Государственная символика Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:16, реферат

Краткое описание

Герб – это эмблема, являющаяся особым наследственным знаком, составленным в соответствии с законами геральдики (соединением фигур и предметов, имеющих символическое значение и выражающих историческую традицию).
В дни независимости был принят 28 января 1992 года. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных равновеликих полос: верхней - синего, нижней - желтого цветов.
Гимн.

Вложенные файлы: 1 файл

символика1.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Государственная символика Украины

Герб

Герб – это эмблема, являющаяся особым наследственным знаком, составленным в соответствии с законами геральдики (соединением фигур и  предметов, имеющих символическое  значение и выражающих историческую традицию).

Председатель Центральной рады Михаил Грушевский, как крупнейший украинский историк выступил 16 сентября 1917 года со специальной статьей в газете "Народная воля", где отмечал, что Украина никогда не имела постоянного герба, соответственно, как и постоянной государственности. К числу символов, способных выступить в этой роли, он выделял трезубец времен Киевской Руси, лук или арбалет, известный по киевским печатям XVII-XVIII века и казака с мушкетом: официальный герб и печать Войска Запорожского. По его замыслу «в центре герба должен быть золотой плуг на синем фоне, а вокруг располагаться трезубец, лев, казак с мушкетом, арбалет, вооруженный всадник на коне. Венчать эти символы должен голубь с оливковой веткой в клюве — вестник национального согласия и покоя. С двух сторон герба должны стоять «щитодержатели» — крестьянка и рабочий». В декабре 1917 года утверждается образец первого государственного кредитного билета. В его официальном описании сказано: «сетка передней части билета: состоит из волнистых линий: и в ней находятся белые отпечатки Владимирского знака». Так де-факто изображение трезубца впервые вошло в официальные документы Украинской республики. Военно-морской флот Украины принял в январе 1918 года свой флаг. На синей полосе красовался трезубец золотого цвета с крестом, который располагался на верхней средней его части. После этого, в феврале того же года Совет Министров принял решение внести в Раду закон об утверждении государственным гербом Украины «принятого Морским флотом герба Владимира Великого (без креста)», и 1 марта того же года в городе Коростене, так как в Киеве была установлена Советская власть, Рада утвердила этот герб. Автором проектов печатей – герба, обрамлённого колосьями, большого и малого гербов был художник Василий Кричевский. Затем герб сохранялся во времена гетмана Павла Скоропадского (1918): на государственной печати над казаком с мушкетом размещается трезубец, тогда же трезубец впервые стал атрибутом военной формы. После революционных событий осенью 1918 года в Австро-Венгрии и Германии и аннулирования Брестского договора на Украине укрепляется движение буржуазно-националистических партий, в результате которого устанавливается правление Директория УНР (1919-20), которая сохраняет трезубец в качестве герба. Трезубец без креста остается также на военно-морском флаге, в разных вариантах исполнения он занимает центральную часть кокард, как в Приднепровской, так и в Западноукраинских армиях и остаётся гербом после провозглашения Соборности Украины (20.01.1919) и объединения УНР и ЗУНР. Во время уже независимости Украины Большой Государственный Герб Украины представляет собой синий щит с золотистым знаком княжества Владимира (трезубец), по бокам щитоносцы: справа — казак с мушкетом (герб Войска Запорожского), слева — коронованный лев (герб Галицко-Волынского государства), над щитом — княжеский венец, под щитом — переплетенные с гроздью калины колосья пшеницы и сине-желтая лента, Малый же – это синий щит с золотым обрамлением и трезубцем посредине. Откуда же могли узнать об этом символе, и какое отношение, по мнению тогдашних правителей, этот древнейший символ мироустройства имел к Украине!?

