Внешние угрозы безопасности Российской Федерации на современном этапе ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 00:59, контрольная работа

Краткое описание

Национальная безопасность – совокупность актуальных факторов, обеспечивающих благоприятные условия для развития России, жизнеспособность государства и достижение национальной цели, социального идеала: благополучия всем гражданам и семьям, целесообразное развитие и сохранение фундаментальных ценностей и традиций народов Российской Федерации, нормальные отношения личности и государства, способность эффективно преодолевать любые внешние угрозы, руководствоваться своими национальными интересами.

Вложенные файлы: 1 файл

История отечества- Внешние угрозы безопасности Российской Федерации на современном этапе её развития..doc

— 39.00 Кб (Скачать файл)

Внешние угрозы безопасности Российской Федерации на современном этапе ее развития

 

Национальная безопасность – совокупность актуальных факторов, обеспечивающих благоприятные условия для развития России, жизнеспособность государства и достижение национальной цели, социального идеала: благополучия всем гражданам и семьям, целесообразное развитие и сохранение фундаментальных ценностей и традиций народов Российской Федерации, нормальные отношения личности и государства, способность эффективно преодолевать любые внешние угрозы, руководствоваться своими национальными интересами.

Основные внешние угрозы национальной безопасности России обусловлены следующими факторами:

- стремлением принизить роль  существующих механизмов обеспечения  международной безопасности, прежде всего, ООН и ОБСЕ;

- опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния  России в мире;

- укреплением военно-политических  блоков и союзов, прежде всего, расширением НАТО на восток;

- возможностью появления в непосредственной  близости от российских границ иностранных военных баз;

- продолжающимся распространением  оружия массового уничтожения  и средств его доставки;

- усилением центробежных процессов  в СНГ;

- возникновением и эскалацией  конфликтов вблизи государственной  границы России и внешних границ СНГ;

- территориальными притязаниями  к России.

Совокупность этих факторов может представлять угрозу суверенитету и территориальной целостности России, включая возможность прямой военной агрессии против нее.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются через попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из влиятельных центров многополярного мира.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых военных действий без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники новых поколений могут привести к качественно новому этапу гонки вооружений и существенным образом повлиять на формы и способы военных действий.

В пограничной сфере угрозы безопасности и интересам России обусловлены:

-  незавершенностью международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации и разграничения национальной территории с рядом сопредельных государств;

-  расширением экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии сопредельных государств на российскую территорию;

-  активизацией деятельности трансграничной организованной преступности по контрабанде материальных ценностей, наркотиков, оружия, расхищению природных ресурсов, а также зарубежных террористических организаций;

-  нестабильностью обстановки в приграничных регионах России вследствие снижения жизненного уровня населения, этнических, межконфессиональных и иных конфликтов.

Активизируется деятельность на территории России иностранных специальных служб и используемых ими организаций. Имеют место также целенаправленные попытки вмешательства иностранных государств во внутренние дела России.

К числу прямых угроз национальной безопасности относятся также сепаратизм и локальные вооруженные конфликты.

Серьезную опасность представляют: стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции "информационных войн", предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушения нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов или получения несанкционированного доступа к ним.

Внешняя политика России должна быть направлена на:

-  проведение активного внешнеполитического курса;

-  упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь, совета безопасности ООН;

-  обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, глобальной и региональной стабильности;

-  защиту законных прав и интересов российских граждан, проживающих за рубежом;

-  развитие отношений с государствами – участниками СНГ;

-  полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и политических структурах;

-  содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН, ОБСЕ, СНГ;

-  достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности, сохранение и укрепление режима Договора по ограничению систем противоракетной обороны;

-  обновление или заключение новых юридически обязывающих договоренностей по ограничению и сокращению вооружений и расширение политических обязательств по мерам укрепления доверия и безопасности;

-  содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;

-  развитие международного сотрудничества в борьбе с транснациональными преступностью и терроризмом.

Обеспечение военной безопасности России является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону.

В предотвращении войны и вооруженных конфликтов Россия отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы России играют главную роль в обеспечении военной безопасности.

Важнейшей задачей России является обеспечение сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны, а также осуществление союзнических обязательств.

Россия должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству – агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки.

Вооруженные Силы России боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушно космического нападения и решение совместно с другими войсками задач по отражению агрессии в локальной войне, а также развертывание группировки войск (сил) для решения задач в региональной войне.

Одновременно Вооруженные Силы должны обеспечить осуществление Россией миротворческой деятельности, как самостоятельно, так и под эгидой международных организаций.

Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют, при соответствующих обстоятельствах, необходимость военного присутствия в некоторых стратегически важных районах мира. Размещение в них на договорной основе ограниченных военных контингентов (военных баз) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность России реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии.

Важная роль в обеспечении национальных интересов России принадлежит оборонно-промышленному комплексу. Реструктуризация и конверсия ОПК должна осуществляться без ущерба для развития новых технологий и научно-технических возможностей, модернизации вооружений, военной и специальной техники и укрепления позиций российских производителей на мировых рынках вооружений.

Россия рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов:

- применение всех имеющихся  в распоряжении России сил  и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отпора  вооруженной агрессии, если все  другие меры разрешения кризисной  ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;

- применение военной силы внутри  страны допускается в строгом  соответствии с Конституцией  и федеральными законами в  случаях возникновения угрозы  насильственного изменения конституционного  строя, территориальной целостности  страны, а также жизни и здоровью граждан.

Основными задачами по обеспечению пограничной безопасности России являются:

- создание нормативно-правовой  базы, определяющей полномочия и  регламентирующей деятельность  органов исполнительной власти  в пограничной сфере;

- активизация деятельности по  международно-правовому оформлению  государственной границы России  и территориальному разграничению  с сопредельными государствами;

- развитие межгосударственного  пограничного сотрудничества;

- противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны;

- пресечение деятельности транснациональной  организованной преступности, занятой  в сферах незаконного перемещения  через границу материальных ценностей, наркотиков, оружия, расхищения природных ресурсов, а также незаконной миграции;

- осуществление необходимых мер  по обеспечению коллективной  пограничной безопасности государств  – участников СНГ.

Особое значение для обеспечения национальной безопасности России имеет использование возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные источники

 

 

 


Информация о работе Внешние угрозы безопасности Российской Федерации на современном этапе ее развития