Избирательная кампания и ее основные этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:28, доклад

Краткое описание

Все усилия в избирательной кампании направлены на оптимальное использование имеющихся ресурсов для усиления преимуществ кандидата и нейтрализации сильных сторон его оппонентов. В процессе избирательной кампании происходит:
— формирование группы сторонников и стимулирование их активности в день выборов; — привлечение на свою сторону людей, которые будут голосовать, но еще не определились за кого; — ослабление позиций оппонентов и внесение сомнений и разногласий в лагерь их сторонников (контрпропаганда).

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательная кампания и ее основные этапы.docx

— 28.94 Кб (Скачать файл)

Избирательная кампания и ее основные этапы

Избирательная кампания (от франц. campagne – поход) – это деятельность по подготовке и проведению выборов:                                   1) версия №1: избирательная кампания = предвыборная агитация (второй + третий + четвёртый этапы избирательного процесса);                                                                             2) версия №2: избирательная кампания = весь избирательный процесс.

Все усилия в  избирательной кампании направлены на оптимальное использование имеющихся  ресурсов для усиления преимуществ  кандидата и нейтрализации сильных  сторон его оппонентов. В процессе избирательной кампании происходит:

— формирование группы сторонников и стимулирование их активности в день выборов; — привлечение на свою сторону людей, которые будут голосовать, но еще не определились за кого;                                                                                                                              — ослабление позиций оппонентов и внесение сомнений и разногласий в лагерь их сторонников (контрпропаганда).

Главное действующее  лицо избирательной кампании -- кандидат в депутаты на конкретную выборную должность. Характер избирательной кампании предусматривает совместную работу коллектива людей (команды), которые вместе с кандидатом преодолевают путь к поставленной цели. Чем больше людей заинтересовано в победе кандидата, тем вероятнее эта победа. Каждая избирательная кампания не похожа на остальные. Уникальность кампании определяют три составляющие:

1) личность кандидата -- его способности, опыт, образование, взгляды, характер и темперамент, а также его связи и обязательства;

2) специфика  момента -- географические и демографические особенности округа, степень урбанизации, наличие и специфика средств массовой информации, число добровольных помощников, возможности финансирования и т. п.;

3) стратегия  избирательной кампании -- политические  цели, тема, направленность, график, бюджет, тактика.

По целям избирательные компании можно разделить следующим образом:              а) цель компании - участие, а не победа;                                              б) цель компании - достижение частичной, относительно полной или абсолютной победы. В первом варианте участие в предвыборной борьбе кандидата или общественного объединения ставит своей задачей не достижение победы, (шансы на которую в силу тех или иных причин минимальны), а обозначения себя на политической арене как субъекта политической борьбы. В качестве примера решения именно такой задачи можно привести В. Жириновского в президентских выборах в России в 1991г. Никаких шансов победить у него не было, важно было другое - ярко и громко заявить о себе, стать видной политической фигурой. Поставленная цель была полностью достигнута - вся страна и весь мир узнали до этого никому неизвестного рядового гражданина, который стал бесспорным лидером партии. Определённые круги стали делать на него ставку, содействуя дальнейшему продвижению и укреплению его в политическом истэблишменте. Второй вариант нацелен только на победу. Что касается конкретного кандидата, баллотирующегося в представительные органы власти, то у него интерпретация победы однозначна. В отношении партии и общественных объединений граждан, интерпретация победы не столь однозначна, как для конкретного человека. Так, для образовавшейся всего за несколько месяцев до выборов партии, ещё не успевшей создать свою инфраструктуру и прочно обозначиться в глазах избирателей, победой будет являться проведение незначительного количества депутатов в соответствующие органы власти. Примером такой победы служит преодоление 5% барьера партией зелёных в ФРГ в 80-х годах.

 Средняя продолжительность избирательной кампании - три недели - месяц, но в некоторых странах она длится больше (США, Великобритания). Дата начала избирательной кампании зависит от даты, на которую назначен день выборов (голосования). Эта дата в одних случаях раз и навсегда определена законом (например, дата президентских выборов в США), в других - дату выборов назначает глава государства или парламент. Избирательная кампания завершается, как правило, в день, предшествующий дню голосования. «Нулевой» этап. На этом этапе ведутся переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании, о гонорарах. Совместными усилиями выбирается округ. Для кандидата не лишним было бы заранее провести «разведку на местности», организовать социологическое исследование, собрать сведения о наиболее вероятных претендентах на победу. На этом этапе также подбирается команда, которая будет работать на выборах. Для этапа характерны большая степень неопределенности. Темп работ низкий, поскольку единственная работа этапа - это переговоры. Подготовительный этап или период «раскачки». На этом этапе осуществляется выезд на место команды политконсультантов. Немало сил занимает решение бытовых вопросов и вопросов размещения, аренды помещения под штаб и районные офисы. Необходимо обеспечить организующийся штаб команды и офисы оргтехникой, компьютерами, мобильной связью. Начинается набор работников штаба: шоферов, разносчиков, агитаторов и т.д. Организуется сбор подписей в поддержку кандидата и проходит его регистрация. Работники штаба организуют контакты с типографиями, средствами массовой информации. Результатами этапа будут налаженная инфраструктура и структура штаба, план работы на всю кампанию и регистрация кандидата. Этап достаточно суматошный, суетливый. Этап плановой работы. На этом этапе осуществляется основная агитационная работа, выпуск и распространение агитационно-печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т.д. Для этапа характерны высокая интенсивность работ, максимальная степень контроля над избирательным процессом. «Финишная прямая». Самое нервное время. Кампания выходит на финишную прямую. Резко возрастает необходимость оперативно реагировать на изменение ситуации. Информационный поток, воздействующий на избирателей, значительно увеличивается. Просыпаются даже те кандидаты, которые до этого «спали». Для этапа характерны возросшая интенсивность работы и их хаотичность, нервозная обстановка в штабе. Отчетный этап. Результаты уже известны, сделано всё, что было запланировано. Следующие несколько дней после подсчета голосов будут потрачены на то, чтобы написать отчеты (в том числе, и финансовый отчет в избирательную комиссию). На этом этапе неплохо также проанализировать ошибки в стратегии и тактике предвыборной борьбы.

