Война как особое взаимодействие политических субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить войну как продолжение политики другими средствами. В соответствии с поставленной целью будем решать следующие задачи:

1. дать определение войне, рассмотреть основные взгляды на сущность войн;

2. рассмотреть классификации и теории возникновения войн:

3. дать определение насилию - как способу решения конфликта;

4. рассмотреть Чеченскую войну как продолжение политики насильственным способом.

Содержание

Введение

Глава 1. Война: сущность, основные подходы, классификация

1.1. Основные подходы к изучению природы войны

1.2. Классификации и теории возникновения войн

Глава 2. Практические решения политических конфликтов военным способом

2.1 Вооруженное насилие - как один из способов решения политических конфликтов

2.2 Война как продолжение политики насильственными формами (на примере Чеченской компании)

Заключение

Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Война.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

 

В то время как мальтузианские теории фокусируются на противоречии между  растущим населением и наличием природных  ресурсов, теория преобладания молодежи фокусируется на несоответствии между  количеством бедных, не наследующих имущества молодых мужчин и доступных рабочих позиций в существующей социальной системе разделения труда. война вооруженное насилие политический

 

Теория преобладания молодежи была создана совсем недавно, но уже приобрела  большое влияние на внешнюю политику и военную стратегию США. И Голдстоун и Фуллер консультировали американское правительство. Инспектор ЦРУ генерал Джон Л. Хелгерсон ссылался на данную теорию в своем отчете за 2002 год . Шишов А.В. Военные конфликты XX в. От Южной Африки до Чечни. - М.: Вече, 2006. С. 107

 

Согласно Хейнсону, который первым предложил теорию преобладания молодежи в её наиболее общей форме, перекос  случается, когда от 30 до 40 процентов  мужского населения страны принадлежит  к «взрывоопасной» возрастной группе -- от 15 до 29 лет. Обычно этому явлению предшествует взрыв рождаемости, когда на одну женщину приходится по 4-8 детей.

 

В случае, когда на одну женщину  приходится 2,1 ребёнка, сын занимает место отца, а дочь -- матери. Общий  суммарный коэффициент рождаемости в 2,1 приводит к замещению предыдущего поколения, тогда как более низкий коэффициент ведёт к вымиранию населения.

 

В случае, когда в семье рождается 4-8 детей, отец должен обеспечить своим  сыновьям не одну, а две-четыре социальных позиции (работы), чтобы они имели хоть какие-то перспективы в жизни. Учитывая, что количество уважаемых должностей в обществе не может увеличиваться с той же скоростью, как количество еды, учебников и вакцин, множество «обозленных молодых мужчин» оказываются в ситуации, когда их юношеский гнев выливается в насилие.

 

Их слишком много в демографическом  отношении. Они не имеют работы или  застряли на неуважаемой, низкооплачиваемой  должности, зачастую не имеют возможности  вести сексуальную жизнь до тех  пор, пока их заработки не позволят им завести семью.

 

Согласно Хейнсону, сочетание этих стрессовых факторов обычно приводит к одному из следующих результатов:

 

- насильственное преступление

 

- эмиграция («ненасильственная  колонизация»)

 

- бунт

 

- гражданская война и(или) революция

 

- геноцид (чтобы занять место  убитых)

 

-завоевание (насильственная колонизация,  зачастую сопровождаемая геноцидом  за пределами родной страны). Шишов  А.В. Военные конфликты XX в.  От Южной Африки до Чечни. - М.: Вече, 2006. С. 178

 

Религия и идеология в этом случае являются вторичными факторами и используются только для того, чтобы придать насилию подобие законности, но сами по себе они не могут служить источником насилия, если в обществе не существует преобладания молодежи. Соответственно сторонники данной теории рассматривают и «христианский» европейский колониализм и империализм, а также сегодняшние «исламскую агрессию» и терроризм как результат демографического перекоса. Сектор Газа является типичной иллюстрацией данного явления: повышенная агрессивность населения, вызванная избытком молодых неустроенных мужчин. А для контраста ситуацию можно сравнивать с соседним относительно мирным Ливаном.

 

В качестве другого исторического  примера, когда молодежь играла большую  роль в восстаниях и революциях, можно привести Французскую революцию 1789 года. В зарождении нацизма важную роль играла экономическая депрессия в Германии. Геноцид в Руанде в 1994 году также мог быть следствием серьёзного преобладания в обществе молодёжи.

 

Несмотря на то, что соотношение  роста населения и политической стабильности было известно ещё с момента опубликования Меморандума 200 по национальной безопасности в 1974 году, ни правительства, ни Всемирная организация здравоохранения не предприняли меры по контролю за рождаемостью для предотвращения террористической угрозы. Выдающийся демограф Стивен Д. Мамфорд приписывает это влиянию Католической церкви.

 

Теория преобладания молодёжи стала  объектом для статистического анализа  Всемирного банка, и Берлинский институт демографии и развития. Подробные демографические данные доступны по большинству стран в международной базе данных Бюро переписи населения США.

 

Теория преобладания молодежи критикуется  за высказывания, ведущие к расовой, половой и возрастной «дискриминации».

