Внимание: понятие, виды, основные свойства, закономерности развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:34, контрольная работа

Краткое описание

Данная тема раскрывает аспект познания человеком окружающей действительности. Познание как система психических процессов включает в себя чувственное познание (сенсорно-перцептивные процессы) и рациональное (мышление). В систему познавательных процессов входят внимание как условие и необходимая предпосылка познания и память как его инструмент.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Сенсорно-перцептивные процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение.………………………………………………………………..…….3
1.1 Ощущение …………………………………………………………….….….. 3
1.2 Восприятие (перцепция)…………………………………………………..…5
1.3 Представление и воображение ……………….…..…………….…………...6
2. Память: понятие, структура, концепции, виды, индивидуальные особенности, приемы запоминания………………………….………………... 7
2.1 Определение памяти………………………………………………………....7
2.2 Виды ассоциаций ………………………………………………………….....8
2.3 Виды памяти, индивидуальные особенности, приемы запоминания.….....8
2.4 Приемы запоминания ………………………………………………………..9
3 Мышление: понятие, формы, виды, операции, индивидуальные особенности, проблемы развития …………………….………………………..10
3.1 Определение мышления ……………………………………………………10
3.2 Формы мышления …………………………………………………………...11
3.3 Виды, операции, индивидуальные особенности мышления………..…….11
4. Внимание: понятие, виды, основные свойства, закономерности развития…………………………………………………………………………..12
4.1 Виды внимания………………………………………………………………12
4.2 Основные функции внимания………………………………………………13
Вывод…….…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по психологии.docx

— 51.15 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ  РФ ГОУ ВПО

Уральский государственный экономический  университет 

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа

Дисциплина: "Психология"

По направлению: Управление качеством

Профиль: Управление качеством  в производственно-технологических  системах

                                                              Выполнил:   Пинчук В.В.

                                                   Группа: УК-11 СР

                                                                       Преподаватель: Юшкова Т.А.

 

 

 

                                                            г. Серов

                                                               2013 г.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Сенсорно-перцептивные процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение.………………………………………………………………..…….3

1.1 Ощущение …………………………………………………………….….….. 3

1.2 Восприятие (перцепция)…………………………………………………..…5

1.3 Представление и воображение ……………….…..…………….…………...6

2. Память:  понятие, структура, концепции, виды, индивидуальные особенности, приемы запоминания………………………….………………...  7

2.1 Определение памяти………………………………………………………....7

2.2 Виды ассоциаций ………………………………………………………….....8

2.3 Виды памяти, индивидуальные особенности, приемы запоминания.….....8

2.4 Приемы запоминания ………………………………………………………..9

3 Мышление: понятие, формы, виды, операции, индивидуальные особенности, проблемы развития …………………….………………………..10

3.1 Определение мышления ……………………………………………………10

3.2 Формы мышления …………………………………………………………...11

3.3 Виды, операции, индивидуальные особенности мышления………..…….11

4. Внимание: понятие, виды, основные свойства, закономерности развития…………………………………………………………………………..12

4.1 Виды внимания………………………………………………………………12

4.2 Основные функции внимания………………………………………………13

Вывод…….……………………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Познавательные процессы.

   Данная тема раскрывает аспект познания человеком окружающей действительности. Познание как система психических процессов включает в себя чувственное познание (сенсорно-перцептивные процессы) и рациональное (мышление). В систему познавательных процессов входят внимание как условие и необходимая предпосылка познания и память как его инструмент.

 

 
 
1. Сенсорно-перцептивные процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение. 
 
   Сенсорно-перцептивные процессы сопровождают чувственное познание – непосредственное отражение (воспроизведение, переживание) в чувственных образах фрагментов внешнего мира и внутренних состояний человека. Они протекают в форме ощущений, восприятий, представлений и, отчасти, воображений. 

Ощущения и восприятия – результат психического отражения непосредственного воздействия объекта на органы чувств.  

Представление и воображение ими опосредованы и создаются по памяти. 
 
1.1 Ощущение – это психический процесс отражения отдельных сторон объекта познания и внутренних состояний, связанных с воспроизведением образа этих сторон.

 Ощущения делятся на  две группы: 
1. интероцептивные – ощущения, отражающие внутреннее состояние организма;  
2. экстероцептивные – ощущения, отражающие элементы внешнего мира.

