Авторитарный политический режим и его разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 09:02, контрольная работа

Краткое описание

Современная теория государства различает два основных типа политических режимов: демократический и недемократический (тоталитарный и авторитарный).
Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические. Типология политических режимов:
демократический политический режим;
авторитарный политический режим;
тоталитарный политический режим.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Политический режим: понятие, признаки, типологизация…………….....4
2. Сущностные черты тоталитарного политического режима………...…….9
3. Разновидности тоталитаризма…………………………………………..…12
4. Авторитарный политический режим и его разновидности.……………..15
Заключение....……………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

политология-основной текст.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

          C установлением тоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют различные методы насилия. Значительно активизируется деятельность и вмешательство во все сферы общественной жизни силовых структур – армии, полиции и органов безопасности. В экономической сфере, как правило, господствует монопольный контроль со стороны государства. На государственных же предприятиях широко используется система внеэкономического принуждения к труду.

         Итак, исходя из ранее изложенного, можно выделить характерные черты тоталитаризма:

- идеологизация всей общественной жизни при монопольном господстве «единственно верной» идеологии, жёстокое подавление всякого инакомыслия;  
- господство предельно централизованного политического движения во главе с массовой партией тоталитарного типа, сращивание партии с государством;  
- запрет на всякую политическую оппозицию; господствующая партия контролирует создание и функционирование любых общественных объединений;

- тотальное манипулирование общественным сознанием с помощью всеохватной системы пропаганды и агитации;

- монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни граждан, бытовыми и даже брачно-семейными отношениями;

- доминирование в управлении методов насилия, принуждения, террора, наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения;

- абсолютная концентрация власти в руках вождя.

   

  1. Разновидности тоталитаризма.

 

         Возникновение тоталитарных режимов было вызвано рядом предпосылок. Среди них наиболее общими считаются сложность перехода ряда стран к индустриальной стадии развития при слабости демократических институтов, дробления общества в результате быстрого разрушения доиндустриальных социальных структур и институтов, неспособность правящих элит решать проблемы модернизации с помощью механизмов права и свободного рынка. В каждом случае роль и место этих факторов, их сочетание различны. Но их успешное использование тоталитаристскими силами стало возможным только в чрезвычайных обстоятельствах, близких к национальной катастрофе. В зависимости от господствующей идеологии и особенностей политической практики тоталитарные режимы подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.  
    Коммунизм (социализм) стал исторически первой и классической формой тоталитаризма. В нем черты тоталитаризма представлены в наиболее полном виде. Вместе с тем необходимо учитывать, что коммунизм вырос из вековой мечты человечества о всеобщем равенстве, социальной справедливости и разумно организованной общественной жизни. В коммунистической идеологии содержатся гуманные, имеющие общечеловеческий характер ценности. К тому же с середины 50-х годов произошла либерализация этого режима, и он почти не прибегал к массовым репрессиям.

         Экономической основой  тоталитаризма  советского  типа  была  командно-административная   система,   построенная   на   огосударствлении    средств  производства, директивном планировании и ценообразовании,  ликвидации  основ рынка. В СССР она сформировалась в процессе  проведения  индустриализации  и коллективизации. Однопартийная политическая система утвердилась в  СССР  уже в 20-е гг. Сращивание  партийного  аппарата  с  государственным,  подчинение партии государству стало фактом тогда же. В 30-е гг.  ВКП(б),  пройдя  через ряд острых схваток ее лидеров в борьбе за власть,  являлась  единым,  строго централизованным, жестко соподчиненным,  отлаженным  механизмом.  Дискуссии, обсуждения, элементы  партийной  демократии  безвозвратно  ушли  в  прошлое.

Коммунистическая   партия   была   единственной    легальной    политической организацией.  Советы,  формально  являвшиеся  главными  органами  диктатуры пролетариата, действовали под  ее  контролем,  все  государственные  решения принимались  Политбюро  и  Центральным  Комитетом  ВКП(б)   и   лишь   затем оформлялись постановлениями правительства. Ведущие деятели  партии  занимали руководящие посты в государстве. Через партийные  органы  шла  вся  кадровая работа: ни одно назначение  не  могло  состояться  без  одобрения  партийных ячеек. Что касается комсомола, профсоюзов, других общественных  организаций, то  они  были  не  более  чем  «приводными  ремнями»  от  партии  к  массам. Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом  тоталитаризма 30-х гг. В образе мудрого, беспощадного  к  врагам,  простого  и  доступного лидера  партии  и  народа  абстрактные  призывы  обретали  плоть  и   кровь, становились предельно конкретными  и  близкими.  Песни,  кинофильмы,  книги, стихотворения, газетные и журнальные публикации  внушали  любовь,  трепет  и граничащее со страхом уважение. На нем замыкалась вся пирамида  тоталитарной власти, он был ее бесспорным,  абсолютным  вождем.