 

Рационалистические теории

 

Рационалистические теории предполагают, что обе стороны в конфликте  действуют разумно и исходят  из желания получить наибольшую выгоду при наименьших потерях со своей  стороны. Исходя из этого, если бы обе  стороны знали заранее, чем кончится война, то было бы лучше для них принять результаты войны без сражений и без напрасных жертв. Рационалистическая теория выдвигает три причины, почему некоторые страны не в состоянии договориться между собой и вместо этого начинают воевать: проблема неделимости, асимметричность информации с намеренным введением в заблуждение и невозможность полагаться на обещания противника.

 

Проблема неделимости возникает, когда две стороны не могут  прийти к взаимному соглашению с  помощью переговоров, потому что  вещь, которой они стремятся обладать, неделима и может принадлежать только одной из них. В качестве примера можно привести войны за Храмовую гору в Иерусалиме.

 

Проблема асимметричности информации возникает, когда два государства  не могут заранее просчитать вероятность  победы и достичь полюбовного соглашения потому, что каждое из них имеет военные секреты. Они не могут открыть карты, так как они не доверяют друг другу. При этом каждая сторона пытается преувеличить собственную силу, чтобы выторговать дополнительные преимущества. Например, Швеция пыталась ввести в заблуждение нацистов относительно своего военного потенциала, разыграв карту «арийского превосходства» и показав Герману Герингу элитные войска, переодетые в форму обычных солдат.

 

Американцы приняли решение  вступить в войну во Вьетнаме, прекрасно зная, что коммунисты будут сопротивляться, но недооценивая способность партизан противостоять регулярной армии США.

 

И, наконец, переговоры о предотвращении войны могут закончится провалом из-за неспособности государств соблюдать правила честной игры. Две страны могли бы избежать войны, если бы они придерживались изначальных договоренностей. Но по сделке одна сторона получает такие привилегии, что становится более сильной и начинает требовать всё больше и больше; в результате более слабой стороне не остается ничего другого, как защищаться. Шишов А.В. Военные конфликты XX в. От Южной Африки до Чечни. - М.: Вече, 2006. С. 176

 

Рационалистический подход можно  критиковать по многим позициям. Предположение  о взаимных расчетах прибылей и затрат выглядит сомнительно -- например, в случаях геноцида во время Второй мировой войны, когда слабой стороне не оставляли никакой альтернативы. Рационалисты считают, что государство действует как нечто целое, объединённое одной волей, а лидеры государства разумны и в состоянии объективно оценить вероятность успеха или поражения, с чем никак не могут согласится сторонники поведенческих теорий, упомянутых выше.

 

Рационалистические теории обычно хорошо применимы в теории игр, а  не в моделировании решений, которые  лежат в основе любой войны.

 

Экономические теории

 

Другая школа придерживается теории, согласно которой войну можно  рассматривать как рост экономической конкуренции между странами. Войны начинаются как попытка овладеть рынками и природными ресурсами и -- как следствие -- богатством. Представители ультра-правых политических кругов, например, утверждают, что у сильного есть естественное право на все то, что слабый не в состоянии удержать. Некоторые политики-центристы также придерживаются экономической теории в объяснении войн.

 

«Есть ли на белом свете хоть один мужчина, хоть одна женщина, пусть даже ребенок, который не знает, что причины  войны в современном мире кроются в индустриальной и коммерческой конкуренции?» -- Вудро Вильсон, 11 сентября 1919 г., Сен-Луис.

 

«Я провел на военной службе 33 года и четыре месяца и большую часть  этого времени я работал как  высококлассный громила, работающий на Большой Бизнес, Уолл-стрит и банкиров. Короче говоря, я рэкетир, гангстер капитализма.» -- один из наиболее высокопоставленных и имеющих наибольшее количество наград морской пехотинец (награжден двумя Медалями почета) генерал-майор Смэдли Батлер (основной кандидат от Республиканской партии США в Сенат) в 1935 году.

 

Рассмотрев теории возникновении  войн, мы сделали вывод о том, какой  бы характер не носили причины - экономический, демографический или какой - либо другой, что война является продолжением политики.

 

Глава 2. Практические решения политических конфликтов военным способом

 

 

2.1 Вооруженное насилие - как  один из способов решения политических  конфликтов

 

 

Занимая важное место в политической истории человечества, насилие с  древних времен и до настоящего времени рассматривается политологами как одно из основных средств достижения своих целей. При этом использование насилия несет за собой серьезные деструктивные последствия: множество жертв, разрушение материальных и духовных ценностей, дегуманизация социальных отношений.

 

Насилие можно определить как общественное отношение, в ходе которого одни индивиды и группы людей с помощью физического  принуждения подчиняют себе других людей, их способности, производительные силы, собственность. Гусейнов А.А. Философия, мораль, политика. М.: Академкнига, 2002. С. 192

 

Жизнь человека и общества фиксируется  множеством законов и правил. Эти  фиксации существенно воздействуют и на активность субъектов политики. Крайняя и наиболее жесткая такая  детерминация предстает в виде насилия. Насилие, как способ решения конфликта, в той или иной мере присуще любому обществу. По всей планете есть полиция и суды, но это не мешает государству использовать насилие по отношению к части граждан своей страны или по отношению к другим странам и их жителям.