В конце XIX века во время  раскопок в орнаменте Софийского Собора археологи впервые нашли  не встречавшееся ранее  изображение – трезубец! Затем следует ряд других находок, как-то, с изображениями птицы Рарог – сокола-огненного духа в виде хищной птицы или дракона с искрящимся телом, испускающей жар и означающей бога огня Семаргла в пантеоне князя Владимира, трезубца и схожих с ними, наиболее встречавшимся изображением оказался трезубец, который мы знаем сейчас! Он встречался на вещах воинов и на монетах князя Владимира: с одной стороны был вычеканено изображение князя, под ним написано: «Се князь Володимир, а се його срібло», а с обратной – герб-трезубец! В те времена герб использовался как оберег! Принесла его в Украину Хельга, жена киевского князя Игоря Рюриковича! Была ли Ольга по происхождению болгаркой остаётся загадкой, так как славянская транскрипция её родного города, указанного в летописи, Плескова совпадают с городом Псковом и болгарской столицей Плиска. Для моего доклада это важно, чтобы выяснить дальнейшие корни трезубца. Имя же ее варяжское. Тем не менее, я знаю, что древние племена болгаров во времена обрядов поклонения богу молнии широко использовали трезубец, который ОГНЕННЫМ носил с собой болгарский бог грома (возможно именно отсюда происходит неизвестный ранее бог Семаргл), а также сей знак присутствовал в рунах. Род княгини Ольги не был простым: она была дочерью воина-варяга, который вполне мог использовать трезубец в качестве оберега или знаться на рунах, пятнадцатой из которых была  ALGIZ (сканд. лось) – руна защиты! Тем не менее, в традиции индоевропейских присутствовали три символа мироустройства: свастика  означал гармонию и текучесть мира, трезубец  означал стабильность и плодородие, шестиконечная звезда  – идеальный символ единства, взаимосвязи этих двух символов, движения мира в целом , она сочетала в себе мужское (земное, треугольник вверх) и женское (небесное, треугольник вниз) начала, а также шесть добродетелей мира, которые должен вместить в себе человек! Свастика, кстати говоря, была очень распространённым символом наряду с крестом , но более! Так как это крест и движение, причём в левую сторону! Свастика встречалась и у славян! Для этого стоит приглядеться в орнамент вышивки на рушниках. А шестиконечная звезда – так то вообще символ, имеющий не менее древнее происхождение, чем она; и до XX столетия ни свастика не была агрессивным знаком, ни шестиконечная звезда не являлась специфически еврейским символом и не имела ни малейшего отношения к иудаизму! Выходит, в противоречие представлениям правительства УНР, которые считали, что герб – официальный знак рода Рюриковичей либо самого князя Владимира, по инициативе которого к нему был добавлен и крест, ещё до правления внука Ольги трезубец широко использовался в славянской традиции и не только! Вместе с крестом, свастикой и гексаграммой он пришёл с Древней Индии, которые все, между прочим, присутствовали на проектах Большого Герба Украины. Ольга же использовала его для обозначения границ государства после расправы с древлянами, как оберег, как официальный знак её правления, а также как клеймо на военнопленных. Послы киевского князя Игоря при составлении договора с византийцами имели свои печати с трезубцами. На время поездки в Византию Ольга приказала изобразить трезубец на её корабле. Там очень удивились: неужели и в Руси широко известен этот знак, оказывается, он имел более широкое толкование, чем представлялось Ольге. Это послужило толчком для того, чтобы сохранить трезубец во время уничтожения всех излишек ради христианства князем Владимиром. Он сохранил его в память о бабушке, но и не только о ней, но и как символ рода княжеского, которым был также некогда и двузубец, изображавшийся на печати Святослава Игоревича. Двузубец символизировал двоякую сущность власти в теократических государствах: ее светскую и духовную ипостаси. Использовался в качестве эмблемы Хазарского каганата; с двузубцем изображался владыка подземного царства Аид. В XI веке возникает новая гербовая традиция, для которой характерно использование изображений святых, покровителей князей. Так, со времен Ярослава Мудрого покровителем Киевской Руси считался Георгий Победоносец, или Змееборец (драконоборец), изображение которого также схоже с трезубцем. Во время княжеских междоусобиц трезубец был забыт как государственный символ! На землях Галицкой и Карпатской Руси, где местная знать белых хорватов благодаря позднему присоединению к Древнеукраинскому государству, еще в начале ХІІ ст. успела сформировать мощные боярские роды, известна была печать с гербом "Судкович" - стрела, расположенная в полумесяце острием кверху. Ею пользовался боярский род Судичей, который заведовал во времена правления Даниила Галицкого разработкой Коломийских месторождений соли. Она имела сходство с трезубцем и предлагалась  на герб в период правления УНР. Во времена нахождения под властью России по традиции как герб используют изображение двуглавого орла опять же имеющего сходство с гербом и имеющего шанс быть принятым в 1917 году. Второе возрождение трезубца состоялось в конце XIX – начале XX веков, а третье после официального запрета Советами, как проявление национализма, после развала Советского Союза 19 февраля 1992 года, когда был принят трезубец именно Малым Гербом Украины постановлением Верховной Рады по предложению Леонида Кравчука, так как нашлись противники, утверждающие, что трезубец использовался Семёном Петлюрой и Степаном Бандерой и является нежелательным символом. Были и противники, утверждающие, что флаг Украины является нежелательным.

