Виды республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальностью данной курсовой работы является то, что она затрагивает проблемы демократической формы правления в современном мире. В настоящее время большинство государств имеют республиканскую форму правления. Наиболее часто к ней приходят молодые и развивающиеся страны. В современном мире считается, что республика наиболее гуманистическая форма правления, поскольку предполагается, что полномочия любой власти основываются на мандате нарда.

Содержание

Введение …….…………………………………………………………………….3
1. Общие положения республики как формы правления………………….….. 5
1.1. Понятие и признаки республики…………………………………………….5
1.2. Виды республик…………………………………………………………….6
2. Особенности президентской и парламентской республики…….….12
2.1. Президентская республика……………..……………………………….. 12
2.2. Парламентская республика…..……………………………………………..21
2.3. Смешанная и нетрадиционная республика………………………………. 27
Заключение ………………………………………………………………………34
Список источников и литературы …………………………………………...…

Вложенные файлы: 1 файл

кур р тгп.docx

— 62.05 Кб (Скачать файл)

Президентская республика является одной из наиболее распространенных форм правления в латиноамериканских странах. Президентское правление  установлено в 12 странах: Бразилии, Венесуэле, Гаити, Гватемала, Гондурасе, Доминиканской Республике, Колумбии, Коста-Рике, Мексике, Парагвае, Сальвадоре и Эквадоре. Для государств Латинской  Америки свойственны особое понимание  роли президента и придание особого  значение возглавляемой им исполнительной власти. Особый статус президента не только существует на практике, но и закреплен  в конституциях большинства этих стран.

Основой для большинства  латиноамериканских конституций послужила  Конституция Соединенных Штатов Америки. Однако политические реалии этих стран настолько несхожи, что  выполняются эти конституции  по-разному. Это относится в первую очередь к статусу президента. Если в Соединенных Штатах удается  поддерживать баланс между законодательной, исполнительной и судебной властью, то в Латинской Америке заметно  преобладание исполнительной власти, возглавляемой президентом. Законодательная  власть в этих странах очень слаба, и президент имеет достаточно средств для давления на нее.

Однако в последние  годы национальные Конгрессы делают некоторые попытки осуществить  парламентский контроль за деятельностью  правительства.

В частности, такой процесс  имеет место в Бразилии. Однако, поскольку у Конгресса отсутствует  право принятия резолюций, одобряющих или осуждающих деятельность даже отдельных  министров или иных высших государственных  чиновников, потому и возможности  контроля Конгресса за исполнительной властью не имели решающего значения.

Конституции латиноамериканских стран предусматривают возможность  импичмента президента, хотя случаи отстранения  президентов от власти в порядке  импичмента крайне редки. Как правило, эта процедура используется как  резервное орудие в руках групп  давления, когда возникает необходимость  сменить, но с соблюдением демократической  формы, главу государства. Однако в  последние годы процедура обвинения  президентов в порядке импичмента стала принимать в некоторых  странах реальный характер. Так, по доказанным фактам коррупции Национальным Конгрессом Бразилии был отстранен  со своего поста президент страны Фернандо Коллор. Законодательный орган  Венесуэлы проголосовал за отставку президента страны Карлоса Андреса  Переса, также обвиненного в коррупции. Как показало время, импичмент президента Коллора не только не расшатал, но даже укрепил институт президентства  в Бразилии. Этот опыт открыл путь для  борьбы с коррупцией и в других эшелонах власти12.

 

2.2. Парламентская  республика

 

Британский парламент - один из старейших парламентов мира. Он возник в конце XIII в. и с тех  пор продолжает функционировать  без перерывов на протяжении всей политической истории страны. В последние  два десятилетия в Англии были проведены серьезные реформы, общий  смысл которых сводился к тому, чтобы повысить эффективность деятельности парламента, обеспечить парламентариям более широкие возможности для  участия в осуществлении основных функций представительного органа. Была реорганизована система парламентских  комитетов, создана должность омбудсмена, приняты меры по повышению профессионализма депутатов и пр. При этом британский парламент изучал и осваивал новый  опыт других стран и часто заимствовал  ту практику, которую считал для  себя выгодной и полезной (американская система комитетов по расследованию  деятельности министерств, институт уполномоченного  по контролю за недолжными действиями государственных органов и должностных  лиц и пр.)13.

Контроль над правительством - одна из главных функций палаты общин. Формально назначение премьер-министра - прерогатива королевы. Практически  она должна остановить свой выбор  на лице, способном обеспечить поддержку  большинства в палате общин. Обычно им становится лидер партии, победившей на парламентских выборах и имеющей  большинство мест в палате общин.

Формами парламентского контроля являются: вопросы депутатов министрам, предложения, специальные комитеты.

