Виды республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальностью данной курсовой работы является то, что она затрагивает проблемы демократической формы правления в современном мире. В настоящее время большинство государств имеют республиканскую форму правления. Наиболее часто к ней приходят молодые и развивающиеся страны. В современном мире считается, что республика наиболее гуманистическая форма правления, поскольку предполагается, что полномочия любой власти основываются на мандате нарда.

Содержание

Введение …….…………………………………………………………………….3
1. Общие положения республики как формы правления………………….….. 5
1.1. Понятие и признаки республики…………………………………………….5
1.2. Виды республик…………………………………………………………….6
2. Особенности президентской и парламентской республики…….….12
2.1. Президентская республика……………..……………………………….. 12
2.2. Парламентская республика…..……………………………………………..21
2.3. Смешанная и нетрадиционная республика………………………………. 27
Заключение ………………………………………………………………………34
Список источников и литературы …………………………………………...…

Вложенные файлы: 1 файл

кур р тгп.docx

— 62.05 Кб (Скачать файл)

Такие модификации форм обусловлены  несколькими причинами. Во-первых, практика последних десятилетий показывает, что для управляемости государством важно не только и, может быть, не столько разделение властей и  система взаимных сдержек и противовесов. Эти моменты обеспечивают демократизм  в управлении, исключают концентрацию власти в руках какого-либо одного органа. Более важным является установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства. Отсутствие этого, как свидетельствует опыт противоборства законодательной и  исполнительной власти в России (а  отчасти и внутри исполнительной власти), ведет к кризису всей политической системы18.

Создание смешанных и "гибридных" форм улучшает взаимодействие органов государства. Хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента, либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту, что создает известную  неопределенность в его положении. Какие-то плюсы почти всегда сопровождаются определенными минусами. Например, превалирует долговременная тенденция  значительного усиления власти премьер-министра, который из первого среди равных превращается, по существу, в хозяина  правительства в условиях парламентарной формы правления: сам назначает  и смещает министров без утверждения  парламента. Роль правительства как  коллегиального органа вытесняется  единоличной властью премьер-министра.

Во-вторых, "чистые" формы  правления имеют недостатки, присущие форме как таковой. Например, президентская  республика имеет тенденцию к  президентскому авторитаризму. Об этом отчетливо свидетельствует появление  суперпрезидентских республик в  Латинской Америке, а также президентско-монистических  республик в Африке. Парламентарной же республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственные  кризисы и отставки. Поскольку  в парламентарной республике и парламентарной монархии правительство зависит  от парламентского большинства (а оно  нередко достигается путем коалиций различных политических партий), то утрата такой поддержки ведет  к вотумам недоверия. За полсотни послевоенных лет в парламентарной республике Италии сменились более  полусотни кабинетов министров. Средняя продолжительность их существования  была менее года. Включение элементов  президентской республики в парламентарную, а парламентаризма - в президентскую, применение других методов помогают преодолеть недостатки "чистых" форм.

В-третьих, возникновение  смешанных, "гибридных" форм связано  с распространением и восприятием  во все большем числе стран  мира общечеловеческих ценностей, влиянием гуманистических идей и институтов. Под влиянием таких идей в эмиратах Персидского залива (Кувейте, Катаре, Бахрейне, ОАЭ, в 1992 г. в Саудовской Аравии - государстве, наиболее упорно сопротивлявшемся идеям конституционализма) приняты  конституции. Правда, они остаются лишь внешней оболочкой абсолютистского  по существу государства, ибо даже там, где они не приостановлены, а парламенты не распущены (в Кувейте, например, проводятся выборы), основные законы провозглашают, что вся власть исходит от монарха, парламент фактически и даже юридически (Катар, ОАЭ и др.) в соответствии с концепцией ислама аш-шура является лишь консультативным учреждением19.

Наконец, изменения в форме  правления, появление "гибридных" черт связаны с давлением и  борьбой прогрессивных сил. Примерами  могут служить появление новой  Конституции Непала 1990 г. и фактическое  изменение формы правления в  Иордании в связи с королевскими прокламациями в 90-х годах при  сохранении прежней власти одного и  того же монарха.