До  відома

Сегодня расхожи  мнения, что

- в древности трезубец  символизировал разделение Вселенной  на небесное, земное и потустороннее

- герб означает зашифрованное  «Воля» или «Владимир»

- это символ свободы  и мира, то есть голубка, а также, что он символизирует святую троицу.

Такие мнения стали реальностью  после стеснения проявлений украинского  национализма, стремящегося к воле и православной религии и религии  вообще. Но, по моему мнению, такие  объяснения нашего национального символа слишком просты в противовес тому, что сам герб довольно замысловатый. Это не обычный трезубец Посейдона, изображение которого древние моряки помещали себе на корабли для защиты от стихии и который символизирует власть и воинственность. Единственное, что стрелы, которые указывают вверх на небеса, символизируют процесс реинкарнации (преображения, перевоплощения) да и только. Наш государственный символ состоит из множества символических частей. А многие исследователи связывают его происхождение с тем, что трезубец – это наконечник жезла, завершающегося тремя зубцами, а также орудия в виде трех острых зубцов на древке. Именно поэтому мы отправляемся в повторное путешествие за разгадкой тайны трезубца.

 

Трезубец. Часть  ІІ.

В своём докладе я  уже обращал ваше внимание на руны, то есть на руну защиты, которую вполне логично могли взять за основу нашего герба, так как чеканили его везде и видимо в целях оберега. Но привлекло моё внимание и руна, похожая на букву “R” – это руна путешествия  RAIDHO. Как ни крути, но такой символ присутствует в нашем гербе ДВАЖДЫ. Второе – это руна, схожая с буквой  “О”  INGWAZ – руна плодородия, затем  THURISAZ – великан в германской традиции,  ISA – лёд либо же стабильность, ну, и т.д. В какой-то степени выходит трезубец. Всё это видно, если смотреть на герб сегодняшний, а вот если посмотреть на герб времён Владимира – вот он – станет ясно, что здесь они не присутствуют и в помине. Кстати славянские руны я тоже пересматривал и ничего не нашёл; слог “КО” там, к примеру, выглядит во как , слог  “РУ” же вот так  и есть слог ограничения, принадлежности к определенным границам. Очень явно различается меч посередине – символ воинственности, тем не менее, в некоторых источниках утверждают, что Владимир добавил к символу и крест, по этому поводу считают, что знак трезубца символизирует очертания христианского монастыря, стоящего между двумя горами в урочище Межигорье в окрестностях Киева. Я вот сходства не нашёл. Единственное на религиозную тему скажу, что при полёте фантазии меч этот стоит на канделябре, но всё ж, возможно, – это рукоятка, весьма замысловатая, что меня смущает. Хорошо. А как же другие очертания спросил я сам себя и в очередной раз начал всё сначала. И тут вот, совершенно неожиданно для себя, изучая собственные записи эволюции языков древних, которые я конспектировал в детстве (вообще в детстве, судя по всему, я занимался более полезными вещами, чем сейчас), увидел в алфавите критского слогового линейного письма “Б” знакомые очертания трезубца, у которого имелись двое боковых «ушей», изображенных в зеркальной симметрии. Эти «уши» в нижней части имеют своеобразный изгиб, создающий выемку. Точно такие же «уши» с «выемками» обязательно присутствуют на трезубце киевского типа, а скорее, наверное, булгарского типа, ведь считается, что Киевская Русь восприняла этот герб и титул главы державы «каган» от государства-предшественника — Великой Булгарии (Урус Булгар), и преемственницей её культуры стала княгиня Ольга. При этом центральная часть, тот