образом. Конституция в последующем определила число депутатских мест в Конгрессе от 300 до 400. На практике, однако, начальное число в 350 парламентских мест сохраняется и до настоящего времени и делится между 52 избирательными округами  соответствии с описанной выше системой. 

Для того чтобы компенсировать последствие распределения мест среди избирательных округов в соответствии с системой «территория/население» (при которой одни кандидаты оказывались в более выгодном положении, чем другие), избирательной системой предусматривался элемент корректировки в формуле конвертации голосов в парламентские места. Системы простого большинства, такие как FPTP или TRS, которые могли еще больше усилить эффект диспропорции «двухъярусной» смешанной системы, решено было не применять. Таким образом, выбор был сделан на системе закрытых партийных списков PR, при этом для распределения мест в парламенте использовалась формула Хондта. Были введены бюллетени, состоящие из нескольких частей и содержащие закрытые списки, а также Закон Хондта о пропорциональности, которыми и руководствовались при определении числа мест на одну провинцию, хотя в таком случае определенные кандидаты также оказывались в более выгодном положении. Одновременно вводился эксклюзивный барьер для участия кандидатов в распределении мест с минимумом в три процента голосов в каждом избирательном округе. 

Система для Сената, который является палатой территориального представительства  и в настоящее время состоит  из 256 сенаторов (данное число может  быть на одну единицу больше или  меньше), имеет совершенно иную организацию, поскольку только 208 мест избираются прямым голосованием. Они определяются на основе выделения четырех мест для провинциальных избирательных округов, независимо от численности населения в этих округах. При этом избиратель может голосовать за трех кандидатов, представленных в одном бюллетене (на котором каждая политическая группа представляет трех кандидатов на выборах и имеет в своем распоряжении три рамки - графы). При системе «открытого листа» PR, например, избиратель имеет возможность голосовать за одного кандидата или за трех кандидатов от трех различных партий. Оставшаяся часть сенаторов (49 по действующему законодательству) избираются путем непрямого голосования парламентами 17 автономных регионов («Общин»). 

Что касается активного права голоса (что означает право выбирать) и пассивного права голоса (что означает иметь возможность быть избранным), то таковà избирательная система Испании предоставляет практически всем без исключения совершеннолетним гражданам (достигшим восемнадцати лет), за исключением только осужденных окончательным приговором суда или, в случае кандидатов на выборы, тех, кто выполняет определенные государственные функции (судьи, военнослужащие, высокопоставленные чиновники и т.д.) Далее, кандидаты не должны делать какой-либо финансовый вклад для участия в предвыборной гонке. Было сочтено целесообразным устранить всякую дискриминацию по финансовому признаку при выдвижении кандидатур, рискуя при этом создать предпосылки для совершения нарушений, хотя кандидатура должна выдвигаться легально зарегистрированной партией (следует отметить, что зарегистрировать политическую партию в Испании очень легко) или группой избирателей. И, наконец, что касается участия избирателя в выборах, то ему предоставлена полная свобода выбора в отношении использования своего права голоса или нет, – введение обязательного участия в выборах в контексте перехода от диктаторского режима к демократии было бы идеологическим противоречием. 

В соответствии с планируемой временной  программой, через три месяца после  конституционного референдума, первые избирательные правила (как они описаны выше) были предварительно одобрены, а еще три месяца спустя прошли всеобщие выборы, которые и определили конституционно избранный парламент. Интеграционный характер избирательной системы, описанной выше, - слишком фундаментальной для политического переходного периода,  чтобы она оказалась действительно жизненной, - несмотря на недостатки, которые, впрочем, можно найти в любой избирательной системе, был подтвержден тем фактом, что правые, и центристы, и социалисты, и коммунисты, а также Баскские и Каталонские националисты, получили представительство в парламенте в соответствии с их ожиданиями. Такой парламентский плюрализм, достигнутый без излишней фрагментации, который отражал большие идеологические течения внутри страны, имел фундаментальное значение для достижения реального консенсуса по тексту Конституции. Сложный процесс ее подготовки занял более года, однако, без сомнения, с точки зрения компаративного закона, его можно считать по многим аспектам одним  из наиболее прогрессивных в мире. 

Информация о работе Избирательная система Испании