Внешнеполитическое положение СССР в 1980-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: исследование особенности развития отношений между США и СССР в 1980-е годы.
Для достижения поставленной цели в ходе работы предстоит решить следующие задачи:
- выявить особенности внешнеполитического положения СССР в рассматриваемый период;
- проанализировать развития отношений между СССР и США.
Объектом исследования является внешняя политика
Предметом исследования выступают развитие отношений между СССР и США.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СССР В 1980-е ГОДЫ 5
2. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС СССР И США В 1980-е ГОДЫ 12
3. НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Вложенные файлы: 2 файла

50654 1980.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования определяется, прежде всего, противоречивостью и неоднозначностью отношений между СССР и Соединенными Штатами Америки. В современной обстановке критический анализ прошлого опыта, не основанный на идеологических приоритетах, позволяет находить лучшие способы балансирования национальных интересов, налаживания сотрудничества в экономической, научно-технической и отчасти военной сферах.

В свете борьбы с международным терроризмом  такое сотрудничество становиться  весьма важным для обоих государств, позволяя им вырваться из порочного  круга узконациональных и великодержавных  понятий, которые оправдывали любые средства ради достижения поставленных целей.

Среди специалистов, внесших значительный вклад в  исследование данной проблемы необходимо назвать прежде всего Гриневского О., Фалина В., Добрынина А.Ф., Примакова Е.М., Трояновского О.А., Сироткина В.Г. и других. Это работы Г.Киссинджера, М.Бешлосса и С.Тэлбота, Р.Такера, С.Блументаля, С.Коена, С.Биалера, М.Мандельбаума, М.Левина, Дж.Хафа, С.Калла. В.М.Бережкова, С.Н.Гейдванова, А.Г.Дугина, Ю.А.Замошкина, Э.А.Иваняна, А.А.Кокошина, П.Т.Подлесного, С.М.Рогова, Г.А.Трофименко, А.И.Уткина, Т.А.Шаклеиной.

Методологической  базой исследования послужили диалектический метод познания, рассматривающий  различные социальные явления в  их историческом развитии, а также  принцип историзма, основанный на признании приоритета исторических фактов и документальных доказательств, принцип объективности.

Цель данной работы: исследование особенности развития отношений между США и СССР в 1980-е годы.

 Для достижения  поставленной цели в ходе работы  предстоит решить следующие задачи:

- выявить особенности внешнеполитического положения СССР в рассматриваемый период;

- проанализировать развития отношений между СССР и США.

Объектом исследования является внешняя политика

Предметом исследования выступают развитие отношений между СССР и США.

Структура настоящей курсовой работы определена поставленными задачами и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников.

 

1. внешнеполитическое положение СССР в 1980-е  годы

 

Стержнем, вокруг которого выстраивалась вся внешняя политика СССР (да и в общепланетарном масштабе этот конфликт был не на последнем месте), было противостояние Советского Союза и США.

Одной из важнейших  форм этого противостояния было поддержание  военно-стратегического паритета. Однако в этом состязании США имели ряд стратегических, практически некомпенсируемых, бонусов.

Во-первых, объём  ВВП США на тот момент превосходил  аналогичный показатель СССР, по разным оценкам, в 6–8 раз. Во-вторых, США обладали намного менее протяжённой сухопутной границей, да и соседствовали они со странами, которые заведомо не могли угрожать безопасности Соединённых Штатов.

В-третьих, в  этом противостоянии США могли опереться  на военный и экономический потенциал  своих союзников по НАТО, в то время как возможности СССР получить соответствующую поддержку со стороны партнёров по ОВД были существенно ниже.

В результате, пытаясь  удержать баланс, СССР был вынужден пойти на существенные перекосы как  в экономическом развитии, так  и в научных разработках, выделяя  всё больше средств именно на «гонку вооружений», которая в относительных величинах была для Советского Союза намного более разорительна, чем для США и его союзников.

Так, к середине 1980-х годов в СССР на потребление  шло лишь около половины госрасходов, в то время как в странах Запада этот показатель колебался около 70-80%. Физический износ оборудования в советской     промышленности среднем составлял 40%, а по отдельным отраслям – до 50-60%, в результате чего импорт оборудования стал необходимым для элементарного поддержания производственных процессов.

Важнейшим для  понимания событий второй половины 1980-х годов «является факт резкого изменения внешнеполитической конъюнктуры на рубеже 1970-80-х годов. Причём силу тех или иных обстоятельств практически все тенденции 80-х были сугубо негативны для СССР» [23,с.142].