же самый меч, может принимать различные формы, даже простую вертикальную черту. В общем, то, что я обнаружил, а именно этот знак, почти что идентичный киевскому трезубцу, когда-то означал слог “МА”  критского линейного письма “Б”. (Первые тексты линейного письма В были найдены на Крите в 1900 г. Их обнаружил вместе с памятниками других, родственных ему, письменностей уже при начале раскопок грандиозных руин дворца в древнем городе Кноссе выдающийся английский археолог Артур Эванс. Многолетние археологические исследования Эванса привели к открытию неизвестной дотоле культуры бронзового века, датируемой III— II тыс. до н.э. Эта культура получила название "минойской" по имени упоминаемого Гомером и другими греческими авторами критского царя Миноса, в мифологическом образе которого соединились смутные воспоминания эллинов и других народов Эгеиды о древнейшем периоде истории Крита. На Крите А. Эванс, более тридцати лет продолжавший раскопки в Кноссе, нашел памятники сразу трех, явно родственных между собой видов "минойского" письма. Первый из них включал знаки, имевшие, подобно древнеегипетским иероглифам, рисуночный характер и изображавшие конкретные предметы. Эванс назвал его "критской иероглификой". Два других вида письма древних критян, со знаками обобщенных очертаний, по большей части уже утратившими прямое сходство со своими изобразительными прототипами, получили наименования "линейного письма А" , более раннего по времени бытования, и "линейного письма В".) Ранее это был знак того же критского линейного письма, но уже “А”, который также имел свою родословную. А, выстроив эволюционную цепочку развития слога “МА”, можно понять, откуда «торчат уши» у киевского трезубца, причем уши в прямом смысле слова! Оказывается, это действительно уши зверька, внешний вид которого и был когда-то принят в качестве критского иероглифа. Зверёк же, в свою очередь, как и слог “МА” символизировал богиню плодородия и был любимым символом булгар бильсага-пеласгов (переселенцев из Иделя – Поволжья.) ещё в III тыс. до н. э., когда бильсага пришли в Кара-Саклан (тюркское название Поднепровья.). Ма была малоазийской богиней, которой поклонялись также как богине производительной силы. Возможно, поэтому княгиня Хельга приказывала изображать трезубец на мечах воинов и на других предметах, возможно, главной целью трезубцев, поставленных ею у краёв державы,  было устрашение других этим знаком, функцией которого была производительная и разрушительная сила. Но это ещё не всё: есть центральная часть, есть боковая, а самая нижняя, основа, что же? Всё там же, всё в той же тетрадке находим слог “РУ” , его можно увидеть третьим снизу в представленной мной таблице, на что он похож, судите сами, а возможно это и слог “НЕ” , похожий на канделябр, или слог “РЕ” , который чем Вам не пятнадцатая руна, или слог “И”? А перевёрнутый слог “КО” (графически и фонетически соответствует греч. korys «шлем») и перевёрнутый слог “ЗА”  похожи на оставшуюся недостающую часть, чуть менее “ЗА” за счёт чёрточки. “РУ” у них тоже бывает перевёрнутым. Выходит, если сложить эти части вместе, то получается символ, имеющий какое-то явное определённое магическое значение. Пускай это будет слог “МА” плюс слог “КО” к примеру. Выходит  почти, что герб Украины, и, добавив слог “РУ” тоже, но он меня весьма смущает. Делать было бы нечего, я бы вам расшифровал, что это значит, но, пожалуй, так как это всего лишь догадки остановлюсь и на том, что слог “МА” – это разрушительная сила в то время, когда слог “КО” – это защита, как Вы уже поняли.

