Бюрократия и ее роль в политической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:49, контрольная работа

Краткое описание

К числу важных социально-экономических институтов относится институт бюрократии, чьё влияние на экономическую жизнь общества усиливается по мере расширения масштабов хозяйственной деятельности, усложнения управления и углубления рыночных отношений. Этот болезненный процесс трансформации не обошёл также и Россию. Неизбежность кардинальных реформ в обществе и выхода нашей страны на подобающее ей место в мировом сообществе настойчиво требует преобразования тех социально-экономических отношений и институтов, которые сдерживают её развитие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Институт бюрократии как неотъемлемая составляющая социально-экономической системы…………………………………………………………..5
Бюрократия и её роль в государственном управлении…………………………7
Заключение……………………………………………………………………….10
Список источников………………………………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

К.р. ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 30.94 Кб (Скачать файл)

Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС

 

 

 

 

КАФЕДРА ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК И ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

Межсессионная контрольная  работа по дисциплине 
«Политология»

 

 

Фамилия

 

Имя

Марина

Отчество

Александровна

Номер группы:

12313

Дата сдачи

04.01.2014г.

Тема:

Бюрократия и ее роль в политической системе 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Институт бюрократии как  неотъемлемая составляющая социально-экономической  системы…………………………………………………………..5

Бюрократия и её роль в  государственном управлении…………………………7

Заключение……………………………………………………………………….10

Список источников………………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

К числу важных социально-экономических  институтов относится институт бюрократии, чьё влияние на экономическую  жизнь общества усиливается по мере расширения масштабов хозяйственной  деятельности, усложнения управления и углубления рыночных отношений. Этот болезненный процесс трансформации  не обошёл также и Россию. Неизбежность кардинальных реформ в обществе и  выхода нашей страны на подобающее ей место в мировом сообществе настойчиво требует преобразования тех социально-экономических отношений  и институтов, которые сдерживают её развитие.

Бюрократия существует в  любой социально-экономической системе, обладая определённым организационным, политическим, идеологическим потенциалом и распоряжаясь немалыми ресурсами. Её влияние на социально-экономическую систему, с одной стороны, легитимно, а с другой – латентно, но, по существу, везде и всегда весьма существенно.

Бюрократия не только успешно  переживает все катаклизмы минувших и настоящих преобразований, но нередко  и с явной для себя выгодой  использует потрясения социально-экономической  системы. Бюрократии свойственна двойственность социально-экономического поведения, проявляющаяся в одновременном  сочетании в себе диалектически  противоречащих друг другу тенденций  – рационального управления хозяйственной  деятельностью, стремлением к собственному количественному расширению, а с  другой стороны – в снижении эффективности  результатов её деятельности. Нет  почти ни одного порока, который  бы ей когда-либо не приписывался. Бюрократию подвергают все участники социально-экономического процесса. Одни стремятся ограничить ее во имя свободного рынка; другие хотят реформировать, чтобы сделать  её открытой и ответственной; третьи же надеются заменить её самоуправлением. Тем не менее, бюрократия демонстрирует  впечатляющую способность противостоять  всем подобным притязаниям на свои права и остаётся необходимой  в любой социально-экономической  системе, неизменно порождая проблемы «бюрократизма», взяточничества и коррупции.

Научная новизна данной работы заключается в разработке концепции эволюции, условий формирования и закономерностей функционирования института бюрократии в социально-экономической системе; определении особенностей развития национальной бюрократии в России.

Углублено понимание социально-экономической  природы и сущности бюрократии как  социально-экономического института: бюрократия - структурный элемент любой социально-экономической системы, определённым образом специализированная социальная организация государственных служащих, формирующая рутинизированные схемы поведения, оплачиваемая в основном за счёт доходной части бюджета, призванная в рамках действующего в стране законодательства наиболее эффективным способом (на основе общепринятых законодательных ограничений, традиций, обычаев) осуществлять всю совокупность взаимосвязей между экономическими агентами в обществе. Главной особенностью бюрократических отношений служит наличие односторонне зависимого положения от чиновника. В странах с развитой рыночной экономикой и обществом гражданского типа безличностная процедура делопроизводства преобладает над личностными отношениями, что позволяет осуществлять взаимосвязи между людьми на основе формального сотрудничества и согласования. В современной России в связи с деформацией рыночных отношений и отсутствием гражданского общества, преобладают административные методы преобразований, когда преимущественной формой реализации общественной взаимосвязи выступает не форма контракта, свойственная развитому рынку, а форма иерархии, то есть соподчинения, способствующая развитию таких негативных тенденций как «бюрократизм», взяточничество, коррупция и т.д.

