Выборы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:57, реферат

Краткое описание

Сравнение российской избирательной системы и направлений ее модернизации с зарубежными аналогами». Лекция Председателя ЦИК России В.Е. Чурова в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (семинар для высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), Москва, 20 ноября 2012 года. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и ученые, сотрудничающие с нами, давно занимаются сравнительным анализом мировых избирательных систем.

Вложенные файлы: 1 файл

полит.doc

— 202.37 Кб (Скачать файл)

 

Сравнение российской избирательной системы и направлений ее модернизации с зарубежными аналогами». Лекция Председателя ЦИК России В.Е. Чурова в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (семинар для высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), Москва, 20 ноября 2012 года

 

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и ученые, сотрудничающие с нами, давно занимаются сравнительным анализом мировых избирательных систем. По этой теме уже выпущено 6 изданий серии «Современные избирательные системы», два выпуска серии «Избирательное законодательство и выборы в современном мире», в т.ч. на английском языке, издание «Международное наблюдение за выборами и референдумами», два выпуска серии «Международные избирательные стандарты», «Россия и международные избирательные стандарты» (на английском языке). Опубликованы и другие исследовательские работы.

 

Выводы, которые делают не только российские, но и зарубежные специалисты, свидетельствуют, что общих, единых международных стандартов избирательных систем не существует. И, тем не менее, сравнительный анализ всегда плодотворен, поскольку позволяет определить свое место на общем фоне и уровень «продвинутости», особенности, проблемы и достижения при организации и проведении выборов.

 

 

 

Назначение выборов

 

Российская Федерация принадлежит к числу государств с наиболее устойчивой, стабильной избирательной системой. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации проходили в установленные законом сроки. После принятия 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации лишь однажды в истории современной России (в 2000 году) Президента Российской Федерации выбирали досрочно.

 

Начиная с марта 2006 года, был осуществлен переход к двум единым дням голосования (такая система завершилась выборами 14 октября 2012 года). С 2013 года Федеральным законом установлен один единый день голосования в субъектах Российской Федерации - второе воскресенье сентября, в предстоящем году - 8 сентября.

 

А, например, в Палату депутатов Итальянской Республики в 1992-2008 гг. досрочные выборы назначались трижды. В Японии, где досрочный роспуск Палаты представителей является важным политическим инструментом, в 1993-2009 гг. выборы депутатов Палаты представителей проводились шесть раз, из них досрочно - четыре раза. По мнению ряда исследователей, правящие партии Японии стремятся провести выборы не только тогда, когда имеют шансы укрепить или максимально сохранить свои позиции на фоне внешней конъюнктуры, но и назначают выборы на наиболее благоприятный для своего электората период. Например, до недавнего времени Либерально-демократическая партия Японии стремилась распустить Палату представителей таким образом, чтобы день голосования пришелся на время, удобное для наиболее консервативно настроенной части населения (крестьян). Например, выборы назначались на время после сбора урожая или на религиозные праздники, когда население не было занято на сельскохозяйственных работах.

 

***

 

Основные направления для нынешнего этапа модернизации российской избирательной системы были сформулированы в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Эти изменения затрагивают все области политической жизни страны.

 

 

 

Требования к политическим партиям

 

В Российской Федерации к выборам депутатов Государственной Думы в 2011 году было зарегистрировано 7 политических партий. В результате была несколько ограничена возможность для политически активных граждан страны осуществить политический выбор, соответствующий их гражданской позиции, интересам, социальному статусу и т.д. Таким образом, назрел вопрос о либерализации требований к созданию политических партий. Президентом Российской Федерации в декабре 2011 года предложено снизить минимальную численность членов политических партий до 500 человек 1. Естественно было бы предположить, что число партий возрастет.

 

Отменены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях, которые должны быть образованы не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.

 

С учетом указанных изменений с 1 января 2013 года политическая партия не может быть ликвидирована в связи с недостаточной численностью членов политической партии в ее региональных отделениях. Введены и иные новации.

 

Либерализация законодательства о партиях, избирательного законодательства повысила градус политической активности. На выборах, проводившихся 14 октября 2012 года, правом участия в избирательных кампаниях в зависимости от даты опубликования решения о назначении выборов в конкретном субъекте Российской Федерации и вида выборов, обладали 28 политических партий, из них 20 - зарегистрированных в 2012 году и еще одна - изменила название. 26 политических партий воспользовались своим правом принимать участие в выборах, которые проводились 14 октября т.г. Однако действия далеко не всех из них были результативны. Тем не менее следует подчеркнуть, что новые партии отнюдь не плохо проявили себя на муниципальных выборах в ряде регионов.

