Война как особое взаимодействие политических субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить войну как продолжение политики другими средствами. В соответствии с поставленной целью будем решать следующие задачи:

1. дать определение войне, рассмотреть основные взгляды на сущность войн;

2. рассмотреть классификации и теории возникновения войн:

3. дать определение насилию - как способу решения конфликта;

4. рассмотреть Чеченскую войну как продолжение политики насильственным способом.

Содержание

Введение

Глава 1. Война: сущность, основные подходы, классификация

1.1. Основные подходы к изучению природы войны

1.2. Классификации и теории возникновения войн

Глава 2. Практические решения политических конфликтов военным способом

2.1 Вооруженное насилие - как один из способов решения политических конфликтов

2.2 Война как продолжение политики насильственными формами (на примере Чеченской компании)

Заключение

Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Война.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

 

Космополитическая теория связывает  происхождение войны с антагонизмом национальных и наднациональных, общечеловеческих, интересов (Н.Энджел, С.Стречи, Дж. Дьюи). Она используется преимущественно для объяснения вооруженных конфликтов в эпоху глобализации. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. С-П.: Речь, 2002. С. 356

 

Сторонники экономической интерпретации считают войну следствием соперничества государств в сфере международных экономических отношений, анархических по своей природе. Войну развязывают для получения новых рынков сбыта, дешевой рабочей силы, источников сырья и энергии. Эту позицию разделяют, как правило, ученые левого направления. Они утверждают, что война служит интересам имущих слоев, а все ее тяготы выпадают на долю бедных групп населения.

 

Экономическая интерпретация является элементом марксистского подхода, который трактует любую войну как производную от войны классовой. С точки зрения марксизма, войны ведутся ради укрепления власти господствующих классов и ради раскола мирового пролетариата посредством апелляции к религиозным или националистическим идеалам. Марксисты утверждают, что войны суть неизбежный результат свободного рынка и системы классового неравенства и что они канут в небытие после мировой революции. Клименко А.Ф. К вопросу о теории военных конфликтов//Военная мысль. - М.: 1992. - Вып. 10. С. 11

 

Рассмотрев  основные взгляды на феномен войны, можно сделать вывод о том, что войны - это результат политических решений для достижения политических целей с помощью вооруженной силы. Раньше на войну смотрели как на вполне рациональное средство достижения политических целей. Известный прусский военный теоретик XIX в. Карл фон Клаузевиц считал, что стратегия не может иметь рациональной основы до тех пор пока она не построена на осознании цели, которую она преследует. Война есть ни что иное, как расширенное единоборство.

 

Если мы захотим охватить мыслью как одно целое все бесчисленное множество отдельных единоборств, из которых состоит война, то лучше всего вообразить себе схватку двух борцов. Каждый из них стремится при помощи физического насилия принудить другого выполнить его волю; его ближайшая цель - сокрушить противника и тем самым сделать его неспособным ко всякому дальнейшему сопротивлению. Итак, война это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить вашу волю. Клаузевиц К.О войне. М.: Логос, 1998. С. 34-35

 

1.2 Классификация и теории возникновения войн

 

 

Классификация войн - это систематизация и группировка  их по общим наиболее характерным  признакам. Правильная классификация  войн помогает устанавливать их место, роль и значение в социальном процессе. В основу классификации войн кладутся самые разные критерии. Серебрянников В.В. Основы марксистско-ленинского учения о войне и армии. М.: Воениздат, 1982. С. 57.

 

Исходя  из целей, их делят на грабительские - это войны с целью наживы и  обогащения, за счёт захватываемого. Например, набеги печенегов и половцев на Русь в IX - начале XIII в. Завоевательные - это войны с целью увеличения территории. Например, войны Кира II 550-529 годов до н.э. Колониальные - это войны с целью создания марионеточного государства и обогащения за счёт такового. Например, Франко-китайская война 1883-1885 годов. Религиозные войны, например, Гугенотские войны во Франции 1562-1598 годов. Династические, например, война за испанское наследство 1701-1714 годов. Торговые, например, Опиумные войны 1840-1842 и 1856-1860 годов. Национально-освободительные, например, Алжирская война 1954-1962 годов. Патриотические, например, Отечественная война 1812 года и наконец, революционные - это войны, в результате которых государство гибнет. Например, войны Франции с европейской коалицией 1792-1795 года.