Существуют устные и письменные вопросы. Депутат, желающий задать вопрос, должен дать палате письменное предварительное  уведомление. Число вопросов, которые  депутат может задать министру в  течение одного заседания, ограничено двумя. Депутат может предложить министру далеко не всякий вопрос. Они  не должны касаться конкретных судебных дел, находящихся в процессе рассмотрения. Спикер вправе не принять вопрос депутата, который является "недопустимым". В вопросах нельзя критиковать членов королевской семьи или суд. Министр  может отказаться отвечать на вопрос. Всякая попытка получить ответ на вопрос, если на него отказались отвечать, будет отведена спикером. Если министр  отказался отвечать на вопрос, то он может быть задан вторично лишь на новой сессии парламента.

Палата общин имеет  комитеты, постоянные и временные. Постоянные делятся на три вида: комитет всей палаты, неспециализированные и специализированные. Контрольные функции принадлежат  специализированным комитетам. Они  образуются по отраслям и сферам управления. Так как главной задачей этих комитетов является контроль за деятельностью  основных министерств, поэтому и  система этих комитетов привязана  к структуре правительства. Есть комитеты по обороне, внутренним делам, иностранным делам, промышленности и торговле, транспорту, сельскому  хозяйству, по делам Шотландии и  Уэльса и т. д. Всего таких комитетов. Специализированные комитеты существуют в палате общин с 1979 г14.

Члены правительства не вправе входить в состав комитетов, но могут  присутствовать на их заседаниях, выступать  от имени правительства, не участвуя в голосовании. Депутаты палаты общин, не являющиеся членами соответствующего комитета, также вправе присутствовать на его заседаниях, но без права  выступления и голосования.

Комитеты могут проводить  расследования и в этих целях  истребовать документы и материалы, вызывать свидетелей, назначать экспертов. По расследованному вопросу комитет  представляет палате доклад. Решения  комитетов носят рекомендательный характер, и палата ими не связана.

Особое место занимает финансовый контроль. Контроль палаты общин над расходованием правительством денежных средств слагается, во-первых, из проверки смет расходов, представляемых палате общин министерствами при  утверждении Закона об ассигнованиях, и, во-вторых, из проверки отчетов о  расходовании средств, осуществляемой комитетом по публичной отчетности (PublicAccountCommittee).

Парламентская проверка отчетов  основывается на докладе специального должностного лица палаты - генерального контролера и ревизора (ControllerandAuditorGeneral), осуществляющего свои полномочия от ее имени. С 1983 г. он назначается правительством на основании резолюции палаты общин, предложенной премьер-министром с  одобрения председателя Комитета по публичной отчетности. Генеральный  контролер - должностное лицо парламента и несет ответственность перед  ним.[552]

При парламенте функционирует  парламентский уполномоченный по делам  администрации (ParliamentaryCommissionerforAdministration) (омбудсмен). Эта должность была введена  Законом о парламентском уполномоченном 1967 г. Англия реципировала институт омбудсмена у других стран. Омбудсмен - должностное  лицо, обязанностью которого является рассмотрение жалоб граждан на действия министерств. В Англии он назначается  правительством.

В компетенцию парламентского уполномоченного входит расследование  жалоб граждан на действия министерств  и ведомств, которые совершены  ими при осуществлении административных полномочий и вытекают из их ненадлежащего  выполнения. Деятельность парламентского уполномоченного распространяется на те министерства и ведомства, список которых содержится в приложении к закону. Он не может проводить  расследование действия министерств  и ведомств, если имеется возможность  обратиться в суд или административный трибунал, а также тех действий, которые изымаются из его юрисдикции в силу приложения к закону.

Парламентскому уполномоченному  предоставлены широкие права  при проведении расследований. Он вправе истребовать у министров и  должностных лиц документы, вызывать свидетелей и пр. Однако он не может  принимать меры по результатам своих  расследований, в частности заменить административное решение своим  собственным либо потребовать его  изменения. Результатом его расследования  является доклад, который он может  послать соответствующему депутату. Если парламентский уполномоченный считает, что недолжное осуществление  полномочий министерством не было устранено, он может представить парламенту специальный доклад. Доклады парламентского уполномоченного, представляемые парламенту, рассматриваются специальным комитетом  по делам парламентского уполномоченного. Комитет выслушивает свидетельские  показания должностных лиц соответствующих  министерств и доклады парламентского уполномоченного.

ФРГ и Италия являются парламентскими республиками. Так, президент ФРГ  избирается коллегией (Федеральным  собранием), в состав которой входят все депутаты Бундестага и такое  же число депутатов, избранных представительными  органами земель. Он наделен широкими полномочиями, однако большинство актов  президента требуют контрасигнатуры  главы правительства или соответствующих  министров, несущих за них ответственность. Президент не является главой правительства. Он выдвигает кандидатуру на пост канцлера, который избирается Бундестагом (т. е. пользуется доверием парламента). Министры назначаются и увольняются  президентом по предложению канцлера.