 

В Минюст России было подано более 200 заявок от оргкомитетов по созданию новых политических партий. На сегодняшний день зарегистрировано 43 политических партии, из них 7 - политические старожилы, а в выборах вправе принимать участие 31 российская политическая партия.

 

По-разному решается в мировой практике вопрос о требованиях к численности членов политических партий. В Великобритании зарегистрировано более 400 политических партий. В США борьба на президентских выборах, как правило, проходит между двумя крупнейшими политическими силами США - Демократической и Республиканской партиями. Но помимо них в США действуют ещё 38 федеральных так называемых «третьих» или «малых» партий, в частности, Конституционная партия, Либертарианская партия, Партия зеленых, Партия справедливости, не считая региональных политических партий, таких как Вермонтская прогрессивная партия, а также других политических партий, как минимум, в 18 штатах.

 

Требования к регистрации партий достаточно «мягкие». Например, в Великобритании вообще не оговорен минимальный численный состав партий, в Канаде для регистрации партии необходимо 250 человек.

 

В ряде государств до сих пор не применяется регистрация политических партий в качестве юридических лиц. В Италии партии регистрируются Министерством внутренних дел только при проведении выборов и только как участники выборов; для регистрации политической партии представляется эмблема, название политической партии, список кандидатов и лицо, его возглавляющее, а также предвыборная программа. Процедура регистрации политических партий не предусмотрена и в Бельгии, где партии также не являются юридическими лицами. В Японии относительно недавно введена процедура юридической регистрации партий.

 

В ряде государств отсутствуют формальные требования к численности партий. Например, в Швеции партией фактически является любое объединение или группа избирателей, участвующая в выборах под определенным наименованием. Регистрация партий носит уведомительный характер, но для участия в выборах необходимо собрать определенное количество подписей. На выборах в Ригсдаг (парламент Швеции) - 1500 подписей избирателей. Однако подобная система приводит и к негативным последствиям. В Швеции применяется система голосования, схожая, например, с французской, - для каждой партии или кандидата выпускается отдельный бюллетень с ее наименованием (при этом бюллетень не является документом строгой отчетности). Избиратель помещает этот бюллетень в конверт и затем уже конверт опускает в ящик для голосования. Поскольку заказ бюллетеней возлагается на партии (хотя процесс их печати централизован и субсидируется государством), возможны случаи, когда на ряде участков отсутствуют бюллетени тех или иных партий. Здесь результативность участия партий в выборах зависит, в том числе и от их собственной оперативности и ответственности.

 

В Финляндии минимальная численность партии составляет всего 3 человека, однако для участия в выборах партии необходимо представить не менее 5 000 подписей избирателей в свою поддержку. Регистрация партии для участия в выборах аннулируется, если в ходе двух последних избирательных кампаний партия не была допущена к распределению мандатов.

 

Приведу примеры, характеризующие политическую систему наших соседей на постсоветском пространстве. В Казахстане минимальная численность партии составляет не менее 40 000 человек, Республике Украина - не менее 10 000, Армении - 2 000, Грузии - 300.

 

Вне сомнения действуют различные факторы и различный их набор. Тем не менее отношение достаточно либеральное, без излишних усложнений, и все же достаточно подконтрольное.

 

 

 

Законодательство о выборах депутатов национальных парламентов - законодательных (представительных) органов

 

В большинстве государств мира структура выборных органов и применяемая избирательная система остается относительно стабильной. Изменения в структуре представительных органов происходят редко, но имеют место. Например, в 2009 году Стортинг Королевства Норвегия был преобразован из двухпалатного в однопалатный. В начале ноября 2012 года правящая в Турции Партия справедливости и развития официально внесла на рассмотрение парламента законопроект о внесении в конституцию страны изменений, предполагающих превращение республики из парламентской в президентскую. Уже следующий президент Турции должен быть избран прямым всенародным голосованием (а не парламентом, как это происходит сейчас).

