Идеология фашизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 03:09, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования выступает фашизм как политическая идеология. Предмет исследования – идеологические принципы фашизма в модификации итальянского фашизма и германского национал-социализма. Методологической и теоретической основой исследования являются принцип историзма, а также системный и структурно-функциональный подход к рассмотрению изучаемых фактов и явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Кроме общих методологических принципов были использованы и конкретные методы проведения политико-исторического исследования: общелогические и традиционно специальные политологические.

Содержание

Введение…….…………………………………………………………………….3
Глава 1. Причины возникновения идеологии фашизма……………………….6
Глава 2. Базовые идеологические принципы фашизма…..…………………...10
Глава 3. Сравнительный анализ идеологии итальянского фашизма и Германского национал-социализма……17
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………….………………………..30

Вложенные файлы: 7 файлов

Введение.doc

— 33.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Глава 2.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)


Глава 2. Базовые идеологические принципы фашизма

 

         Фашизм (от итальянского fascio-пучок, связка, объединение) − праворадикальное политическое движение и идеологическое течение, отрицающее как либеральные, так и социалистические ценности. Является одной из основных разновидностей тоталитаризма, однако вполне терпим к частной собственности. Его отличают шовинистский национализм, антисемитизм,  расизм и агрессивность во внешней политике.    

«Классические»  образцы фашизма − это итальянский фашизм и немецкий нацизм. Главное отличительное качество фашизма − воинствующий антикоммунизм, сдобренный самой разнузданной социальной и националистической демагогией. При всей пестроте и сложности классового состава фашистского движения определяющим является его антипролетарский характер. Фашизм − непосредственная реакция всего антипролетарского фронта на надвигающуюся социалистическую революцию в условиях развала или кризиса буржуазного государства, разброда в господствующем классе, социальной истерии во всех слоях общества. Установление фашизма представляет собой коренной переворот, приводящий к полному и окончательному уничтожению буржуазной демократии самой буржуазией, поскольку социальная база ее диктатуры распалась[4,с.23-47].

При установлении фашизма не происходит изменения классовой сущности государственной власти, не меняется и характер общественно-экономического строя. При установлении фашизма к власти приходит самая реакционная часть буржуазии, которая устанавливает режим прямого произвола и беззакония. Будучи порождением эпохи общего кризиса капитализма, фашизм представляет собой открыто террористическую диктатуру наиболее реакционных и шовинистических элементов финансового капитала. Отличает фашизм от прочих тоталитарных режимов, прежде всего, проповедь «национального социализма», при котором также ликвидируется буржуазная демократия, но делается это без «теоретического обоснования» и не под «социалистическими» лозунгами. Это связано с тем, что понимание социализма у фашистов было весьма специфическое. Муссолини видел в нем великий акт разрушения[3,с.45], а Гитлер − полную приверженность идеям нации[6,с.369]. Но надо отметить, что исходя в основном из демагогических соображений, фашизм сделал упор на популярные в 20-30-х гг. ХХ в. идеи социализма.

Итак, к базовым принципам фашистской идеологии можно отнести следующие фундаментальные положения:

  • Консервативная революция, сущность которой заключается в ликвидации «прогнившего» либерального порядка, который привёл страну в состояние экономического кризиса и пролетарско-революционной ситуации. Консервативная революция − путь, по которому страна вернётся к своему былому историческому величию. Фашистская революционность, особая, исходящая из необходимости “порядка, дисциплины, повиновения моральным заповедям Отечества”[5,с.137].
  • Тоталитарное государство. Муссолини заявил, что партия которая управляет тоталитарно − «новый факт в истории», аналогии и сравнения здесь неуместны. Государство подчиняет себе общество, уничтожает его гражданские основания, подвергнув огосударствлению все стороны его жизни вплоть до частных (даже интимных) отношений[1,с.64-78].
  • Идея нации. Национальное возрождение возможно только в рамках тоталитарного государства, в котором национальные интересы являются определяющими. Нация «абсолют», единое целое. «Государство воспитывает граждан в гражданских добродетелях, оно дает им сознание своей миссии и побуждает их к единению, гармонизирует интересы по принципу справедливости; обеспечивает преемственность завоеваний мысли в области знания, искусства, права, солидарности; возносит людей от элементарной, примитивной жизни к высотам человеческой мощи, то есть к империи; хранит для будущих веков имена погибших за его неприкосновенность и во имя повиновения его законам; ставит примером и возвеличивает для будущих поколений вождей, увеличивших его территорию; гениев, его прославивших»[9,с.160].
  • Идея «нового порядка». Установление порядка национального процветания и социальной справедливости требует формирование и «нового» человека, преданного «всем сердцем» государству и нации.
  • Отрицание классового антагонизма. Фашисты утверждали, что это идея борьбы и соперничества классов не более, чем выдумка либералов, «раздутая» марксистами. Идея классовости в своей сущности противоречит  идеи единства немецкой нации.
  • Антипарламентаризм и антимногопартийность. С точки зрения фашистской идеологии парламентаризм приводит к нездоровым последствиям для общества, т.к. разделения государственной власти между группами «мошенников», которые стараются реализовать свои частные интересы, вызывают политическую нестабильность. Одновременно настоящими интересами нации грубо пренебрегают. В общем говоря, такое  явление недопустимо, т.к. оно всё равно, что «дробление души нации». «Нет ни одного принципа, столь же лживого, как парламентаризм»−писал Гитлер[6,с.18].Может быть лишь одна партия, которая сливается с нацией в единое движение и монополизирует власть, остальные должны быть запрещены и уничтожены.
  • Запрет профсоюзов. Профсоюзы выражают интересы исключительно рабочего класса, но рабочие, в первую очередь, граждане своей страны. Они обязаны сотрудничать с согражданами, которые не являются рабочими, и не могут допускать выступления против своих же соотечественников.
  • Антикоммунизм. Борьба с коммунистами проходила как непосредственно на территории фашистских государств (где коммунистические партии уничтожались и запрещались), так и имела интернациональную направленность, в первую очередь на «родину коммунизма» в СССР. Нацисты частично определили свои намерения и задачи по поводу этой страны в политическом, идеологическом и стратегическом документе − «Drag Nach Osten»[4,с.49-74].Своё отношение и взгляд на коммунистов А.Гитлер выразил так: «Буквально всё затаптывали они в грязь …Нацию, поскольку та считалась порождением капиталистических классов; Отечество, поскольку считали его орудием буржуазии для эксплуатации рабочего класса; власть закона − поскольку для них это был средство держать пролетариат в узде; религию, которую считали средством одурманивания народа для последующего закабаления; мораль − как символ тупой и рабской покорности»[6,с.284].
  • Непризнание Версальской системы. Данный пункт в первую очередь касается нацистской Германии, но также затрагивает интересы и фашистской Италии. Условием по Версальскому мирному договору о запрете иметь армию, выплате репараций, а также введения демилитаризованной зоны, нацисты сначала пренебрегли, а затем и нарушили. Однако Франция и Англия позволили Германии такой поведение и не оказали противодействия, надеясь направить нарастающую агрессию на неблагонадёжный СССР[14,с.163-205].
  • Национализм, расизм, антисемитизм. Фашисты выработали радикальную степень национализма, суть которой в том, что нация «сильная духом и волей» обязана подчинять себе другие нации и увеличивать собственное жизненное пространство. Вводились такие понятия как «чистота крови», «высшая раса», на основании которых строились планы по всемирному господству и превращению части низших рас в рабов: «эти народы имеют одно-единственное оправдание своего существования — быть полезными для нас в экономическом отношении»[6,с.58], остальные подлежали истребле-нию:  «Мы должны развивать технику обезлюживания. Если вы спросите меня, что я понимаю под обезлюживанием, я скажу, что имею в виду устранение целых расовых единиц. Конечно, я имею право устранить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви»[6,с.60]. Идеологический антисемитизм выразился на практике массовым геноцидом евреев − Холокостом, т.к. евреи были признаны источником капитализма, марксизма и обвинены во всех негативных их проявлениях   (безработице, инфляции, революции): «Если евреи с помощью своей марксистской веры завоюют народы мира, венцу ему станет погребальный венок для человечества»[6,с.12] − считал Гитлер, а также указывалось на стремление евреев «денациализировать, за счёт вырождения» представителей «высшей расы». Таким образом, очевидно, что принципы национализма,  расизма и  антисемитизма неотделимо срослись и перевоплотились в понятие совершенно новое и ультрарадикальное.
  • Экспансионизм. С первых дней власти фашисты и нацисты стали готовиться к «большой войне», которая должна была обеспечить германской и итальянской нации господство над всем миром. Наращивание военной мощи происходило огромными темпами. Милитаризация заполняла все сферы жизни. Идея войны как проявления силы нации, и её предназначения абсолютно чётко прослеживается в выступлениях и Гитлера, и Муссолини. «Война − признак жизненной силы нации, смысл истории»[9,с.203] провозгласил в своей «Доктрине фашизма» дуче. А фюрер в «Майн Кампф» написал: «Кто хочет жить тот должен бороться; кто не желает бороться в этом мире, где вечная борьба является законом жизни, не имеет права на существование»[6,с.193].
  • Коммунитарианизм. Смысл данной идеи заключается в том, что индивид и общество совершенно не разделимы, а государство-это и есть общество, соответственно не существует прав и интересов личности вне государства. Все интересы индивид может и должен реализовать только через коммунитарное, общее. Для осуществления такого подхода нужно начать воспитывать «нового человека», интересы которого будут совпадать с интересами нации и государства. В первую очередь, коммунитарианизм обращается к экономической сфере, где общенациональные цели в экономики должны разделяться каждым индивидом,  направляясь и подчиняясь лидеру партии[16,с.167].
  • Вождизм. Фашизм построен на харизматическом принципе − на вождизме. Верховенство фюрера, дуче есть воплощение расового национального и народного духа. Вождь обладает неограниченной властью по отношению ко всем подчиненным. Он символ величия и единства нации. Около вождя сплачиваются целые социальные группы, благодаря чему он умело манипулирует и руководит ими для мобилизации нации и решения острых проблем.