Для организации стабильного  правительства в ФРГ действует "конструктивный вотум недоверия", предусмотренный ст. 67 Основного  закона ФРГ 1949 г. Это означает, что  ответственность перед бундестагом  несет только канцлер (правительство  уходит в отставку со сменой федерального канцлера). Кроме того, бундестаг  вправе выразить ему вотум недоверия, если в проекте резолюции будет  содержаться кандидатура нового канцлера и просьба об отстранении  от должности прежнего (в ФРГ это  произошло в 1982 г., в результате чего Гельмут Шмидт ушел в отставку и одновременно был избран новый  канцлер - Гельмут Коль; в 2005 г. канцлер  Г. Шредер сам инициировал эту  процедуру в отношении себя).

В Италии отсутствует "конструктивный вотум недоверия". Каждая из палат (Палата депутатов и Сенат) может  требовать ухода правительства  в отставку. Председатель Совета министров  несет ответственность за общую  политику, министры коллегиально ответственны за действия правительства и индивидуально - за действия своих ведомств. Резолюции  недоверия правительству должны быть подписаны не менее одной  десятой членов палаты (ст. ст. 94, 95 Конституции  Итальянской Республики 1947 г.). Кроме  того, возможно принятие резолюций  по определенному вопросу, которые  вносятся председателями фракций, 10 депутатами или 8 сенаторами. Многопартийность в  парламенте, частые расхождения партий во мнениях приводят к тому, что  правительства уходят в отставку, не дожидаясь постановки вопроса  о доверии. Только за послевоенные полвека  в Италии сменилось более 50 советов  министров15.

Итальянский парламент вправе задавать правительству устные и  письменные вопросы (примерно два заседания  в неделю в палате отводится для  устных вопросов).

Со стороны немецкого  парламента также возможны обращения  к правительству (так называемые большие и малые запросы, вопросы  депутатов). Они наиболее часто используются в качестве средства парламентского контроля за правительством. "Большие  запросы", как правило, связаны  с возникшей крупной политической проблемой, требуют письменного  ответа и могут повлечь обсуждение в бундестаге. "Малые запросы" затрагивают конкретные факты, при  этом поднятые вопросы парламентом  не обсуждаются. Еженедельно, в течение  трех часов, любой депутат может  получить ответы на заранее заданные вопросы членам правительства, депутаты могут поставить дополнительные вопросы во время обсуждения. В  соответствии с п. 9 Положения о  порядке проведения "часа вопросов" вопросы задаются не позднее чем  за сутки до их проведения в письменной форме, если они представляют "особый общественный интерес". В остальных  случаях они подаются в секретариат  бундестага не позже чем за трое суток до начала его рабочей недели. Кроме того, возможно ежемесячное  обращение парламентариев к правительству  с письменными вопросами. Вопросы  и ответы публикуются в официальном  бюллетене Бундестага. Проблемам, вызывающим всеобщий интерес, посвящается "час  актуальных вопросов", во время которого каждый депутат имеет не более  пяти минут, а министры и члены  Бундесрата - не более 10 минут16.

Парламенты обеих стран  имеют право создавать комиссии расследований (следственные комитеты). Согласно ст. 82 Конституции Италии каждая палата может проводить расследование  по вопросам, представляющим государственный  интерес. Комиссии формируются пропорционально  соотношению парламентских фракций  палаты. Интересно то, что в Италии они обладают такими же полномочиями, как и судебная власть17.

Кроме того, здесь функционируют  специальные двухпалатные комиссии, созданные целевым назначением  на основании Закона от 30 декабря 1991 г. N 410. Наиболее важными являются специальные  комиссии по вопросам борьбы с мафией, борьбы с политическим терроризмом, а также комиссии по проверке тюрем  и расследованию конкретных дел, получивших широкий общественный резонанс. Комиссии вправе приглашать на свои заседания  работников правоохранительных и судебных органов, где вырабатываются согласованные  меры по предотвращению тех или иных негативных явлений, а также меры по совершенствованию законодательства. Регламенты палат итальянского парламента предоставили комиссиям большие  возможности получения информации в рамках соответствующей предметной компетенции. Характерно то, что в  этом случае регламенты никак процедурно не ограничили сбор и использование  информации комиссиями.

Обобщая сказанное, необходимо отметить, что парламентский контроль и институт парламентского расследования  есть во всех демократических странах, независимо от формы правления. В  парламентарных республиках и монархиях  правительство ответственно перед  парламентом, поэтому признание  его работы неудовлетворительной влечет отставку правительства. В президентских  республиках высшие законодательные  органы указанных полномочий не имеют, тем не менее благодаря деятельности комитетов парламента, его информационных служб контроль за исполнительной властью  в этих странах также является достаточно эффективным.

 

2.3. Смешанная и  нетрадиционная республика

 

В ряде государств достаточно эффективно функционируют нетипичные формы правления. В них соединяются  черты республики и монархии (Малайзия), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентской  республики (Колумбия).

В развитых странах, а иногда и в развивающихся государствах на основе демократизации политических режимов практически утратились различия между монархией и республикой. По своему характеру монархии в Великобритании или Японии мало чем отличаются от республик Франции или Италии. В смешанных и "гибридных" формах правления утрачивается жесткость  существующих классификаций и по юридическим признакам.

Информация о работе Виды республики