Даосизм как политико-правовое учение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 12:08, реферат

Краткое описание

Вот уже несколько веков подряд Восток неизменно притягивает к себе внимание многих народов. Интерес к Востоку в наши дни, когда особенно активизирован диалог мировых культур и цивилизаций, при дихотомии Восток – Запад, не просто огромен, он нарастает с каждым днем. Интерес этот всесторонен и всеобъемлющ. История и культура, человек и религия, общество и государство, наука, философия, государство и право – все это и многое другое сегодня находится в центре внимания. Столь пристальное внимание ученых связано с потребностью человека лучше разобраться в настоящем, понять причины современных ему общественных явлений, предвидеть в каком направлении они будут развиваться в дальнейшем. В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались, и будут обращаться к прошлому, к исторически апробированным положениям и принципам и ценностям.

Вложенные файлы: 1 файл

Восток.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

           Проповедуя своеобразное «равенство» перед законом, легисты поддерживали идею бесполезности и невозможности существования людей вне рамок жесточайших наказаний. Отказывались признавать наличие какой либо связи между мерой наказания и тяжестью содеянного преступления. Жестоко карать следовало, по мнению легистов, даже за малейшее нарушение приказов государя. Хань – Фэй – цзы указывал на то, что «… Гуманность, долг и милосердие недостаточны сами по себе для дела, а порядок в государстве можно водворить строгими наказаниями и серьезными взысканиями».41 Особо подчеркивал: «Тяжелые наказания указывают на то, что государь любит народ. Если наказания легки, значит государь не любит народа. Если наказания строги и народу они ясны, управляют им твердо, то государю это выгодно. Если, применяя наказания, сделать тяжелыми легкие, то легких не будет, а серьезные не наступят, это называется – наказаниями удалять наказания. Если преступление значительно, а наказание, которому подвергаются за него незначительно, то возникает беспорядок. Это называется наказаниями вызывать новые; территория такого государства обязательно уменьшится. Наказание – это единственное проявления любви».42

             Представления легизма о государстве  несколько отличались от представления предшествовавших политико-правовых учений. Легисты разработали свое учение о технике управлением властью.

           Представители легизма были носителями  интересов богатых общинников, особенно  той прослойки, которая не была  связана кровными узами с аристократией. Это было единственное политическое учение, которое в большей или меньшей степени выражало интересы торгово-ростовщических слоев и рабовладельцев.

          Легисты, как и конфуцианцы, выступали  за укрепление центральной власти  мудрого и добродетельного государя  и были против междоусобиц знати, а также против падения нравов. Но, в отличии от конфуцианцев, требовавших сохранения и восстановления былого влияния знати и традиций, легисты выступали за решительное сокращение влияния родовой знати и за безоговорочную абсолютную власть государя и писанного закона. Так в книге «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»), принадлежащей Шан Яну, повествуется о том, что в области управления необходимо сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя «умный правитель – говорится в трактате, - не потворствует смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок».43 По мнению сторонников этого учения, успеха в политике достигает только тот, кто узнает обстановку в стране и использует точные расчеты. Они придавали большое значение обобщению опыта предшествующих правителей, экономическому обеспечению политики.

           В своем учении легисты выделяли  шесть «паразитов», к которым  относились ли, музыка, Ши цзын, почитание  старых порядков, братский долг, нежелание воевать. Если в стране имеются подобные «паразиты», то правитель не сможет заставить людей обрабатывать землю и воевать. Государство непременно обеднеет и будет расчленено. «Если государством управляют при помощи добродетельных методов, в нем непременно появится масса преступников».44  

