Шрифт как основа типографики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 02:04, курсовая работа

Краткое описание

Слово «шрифт» - (schrift) – немецкого происхождения и в переводе означает – письмо, начертание букв. Шрифт – это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Иными словами, шрифтом называется графическая форма определенной системы письма. Шрифт живет иногда десятки и сотни лет, развиваясь самостоятельно и вместе со всем искусством своего времени. Шрифт необходим людям для передачи информации в письменном виде во времени и пространстве

Содержание

Введение 3
Глава 1: История возникновения и развитие шрифтов. 5
1.1.Развитие шрифта в древности. 5
1.2. Развитие шрифта в Европе. 6
1.3. Развитие шрифта в России с древнейших времён. 9
Глава 2: Исторические семейства, классификация, требования к шрифтам. 12
2.2. Требования к различным видам шрифтов 12
2.2.Важнейшие исторические семейства шрифтов 14
2.3. Классификация шрифтов. 18
Заключение 20
Список использованной литературы. 22
Приложение……………...……………………………….……………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

Шрифт как основа типографики..docx

— 2.48 Мб (Скачать файл)

За высоту любого шрифта берется высота прописной буквы, высота строчных букв меньше, кроме букв, имеющих выносные элементы. И наконец, можно выделить оптическое поле буквы, т. е. площадь, занимаемую буквой относительно той, в которую она вписывается. Оптическое поле влияет на внутри буквенный просвет, а также и на  межбуквенный пробел.

Производственно-технико-технологические  требования к шрифтам - это точность воспроизведения графики шрифта в разных видах печати - высокой, глубокой, плоской, механическая прочность и линейная точность шрифта как элемента печатной формы при получении оттисков в печатной машине.

Под гигиеническими требованиями к  шрифту понимается его удобочитаемость. Исследования показали, что важно подбирать правильно и длину строки и размеры пробелов между словами. Так, например, для детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимы четкие, простые по рисунку шрифты 12-16 пунктов, для взрослого читателя - шрифты 8-10 пунктов, в справочных изданиях - кегль шрифта может быть снижен.

Некоторые шрифты, конечно, настолько  универсальны, что подходят практически для любой задачи. У других более ограниченное применение. Но все шрифты имеют свою специфику, отличающую их друг от друга.

 

Большинство художественных редакторов склонны в рамках своего издания  придерживаться одного основного шрифта. Время от времени специальные  статьи могут оформляться другим шрифтом. При выборе основного шрифта издания следует принимать во внимание характеристики бумаги. Например, романские шрифты "старого стиля" удачно сочетаются с грубой бумагой, а шрифты стиля "модерн" лучше  смотрятся на гладкой или мелованной бумаге. Кроме того, на выбор шрифта влияет способ печати. Например, некоторые шрифты из-за очень тонких засечек плохо воспроизводятся офсетной печатью.

 

 

 

2.2.Важнейшие исторические семейства  шрифтов

 

Современные шрифты представляют собой  результат многовекового развития шрифтовых форм. В процессе развития этих форм исторически сложилось  несколько больших семейств типографского  шрифта на русской и латинской  графических основах. С лучшими  представителями этих семейств необходимо кратко познакомиться, чтобы глубже вникнуть в графическую сущность современных шрифтов, правильно  оценить их, понять основные тенденции  их развития.

Каждое из этих больших семейств возникло в определенной исторической обстановке, было связано с художественными  направлениями и полиграфической  техникой своего времени, постепенно изменялось под влиянием новых практических требований, новых художественных воззрений  и некоторых других факторов. (Это подробно рассматривается в Главе I).

В основе одного из этих семейств лежат  формы латинских шрифтов эпохи  Возрождения (XV—XVI вв.).

  • Римский капитальный шрифт
  • Гуманистическое письмо
  • типографский шрифт антиква в эпоху Возрождения
  • типографский курсивный шрифт, Альда Мануция, который сильно отличался от прямых и применялся как самостоятельный.
  • Гражданский шрифт. Характерные графические признаки этого шрифта — умеренная контрастность, округлость, короткие прямые засечки.
  • шрифт английского каллиграфа и типографа Баскервилла, появившийся в 1757 г. Он отличается от чисто ренессансных шрифтов прежде всего более значительной контрастностью и особой отделанностью формы букв.