Так, весной 1979 г. разразилась полномасштабная китайско-вьетнамская война. В ходе этого конфликта СССР однозначно встал на сторону Вьетнама, на Пекин было оказано дипломатическое давление, в Камрань прибыл отряд советских кораблей, в Монголии были проведены крупномасштабные маневры сухопутных войск. После этого отношение СССР с Китаем, и до того не безоблачные, ухудшились ещё более. Началось американо-китайское сближение, что объективно ухудшало геостратегическое положение Советского союза.

Тогда же, весной 1979 г., (строго говоря, Хомейни взял власть ещё в феврале, но исламской республикой  Иран был объявлен 1 апреля) в Иране  произошла т. н. «исламская революция».

Нельзя сказать, что это немедленно и существенно осложнило положение Советского Союза – отношения Москвы с Ираном шахским так же были весьма натянуты, однако именно с этого момента воинствующий исламизм становится фактором международной политики. Пример Тегерана вдохновил аналогичные силы и группировки практически по всему Ближнему Востоку и Центральной Азии.

Вероятно, этот момент учитывался советским руководством при принятии решения на ввод войск  в Афганистан. Собственно, причины  ввода советских войск в Афганистан до сих пор обсуждаются и уточняются. Помимо упоминавшегося выше иранского фактора, следует учитывать, что просоветский режим в Кабуле, установленный как минимум с начала 1978 г., встречал в своей политике всё усиливавшееся сопротивление. Причём с лета 1979 г. противники кабульского режима финансировались (напрямую или через пакистанскую разведку) из Вашингтона.

 Возможно, в  Москве опасались установления  в Афганистане не исламского, а прозападного влияния. Как  бы там ни было, в конце 1979 г. советские войска вступили  на территорию Афганистана.

 Надо признать, это была очень серьёзная ошибка  советского руководства. США получили  ещё одну великолепную возможность  дополнительно ослабить положение  стратегического противника, оказывая  массированную финансовую и военно-техническую  поддержку анти-кармалевским (а по сути – анти-советским) силам.

Причём в  плане финансирования деятельности «душманов» к Вашингтону сравнительно быстро подключились Саудовская Аравия и Пакистан. На и без того не шикующую советскую экономику было возложено  ещё и бремя военных расходов (приблизительно 3-4 млрд. долл. в год). Хотя потери в живой силе в ходе войны в Афганистане были мизерны (13 тысяч за 10 лет войны – т. е. потери от войны в Афганистане в год были сопоставимы с числом погибших в тот же год в ДТП), нельзя недооценивать грандиозный по масштабам и негативный по заряду идеологический эффект, который дал проекцию как на настроения советского общества, так и на международный имидж СССР.

Между тем, в  этот же период обозначилось «слабое  звено» социалистического лагеря – Польша. На рубеже 1970-80-х гг. страну постиг социально-экономический кризис, который закономерно перерос в кризис политический.

Погнавшись  за ростом потребления, Польская народная республика оказалась полностью  зависимой от иностранных финансовых вливаний. В начале 1981 г. Варшава должна была уплатить 3,5 млрд. долл. по процентам и ещё 7 млрд. – в счёт погашения кредитов. «Причём, отказ от платежей гарантированно вёл к отказу в новых кредитах, а значит – к коллапсу экономики страны» [14,с.181].

Пытаясь спасти союзника, СССР «в порядке интернациональной помощи» перечислил Варшаве 4,5 млрд. долл. и поставил в кредит значительные объёмы нефти, газа и хлопка. В этой ситуации администрация Рейгана решила выжать из выигрышного положения всё возможное.

На американские банки было оказано давление с целью не допустить реструктуризации задолженности ПНР, одновременно Польша была исключена из круга стран, пользовавшихся «режимом наибольшего благоприятствования».

В результате пошлины  на польские товары взлетели на 300-400%, а приток валюты в ПНР закономерно сократился. США не возражали против возобновления экономического сотрудничества, но теперь помощь в сфере экономики жёстко увязывалась с реформами как в области экономических отношений, так и политической системы.

Одновременно  была оказана техническая и финансовая помощь антисоциалистической оппозиции, ведущее место в которой занимала профсоюзная коалиция «Солидарность». К середине 1980-х экономический  крах ПНР стал очевидным фактом. Так как основная масса польского населения традиционно возлагала на СССР ответственность за всё, происходящее с Польшей (и уж заведомо – за все действия промосковских властей в Варшаве), это привело к резкому росту антикоммунистических и антисоветских настроений в стране.

Что касается СССР, то он вынужден был с одной стороны, затрачивать огромные средства на поддержание на плаву режима ПОРП, а с другой – наблюдать за нарастанием влияния антисоветских сил в спонсируемой из советского бюджета стране. наконец, именно в эти роковые 3–4 года, пришедшиеся на рубеж десятилетий, гонка вооружений вышла на новый уровень.

