Авторитарный политический режим и его разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 09:02, контрольная работа

Краткое описание

Современная теория государства различает два основных типа политических режимов: демократический и недемократический (тоталитарный и авторитарный).
Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические. Типология политических режимов:
демократический политический режим;
авторитарный политический режим;
тоталитарный политический режим.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Политический режим: понятие, признаки, типологизация…………….....4
2. Сущностные черты тоталитарного политического режима………...…….9
3. Разновидности тоталитаризма…………………………………………..…12
4. Авторитарный политический режим и его разновидности.……………..15
Заключение....……………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

политология-основной текст.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

- Опора на силу.

- Монополизация власти и политики.

- Отказ от тотального контроля.

- Рекрутирование политической элиты.

 

Разновидности авторитаризма:

       Среди множества  авторитарных  порядков  можно  выделить  следующие  их основные типы:

      > Партийные

      > Военные

      > Национальные

      > Корпоративные

      > Режимы личной  власти

         Особенность партийных режимов заключается в  осуществлении  монопольной власти какой-либо партией  или  политической  группировкой,  не  обязательно формально представляющей  институт  партии.  Чаще  всего  это  однопартийные режимы, но к ним могут быть отнесены  и  формы  правления  аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп, а  также  правление  первых лиц государства с их  "сплоченными"  командами  (Белоруссия).  Обычно  такие режимы либо устанавливаются в результате революций, либо навязываются  извне

(как, например, в послевоенных условиях  в  странах  Восточной  Европы,  где были установлены коммунистические  режимы с помощью  СССР).  Но  в  отдельных случаях режимы этого типа могут  представлять  собой  и  результат  эволюции легитимного режима.

         Военные  режимы,  как  правило,  возникают  в  результате  переворотов, заговоров и путчей. Наибольшее число примеров установления  военных  режимов дали страны Латинской Америки, Африки, а  также  Греция,  Пакистан,  Турция. Такие  политические  порядки  отличаются  подавлением   значительной   части политических и гражданских  свобод,  широким  распространением  коррупции  и внутренней нестабильностью. Государственные режимы используются  в  основном для  подавления  сопротивления,  снижения  социальной  активности   граждан.

         Заданные  правила  игры   поддерживаются   угрозами   и   принуждением,   не исключающим использования физического насилия.

         Модели национального авторитаризма возникают в результате доминирования в элитарной группировке национальной  или  этнической  группы.  В  настоящее время  такие  системы  характерны    для   ряда   стран   на   постсоветском пространстве  (Узбекистан,  Туркменистан,  Казахстан).  Они  еще  не  обрели законченности, но уже явно демонстрируют  стремление  создать  социальные  и политические   преимущества   представителям   одной    группы    населения, этнизировать   органы   государственной   власти,   представить   активность инонациональных групп населения как политическую оппозицию. В  этих  странах проводится негласная политика вытеснения  инонациональных  групп.  В  то  же время в ряде стран  отдельные  круги  оппозиции  (в  основном  конкуренты  в этнически   господствующей   среде)   скатываются   к   применению   методов политического террора. Отсутствие  многих  механизмов,  способствующих  либо ужесточению власти правящего  режима,  либо,  напротив,  сохранению  баланса политических сил,  вызывает  особую  нестабильность,  чреватую  возможностью обвального развития событий.

         Корпоративный  режим   олицетворяет   собой   власть   бюрократических, олигархических  или  теневых   (неформальных,   криминальных)   группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе  контролирующих  процесс принятия решений. Государство становится прибежищем сил, которые  используют прерогативы официальных органов для защиты  своих  узкогрупповых  интересов.

Экономическим основанием  такой  системы  власти  является  разветвленная  в госуправлении система квот, разрешительный порядок регистрации  предприятий, отсутствие контроля над деятельностью государственных служащих.

         Наиболее  распространенной  экономической  предпосылкой  корпоративного авторитаризма  является  госпредпринимательство,   в   результате   которого чиновники  получают  огромные  личные  доходы.  Государственные   институты, обладающие  формальными  правами,  не  могут  противостоять  этим   группам, контролирующим  принятие  решений  и  девальвирующим   значение   легитимных каналов  участие  населения  во  власти.   Корпоративное   перераспределение ресурсов,   как   правило,   исключает   политические   партии   и    другие специализированные группы интересов из процесса принятия решений.