Флаг

В дни независимости  был принят 28 января 1992 года. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных равновеликих полос: верхней - синего, нижней - желтого цветов. Художникам хорошо известно, что зеленый цвет, символ возрождения, разлагается на голубой и желтый, и наоборот — наложение желтого и голубого дают зеленый. Тем не менее, утверждают: флаг - как пшеница в степях под голубой аркой неба, он олицетворяет извечное стремление народа к миру, труду, красоте и богатству родной земли. А почему, всё-таки, именно сине-жёлтый?! Обратимся к истории вопроса! Из моего доклада Вы уже знаете, что 22 ноября 1917 года в Киеве была провозглашена Украинская Народная Республика. 14 января 1918 года Центральная рада приняла временный закон о флаге: «Флагом военного флота Украины является полотнище из двух – синего и желтого цветов. В крыже синего цвета помещён исторический золотой трезубец с белым внутренним полем в нем. Флагом Украинского торгового флота является полотнище из двух – синего и желтого цветов». Несколько позже, 22 марта 1918 года Центральная рада одобрила желто-голубой флаг в качестве государственного флага Украины. Такие цвета, а вместе с ними и красный, были присущи росписям древних наших предков, тем же трипольцам, а также военным знамёнам наших гетманов. Вы спросите: а почему же тогда нет красного в нашем флаге. И я отвечу, что следует помнить, что между знамёнами и флагами имеется существенная разница. Знамя характеризует конкретно-индивидуальную принадлежность. Флаг – символ массовый. Появлению различных флагов – массовых символов – в странах Европы способствовало развитие мореплавания, требовавшее большого количества упрощенных опознавательных знаков. Именно флаги представляли то или иное государство, являлись его своеобразной визитной карточкой. Отсюда и иные требования к флагу, его цветам. Они должны были отражать народ в целом, не персонифицируясь с отдельными, пусть даже весьма именитыми, титулованными личностями. Индивидуальное знамя такому требованию не отвечало. К тому же красный цвет, возможно, был сугубо военным, кровопролитным. Но всё же, что интересно, наш национальный флаг имел различные оттенки своих цветов: голубого – синий (при Павле Скоропадском (именно и только при нем на государствен-ном флаге вверху стали помещать синюю) и при УССР (указом Президиума Верховного Совета УССР от 21 ноября 1949 года флаг снова стал двуцветным и к красному цвету присоединилась нижняя голубая часть)) и зелёный, и желтого – красный и оранжевый; а ”жовто-блакитним ”, как мы привыкли его называть, он фактически никогда не был: он и есть сине-жёлтым. Правительство УНР стремилось утвердить эти цвета, исходя из того, что считалось, что Владимир Святославович имел флаг голубого и золотого цветов (надо напомнить, что нашим государством проходил основной морской путь ”с варяг в греки”, и это мог быть именно флаг, а не знамя либо стяг), а гербом Галицко-Волынского княжества (князей Романовичей, Львовской земли, Русского воеводства) был золотой лев на синем фоне (просто, согласно цветам в гербе – герб на синем поле –, как утверждал Михаил Грушевский, основным цветом флага должен был стать жёлтый, и, следовательно, должен был быть сверху, и потому они его, как мы сейчас, называли ”жовто-блакитним”), но и... Большие манифестации начала XX столетия проходили и под этим знаменем в том числе (там же красовались и флаги красного цвета, означая начало революции и кровопролития, возрождения Великого Войска Запорожского и его государственности, которому, а вернее знамёнам которого, был присущ этот цвет):

А под этим лучезарным сводом

В вихре труб ликующего звона

Над свободным  радостным народом

Гордо реют красные  знамена.

Не сдержать ликующей стихии:

Не объять очами всей картины...

Вот сияют  желто – голубые

Гордо флаги  ”Вільной України”.

– говорилось в Киевской газете ”Последние новости” о губернском кооперативном съезде марта 1917 года в Киеве, ратовавшим, в частности, за «демократическую федеративную республику в России с национально-территориальной автономией Украины».

Ну, и почему именно они?!

Новый толчок развитию украинской символики дала революция 1848г. в  Австро-Венгерской империи. Головная Руськая рада, представлявшая интересы руських (украинцев), обратилась к императору Австрии Францу-Иосифу с просьбой об утверждении национального флага. В качестве проекта был предложен сине-красный флаг. Однако по настоянию императрицы-матери, красный цвет был заменен на желтый — цвет Австрии. Матушка императора Франца-Иосифа сама сшила сине-желтый флаг и послала его галичанам, отличившимся при подавлении венгерского бунта. До сих пор идут споры, почему императрица-мать выбрала такие цвета. По одной версии, они символизируют пшеницу и Дунай, по другой — навеяны изображением золотого льва на голубом поле, который украшал герб Галицко-Волынского княжества.