 США демонстративно  сделали ставку на достижение  не количественного, а качественного  превосходства  в стратегических  ядерных вооружениях. Советский  Союз вынуждали состязаться в наиболее провальном для СССР сегменте оборонных разработок – микроэлектронике и компьютерных технологиях.

Логичным было в максимальной степени отсечь СССР от высокотехнологичного экспорта –  и это было сделано. В результате резкого ужесточения деятельности КОКОМ доля высокотехнологических изделий в импорте СССР снизилась с 33% в 1975 г. до 5% в 1983 г.

Период с 1985 по 1988 г. во внешней политике характеризовался сближением и демонстрацией максимальной открытости между Западом и СССР, налаживанием контактов и достижением первых договоренностей, которые воспринимались как результат окончания «холодной войны». В 1989 - 1991 г. начался распад социалистической системы, ликвидация Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи.

Этот период характеризовался фактически односторонними уступками Советского Союза. XXVII съезд КПСС официально утвердил новый внешнеполитический курс. На нем было заявлено, что отныне приоритетными являются глобальные проблемы экономики, экологии, сохранения мира; принципы социалистического интернационализма уступают место общечеловеческим ценностям. М.Горбачев определил три основных направления деятельности: преодоление конфронтации между Востоком и Западом, с которым ставилась задача «достичь партнерских отношений; урегулирование региональных конфликтов; признание существовавшего мирового порядка и отказ от идеологических предпочтений в отношениях с другими государствами» [10,с.56].

8 декабря 1987 г. в результате интенсивных  консультаций была достигнута  договоренность о ликвидации в Европе советских и американских ракет средней и малой дальности. Советский Союз взял на себя обязательства уничтожить 1752 ракеты, США - 869. Это соглашение было дополнено установлением системы взаимного контроля. СССР, помимо этого, ликвидировал часть своих ракет средней и малой дальности, размещавшихся в Сибири и на Дальнем Востоке.

С военной точки  зрения Советский Союз пошел на значительные односторонние уступки США. По инициативе советского руководства были также  уничтожены ракеты малой дальности «Ока», не попавшие под условия договора.

На переговорах  в течение 1985 - 1987 г. СССР настаивал  на отказе США от развертывания системы  противоракетной обороны космического базирования, известной как СОИ (стратегическая оборонная инициатива). Однако в конце концов СССР снял свои возражения, не получив при этом никаких гарантий от США в том, что они не попытаются осуществить эту программу в будущем.

Значительно улучшились отношения с Китайской Народной Республикой. В мае 1989 г. состоялся  первый за последние 30 лет визит главы СССР в КНР. Развивались отношения со странами Юго-Восточной и Южной Азии, с государствами Латинской Америки, ЮАР.

В то же время  СССР продолжал оказывать помощь странам, заявлявшим о своей приверженности «социалистическим идеалам» - Алжиру, Анголе, Эфиопии, Ираку, Сирии. В отношениях с социалистическими странами Восточной Европы наметились существенные перемены. Руководство этих стран фактически лишилось поддержки Советского Союза.

В 1989 - 1991 г. произошли  фундаментальные изменения во внешнеполитическом положении СССР. В феврале 1988 г. М.Горбачев объявил о выводе войск из Афганистана, который начался 15 мая. В феврале 1989 г. последний советский солдат покинул эту страну.

Важнейшим событием этого периода стало объединение Германии. В ноябре 1989 г. рухнула берлинская стена, около тридцати лет разделявшая немецкий народ. К власти в ГДР пришла христианско-демократическая партия, поставившая своей целью скорейшее объединение страны. СССР согласился на объединение Германии и обещал вывести свои войска в течение 4 лет, получая взамен экономическую помощь в размере 10 млрд. немецких марок, которые должны были пойти на обустройство выводимых из Германии войск и обещание, что на территории ГДР не будут размещены войска НАТО. В октябре 1990 г. ГДР перестала существовать.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод:

 На рубеже 1970-80-х гг. внешнеполитическое положение СССР резко ухудшилось, причём сразу по нескольким векторам. Преобразования в стране не могли не затронуть советскую внешнюю политику. Изменения во времена перестройки во внешнеполитическом курсе становились как бы обоснованием необходимости внутренних преобразований. Идеологической базой проводившегося М.Горбачевым внешнеполитического курса стала концепция «нового политического мышления», в основе, которой лежала идея взаимозависимости и целостности мира.

Информация о работе Внешнеполитическое положение СССР в 1980-е годы