Полупрезидентскими республиками являются некоторые страны СНГ. Согласно конституции Белоруссии 1996 г., правительство  подотчетно президенту и ответственно перед парламентом (ст. 106). В соответствии со ст. 113 конституции Украины 1996 г. Кабинет  министров ответствен перед президентом  Украины, подконтролен и подотчетен Верховной раде (однопалатному парламенту). В постсоциалистических государствах премьер-министры нередко должны назначаться  с согласия парламента, но назначение министров президентом такого согласия не требует. Ответственность всего  состава правительства в связи  с выражением вотума недоверия возможна, но крайне затруднена (например, необходимо двукратное отклонение программы правительства  в Белоруссии, одного раза недостаточно). В других случаях двукратного  вотума недоверия не требуется, но все  равно президент сам решает, уволить  правительство в отставку или  распустить парламент. Правда, в разных постсоциалистических полупрезидентских  республиках в решении этого  вопроса имеются свои особенности, но отдельному министру вотум недоверия  вынести невозможно (в случае его  принятия никаких юридических последствий  не возникает). В Етипте, напротив, требование отставки относится только к министрам. Если же недоверие выражено персонально  премьер-министру или кабинету в  целом, президент может не согласиться  с этим и возвратить вопрос на новое  рассмотрение парламента. Если последний  подтверждает свое решение, президент  вправе вынести спорный вопрос на референдум – голосование избирателей. Результаты голосования в пользу правительства влекут роспуск парламента, в пользу парламента – отставку правительства.

Примеры таких президентских  республик, как, например, Венесуэла, Египет, Уругвай, свидетельствуют о том, что в тех из них, где возможен вотум недоверия министру или  правительству в целом, он крайне затруднен, к тому же окончательное  решение, как правило, принадлежит  президенту. Эта же ситуация наблюдается  в полупрезидентских республиках, где вотум недоверия одному министру вообще невозможен. Вопрос о недоверии  правительству и министру в обеих  группах республик может быть поставлен лишь значительным числом членов парламента: в Перу – 1/20 всего  состава парламента, в Колумбии – 1 /10, в Белоруссии – 1 /З нижней палаты парламента, на Украине – 1 /З однопалатного  парламента. Решается же он только большинством общего состава парламента, а иногда и квалифицированным большинством.

Правительство в президентской  и полупрезидентской республике, если оно возглавляется административным премьером, может и само поставить  вопрос о доверии. Этим оно обычно пытается укрепить свои позиции или  провести в парламенте закон, угрожая  в противном случае своей отставкой. Такой порядок тоже во многом сближает президентскую республику с парламентарной. Рассмотренные явления отражают современные тенденции в развитии конституционного права стран мира.

Вместе с тем бывают и такие смешанные формы правления, которые сочетают черты разнопорядковых  форм – монархии и республики.

Важнейшим признаком монархии является то, что глава государства  получает и передает свой пост по наследству и пожизненно. В Малайзии главу  государства – монарха – выбирают на 5 лет. Он избирается не гражданами и  не парламентом, а Советом правителей штатов, в состав которого входят не все главы штатов, а лишь султаны 9 из 13 штатов. Главы четырех штатов не являются наследственными султанами  и потому участия в выборах  главы государства не принимают. Обычно на пост монарха – главы  государства избираются султаны  штатов по очереди, для чего в Совете правителей ведется особый список. Таким образом, Малайзия представляет собой своеобразную форму правления  – выборную (или ротационную) монархию.

Элементы выборности существуют и в ОАЭ. Эмиры семи объединившихся эмиратов выбирают на 5 лет председателя Совета эмиров, которого нередко называют президентом. Председатель Совета эмиров выполняет многие функции главы  государства, особенно церемониальные. По своим полномочиям он ближе  к президенту, чем к монарху  абсолютной монархии, каковой являются ОАЭ с их коллективным монархом –  Советом эмиров. В отличие от Малайзии в ОАЭ председателем Совета эмиров постоянно выбирают монарха крупнейшего  эмирата Абу-Даби, который занимает 86% территории государства. Очередности  занятия поста главы государства  в этой стране нет.