После провозглашения создания УНР в составе Российской Федерации  утверждение основной государственной символики — герба и флага — сопровождалось большими трудностями. Грушевский изложил при этом собственное видение: «Як найпростіше можна було б узяти за знак нової України золоті (жовті) звізди на синім тлі, по числу земель нової Української республіки». Прямо как у США, только звезды желтые, а не белые! А для революционных времен «контрреволюционное» знамя, подаренное Габсбургами галичанам за участие в подавлении революции, как символ не подходило. Но шло время, о символике договориться не могли (только график Нарбут стилизовал трезубец Рюриковичей и поместил на сторублевой банкноте), а поскольку Украина, как писал тогда Грушевский, «відновила тепер своє державне бутє, котрого позбавило її було московське насильство й лукавство, то найбільш натуральна річ для неї звернутись до тих старих державних знаків чи гербів, які вживались нею за старих часів».

2 мая 1918 г., разогнав  ЦР, к власти пришло правительство  гетмана П.Скоропадского. При  нем был изменен порядок полос  на государственном флаге: вверху стали помещать синюю. В декабре 1918 г. Гетманат Скоропадского сменила Директория (1918—1920), при которой сохранились герб-трезубец и сине-желтый флаг. 22 января 1919 г. в Киеве был провозглашен так называемый Акт соборности Украины, то есть объединения УНР и Западно-Украинской Народной Республики. В проекте Конституции УНР, разработанной Всеукраинской национальной радой в Каменец-Подольском в 1920 г., флаги описывались так: «Артикул 10. Государственными цветами Украинской Державы являются синий и желтый. Артикул 11. Флаг военного флота сине-желтый с государственным гербом золотого цвета в левом углу синей части полотнища. Флаг торгового флота сине-желтый». В декабре 1917 г. в Харькове было образовано революционное правительство Советской Украины, не признающее ЦР.1-й Всеукраинский съезд Советов собрался в Киеве, но большевистская фракция отказалась работать со сторонниками Рады, переехала в Харьков и объявила себя Iсъездом Советов Украины. На нем (11—12 (24—25) декабря 1917 г.) избрали ЦИК УНР и провозгласили Украинскую Народную Республику Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов. Флагом республики было красное полотнище с национальным желто-синим кантоном. В марте — апреле 1918 г. под давлением немецких оккупационных войск Народный Секретариат УНР Советов покинул пределы Украины. 10 марта 1919 г. в Харькове собрался 3-й съезд Советов Украины, провозгласивший создание УССР, тут же вступившей в военный союз с РСФСР. Съезд Советов принял первую Конституцию Советской Украины, в соответствии с ее 35 статьей «торговый, морской и военный флаг У.С.С.Р. состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого – у древка, наверху, помещены золотые буквы «У.С.С.Р.» или надпись «Украинская Социалистическая Советская Республика».15 января 1923 г. был опубликован образец флага: на красном поле буквы «У. С. С. Р.» (Постановление Президиума ВУЦИК об утверждении флагов, герба и печати Республики). В 1927 г. аббревиатура изменилась на «УРСР», что официально было закреплено Конституцией 1929 г. В 1937 году на флаге появилось изображение серпа и молота. Во время Великой Отечественной войны сине-желтый флаг использовался некоторыми украинскими частями, воевавшими в составе фашистско-немецких войск. В частности, дивизия СС «Галичина» имела желто-синий флаг с темно-синим трезубцем у древка. Во время германской оккупации на территории Рейхскомиссариата Украины над городскими или сельскими управами нередко поднимался флаг с цветами в последовательности: сверху жёлтый, снизу голубой. Полосы тех же цветов имелись на нарукавных повязках полицаев. Официально немецкие оккупационные власти никогда не разрешали использование украинской национальной символики, однако периодически оккупанты то смотрели на её использование сквозь пальцы, то вновь «закручивали гайки». На флаге ОУН (фракция А. Мельника) полосы располагались в традиционной последовательности: сверху голубой, снизу жёлтый. Этот же флаг использовали сторонники Т. Бульбы-Боровца. Поэтому в Советской Украине эта символика связывалась с украинским национализмом. К примеру, поэт Дмитро Павлычко в свое время писал о нынешнем державном флаге:

Информация о работе Государственная символика Украины