 

Изменяется и система распределения мандатов. В последние годы общемировой тенденцией становится смена мажоритарной избирательной системы на иную: на смену чаще всего приходят смешанная либо полностью пропорциональная избирательная система. Эта тенденция оформилась в 1993 году, когда на референдуме в Италии был поднят вопрос о переходе от мажоритарной избирательной системы к смешанной. С того времени от мажоритарной избирательной системы отказалось более 30 государств, большинство из которых перешло к полностью пропорциональной избирательной системе. В дальнейшем (2005 год) в Италии также был осуществлен переход к полностью пропорциональной избирательной системе.

 

Существуют и примеры поиска альтернативных систем голосования. Например, в Великобритании - оплоте применения мажоритарной избирательной системы относительного большинства - в мае 2011 года в ходе референдума была осуществлена попытка перехода на парламентских выборах к системе альтернативного голосования (ALTERNATIVE VOTE, AV). В целях восстановления доверия жителей страны к парламенту, подорванного вследствие скандала с растратой бюджетных средств, предлагалась система, смысл которой заключался в том, что избиратель сможет оценить кандидатов в порядке «хит-парада» и проголосовать за трех наиболее «симпатичных» ему претендентов на депутатские кресла. Поднимался и вопрос о снижении возрастного ценза избирателей с 18 до 16 лет, а также вопрос о выборности Палаты лордов. Однако большинство избирателей (67,9 % принявших участие в голосовании, явка 42,2 %) не поддержали реформу избирательной системы и высказались за использование мажоритарной системы (т.е. сохранение действующего принципа голосования). Большинство политологов сошлось во мнении, что вопрос о возможном реформировании британской избирательной системы можно считать в обозримой перспективе закрытым. Кстати сказать, вопрос реформирования избирательной системы возникал еще в 2007 году.

 

Вопрос о переходе от смешанной к пропорциональной избирательной системе на парламентских выборах может быть поставлен и на Украине.

 

В Российской Федерации, помимо уже принятых федеральных законов, еще ряд инициатив оформлен в виде законопроектов и находится на рассмотрении в Государственной Думе. В частности, 16 февраля 2012 года в Государственную Думу Президентом Российской Федерации был внесен законопроект «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Он подразумевает введение иной, чем использовалась в течение двух последних электоральных циклов, системы выборов депутатов Государственной Думы. Тем не менее ситуацию с изменением применяемой избирательной системы можно оценить как неоднозначную.

 

Предполагается и новый порядок формирования Совета Федерации, предусматривающий две различные процедуры наделения полномочиями членов Света Федерации: представителя от законодательного (представительного) органа и представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

 

 

Выборы глав (губернаторов) административных единиц

 

Еще одной новацией российских выборов стал возврат к прямым выборам глав субъектов Российской Федерации. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации избирается непосредственно гражданами на основе впервые применяемого порядка выдвижения кандидатов, устанавливающего в качестве обязательного условия для выдвижения получение поддержки депутатов представительных органов и глав муниципальных образований. Анализ применения так называемого муниципального фильтра на губернаторских выборах показал, что он может стать альтернативой сбору подписей на федеральных выборах. Это прозрачная процедура, число необходимых подписей сокращается в 10-12 раз, возрастает ответственность представителей муниципалитетов за поддерживаемого кандидата.

 

Среди политологов имеет место позиция, что изменение количества и порядка сбора подписей кандидатом на должность президента любого государства может стать причиной серьезных изменений в политической сфере. В мировой практике выработаны различные требования к кандидатам на пост президента.

 

Один из примеров - выборы Президента Французской Республики. Действующее законодательство едва не вывело из президентской гонки Марин Ле Пен, дочь известнейшего политика, непременного участника предыдущих президентских кампаний Жан-Мари Ле Пена. Марин Ле Пен, сменившая своего отца на посту председателя Народного Фронта, столкнулась с серьезными трудностями при сборе необходимых для выдвижения своей кандидатуры 500 подписей выборных должностных лиц, представляющих не менее чем 30 различных департаментов и территорий Франции - депутатов, мэров, членов региональных советов и иных лиц, занимающих выборные должности. Но, несмотря на трудности при выдвижении, в первом туре выборов ей удалось уверенно занять третье место с результатом 17,9 процента голосов избирателей, что ниже показателя победителя первого тура Франсуа Олланда лишь на 10 процентов.

Информация о работе Выборы в России