         В настоящее время в  российском  обществе  складывается  олигархически - корпоративный тип  политической  системы,  при  которой  влияние  на  рычаги власти  имеют  представители  наиболее  богатых  кругов  общества,  крупного капитала.  По  официальному   признанию   властей,   теневые,   криминальные структуры  контролируют  уже  более  половины  государственной  экономики  и частного сектора. Причем процесс срастания власти и криминала  продолжается.

корпоративные  принципы  отношений  элитарных  групп   качественно   снизили влияние  на  власть  идеологически  ориентированных   ассоциаций   (партий), представляющих интересы различных широких слоев населения.

         Режимы личной власти (Индия при И. Ганди, Испания при  Франко,  Румыния при  Чаушеску)  персонализируют  все   политические   отношения   в   глазах общественного   мнения.   Жесткий   характер   правления   в   сочетании   с определенными  традициями  некритического  восприятия  власти  нередко  дает экономический эффект, приводит к активизации населения и росту  легитимности режима. Однако такая система власти нередко провоцирует политический  террор со стороны оппозиции.

 

 
 
 

 

 

 

Заключение

         На разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни, и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле ― своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

Политический режим, как правило, всегда является политико-правовым режимом и это обстоятельство нельзя упускать из виду. Определение политического режима всегда связано с тем, в каких правовых или антиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно определять вид политического режима, прогнозировать его динамику.

Вывод о неразрывной связи политического режима и его правовой формы, подкрепленной историческим анализом и теоретическим рассуждениями в рамках современного социального знания, имеет научное и практическое значение. По виду политического режима подчас обозначают и само государство, его природу, поскольку политический режим воплощает самые основные характеристики государственного властвования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Перевалов В.Д. Политология [Текст]: учебник для вузов/ В.Д. Перевалов. – М.: НОРМА, 2002. – 392с.

 

2. Радугин А.А. Политология [Текст]: уч. пособие для вузов/ А.А. Радугин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2001. – 336с.

 

3. Сумбатян Ю.Г. Политические режимы в современном мире: сравнительный анализ [Текст]: учебно-методическое пособие/ Ю.Г. Сумбатян. – М.: Кентавр, 1999. – 286с.

 

4. Чудинова И.М. Основы политологии [Текст]: уч. пособие/ И.М. Чудинова. – Красноярск: КГПУ, 1995. – 264с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические задания:

Задание 1

Тоталитаризм

Авторитаризм

Монополизация власти. В руках одного лидера.

Сосредоточение власти в руках одного человека или группы. Носителем власти может быть харизматический лидер, монарх или военная хунта.

Не соблюдение. Утрачивается база для существования гражданского общества и правового государства с их гарантиями прав и свобод.

Законы преимущественно на стороне государства, а не личности.

Идеологизация всей жизни общества.

Доминирует официальная идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идейным течениям, лояльным к правящему режиму

Характерна однопартийность. Существует единственная правящая партия, во главе которой стоит харизматический лидер.

Однопартийность отсутствует.

Существование оппозиции, свободных средств массовой информации не допускается.

Допускается существование оппозиции, но ее деятельность не может повлиять на принятие политических решений.

Всеобщий контроль над обществом.

Свобода действий.

Присутствует.

Присутствует.

Централизованный контроль над всей экономикой.

Ограниченное вмешательство государства в неполитические сферы общества, прежде всего в экономику.

Отсутствует.

Возможна (если это не вредит государству).


 

Задание 2

1. Политический режим — это выражения политического направления осуществления политической власти, и политических приоритетов. Он показывает, как в этом обществе функционирует политическая система. Политический режим характеризует политическую систему, он связан с ней вообще и со всеми ее составными.

 

2. Авторитарный и тоталитарный политические режимы, на мой взгляд,  роднит неограниченный законами характер власти;

 

Задание 3

Тоталитаризм возникает первоначально как идея наилучшего государства. Эту идею впервые представил Платон (идея абсолютной власти закона).

Сам же термин «тоталитарность» ввёл в политический лексикон Б. Муссолини, в 1925 году, в Италии: «всё в государстве, ничего кроме государства».

Тоталитаризм – это политический режим, беспредельно расширяющий своё вмешательство в жизнь граждан, включающий всю их деятельность (в том числе экономическую) в объём своего управления и принудительного регулирования.

 

1 Политологический словарь. М., 1991

2 «Теория государства и права». Курс лекций. Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько, М., 2000 г.


Информация о работе Авторитарный политический режим и его разновидности