 
Интероцептивные ощущения: 
1. органические – ощущение голода, жажды, сытости, удушья. Самочувствие суть интегральный результат органических ощущений личности;

2. двигательные (кинестезические) – ощущения движения, положения тела, равновесия;

3. болевые ощущения – есть сигнал о неблагополучии организма. Боль – это «страх здоровья».

 
Экстероцептивные ощущения делятся на дистантные и контактные.

 

 

 

 

 Дистантные ощущения: 

1) зрительные – ощущения света, цвета, протяженности, движения, объема, формы. 80 – 90% информации о внешнем мире психика человека получает от зрительных ощущений;

2) слуховые – ощущения звуковых колебаний, воспринимаемых слуховым аппаратом человека в пределах 16 – 20 тысяч колебаний в секунду. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные, шумы;

 3) обонятельные – ощущения, отражающие свойства пахучих веществ. 

 
Контактные ощущения: 

1) вкусовые – ощущения, отражающие специфические свойства объекта с помощью вкусовых анализаторов. Они серьезно зависят от общего состояния организма (например, если человек болен или встревожен, он не ощущает всей вкусовой гаммы продуктов);

2) осязательные тактильные (ощущения прикосновения), температурные (ощущения холода и тепла) и болевые (ощущение интенсивного воздействия на кожу); 
 
Общие свойства ощущений: адекватность, интенсивность, длительность. 

  Адекватность – это степень соответствия ощущения (образа) отражаемому объекту. Она зависит от состояния нервной системы и условий отражения. Так, дальтоник не воспринимает некоторые цвета или воспринимает их искаженно. В условиях шума нельзя воспринимать адекватно музыку. 

  Интенсивность – это степень яркости отражения. Она зависит от силы и длительности воздействия объекта на органы чувств. 

  Длительность ощущений – это временной отрезок, в течение которого образ свойства объекта сохраняется. Она может быть большей или меньшей степени воздействия объекта на органы чувств. 
 
   На общие свойства ощущений влияет такое качество органов чувств и нервной системы как чувствительность.

   Чувствительность – важнейшее свойство сенсорно-перцептивной системы, определяющее меру интенсивности внешнего воздействия, в границах которой сохраняется ощущение. Имеются интервалы чувствительности, называемые ее порогами. 

Низший порог чувствительности тот, при котором возникает едва заметное ощущение. 

Верхний порог чувствительности – это предел ее силы, за которой исчезает ощущение. 
 
   Изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к раздражителям называется адаптацией ощущений (зрительная адаптация, тактильная и др.). Развитие ощущений связано с практикой человека. Факторами, стимулирующими развитие ощущений, являются: условия жизни, упражнения, профессиональная деятельность (например, школьник различает 2 – 4 оттенка черного цвета, опытная ткачиха до 40 – 60 оттенков). 

 
1.2 Восприятие (перцепция) – это чувственное отражение целостности предмета, действующего непосредственно на органы чувств человека. 
 
Основные свойства восприятия:

  1. целостность – свойство синтеза ощущений, продуцирующего совокупный образ объекта (например, следователь по собранным уликам восстанавливает общую картину преступления);
  2. структурность – свойство данности образа объекта в совокупности его элементов (например, при разговоре по телефону некоторые звуки мы слышим нечетко, но понимаем смысл разговора);
  3. предметность – свойство зависимости содержания восприятия от предметного мира, отраженного в нем (например, встреча с незнакомым предметом в первую очередь вызывает у нас желание узнать, что это; назвать – значит опредметить);
  4. константность (постоянство) – свойство относительной устойчивости воспри-ятий, как образа объекта (например, несколько лет не общаясь с человеком, мы его узнаем);
  5. избирательность – преимущественное деление одних объектов по сравнению с другими (важное, значимое – центр, все остальное – фон восприятия);
  6. осмысленность – восприятие всегда осмысленно, т.е. представлено в сфере рационального познания (схема: смотрю и думаю; смотрю – рассматриваю, изучаю).

 
Основными факторами, определяющими  форму и содержание восприятия являются: апперцепция, особенности среды восприятия, состояние нервной системы. 
   Апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта. Восприятие всегда есть отражение на опыте прошлого (например, обжегся на молоке – дуешь и на воду). 

   Фактор среды восприятия – это условия восприятия, способствующие или затрудняющие его (например, восприятия внешности человека разнятся, когда это происходит в официальной обстановке и в быту). 