 

По размаху военных действий и количеству задействованных сил  и средств войны делятся на локальные - военные действия между  двумя и более государствами, ограниченные по политическим целям  интересами участвующих в военных (боевых) действиях государств, и крупномасштабные. К первым относятся, например, войны между древнегреческими полисами; ко вторым - походы Александра Македонского, Наполеоновские войны. Васьковский О.А. Выбор пути. История России 1868-1938.// URL: http://society.polbu.ru/russia_history/ch16_all.html

 

По характеру противоборствующих сторон различают гражданские и  внешние войны. Первые в свою очередь  подразделяются на верхушечные, ведущиеся  фракциями внутри элиты - война Алой и Белой розы 1455-1485, и межклассовые - войны против господствующего класса рабов. Например, война Спартака 74-71 до н.э, крестьян - Великая крестьянская война в Германии 1524-1525 годов, горожан/буржуазии - гражданская война в Англии 1639-1652, социальных низов в целом - гражданская война в России 1918-1922 годов. Внешние войны подразделяются на войны между государствами - англо-голландские войны 17 в. Между государствами и племенами - Галльские войны Цезаря 58-51 до н.э. Между коалициями государств - Семилетняя война 1756-1763, между метрополиями и колониями - Индокитайская война 1945-1954 и мировые войны 1914-1918 и 1939-1945 годов. Васьковский О.А. Выбор пути. История России 1868-1938.// URL: http://society.polbu.ru/russia_history/ch16_all.html

 

Кроме того, войны различают по способам ведения - наступательные и оборонительные, регулярные и партизанские (герилья). Также по месту ведения: сухопутные, морские, воздушные, береговые, крепостные и полевые, к которым порой добавляют также арктические, горные, городские, войны в пустыне, войны в джунглях. Серебрянников В.В. Основы марксистско-ленинского учения о войне и армии. М.: Воениздат, 1982. С. 59.

 

В качестве принципа классификации  берется и моральный критерий - справедливые и несправедливые войны. Под «справедливой войной» понимается война, ведущаяся ради защиты порядка и права и, в конечном итоге, мира. Ее обязательные условия -- она должна иметь справедливую причину; ее следует начинать, только когда исчерпаны все мирные средства; она не должна выходит за рамки достижения главной задачи; от нее не должно страдать гражданское население. Идея «справедливой войны», восходящая к Ветхому Завету, античной философии и Св. Августину, получила теоретическое оформление в XII-XIII вв. в трудах Грациана, декреталистов и Фомы Аквинского. В позднее средневековье ее разработку продолжили неосхоласты, М.Лютер и Г.Гроций. Она вновь приобрела актуальность в XX в., особенно в связи с появлением оружия массового уничтожения и проблемой «гуманитарных военных акций», призванных остановить геноцид в той или иной стране.

 

Теории возникновения войн

 

С давних времен люди пытались осмыслить  феномен войны, выявить ее природу, дать ей моральную оценку, разработать  методы ее наиболее эффективного использования  и найти способы ее ограничения  или даже искоренения. Наиболее дискуссионным являлся и продолжает оставаться вопрос о причинах возникновения войн: почему они случаются, если большинство людей этого не хотят? На него даются самые разнообразные ответы.

 

С возникновением в XIX веке массовых армий  важным инструментом мобилизации населения для войны стала ксенофобия. На её основе легко разжигается национальная, религиозная или социальная вражда и поэтому со второй половины XIX века ксенофобия является основным инструментом разжигания войн, направления агрессии, определённых манипуляций массами внутри государства.

 

С другой стороны, европейские общества, пережившие разрушительные войны XX века, стали стремиться жить в мире. Очень  часто члены таких обществ  живут в страхе перед любыми потрясениями. Примером этого может служить идеологема «Лишь бы не было войны», преобладавшая в советском обществе после окончания самой разрушительной войны XX века -- Второй мировой.

 

Поведенческие теории

 

Психологи, например Э. Дурбан и Джон Боулби, утверждают, что человеку по природе вещей свойственна агрессия. Она подпитывается сублимацией и проекцией, когда человек превращает свое недовольство в предубеждения и ненависть к другим расам, религиям, нациям или идеологиям. Согласно данной теории государство создает и сохраняет определенный порядок в местном обществе и в то же время создает базу для агрессии в форме войны. Если война является неотъемлемой частью человеческой натуры, как предполагается многими психологическими теориями, то полностью избавится от неё никогда не удастся. Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке. Исторический опыт России. М, 1999. С. 47

 

Итальянский психоаналитик Франко Форнари, будучи последователем Мелани Клейн, предположил, что война является параноидальной или проекционной формой тоски. Форнари утверждал, что война и насилие развиваются на базе нашей «потребности в любви»: нашем желании сохранять и защищать священный объект, к которому мы привязаны, а именно к матери и нашей связи с ней. Для взрослых людей таким священным объектом является нация. Форнари фокусируется на жертвенности, как сущности войны: жажде людей умирать за свою страну и стремлению отдать себя на благо нации. Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке. Исторический опыт России. М, 1999. С. 48

 

Несмотря на то, что данные теории могут объяснить, почему войны существуют, они не поясняют причины их возникновения; в то же время они не объясняют существование некоторых культур, не знающих войн как таковых. Если внутренняя психология человеческого разума неизменна, то подобные культуры не должны бы существовать. Некоторые милитаристы -- такие, как Франц Александр, утверждают, что состояние мира -- это иллюзия. Периоды, которые принято называть «мирными», на самом деле являются периодами приготовлений к будущей войне или ситуацией, когда воинственные инстинкты подавляются более сильным государством.