 

Насилие в политике использовалось всегда, и вряд ли когда-нибудь от него удастся отказаться полностью. Правда, в ХХ веке приемлемость насилия как  универсального способа регуляции  общественной жизни все чаще подвергается сомнению, и зоны использования насилия все больше сужаются.

 

Особую актуальность проблема насилия  имеет для политической жизни  России, где оно всегда играло важную роль: и на этапе самодержавного абсолютизма, и в период тоталитаризма, и в условиях построения демократического государства. Помимо этого, из-за появления оружия массового уничтожения проблема насилия приобрела в наше время особую значимость, так как во внешней и во внутренней политике угрожает глобальной катастрофой. Широкая распространенность, угрожающие последствия его применения делают необходимым осмысление ряда проблем, относящихся к практике насилия.

 

Прежде всего, насилие относится  к неэкономичным, дорогостоящим  средствам власти. Оно связано  с большими социальными издержками, чем другие способы властвования. В социальную цену насилия следует включать:

 

а) человеческие жертвы;

 

б) материальные затраты;

 

в) духовные потери. Фурманов И.А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция. С-П.: Речь, 2007. С. 73

 

Человеческие жертвы выражаются, во-первых, в гибели людей, во-вторых, в физическом ущербе от применения насилия (ранения, увечья и т.д.). Количество жертв насилия, разумеется, зависит от его форм. Наиболее интенсивный характер имеют внутренние войны (гражданские и партизанские), восстания, терроризм, репрессии и террор тоталитарных режимов.

 

Несмотря на то, что некоторые  формы насилия не сопровождаются таким большим количеством жертв (бунты, перевороты), они в этом отношении  имеют более дорогостоящий характер, чем такие средства власти, как  убеждение, экономическое принуждение и т.д.

 

Материальные затраты, связанные  с насилием, включают в себя расходы  на содержание аппарата принуждения, стоимость  материальных ценностей, подвергшихся разрушению в результате применения насилия. Разрушение материальных ценностей (зданий, средств коммуникаций, транспорта, орудий труда и т.д.) является неизбежным следствием применения насилия. Об этом свидетельствуют многочисленные конфликты современности, включая те, которые произошли на территории бывшего СССР.

 

На многие десятилетия назад отброшены в экономическом отношении страны, ставшие ареной гражданских войн, этнополитических и межклановых конфликтов (Таджикистан, Руанда, Мозамбик и др.). Даже несколько дней вооруженного противостояния в Москве в октябре 1993 г. нанесли огромный экономический ущерб, который оценивается, по разным источникам, от 30 до 300 млрд. руб.

 

Издержки насилия, безусловно, несводимы  к чисто материальным потерям. Чем  более масштабный характер носит  использование физического принуждения, тем сильнее его влияние на духовную жизнь общества. Насилие обусловливает дегуманизацию межличностных отношений.

 

Падение нравов, рост преступности, взаимное отчуждение, ожесточение всегда связаны  с применением насилия в политике. Социумы с сильными традициями насилия в политической и социальной жизни отличаются «окостенением» культуры, ослаблением ее творческого характера.

 

В обществах, пропитанных насилием, культура служит своеобразным орудием  принудительной функции государства, обслуживает главным образом  его военно-политические, репрессивные потребности.

 

Насилие, следует признать, весьма многообразно по своим формам и носит  подчас особенно изощренные и циничные формы. Различают физическое, психологическое, моральное, интеллектуальное, экономическое, политическое, идеологическое и религиозное насилие. Не всякое насилие связано с агрессией, однако агрессия порождает особенно жестокие его формы.

 

Война - основная и классическая форма  проявления насилия и агрессии на социальном уровне. Уже в древности  находились люди, возвышавшие голос против этого явления. Идеал всеобщего мира насчитывает столетия. Но войны не прекращаются и, кажется, что им не будет конца. Феномен войны представляет собой весьма сложную психологическую, экономическую, политическую и техническую проблему. Очевидно, что признать войну ценностью достаточно трудно , если только вообще возможно. Гусейнов А.А. Философия, мораль, политика. М.: Академкнига, 2002. С. 209 Обычным аргументом против однозначного осуждения войны и ее оценкой как верха бесчеловечности и антиценности является различение справедливых и несправедливых войн. К первым относят войны вынужденные, оборонительные и революционно-освободительные. Ко вторым - все остальные. Но война - это в любом случае поражение разума, демонстрация нежелания или неспособности решить вопрос достойными, мирными политическими, экономическими, юридическими или иными ненасильственными и невоенными способами. Плохой мир лучше хорошей ссоры, и цена войны слишком явно превышает цену мира.Кувакин В.А. Насилие, убийство, терроризм, война, геноцид.http://www.humanism.ru/antivalues2.htm

Информация о работе Война как особое взаимодействие политических субъектов