           В Древнем Китае был очень  высок престиж чиновничества, которые  были призваны заботиться о  народе и направлять его в  сторону добра. Социальная значимость  и престиж чиновничества определял  государственный аппарат. По сравнению с государственными аппаратами других древневосточных государств, этот аппарат отличался и многочисленностью, и большим объемом полномочий, он включал в себя ряд ведомств: финансовое, ведомство правительственного двора, военное, судебное, дворцовой стражи и многие другие. Чиновники центрального аппарата назначались правителем – государем, который был и высшим судьей и стоял во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата. Когда к чиновнику обращались за разъяснением какого – либо закона или предписания, чиновник обязан был дать четкий и ясный ответ на заданный вопрос. В «Книге правителя области Шан» предполагалось приговаривать к смертной казне без права на помилование тех чиновников, кто осмелился нарушить текст закона или предписания, или изменить текст, соскоблив или добавив иероглифы. Шан Ян настаивал на том, чтобы подлинный экземпляр законов и предписаний хранился во дворце сына Неба. Права или обязанности чиновников и должностных лиц должны быть закреплены, в противном случае, это открывало путь к смуте, закрепление – это некий путь к порядку. Сам правитель должен относиться ко всем чиновникам одинаково. «Когда правитель справедлив к нелюбимым и не делает поблажки любимцам, сановники не могут скрыть что – либо о т правителя, а подданные обмануть его».45 «Если закон обязателен для всех чиновники не могут совершить преступлений»46 - если же все - таки чиновник совершил должностное преступление и, чтобы освободиться от коллективной ответственности, кто – нибудь сообщит правителю, то этот человек, не зависимо от того является ли сообщивший знатным человеком или человеком низкого происхождения, он полностью наследует должность, ранг знатности, поля и жалования того чиновника.       

           Таким образом, легистами нередко рассматривался и вопрос вознаграждений или вопрос о награде, о стимулах должного поведения. Награда и жалование должны были соответствовать заслугам.

          Правовые учения легистов оказались  весьма жизнеспособными. Благодаря  реформам и правовому учению легиста Шан Яна захолустное царство Цинь смогло быстро окрепнуть. При правители Цинь Ши – хуанди царство Цинь усилилось, и, разгромив всех своих соперников, сумело объединить в 221 г. до н.э. весь Китай. Ко II веку до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения, как конфуцианства, так и легизма.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Заключение.

 

          Долгая история традиционного китайского права, занявшая четыре тысячелетия, включает в себя два основных этапа – древность и средневековье, граница между которыми приходится на X в.  При этом источники права Древнего Китая, на каждом из них, имели свои особенности.

           В свою очередь в развитии права Древнего Китая выделяют три этапа. На первом этапе в VI в до н.э., создает свое учение Лао – цзы и излагает его в своем произведении «Дао дэ цзын» или «Книге о Дао и дэ». Этот выдающийся мыслитель Китая по – своему, иначе, чем это делали традиционно – теологические толкования, объясняет сущность Дао. Для него Дао – это некое проявление «небесной воли», естественный, не зависящий даже от небесного владыки, естественный ход вещей.            

          По – новому трактовал «Волю неба» и Мо – цзы, основатель моизма. Для Мо – цзы и его последователей небо выступает в качестве некого эталона и модели для взаимоотношения людей. Моизм настаивал на признании равенства всех людей. Огромная роль в моизме отводится вопросам государственного управления. Для Мо –цзы основа управления – это почитание мудрости.

            Однако ни легизм, ни моизм, как, в прочим, и другие, политико –  правовые учения, хотя они и  являлись весьма влиятельными  учениями, не смогли исполнить  ту своеобразную роль, как конфуцианство  и легизм. Именно с именами их основателей, с Конфуцием и Шан Яном, благодаря их правовым концепциям и догматам связано поступательное развитие китайского права, его идейных основ, принципов и институтов.

           Учение Конфуция сыграло фундаментальную роль во всей политико-правовой мысли Китая, а так же в таких государствах как, Вьетнам, Корея и Япония. Правовые взгляды Конфуция изложены в книге «Лунь юй», составленной его учениками на протяжении многих веков, эта книга оказала значительное влияние на мировоззрение и образ жизни китайцев. В России это произведение в полном виде появилась только однажды в 1910 году в переводе П.С. Попова.47 Конфуций настаивал, чтобы средством поддержания справедливого порядка был не закон, а этические нормы (ли), традиции, определяющие отношения членов китайского общества к правителю, к внутрисемейным отношениям, которые строились на почитании родителей, старших, на преклонении перед знатностью, на преданности правителю. Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально – патерналистскую концепцию государства.