         Одну из  крайних  форм  тоталитаризма  представляет  фашистский  режим, который,  прежде   всего,   характеризуется   националистической   идеологией, представлениями о превосходстве  одной  наций  над  другими  (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью. Фашизм  основывался  на необходимости сильной  беспощадной  власти,  которая  держится  на  всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

         Как разновидность фашизма выступает национал-социализм, который нередко рассматривают как отдельную форму тоталитарного режима.

         Фашизм  -  правоэкстремистское  политическое  движение,   возникшее   в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы  после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был  установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия  Римской империи,  установлению  порядка,  твердой  государственной  власти.   Фашизм претендует на  восстановление  или  очищение  “народной  души”,  обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве.

         Фашизм, как правило, основывается  на   националистической,  расистской демагогии,  которая  возводится  в  ранг   официальной   идеологии.   Целью фашистского государства объявляется охрана национальной  общности,  решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы.

         В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не  существует. Однако всплески фашистской  идеологии  можно  увидеть  во  многих  странах. Фашистские идеологи при поддержке шовинистических, люмпенизированных  слоев населения активно борются за овладение государственным  аппаратом  либо,  по крайней мере, за участие в его работе.

         Национал-социализм как реальный политический и общественный строй утвердился в Германии в 1933 году. Это весьма консолидированный тоталитарный режим, многое заимствующий у советского коммунизма, в частности формы организации тоталитарной партии и государства. Главной целью он провозглашал мировое господство арийской расы, для достижения которого стремился к крайней милитаризации и безудержной военной экспансии, к геноциду в захваченных странах и территориях.  
         Таким образом, главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация).  
         Необходимо иметь в виду, что тоталитаризм – это не только определенная диктаторская политическая система. Тоталитаризм как тенденция к ограничению личной свободы и подчинения индивида государственному и иному социальному контролю.

 

 

 

4. Авторитарные режимы

 

        Между тоталитаризмом и авторитаризмом много общего. И тот, и другой режим опираются на лидеров, полномочия которых практически не ограничены. Представительные органы власти марионеточные, либо вообще отсутствуют. Оба режима предполагают строгую иерархию властных отношений снизу доверху. Система законодательства минимальна и декларативна. Права и свободы граждан существенно ограничены. Оппозиция отрицается или вообще запрещена. Вместе с тем авторитаризм имеет и существенное отличие от тоталитарного политического режима.

          Авторитарный (от лат. autoritas – власть) политический режим можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. Х. Линц охарактеризовал авторитарные политические режимы как «политические системы, для которых характерен ограниченный, хотя и не инициируемый сверху, политический плюрализм, отсутствие разработанной и ведущей идеологии при наличии однако определенного типа ментальности, отсутствие широкой и интенсивной политической мобилизации, исключая отдельные периоды развития. Это – системы, в условиях которых лидер или узкая группа осуществляют власть в нечетко определенных, но вполне предсказуемых границах».

         Важность анализа авторитарных режимов обусловлена уже тем обстоятельством, что большая часть человечества довольствуется именно этим типом политического устройства.

        Термин «авторитаризм», несмотря на его распространенность, не является строго определенным. В известной степени мир авторитаризма значительно более богат и разнообразен, чем мир демократии. Об этом свидетельствует опыт истории и современности. Если демократические системы при всех имеющихся среди них различиях объединены между собой наличием процедуры конкурентных выборов, то авторитарные режимы не могут похвастаться ничем таким, чтобы их принципиально объединяло. По справедливому наблюдению С. Хантингтона, единственное, что их объединяет, – это отсутствие свойственной демократиям процедуры выборов. В остальном они имеют между собой довольно мало общего. Тем не менее, выделение авторитарных режимов очень важно, т.к. оно позволяет провести четкую границу между демократиями и не демократиями, отделить друг от друга две принципиально отличающиеся политические вселенные.

         Авторитаризм — политический режим власти, не ограниченной правом, опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей элитой.

        Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

  -  автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти: ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.);

  -  неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению. «Народ в таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за её деятельностью»;2

  -  опора (реальная или потенциальная) на силу. Данный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения, однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению;

  -  монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции: возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям;

  -  отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство вовне политические сферы и, прежде всего, в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления;

  -  рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы

        Слабыми сторонами авторитаризма являются полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.

         Однако данный режим имеет так же ряд достоинств, таких как: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников и это делает её достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.

        Авторитарные режимы очень разнообразны: это монархии, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др.   Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов, и сегодня в Европе они в принципе являются парламентскими демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют в виду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия). При  военном правлении политическая деятельность либо вообще запрещена, либо ограничена: военные берут власть и правят страной.

         В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто используют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты и т.п. — для предания себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее и Казахстане и многих других государствах. Отличительной чертой таких выборов является ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны властям), полная или частичная контролируемость властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на средства массовой информации, отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.

         Таким образом, хотелось бы ещё раз отметить, что для авторитаризма характерно:

- Автократизм.

- Неограниченность власти.

Информация о работе Авторитарный политический режим и его разновидности