 

Понятие избирательного права. Активное и пассивное избирательное  право. Основные принципы избирательного права.

В большинстве современных  государств выборы являются неотъемлемым элементом общественно-политической жизни. От их характера во многом зависит степень демократизма политического режима. В современных демократических государствах выборы представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных принципов. Участие в выборах представляет собой важнейшее средство, с помощью которого избиратели имеют право и возможность осуществлять контроль (прямо или косвенно) за формированием и деятельностью как законодательных, так и исполнительных органов власти (президента, парламента, правительства), органов местного самоуправления, определенной категории должностных лиц, получающих свой пост в результате выборов. Избира́тельное пра́во — юридическое понятие, имеющее два основных значения:

Объективное избирательное  право — подотрасль конституционного права, состоящая из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования выборных органов власти (или избирательное право в широком смысле);

Субъективное избирательное  право — право граждан страны, избирать и быть избранными (или  избирательное право в узком  смысле).

Избирательное право в  другом отношении разделяется на активное и пассивное. Активное избирательное право — это право граждан избирать, т.е. голосовать за или против той или иной из кандидатур, части из них или всех кандидатов, при выборах государственных органов (парламента, главы государства, губернатора и др.), органов местного самоуправления или при отзыве членов и руководителей соответствующих выборных органов. Пассивное избирательное право — это право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Большинство граждан страны обладает как активным, так и пассивным избирательным правом. Но это имеет место не всегда, ибо не всякий, кто обладает активным избирательным пра­вом, обладает и пассивным. Это имеет место прежде всего потому, что обычно граждане получают активное избирательное право раньше (чаще всего по достижении гражданином совершеннолетия, т.е. 18-лет­него возраста), чем пассивное, которое приобретается на несколько, а иногда и на 10—15 и более лет позже. Так, для того чтобы быть избран­ным президентом США, Португалии, Румынии и др. кандидат должен достичь 35-летнего возраста, а президентом Италии — 50-летнего воз­раста. Считается, что благодаря такому возрастному цензу обеспечивается приход к управлению страной людей, обладающих большим жизненным опытом и способных принимать взвешенные и оправданные решения. Принципы избирательного права фиксируют основополагающие начала, на которых базируется весь механизм правового регулирования конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Они не только лежат в основе законодательства о выборах, но и служат главным критерием законности и правомерности действий избирателей, кандидатов, избирательных объединений, избирательных комиссий и других участников выборов, свидетельствуют о приоритетах правового регулирования отношений, связанных с осуществлением и защитой избирательных прав граждан.

Юридическое закрепление  принципов избирательного права  находит отражение в Конституции  РФ, федеральных законах, конституциях (уставах) и законах субъектов  Федерации, а также в нормах международного права. Выделяются две группы принципов. Критерием их разграничения является целевое предназначение в регулировании  избирательных отношений, вследствие чего первую группу образуют принципы участия российских граждан в  выборах, а вторую — принципы организации  и проведения выборов. 1. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми. Всеобщность означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть невозможность отстранения от выборов каких-либо граждан или групп населения.

2. Прямое и непрямое избирательное право. Применение принципов прямого и непрямого избирательного права или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа. Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность.

3. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного права обеспечивается, прежде всего, наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов.

4. Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля над волеизъявлением избирателя. Смысл его в гарантии полной свободы этого волеизъявления.

5. Принципы свободного участия в выборах и обязательный вотум связаны с активным избирательным правом.

Принцип свободных выборов  означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном  процессе, а если участвовать, то в  какой мере. Отсюда вытекает, что  при определении результатов  выборов не следует принимать  во внимание, какой процент избирателей  проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись.

6. Периодичность проведения выборов. Данный принцип наряду с другими закреплен в Декларации «О критериях свободных и справедливых выборов», принятой в 1994 году на 154 сессии Совета Межпарламентского союза.

 

 

Основные характеристики президентских и парламентских  выборов в России

В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает  Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о  назначении выборов должно быть принято  не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным положением, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. Избиратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата. О месте и времени проведения собрания группы избирателей должна быть оповещена Центральная избирательная комиссия Российской Федерации либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется проведение указанного собрания. В ходатайстве о регистрации группы избирателей указываются:

1) фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, основное  место работы или службы, занимаемая  должность (в случае отсутствия  основного места работы или  службы - род занятий), адрес места  жительства, гражданство, срок проживания  на территории Российской Федерации  кандидата;

2) фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место  работы или службы, занимаемая  должность (в случае отсутствия  основного места работы или  службы - род занятий), адрес места  жительства, гражданство, серия,  номер и дата выдачи паспорта  или документа, заменяющего паспорт  гражданина, каждого члена группы  избирателей.

Территория РФ на время  выборов делится на одномандатные  избирательные округа, а в своей  совокупности составляет единый федеральный  избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки. Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых является Центральная избирательная комиссия. Избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т. п. Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов. Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Парламентские выборы.

Выборы депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации - процедура всеобщего, прямого  и тайного голосования по определению 450 депутатов ГД РФ на ближайшие 5 лет. Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.

Выдвижение кандидатов в  составе федеральных списков  кандидатов осуществляется политическими  партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95‑ФЗ "О политических партиях" право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.

Информация о работе Избирательная кампания и ее основные этапы