           Конфуцианство в Китае было  основой основ государства и  общества. Конфуцианство привлекало  людей своим культом этического  начала, проповедью повиновения  старшим, прежде всего умершим  предкам, чья воля должна быть священной для потомков и чьи установления не должны были меняться. Вторым важнейшим обстоятельством способствовавшему успешному развитию и распространения конфуцианства было то, что последователи этого учения уделяли очень большое внимание обработке и интерпретации древних сочинений, которые использовались в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Конфуцианство также фактически оказалось основой административно – политической структуры страны. Все это, несомненно, обеспечило неуязвимость и незаменимость этого учения, и, в свою очередь, оказалось залогом прочности Китая.

            На втором этапе развития права  Древнего Китая, начиная с периода Чжаньго (V-III в. до н.э.), усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний. В этот период и было создано учение сторонников закона, или сторонников легизма. Среди тех, кто внес наибольший вклад в развитие этого учения, были по преимуществу политики – практики, реформаторы, министры и т.д., действовавшие в Лу, Цинь, Вэй и т.д. – в различных царствах Древнего Китая. Наиболее яркими представителями легизма были Ли Сы, Гуньсунь Ян, более известный как Шан Ян, Хань Фэй.

 Учение легистов  было направлено против пережитков  родовых отношений. Легисты выступали  за равенство всех перед законом. Легисты были убеждены в бесполезности и невозможности существования людей вне рамок жесточайших наказаний, и это, несомненно, было негативным моментом в правовом учении легистов. Легисты исходили из обязательности превентивных мер и коллективной, общесемейной и общеслужебной ответственности, обеспечивающих «хорошее управление», отказывались признавать существование какой – либо связи между мерой наказания и тяжестью содеянного преступником.

     В  первой китайской империи Цинь  легизм в его крайней форме  становится официальной идеологией. Придя к власти, легисты претворяют в жизнь свои правовые воззрения путем безуспешных попыток насильственного искоренения из массового сознания конфуцианских догматов с помощью преследования их носителей и уничтожения конфуцианских книг. Не желая проявлять гибкую политику в управлении государством и учитывать интересы всех индивидуумов, не имея социальной опоры, империя Цинь, вместе с легизмом, пала, уступив свое место новой империи Хань. Утверждения династии Хань – последний этап формирования древнекитайского права. (III в. до н.э. – III в. н.э.). При династии Хань на основе отказа от некоторых крайностей легизма начинается процесс синтеза легистских и конфуцианских идей. Это этап формальной победы конфуцианства. В результате идейно – теоретического симбиоза различных концепций управления и правопонимания возникло новое учение – ортодоксальное ханьское конфуцианство. В результате синтеза двух противоборствующих школ – конфуцианства и легизма, в Древнем Китае стала формироваться правовая мысль, сыгравшая значительную роль во всем последующем развитии государства и права.

Право Древнего Китая оказало значительное влияние на историю и бытие китайской цивилизации, и исключительно сильное влияние на правовую мысль Дальнего Востока.

В заключении, особо хотелось бы отметить, что в истории Китай, как и другие страны древности и средневековья, столь же часто подвергался завоеваниям. Однако в результате этих завоеваний гибла не китайская цивилизация, а культура завоевателей, которая легко растворялась в безбрежном море конфуцианства.     

 

 

 