Ранее уже говорилось о  пожизненных президентах. Такая  должность, созданная впервые в  Югославии для ИосипаБроз Тито, первого  президента Югославии, который возглавлял освободительную борьбу югославских  народов против фашистских захватчиков, была затем установлена в некоторых  странах Азии и Африки: в 60-х годах  – в Индонезии, в 70-х годах –  в Тунисе, Уганде, Центральноафриканской  Республике, в Экваториальной Гвинее и некоторых других странах. Пост постоянного, пожизненного президента сочетался (кроме Индонезии) с однопартийностью (пожизненный президент всегда был  лидером этой партии), с провозглашением  президента «духовным вождем народа», основателем новой идеологии, объявленной  государственной. Один из таких пожизненных  президентов – Бокасса пошел  еще дальше: провозгласил себя императором  Центральноафриканской империи (он был свергнут в 1979 г.). В Корейской  Народно-Демократической Республике сын пожизненного президента Ким  Ир Сена был объявлен его наследником  и стал руководителем страны в 1994 г. Институт пожизненного президента и  особенно объявление этого поста  наследственным сближают данную республиканскую  форму правления с монархией.

Как отмечалось, многих республиканских  черт лишена форма правления, создаваемая  в условиях военных режимов. Президенты таких республик не избираются населением или каким-либо легитимным конституционным  органом, например парламентом или  особой избирательной коллегией. Они  провозглашаются президентами группой  своих сообщников по государственному перевороту, которая образует военный, революционный или иной совет. Парламент  в этих условиях распускается, конституция  целиком или в значительной части отменяется (иногда приостанавливается, что фактически не меняет положения вещей), выборы местных органов бывают редким исключением, управление строится на основе жесткой иерархии военных властей. Таким образом, создается необычная разновидность республики, в которой фактически отсутствуют республиканские учреждения.

Особая форма республики – теократическая республика, где  правит мусульманское духовенство, – существует в Иране. В этой стране в соответствии с конституцией 1979 г. имеются избранные президент  и парламент, но главную роль играет руководитель государства (рахбар). Этот пост создан с учетом традиций мусульманского фундаментализма и во многом напоминает организацию власти в идеальном  мусульманском государстве –  халифате. Пост Руководителя государства  принадлежит высшему духовному  лицу, которое подбирается мусульманским  Советом экспертов. В случае вакансии Совет экспертов подбирает другое лицо на этот пост, руководствуясь прежде всего религиозными качествами кандидата, или составляет коллегиальный орган, выполняющий обязанности Руководителя государства20.

В целом создание смешанных  и "гибридных" форм правления, как  показывает опыт многих стран, имеет  несомненные плюсы. Тем самым  обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность  частой смены правительства по конъюнктурным  партийным соображениям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет  к укреплению роли государственной  власти на местах, способствует единству государства. Это особенно важно  в условиях стран, которые не имеют  опыта длительного парламентского управления и где последнее в  условиях несформировавшихся партийных  структур, не сложившихся механизмов парламентского управления может вести  к постоянному разброду и шатаниям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Республика - (в пер. с лат. - общенародное дело) - форма правления, при которой высшие органы государственной  власти формируются избирателями и  их деятельность ограничена определенным сроком.

Признаки республики:

- Высшие органы государственной власти формируются избирателями.

- Деятельность высших органов государственной власти ограничена определенным сроком.

- Свойственно разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Республики подразделяются на президентские, парламентские, смешанные (парламентско-президентские) и нетрадиционные.

В парламентской республике правительство формируется парламентом (из представителей партии, победившей на выборах) и подотчетно ему. Президент  в такой республике избирается либо парламентом, либо специально созданной  коллегией и имеет незначительные полномочия. В такой республике значительная роль отводится главе правительства (премьер-министру), который также  избирается парламентом, но, как правило, является лидером либо правящей партии, либо коалиции победивших партий (Италия, Германия, Венгрия, Индия, Финляндия  и др.).

В президентской республике правительство формируется президентом, ответственно перед ним. Парламент  не может отправить правительство  в отставку. Нередко правительство  возглавляется самим президентом (США). Министры составляют кабинет  президента, имеют лишь совещательный  голос, решение принимает президент  единолично. Президент имеет право  вето на законы, принятые парламентом; имеет право самостоятельно издавать нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты. Обычно избирается всеобщим голосованием (США, Мексика, Бразилия и  др.).

Информация о работе Виды республики