Выборы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:57, реферат

Краткое описание

Сравнение российской избирательной системы и направлений ее модернизации с зарубежными аналогами». Лекция Председателя ЦИК России В.Е. Чурова в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (семинар для высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), Москва, 20 ноября 2012 года. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и ученые, сотрудничающие с нами, давно занимаются сравнительным анализом мировых избирательных систем.

Вложенные файлы: 1 файл

полит.doc

— 202.37 Кб (Скачать файл)

 

4. Германия

 

Для участия в выборах в Бундестаг (с помощью голосования по почте) было зарегистрировано около 55 тыс. избирателей за рубежом. С 1985 года граждане ФРГ сохраняют за собой активное избирательное право за рубежом: в странах - членах Совета Европы неограниченно, в иных - 25 лет (до 1998 года - 10 лет). Это правило не распространяется на чиновников, служащих и военнослужащих, которые по распоряжению руководства проживают за пределами Германии, а также членов их семей (указанные лица могут голосовать без ограничения времени проживания за пределами ФРГ). Допускается голосование по почте.

 

5. Франция.

 

Зарегистрировано около 1,6 млн. зарубежных избирателей, из них в последних президентских выборах приняло участие 346 тыс. избирателей (более 20 %). Допускается голосование по почте либо с участием доверенного лица.

 

6. Италия

 

За рубежом находится около 2,9 млн. избирателей, из них в голосовании в 2006 году участие принимали 1,2 млн. человек (более 40 %). Избиратели автоматически получают избирательные бюллетени по почте из посольств и консульств (по месту регистрации), а затем направляют их в посольства и консульства, чтобы те передали их в Италию для подсчета.

 

Для зарубежных избирателей в соответствующих избирательных округах образуются специальные областные и районные избирательные бюро в качестве структурного подразделения римского городского (столичного) суда кассационной инстанции. Зарубежные избиратели избирают непосредственно 12 депутатов и 6 сенаторов.

 

7. Канада

 

По некоторым данным, за рубежом находится около 2,7 млн. граждан Канады. Голосовать за рубежом (если избиратель не является военнослужащим или государственным служащим, работающим за пределами Канады) можно в течение пяти лет. Используется голосование по почте. В случае длительного отсутствия, гражданин Канады вносится в специальный реестр избирателей.

 

В ряде государств не предусмотрено голосование граждан, находящихся за рубежом. Например, в Китае избиратели, находящиеся в день выборов за границей, не могут принимать участие в голосовании.

 

 

 

Активность (явка) избирателей

 

Российская Федерация. Средняя явка (активность) избирателей на выборах в единые дни голосования в 2006-2012 годах, то есть в течение 14 электоральных циклов, составила 42 процента. Максимальный показатель - 47 процентов - пришелся на март 2011 года, минимальный - около 36 процентов - на октябрь 2006 года.

 

Федеральные выборы в Российской Федерации традиционно демонстрируют более высокие показатели явки: в парламентских выборах в 2011 году приняли участие более 60 процентов российских избирателей, в президентских выборах в 2012 году - более 65 процентов.

 

Проведению выборов в европейских государствах далеко не всегда сопутствует высокая явка избирателей. Например, в выборах депутатов Европарламента традиционно участвует менее 50 процентов жителей Европейского союза. Зачастую этот барьер не пересекается и на выборах президента, который в ряде стран исполняет в основном представительские функции.

 

Неудивительно, что в таких условиях во многих странах явку стимулируют. Так, согласно законодательству Бельгии, участие в выборах является обязанностью подданных Королевства. Неявка избирателя на выборы без уважительной причины считается административным нарушением. На нарушителя накладывается штраф в размере от 27,50 до 55 евро в первый раз и от 55 до 137,50 евро в случае повторных уклонений от исполнения гражданской обязанности. При четырех и более случаях неявки на выборы в течение 15 лет уклонист лишается права голоса на 10 лет.

 

Самые посещаемые выборы во Франции, несомненно, президентские. На второе место по популярности среди французов стоит поставить муниципальные выборы. На выборы, которые прошли четыре года назад, явились две трети избирателей. К остальным выборам французы относятся гораздо спокойнее. Так, в июне 2012 года на парламентских выборах бюллетени в избирательные урны в первом туре опустили 57 процентов электората, а во втором 56 процентов.

 

Типичный британский обыватель скорее нейтрален к политике, нежели воодушевлен ею. Нередко доводится слышать, что определенный политический "цинизм" развился в «туманном» Альбионе как следствие размытости в программах и идеологиях трех главных противоборствующих партий. Да и немалое число политических скандалов последних лет поспособствовали тому, что в день всеобщих парламентских выборов королевские подданные обходят избирательные участки. Выборы в местные органы власти исключением из этого правила не являются. Ярким примером политической пассивности британцев стали местные выборы в мае 2012 года: на избирательный участок пришел лишь один из трех зарегистрированных избирателей. Эта явка стала худшей с 2000 года. В среднем же в1990-1999 годах выборы посетили лишь 36 процентов британцев.