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Авдеев В.И. История Древнего Восток / В.И. Авдеев.-Изд. 2-е, перераб. И доп.- М.: Полит. Литература, 1953. – 758с.
  2. Азаркин Н.Н. История политических и правовых учений / Н.Н. Азхаркин, В.Н. Левченко, О.В. Мартынин. – М.: Юрист, 1994.- 132с.
  3. Антропология мировой правовой мысли: В 5т, Т1: Античность. Восточные цивилизации / Рук. Науч.проекта Г.Ю. Семигин; отв.ред. Л.Р. Сюкияйнен. – М.: Мысль, 1999. – 752с.
  4. Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное государство: Введение в традиционную культуру Китая. М.: Изд. дом “Муравей”, 1998. - 287 с.
  5. Баландин Р.К. Всемирная история. 500 биографий. Знаменитые правители, полководцы, народные герои… М.: Современник, 1998. – 512с.
  6. Будда. Конфуций. Магомед. Ассизкий. Савокарола: Биагр. Очерки.- М.: Республика, 1995.- 348с.
  7. Васильев Л.С. Культура, религия, традиции в Китае / Л.С. Васильев; отв. ред. Л.П. Делюсин – М.: Наука, 1970. – 484с.
  8. Васильев Л.С. Древний Китай. Т. 1. М.: Изд. фирма “Вост. лит.” РАН, 1995. 378 с.
  9. Васильев Л.С. История религий Востока: Учеб. Пособие. – Изд. 2 -е, перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1988г. – 416с.
  10. Великие мыслители Востока: Выдающиеся мыслители, философские и религиозные произведения Китая, Индии, Японии, Кореи, исламского мира / Под ред. Я. П. Мак-Грила; Пер. с англ. Н. Барановой и др. - науч.-попул. изд. - М.: Крон-пресс, 1999. - 656 с.
  11. Всеобщая история государства и права: учебник / под ред. К.И. Батыра.- М.: Юристъ, 1998. – 456с.
  12. Вестник Древней истории: № 2 (48), 1954 / Академия наук СССР. Институт истории. - М.: Изд-во АН СССР, 1954.  - 263 с.
  13. Верхова Г.Б. История государства и права зарубежных стран в схемах и таблицах: учебное пособие / Н. Б. Верхова. - Нижний Новгород: Нижегородская правовая акад., 2009. - 72 с.
  14. Всемирная история: в 24т. / подА.Н. Бадан, И.Е. Воинич, К.М. Волчек и др. – М.: Литература, 1998. –Том 1: Каменный век. – 528с.
  15. Всемирная история : в 24т. / под ред. А.Н. Бадан, И.Е. Воинич, К.М. Волчек и др. – М.: Литература, 1998. –Том 2: Бронзовый век– 512с.
  16. Всемирная история: в 24т. / подА.Н. Бадан, И.Е. Воинич, К.М. Волчек и др. – М.: Литература, 1998. –Том 3: Век железа.- 512с.
  17. Галай, Ю. Г. История государства и права зарубежных стран: курс лекций / Ю. Г. Галай. - 2-е изд. - Нижний Новгород : Нижегородская правовая акад., 2009. - 172 с.
  18. Го Юй (Речи царств) / пер. с кит., вст. и комм. В.С. Таскина; Ан СССР. –М.: Наука, 1987. – 472с.
  19. Графский В.Г.. Всеобщая история государства и права: учебник для вузов / В. Г. Графский. - М. : Норма, 2003. - 730 с.
  20. ГриненкоГ.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: учебное пособие / Г. В. Гриненко. - М.: ЮРАЙТ, 2000. - 672 с.
  21. Дорогами тысячелетий: сб. ист. Ст. и очерков. Кн.3 / Сост. Л.В. Поспелов. – М.: Мол. Гвардия, 1989.- 268с.
  22. Иванов В.Г. История этики Древнего мира: учеб. Пособие / В.Г. Иванов. – СПБ.: Лань, 1997. – 254с.
  23. Из истории китайской философии: Становление и основные направления: (Даосизм, буддизм, неоконфуцианство): Сб. ст.-М.:ИФ АН,1978.-112 с.
  24. История Китая с древнейших времен до наших дней.- М.:Наука,1974.-534 с.
  25. История политических и правовых учений: учебник / под. ред. О.Э. Лейста; МГУ. Юрид. фак. – М.: Зерцало, 1999.- 678с.
  26. История политических и правовых учений: учебник / под ред. В.С. Нерсесянца. – Изд. 2-е. – М.: Норма- Инфра – М, 1999. – 728с.
  27. История государства и права зарубежных стран: учебник, часть 1/ под ред. Н.А. Крашенниникова, О.А. Жидкова. – М.: Инфра- Норма – М, 1997. – 480с.