Подводя итог этой главе, следует отметить, что фашистская идеология имеет ряд специфических черт, которые в совокупности позволяют определить её следующим образом: во-первых, это наличие четкого различения идеологии правящих верхов и масс. Элитарность верхов оправдывалась, в том числе, и биологическими аргументами. Идеология масс строилась преимущественно на принципах народности, социальной справедливости, защиты интересов трудящихся, т.е. содержала в себе многие элементы популизма. Во-вторых, фашизму свойственны воинствующий иррационализм, ненависть ко всякому теоретизированию (за исключением идеологии для верхов), предельное упрощение лозунгов и идеологических клише, неприязнь к образованности. В-третьих, он был построен на харизматическом принципе - на вождизме. Верховный вождь (дуче в Италии, фюрер в Германии) есть воплощение расового, национального и народного духа. Он обладает неограниченной властью по отношению ко всем подчиненным, включая более мелких вождей. Четвертая характеристика этой идеологии - культ грубой силы, абсолютизация силового фактора в истории, отрицание всякого гуманизма. В сочетании с расизмом и антисемитизмом культ насилия стал одной из причин развязывания самой кровопролитной войны в истории человечества и крайней жесткости по отношению к человеку [7,с.569-574].


Заключение.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Список использованных источников.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Содержание.doc

— 20.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Идеология фашизма