 

 

 

Институт бюрократии как неотъемлемая составляющая социально-экономической  системы

Наверное, ни один из социально-экономических  институтов не подвергался такой  жесточайшей критике, как бюрократия. Однако бюрократия демонстрирует впечатляющую способность не только выживать, но и противостоять всем нападкам и  посягательствам на свои права, заключающимся  в ограничении её деятельности и  реформировании вплоть до полного отказа от бюрократических услуг и вытеснения её «адхократией»1 постиндустриального общества. Тем не менее, очевидно, что бюрократия является необходимой структурой для социально-экономической системы, неизменно порождая вместе с тем трудноразрешимые проблемы. Парадокс состоит в том, что именно современная бюрократия, действующая подчас вопреки общегосударственным и общенациональным интересам, призвана сыграть одну из решающих ролей в возрождении и укреплении российской государства. В отдельных странах на отдельных этапах развития, когда высшие государственные учреждения не пользуются доверием и поддержкой населения, а легитимность государственной власти проблематична, именно бюрократия решает целый комплекс задач чрезвычайного характера, стоящих перед страной, переживающей перманентный системный кризис. В результате успешной модернизации и санации государственной службы чиновничество, представляющее собой клиентарную2 бюрократию, способно вернуть себе публичное предназначение и стать эффективным управленческим аппаратом в стране.

Современная бюрократия не является монолитным иерархическим  образованием. Она состоит из множества  учреждений, агентств, ведомств, каждое из которых зависит от ресурсов, поступающих как из госбюджета, так  и от заинтересованных групп. Все  эти многочисленные организации  вынуждены соревноваться друг с  другом за получение больших ресурсов, и, в первую очередь, - властных. Экономическая  система общества не может существовать и не должна стремиться к устранению бюрократии «как класса». Задача общества заключается в том, чтобы подчинить  бюрократию государству, обществу, то есть заставить их служить интересам  нации.

Бюрократия и бюрократические  методы с необходимостью существуют в обществе любого типа очень давно  и представлены в административном аппарате любого правительства. История  бюрократии тесно связана с историей должностей, со службой на государственных  должностях, и соответственно  с  историей государства вообще. Со времени, когда государственная власть в  своей деятельности стала опираться  на специальный слой людей, делегировав  ей определенную долю властных полномочий, вместе с первыми формами управленческих отношений возникают и ранние формы бюрократических методов  управления.

Однако в качестве одного из важных аспектов в существующих исследованиях бюрократии и одновременно объединяющих эти изыскания следует  отметить существенные различия содержания понятий «государство», «государственный аппарат»  и «бюрократия». Бюрократия является институтом, осуществляющим все основные функции государства. Оно не может обойтись без бюрократических  механизмов. Поскольку взаимодействие в обществе невозможно без государственного управления, бюрократия - всегда необходима. Экономическая система общества не может существовать и не должна стремиться к устранению бюрократии как института, но важно подчинить  частные интересы бюрократии государственным  интересам, а государственный аппарат  – служить интересам нации.

 

Бюрократия и  её роль в государственном управлении

Специалисты обычно выделяют три-четыре основных типа бюрократии в  истории развития общества: патриархальную, восточную, рациональную (веберовскую) и «отзывчивую», которая с трудом формируется сейчас в цивилизованных странах Запада.

В России бюрократия долгое время сохраняла и, к сожалению, продолжает сохранять многие черты  патриархального типа. Что такое  российская бюрократия в прошлом? Лучший ответ на этот вопрос дает, на мой  взгляд, бессмертное произведение Н.В.Гоголя «Ревизор». Основные черты ее стиля  управления, собственно, две: 1) служу  своему начальнику; 2) обществу, гражданам  служу в той мере и таким  образом, как этого хочу я сам. При такой организации государственной  службы на объективность, компетентность, справедливость, деловитость чиновника  рассчитывать не приходится: сроков рассмотрения дел не существует, порядок делопроизводства и подведомственность крайне неопределенны, а главное - во всем господствует произвол, личное усмотрение решающего вопрос с непременными спутниками-взятками, вымогательством, протекцией. Исход  дела решает не правота человека, не объективные обстоятельства, а его  статус, богатство, связи, ловкость, умение «задобрить» нужную персону.