   Состояние нервной системы (и соответствующее ей психическое состояние) оказывают самое существенное влияние на содержание восприятия. Ошибки восприятия можно объяснить влиянием названных выше факторов, которые вкупе и формируют законы самого восприятия. Примером могут служить иллюзии (неправильное, искаженное восприятие, обусловленное закономерностями самого восприятия) и галлюцинации (ошибки восприятия при болезни или патологии нервной системы). 
   Итак, ощущение и восприятие являются базовыми психическими процессами в психологии познания. Они наиболее разработаны в экспериментальном и теоретическом плане. Именно с них начинается процесс познания человеком себя и окружающей действительности.  
 
1.3 Представление и воображение. 
 
   Представление – это психологический процесс отражения объекта, воспроизводимого в сознании в чувственных образах и в отсутствие самого объекта, по памяти. Отличие представления от ощущений и восприятий:

  1. представление, будучи чувственным образом, не отражается сознанием непосредственно, а воспроизводится по сенсорной памяти;
  2. оно более подвижно, изменчиво и теснее связано с мышлением, отличаясь от него; 
  3. представление является промежуточным звеном между чувственным и рациональным познанием, т.е. между восприятием и мышлением. 

 
   Еще ближе к мышлению стоит воображение, без которого существование самого мышления представляется проблематичным. Представление – это образ памяти. Воображение – это образ памяти + фантазия + свойства отвлечения и элементы обобщения (влияние мышления). Иными словами, воображение – это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей.  
   Воображение, более чем какая-либо иная форма чувственного познания, способно в фантазии отвлечься от любых признаков объекта или же наделить его чуждыми ему свойствами. Эта способность и роднит воображение с мышлением. То, что психологи не всегда уверенно относят его к чувственному познанию, связано с его промежуточным положением между чувственным и рациональным познанием. 
   В учебной литературе чаще всего выделяют следующие типы воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.

    Активное воображение – намеренное волевое усилие при формировании образа, который может стать источником творческой материализации идеи (например, создание новых архитектурных проектов). Активное воображение, как видим, связано с продуктивным и творческим воображением. 

    Пассивное воображение лишь непреднамеренно воссоздает ранее воспринятый образ, либо основывается на беспочвенных фантазиях, мечтаниях, грезах (например, сны Обломова).

    Репродуктивное воображение ставит задачу (намеренно) воспроизвести образ таким, каким он был воспринят в прошлом, или воссоздать образ по описанию, чертежу, схемам (например, не выезжая за границу, человек может по литературным источникам представить сложный целостный образ Франции с той или иной долей погрешности). 
   В типологии воображения отчасти основаниями выступают функции. Выделим некоторые из них:

1) функция творческого  формирования чувственно-наглядных  образов; 

2) намеренное регулирование  эмоциональных состояний с целью  уменьшения психического напряжения;

3) намеренное регулирование  процессов познания. Созданные воображением  образы могут помочь в выборе  нужного направления познания;

4) формирование внутреннего  плана действий в воображении  – основа реальных действий (например, сделать эскиз). 
   Приемы воображения: 

    агглютинация – «склеивание» различных образов, не соединяемых в жизни (например, русалка = женщина + рыба; аккордеон = фортепьяно + баян); 

    гиперболизации (минитюаризация) – преувеличение или преуменьшение предмета (например, стройки-гиганты, микрокалькулятор);

    заострение – подчеркива-ние каких-либо черт (например, дружеские шаржи);

    схематизация – конструирование образа, при котором его черты объединяются в группы, схемы (например, создание орнамента); 

    типизация – воплощение в образе существенного, повторяющегося (например, портрет героя нашего времени).  
 

 
2. Память:  понятие, структура, концепции, виды, индивидуальные особенности, приемы запоминания. 
 
2.1 Память – это психический процесс отражения прошлого опыта, проявляющийся в способности запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать этот опыт. Таким образом, память включает в себя четыре функциональных элемента: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. Все эти элементы памяти соединены органически и зависят друг от друга. Любой психический акт не может существовать без процессов памяти и включает в себя все названные функциональные элементы. Память обеспечивает индивидуальность, единство и целостность психики личности.  
   В психологии тема «памяти» наиболее разработанная. Наиболее распространенными теориями являются ассоциативные. Они возникали еще в XVIII веке и интенсивно разрабатывались вплоть до XX века. Психологическим механизмом памяти признается ассоциация (от лат. associatio – соединение). Речь идет о связи представлений об объекте, их взаимном «сцеплении» с памятью, которая ими побуждается.

Информация о работе Внимание: понятие, виды, основные свойства, закономерности развития