 

Такие шрифты можно рассматривать  как переходные к новому типу, который  возник в конце XVIII и развился в начале XIX в., когда в искусстве утвердилось новое большое художественное направление — классицизм.

 Шрифтам классицизма свойственна  большая строгость и «законченность»  рисунка, значительная контрастность,  резкая выраженность каждого  элемента и резкие переходы  от одних элементов буквы к  другим. Шрифт такого типа кажется  вычерченным с соблюдением точно  установленных правил, все детали  его строго регламентированы, но именно поэтому рисунок шрифта производит впечатление строгого, холодного, лишенного художественной свободы.

  • шрифты Бодони (Италия) и Дидо (Франция), а в России — шрифты типографии Академии наук, словолитен Бекетова, Семена Селивановского, отчасти Ревильона. Словолитни Бодони и Дидо изготовляли и русские шрифты.
  • Шрифт Клода Гарамона.

1.  Шрифты резко контрастны  — толщина основных штрихов  увеличена, а соединительных штрихов  и засечек уменьшена, они стали  тонкими, «волосными». Кроме того, уменьшена разница в ширине  букв. Таким образом, усиливается  значение вертикальных штрихов,  основой построения шрифта как  бы является вертикаль. Шрифт  кажется тщательно вычерченным,  уложенным в строгие рамки.

2.  В соответствии с увеличением  контрастности несколько уменьшено  расстояние между основными штрихами  и соответственно укорочены тонкие  соединительные линии, иначе контур  буквы казался бы разорванным.

3.  В буквах, образованных от  овала, наплывы расположены точно  посередине высоты и внутренние  стенки овалов почти вертикальны.  Все это еще более увеличивает  значение вертикали, усиливает  впечатление контрастности и  вычерченности по строгим правилам.

4.  Засечки — тонкие, удлиненные, резко подчеркивают основной  штрих. Такая форма засечек  соответствует большой контрастности  шрифта и тоже усиливает впечатление  его вычерченности.

5.  Резкой контрастности остальных  элементов соответствует и резкий  переход от тонких закругленных  штрихов к жирным круглым концевым  точкам.

6.  Буквы с вертикальными основными  штрихами благодаря длинным засечкам  имеют закрытый контур. В соответствии  с этим и буквы, образованные  от овала, тоже почти закрыты.

Подчеркивая своеобразие шрифтов, появившихся в эпоху классицизма, современники стали называть их шрифтами нового стиля. Шрифты же ренессансного  типа и близкие к ним получили название шрифтов старого стиля. Эти названия применяются и в  настоящее время, однако теперь шрифты старого стиля вовсе не считаются  архаичными, шрифты же нового стиля  не рассматриваются как наиболее современные.

  • Старославянский типографский шрифт
  • Малоконтрастная антиква: Челтнем, Сенчури, Ионик

Все эти гарнитуры часто объединяют в особое семейство, или группу, новых  малоконтрастных шрифтов. Однако такое  объединение в какой-то мере условно, поскольку одни шрифты этой группы происходят от шрифтов нового стиля, другие — от шрифтов старого стиля, третьи — оригинальны. К этой группе относятся, например, стилистически  совершенно различные гарнитуры  Академическая и Школьная.

 

В первой половине XIX в. в связи с  развитием печатной рекламы и  распространением литографии появились  очень броские, но вместе с тем  грубые и примитивные по рисунку  шрифты, совсем лишенные контрастности  и засечек, а также шрифты не контрастные, но с прямоугольными засечками такой  же толщины, как остальные штрихи.

Эти шрифты получили название гротесков (то есть необычных, причудливых) и египетских (толстые вертикальные штрихи, подчеркнутые такими же толстыми горизонтальными  засечками, как бы напоминали современникам  массивные колонны древних египетских сооружений, с которыми европейцы  познакомились в начале XIX в. в результате египетского похода Наполеона). Гротески часто называют рублеными шрифтами, а египетские — брусковыми.