 

На выборах в Верховную Раду Украины, состоявшихся 28 октября 2012 года, явка составила почти 58 процентов.

 

Следует отметить, что, за редкими исключениями, большинство европейских государств находятся приблизительно на одинаковом уровне явки избирателей на государственных и муниципальных выборах.

 

 

 

Заградительный барьер

 

В Российской Федерации динамика уровня заградительного барьера на выборах депутатов Государственной Думы варьировалась от 5 процентов в 1993-1995-1999-2003 годах до 7 процентов в 2007-2011 годах и до 5 процентов на предстоящих выборах в 2016 году. На выборах 2011 года было предусмотрено предоставление также 1-2 мандатов партиям, набравшим от 5 до 7 процентов голосов. Сохранен запрет на образование избирательных блоков.

 

Для справки. Это обеспечивало прохождение в Государственную Думу:

 

в 1993 году - из 13 участников избирательной кампании 5-процентный барьер преодолели 8;

 

в 1995 году - из 43 участников избирательной кампании 5-процентный барьер преодолели 4;

 

в 1999 году - из 26 избирательных объединений и блоков 5 процентный барьер преодолели 6;

 

в 2003 году - из 23 партий, избирательных блоков 5-процентный барьер преодолели 4;

 

в 2007 году - из 11 участников избирательной кампании 7-процентный преодолели четыре (полностью пропорциональная избирательная система);

 

в 2011 году - из 7 участников 7-процентный барьер преодолели 4 (полностью пропорциональная избирательная система).

 

 

 

Одной из первых, если, пожалуй, не первой, заградительный барьер ввела Германия на выборах в бундестаг и ландтаги. Вслед за этим барьеры были введены и во многих других странах. При этом в большинстве государств величина барьера обычно невысока от 0,67 процента- в Нидерландах до 8 процентов - в Египте, Лихтенштейне и 10 процентов - в Турции. Но для коалиции из 2-5 партий в Словакии заградительный барьер повышается с 5 до 7 процентов, в Польше заградительный барьер для коалиций составляет 8 процентов, в Чехии - 15 процентов.

 

Одновременно заградительный барьер отсутствует в Португалии, США, Великобритании, Канаде, Франции, Швеции и ряде других стран.

 

В 2007 году ПАСЕ рекомендовала государствам - членам Совета Европы устанавливать процентный барьер для парламентских выборов на уровне не выше 3 процентов.

 

1. Тенденция на повышение. В Израиле в 1992 году для выборов Кнессета барьер повышен с 1 до 1,5 процентов, с 2003 года до 2 процентов. В Латвии с 1995 года барьер повышен на выборах Сейма с 4 до 5 процентов (сохранен в 2002 году Конституционным судом). В 2002 году жертвой этого повышения стала партия «Латвийский путь», в преддверии выборов 1995 года возглавлявшая правительство и добившаяся тогда указанным повышением барьера провала на выборах в Сейм социал-демократов. C 2005 года такой же барьер введен Сеймом на выборах Рижской думы, от чего пострадала голосовавшая за его введение Партия народного согласия. С 2009 года такой же барьер введен на всех муниципальных выборах.

 

2. Переменная тенденция. На Украине с 2006 года барьер на выборах в Верховную Раду снижен с 4 до 3 процентов. Выборы 2012 года прошли с пятипроцентным барьером. Новшеством является также запрет избирательных блоков.

 

 

 

Финансирование избирательных кампаний

 

Исследование финансирования выборов одним из научных экспертов (г-н Ив-Мари Дубле) оценочной группы ГРЕКО 2 охватило не менее 22 стран.

 

Необходимый элемент для регулирования финансирования политических партий, который выделяет научный эксперт ГРЕКО в своей работе, -- это наличие установленного в законодательстве разграничения между текущим финансированием политической партии и ее финансированием в качестве участника избирательного процесса. ГРЕКО потребовала от Франции обеспечить, чтобы политические партии, которые профинансировали избирательную кампанию своего кандидата или поддержали его (ее) через СМИ, представили в компетентный надзорный орган подробные данные о своем участии, финансовом или ином, в избирательной кампании, и чтобы эти данные были проверены и стали достоянием общественности. Аналогичные рекомендации были даны Германии и Дании.

 

Избирательное законодательство в Российской Федерации, в свою очередь, наравне с текущей деятельностью политических партий, определяет правовой статус кандидатов и избирательных объединений, а также регулирует порядок финансирования их избирательных кампаний. В Российской Федерации не просто законодательно закреплены соответствующие понятия, но и обеспечена обязанность политических партий - в текущем периоде, и избирательных объединений - в рамках участия в избирательных кампаниях, представлять соответствующую отчетность.