  28. История государства и права зарубежных стран: конспект лекций в схемах / авт.-сост. В. П. Водопьянов. - М. : Приор-издат, 2005. - 171 с.
  29. История Древнего мира, часть 2 / под ред. Ю.С. Крумкан. – М.: Высш. шк., 1988. – 416с.
  30. История Древнего Востока / А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М. Я. Крюков, под ред. Кузнищина, Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1988. – 416с.
  31. История политических и правовых учений: XVII-XVIII вв. / Отв. ред. В.С. Нерсесянц; АН СССР. – М.: Наука, 1989. – 448с.
  32. История политических и правовых учений: Древний мир / Отв. ред. В.С. Нерсесянц; АН СССР. – М.: Наука, 1985. – 350с.
  33. История стран зарубежной Азии в средние века. М.: Наука, 1970.  – 630с.
  34. Конфуций. Уроки мудрости/ сост. вст. статья и комм. М.А. Блюменкранца – М.: Эксимо, 2004, Харьков: Фолио.- 957
  35. Конфуцианство в Китае: Проблемы теории и практики/Отв. ред. Л.П. Делюсин.-М:Наука, 1982.- 264 с.
  36. Конфуций. Беседы и суждения Конфуция./Пер. Сост., подгот., прим. Р.В. Грищенкова; Предисл. Л. С. Переломова.-СПб.:Кристалл:Терция,1999.-1119 с.
  37. Конфуций: Жизнь.Учение. Мысли. Изречения. Афоризмы/ Сост. В.В. Юрчук.-Минск:Соврем. Слово,1998.-379 с.
  38. Китай: государство и общество: сб. статей / под ред. Л.П. Делюсина, Г.Д. Сухарчук, Ю.В. Чудодеев. – М.: Наука, 1977. – 311с.
  39. Китай: Общество и государство : Сборник статей /Академия наук СССР. Институт востоковедения ; Ред. кол. : Г. Д. Сухарчук (отв. ред.) и др. -М. : Изд-во "Наука",1973. -357 с.
  40. Кривцов В.А. Эстетика даосизма.-М.:ПОО Фабула,1993.165 с.
  41. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права (VII-XIII) / Е.И. Кычанов. – Наука, 1986. – 264с.
  42. Лукьянов А.Е. Лаоцзы и Конфуций: Философия Дао.-М.: Вост. Лит.,2000.-384 с.
  43. Малявин В.В. Конфуций.-М: Мол. гвардия, 1992.-335 с.
  44. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М.: Наука., 1993.-  440 с.
  45. Переломов Л.С. Слово Конфуция. М.: Фабула, 1992.- 191 с.
  46. Рассолов, Михаил Михайлович. История политических и правовых учений: учебник / М. М. Рассолов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 431с.
  47. Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае: Избр. труды. М.: Иголи, 1993. - 315 с.
  48. Страны мира: Справочник 1999 / под общ. ред. И.С. Иванова. – М.: Республика, 1999г. – 512с.
  49. Сидихменов В.Я. Китайцы: страницы прошлого / В.Я. Сидихменов; отв. ред. Р.В. Вяткин. Изд. 2-е, испр. И доп. – М.: Наука, 1978.- 382с.
  50. Саломатин, Алексей Юрьевич. История государства и права зарубежных стран: учебно-методический комплекс / А. Ю. Саломатин. - М. : Норма, 2009. - 495 с. -
  51. Сладковский М.И. Знакомство с Китаем и китайцами.- М.:Мысль,1984-381 с.
  52. Семененко И.И. Милосердие в конфуцианском учении. М.: Знание, 1989.- 62 с.
  53. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге нового времени. – М.: Дизай. Информация. Картография/ М.: Артель, АСТ, 2000.- 448с.
  54. Торчинов Е.А. Даосизм. “Дао дэ цзин”: Пер. с кит. СПб.: Центр “Петербург, востоковедение”, 1999. - 288 с.
  55. Ударцев С.Ф. История политических учений. Древний Восток: академический курс / С. Ф. Ударцев. - СПб. : Изд-во СПб. гос. ун-та, 2007. - 664 с.
  56. Удивительные истории нашего времени и древности / Пер. с кит. И комм. В.А. Вигульса, И.Э. Циперович. – М.: Худ. Лит., 1988 г.- 479с.
  57. Ян Хин-шун.Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение.- М.-Л.: Изд-во АНСССР в Л-де, 1950.-160 с.

Информация о работе Даосизм как политико-правовое учение