  • Гилл санс (гротеск) и Рокуэлл (египетский)

В XX в. с появлением художественного  направления, известного под названием  конструктивизма, гротески привлекли  к себе внимание некоторых художников-полиграфистов, в частности Яна Чихольда, Эль Лисицкого. Считая гротеск, не имеющий «лишних» элементов, наиболее современной формой типографского шрифта, они стали сторонниками широкого применения гротесков в качестве текстовых шрифтов в книгах, журналах и других видах печатных изданий.

Под влиянием этих идей были созданы  новые гарнитуры гротесков и  египетских шрифтов, отличающиеся большой  конструктивной простотой и четкостью. К таким шрифтам относятся, например, Гилл санс и Рокуэлл гарнитуры Журнальная рубленая и Балтика, описанные ниже.

 

2.3. Классификация шрифтов.

Шрифты делятся:

    1. по своему назначению и области применения на
      • книжные
      • газетные
      • плакатно-афишные
      • картографические
      • декоративные
      • рекламные.

Выбор той или иной гарнитуры  шрифта определяется самим изданием, его целью и читательским адресом. В научно-популярном издании уместны одни шрифты, в художественном – другие. Выбор шрифта определяет и способ печати. Всё это привело к большому разнообразию шрифтов, отличающихся рядом признаков. Есть несколько характеристик шрифтов:

2. По кеглю шрифта (размер шрифта – высота в типографских пунктах прямоугольника, в который может быть вписан любой знак алфавита данного размера с учетом верхнего и нижнего просвета):

    • текстовые (до 12 пунктов)
    • титульные (более 12 пунктов).

3. По гарнитуре шрифт имеет условные названия:

    • литературная
    • обыкновенная
    • плакатная и др.

4. По начертанию шрифтов (насыщенность и толщина штрихов, высота знаков и характер заполнения):

    • Светлые
    • полужирные
    • жирные.

5. По наклону основных шрифтов (отклонение основных штрихов от вертикального положения):

    • прямые
    • курсивные.

  6. По размеру шрифта (в нормальных шрифтах отношение ширины очка к высоте составляет приблизительно 3:4. в узких – 1:2, в широких – 1:1):

    • сверхузкие
    • узкие
    • нормальные
    • широкие
    • сверхширокие.

   7. По характеру заполнения штрихов шрифт:

    • нормальный
    • контурный
    • выворотный
    • оттененный,
    • штрихованный и др.

 

Заключение

Простая красота привычной типографской буквы полно раскрывает тайны  дизайна, гармонии и красоты. Все  грамотные люди используют шрифт  как инструмент для визуальной передачи или восприятия смысловой информации посредством применения текста. Но мало кто задумывается над тем, сколько  труда вложено при создании начертания конкретного шрифта.

Самое частое упоминание термина "шрифт" можно встретить в словосочетаниях "мелкий шрифт", "крупный шрифт", "слепой шрифт". Обидно, что очень  редко мы слышим "красивый шрифт". Чаще прилагательное "красивый" относим  к почерку.

У букв своя красота. Но эту красоту  необходимо научиться еще и видеть, и чувствовать, и замечать, и восторгаться.

Изучая мир шрифтового искусства  можно сделать вывод -  искусство  шрифта - самое консервативное из всех видов творчества; изменение формы  букв происходит поразительно медленно, например, переход ренессансной антиквы  в новую антикву классицизма  занял более двух веков.

На самом деле если шрифт - начертание букв, будет часто и кардинально  меняться, то мы можем дойти до ситуации, когда, утром, купив газету на родном языке, не сможем ее прочитать, так как  начертание букв настолько быстро и  сильно изменилось, что мы не понимаем, какую букву как читать.

Типографика - художественная графика, использующая полиграфические средства и оформительские элементы: линейки, орнаменты, знаки и, главное, наборные шрифты.

Информация о работе Шрифт как основа типографики