В качестве альтернативы патриархальной системе постепенно стала складываться иная, современная форма решения  текущих государственных дел, которой  в идеале присущи такие черты, как компетентность; ведение дел  бесстрастными исполнителями в  полном соответствии с законодательством; упорядоченность делопроизводства; свобода от субъективных влияний. Словом, организация государственной службы современного типа предполагает господство общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не должно зависеть от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все  равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатков  конкретных людей и возможных  злоупотреблений. Такова концепция  рациональной бюрократии, как ее сформулировал  М.Вебер.

По Веберу, основные характеристики бюрократии сводятся к следующим  четырем: 1) бюрократическая юрисдикция четко зафиксирована нормативным  образом: 2) иерархическая организация  бюрократической структуры основана на твердо установленных принципах  должностной субординации; 3) вся  формальная внутриорганизационная  деятельность (распространение информации, принятие решений, директивы и т.п.) осуществляется в форме письменных документов, подлежащих последующему хранению; 4) все должностные лица должны быть хорошими специалистами  в области администрирования, компетентными  не только в сфере собственных  должностных обязанностей, но и в  области норм, правил и процедур деятельности бюрократической организации  в целом.

Технически, по М.Веберу, это  самая совершенная форма организации  государственной службы. Ее превосходство  проявляется в четкости, быстроте, компетентности, преемственности, единстве, субординации, стабильности, относительной  дешевизне и, наконец, безличном  характере деятельности.

Но жизнь все же оказалась  сложнее идеальных схем М.Вебера. Уже начиная с К.Маркса, исследователи  часто отмечают у бюрократии развитых государств такие черты, как своекорыстие, корпоративность, формализм, карьеризм, притязание на монопольную компетентность, отношение к гражданам как  «винтикам» безличной машины. И как  общественный результат - перерождение рациональной бюрократии, фактическое  отчуждение рядовых граждан от власти и управления. Как заявил в свое время В.Остром, один из наиболее авторитетных политологов современности, практическое воплощение в жизнь веберовского идеального типа «полностью развитой бюрократии» способно создать такую  бюрократическую машину, при которой  профессиональные бюрократы соединятся в цепи, а граждане превратятся  в зависимые массы, в беспомощных  «дилетантов» при своих политических «хозяевах». Господство полностью развитой бюрократии превратит все формы  конституционного правления в равнозначные фикции. Единственной политической реальностью останется бюрократия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе изложенного  материала можно сделать следующие  выводы:

  1. Необходимость управления обществом не вызывает сомнений. На современном этапе развития общества бюрократия представляет собой единственно возможный механизм реализации государственных управленческих решений. Механизмы самоуправления применимы только в узких областях коллективной деятельности.
  2. Процесс формирования бюрократии происходил параллельно с процессом образования государства.
  3. Несмотря на сходные условия формирования, бюрократии различных стран имеют свои особенности, влияющие на функционирование государства и жизнь гражданского общества.
  4. Определение меры эффективности деятельности бюрократических структур весьма затруднено, ибо количественные параметры могут быть использованы только для решения узких задач. Об эффективности бюрократической деятельности, как правило, судят не по результату, а по активности, которую производит чиновничество в процессе своей работы.
  5. Современные демократические режимы не могут существовать без помощи бюрократии, но последняя неминуемо вовлекается в политический процесс, фактически становясь субъектом политического поля и не имея на то легитимных прав. Декларация демократических ценностей предполагает осуществление управления государством всенародно избранными представителями; чиновничество добивается возможности причастности к процессу управления посредством карьерного роста и использованию служебной информации.
  6. До настоящего времени не существует строгих единых правил определения профессиональной компетенции госслужащих (от требования узкоспециализированных знаний до утверждения необходимости обладания широкой гуманитарной подготовкой и наличия общей культуры кандидата). Отсюда возможность бюрократии самой решать, компетентны ли ее сотрудники, и злоупотреблять своим правом карьерного продвижения кандидатов.
  7. Корни бюрократизма - злоупотребления служебным положением и формального подхода к своим обязанностям - кроются как внутри бюрократической организации, так и во внешней среде. Методы борьбы с проявлениями дисфункциональный отклонений сходны с методами осуществления эффективного контроля над бюрократией. Кроме того, необходимо создание правовой базы борьбы со злоупотреблениями, когда соблюдение закона и регламентирующих правил становится выгоднее, нежели их нарушение.

Информация о работе Бюрократия и ее роль в политической системе