 

В отношении пожертвований политическим партиям и их региональным отделениям ГРЕКО отмечает, что статья 12 Рекомендации 4(2003) Комитета Министров Совета Европы об общих правилах борьбы с коррупцией, касающихся вопросов финансирования политических партий и избирательных кампаний, требует, чтобы пожертвования политическим партиям регистрировались. Должны быть конкретно указаны вид и сумма пожертвований, а что касается пожертвований свыше определенной суммы, то следует указывать имя «доноров». Незначительное число государств разрешает анонимные пожертвования, в том числе Албания, Дания и Мальта.

 

Анонимные пожертвования запрещены в Российской Федерации, определены ясные критерии анонимного жертвователя, имеются и иные ограничения. Ясный, четкий характер имеет перечень источников поступления средств в избирательные фонды и жертвователей, имеющих право спонсировать избирательные кампании, определены предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды средств.

 

Оценочная группа ГРЕКО неоднократно выступала против слишком высоких пороговых значений для раскрытия информации о жертвователе. Например, такой порог в Германии представлен как избыточно высокий. Так, партии должны сообщать имя доноров в своих отчетах, если общая сумма их пожертвований в течение года превышает 10 тыс.ЕВРО. Об индивидуальных пожертвованиях, превышающих 50 тыс.ЕВРО, следует сообщать немедленно Председателю Бундестага. В Дании отчетность политической партии должна включать имена и адреса физических и юридических лиц, которые внесли пожертвования свыше 2 700 ЕВРО, однако это не касается суммы, которую внес каждый «донор» в отдельности.

 

В Российской Федерации определены сведения, подлежащие обязательному опубликованию, в том числе: о финансовых операциях по расходованию средств из соответствующего избирательного фонда при наличии количественных критериев; о юридических лицах, перечисливших средства в соответствующий избирательный фонд; о количестве граждан, внесших средства в соответствующий избирательный фонд; о средствах, возвращенных жертвователям из соответствующего избирательного фонда; об общей сумме средств, поступивших в соответствующий избирательный фонд, и об общей сумме израсходованных средств.

 

Далее. Сводный финансовый отчет политической партии размещается ЦИК России на Интернет-сайте Комиссии не позднее чем через 2 месяца со дня представления политической партией указанного отчета (и является доступным любому пользователю Интернета). Информация о результатах проверки сводных финансовых отчетов политических партий доводится до сведения соответствующих политических партий и размещается ЦИК России на указанном сайте, а также направляется для публикации в общероссийские периодические печатные издания. Ежеквартальные сведения также доступны для заинтересованных лиц на сайте ЦИК России в сети Интернет.

 

ГРЕКО призывает к единообразию в требованиях, сведениях и оформлении финансовой отчетности политических партий. Обеспокоенность была выражена в отношении регулирования в Испании, Ирландии, Норвегии, Нидерландов, Великобритании и Словакии. При изучении системы Финляндии было выяснено, что степень раскрытия информации, требуемая для составления финансовых отчетностей перед выборами, была слишком низкой, чтобы получить важную информацию.

 

В некоторых странах вообще не требуется публикация финансовой отчетности. Речь идет о таких странах, как Бельгия, Мальта (кроме деклараций, представляемых кандидатами на выборах, которые могут быть преданы гласности по требованию), а также Польша, Великобритания.

 

О контрольном механизме. В Российской Федерации такой механизм разработан, и в соответствии с компетенцией осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, ФНС, ЦИК России, соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. При ЦИК России, избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, иных избирательных комиссиях действуют контрольно-ревизионные службы, в полномочия которых в том числе входит контроль за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов референдума, проверка финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, проверка достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, доходах и их источниках.

 

В Дании такой механизм не существует. Достаточно, если руководство партии подпишет свои отчеты и направит их в парламент. Чтобы добиться ежегодного финансирования, декларации для Министерства внутренних дел (вместе с партийными отчетами и предполагаемыми расходами) должны быть просто заслушаны уполномоченным и зарегистрированным государственным аудитором. Кроме того, обязательный аудит отсутствует на Мальте и в Швеции, где только партии, добивающиеся государственного финансирования, обязаны предъявить для проверки свою отчетность.

 

ГРЕКО пришла к выводу, что государственные надзорные органы отвечают критериям независимости во Франции, Ирландии, Польше и Великобритании. Какую бы правовую форму такие надзорные органы не имели, их независимость - под вопросом, если все они будут политически ангажированы и у них не будет большого желания исполнять свои обязанности.

Информация о работе Выборы в России