 

Данные теории основываются якобы  на воле подавляющего большинства населения. Однако они не учитывают тот факт, что только небольшое количество войн в истории было действительно  результатом волеизъявления народа. Гораздо чаще народ насильно втягивается в войну своими правителями. Одну из теорий, которая ставит во главу угла политических и военных лидеров, разработал Морис Уолш. Он утверждал, что подавляющее большинство населения нейтрально по отношению к войне, и что войны случаются только тогда, когда к власти приходят лидеры с психологически ненормальным отношением к человеческой жизни. Войны затеваются правителями, которые преднамеренно стремятся воевать -- такими, как Наполеон, Гитлер и Александр Македонский. Подобные люди становятся во главе государств во времена кризиса, когда население ищет вожака с твердой волей, который, как им кажется, способен решить их проблемы.

 

Эволюционная психология

 

Сторонники эволюционной психологии склонны утверждать, что человеческие войны -- это аналог поведения животных, которые сражаются за территорию или конкурируют за еду или партнера. Животные агрессивны по своей природе, а в человеческой среде подобная агрессивность выливается в войны. Однако с развитием технологии человеческая агрессивность достигла такого предела, что начала угрожать выживанию всего вида. Одним из первых адептов этой теории был Конрад Лоренц.

 

Подобные теории были раскритикованы учеными, такими как Джон Г. Кеннеди, которые считали, что организованные, продолжительные войны людей существенно отличаются от драк за территорию у животных -- и не только в части технологии. Эшли Монтегью указывает, что социальные факторы и воспитание являются важными причинами, определяющими природу и ход человеческих войн. Война все-таки является человеческим изобретением, имеющим свои исторические и социальные корни.

 

Социологические теории

 

Социологи долгое время изучали  причины возникновения войн. На этот счет существует множество теорий, многие из которых противоречат друг другу. Сторонники одной из школ «Приоритет внутренней политики» берут за основу работы Эккарта Кера и Ханса-Ульриха Вэлера , которые считали, что война является продуктом местных условий, и только направление агрессии определяется внешними факторами. Так, например, Первая мировая война была результатом не международных конфликтов, тайных сговоров или нарушения баланса сил, но результатом экономической, социальной и политической ситуации в каждой стране, вовлеченной в конфликт. Сорокин П. Заметки социолога. 3. О причинах войны, об имперализме, о теории факторов народотворчества и многом другом.// Воля народа №9. М, 1917. С. 23

 

Данная теория отличается от традиционного  подхода Карла фон Клаузевица и Леопольда фон Ранке, которые  утверждали, что война и мир  являются следствием решений государственных деятелей и геополитической ситуации.

 

Демографические теории

 

Демографические теории можно подразделить на два класса: мальтузианские теории и теории преобладания молодежи.

 

Мальтузианские теории

 

Согласно мальтузианским теориям причины войн кроются в росте населения и нехватке ресурсов.

 

Так, папа Урбан II в 1095 году, накануне Первого крестового похода, писал: «Земля, которой вы унаследовали, со всех сторон окружена морем и горами, и она  слишком мала для вас; она едва дает пропитание людям. Вот почему вы убиваете и мучаете, друг друга, ведете войны, вот почему столь многие из вас гибнут в гражданских раздорах. Уймите свою ненависть, пусть вражда закончится. Вступите на дорогу к Гробу Господню; отвоюйте эту землю у нечестивой расы и заберите ее себе».

 

Это одно из первых описаний того, что  впоследствии было названо Мальтузианской теорией войны. Томас Мальтус (1766--1834) писал, что население всегда увеличивается  до тех пор, пока его рост не ограничивается войной, смертью (людскими потерями), болезнью или голодом.

 

Сторонники мальтузианских теорий считают, что относительное уменьшение количества военных конфликтов в  последние 50 лет, особенно в развивающихся  странах, является следствием того, что  новые технологии в сельском хозяйстве способны прокормить гораздо большее количество народа. В то же время доступность контрацептических средств привела к существенному снижению рождаемости. Серебрянников В.В. Природа человека: источник войн или миролюбия? М.: Научный мир, 2007. С. 236

 

Теория преобладания молодёжи

 

Теория преобладания молодёжи существенно  отличается от мальтузианских теорий. Её сторонники считают, что сочетание  большого количества молодых мужчин (как это графически представлено в Возрастно-половой пирамиде) с  нехваткой постоянной мирной работы ведет к большому риску войны.

Информация о работе Война как особое взаимодействие политических субъектов