Разработка технологического процесса переиздания книги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового проекта является анализ и выбор наборного и графического оформления издания, а также разработка технологического процесса переиздания книги. Задачи курсового проекта:
— систематизировать и закрепить знания, полученные при изучении дисциплины «Обработка текстовой информации»; углубить знания по редакционно-издательской подготовке издания (выбору формата и полосы набора издания, его шрифтового оформления, определению объема издания, выбору аппаратного и программного обеспечения для подготовки книжного издания к печати);
— развить и закрепить умение правильно пользоваться справочными материалами и нормативными документами [1].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. АНАЛИЗ НАБОРНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИЗДАНИЯ
1.1 Выбор формата издания
1.2. Выбор формата полосы набора и размера полей
1.3. Выбор шрифтового оформления
1.4. Определение объема издания
1.5. Рекомендации по верстке текста
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕИЗДАНИЯ
2.1 Технологическая схема изготовления книжного издания
2.2. Аппаратное обеспечение
3. РЕДАКТОРСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕРЕИЗДАНИЯ
3.1 Типологическая характеристика издания

Вложенные файлы: 1 файл

записка.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

Научно-технический прогресс влияет на уровень развития информационных технологий, стандартизации полиграфических материалов, печатных процессов, допечатного оборудования и др. Радикальные изменения последних десятилетий вызывают все более активные изменения в технике и технологии допечатных процессов. Несомненно, что качество их исполнения определяет в итоге свойства конечного продукта — будь то книга, листовка, газета.

Полный цикл допечатных процессов любого вида полиграфической  продукции обеспечивает автоматизированное рабочее место на базе настольно-издательских систем (НИС), оснащенных современным комплектом оборудования, системным программным обеспечением, прикладными программами для обработки текстовой и изобразительной информации. В настоящее время настольные издательские системы необходимы для автономного выполнения всех операций редакционно-издательской обработки, и являются важным средством повышения производительности и эффективности редакционного труда.

Целью данного курсового проекта  является анализ и выбор наборного и графического оформления издания, а также разработка технологического процесса переиздания книги.

Задачи курсового проекта:

— систематизировать и закрепить знания, полученные при изучении дисциплины «Обработка текстовой информации»; углубить знания по редакционно-издательской подготовке издания (выбору формата и полосы набора издания, его шрифтового оформления, определению объема издания, выбору аппаратного и программного обеспечения для подготовки книжного издания к печати);

— развить и закрепить умение правильно пользоваться справочными материалами и нормативными документами [1].

В данном курсовом проекте разрабатывается технология подготовки к переизданию детской энциклопедии [2]. Переиздаваемое издание наборное, отпечатанное в одну краску, содержит в себе очевидные ошибки в правилах набора и верстки, а также в качестве подобранных тематических иллюстраций. В переиздаваемой книге данные ошибки будут исправлены с учетом нормативных документов, будет предложен вариант ее улучшенного художественного оформления.

Для реализации проекта на стадии допечатных процессов  обработки текстовой информации применяются программы Word 2003 и InDesign CS5, которые в полной мере могут обеспечить качественную подготовку издания для выхода в свет.

Прикладная программа Microsoft Word  сегодня необходима для набора и обработки текстовой информации. Также она имеет ряд функций (форматирование таблиц, формул, управление форматом полосы набора, выбор шрифтового оформления и др.), позволяющих использовать ее для верстки изданий.

Современное программное  средство верстки InDеsign обеспечивает создание документов большого объема путем логического объединения файлов-публикаций, каждый из которых может быть ограниченным по объему требуемой памяти. Предусматриваются автоматизированные процедуры создания оглавлений, алфавитных предметных указателей, шрифтового и стилевого оформления документа и многие другие функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. АНАЛИЗ НАБОРНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИЗДАНИЯ

    1. Выбор формата издания

Формат издания — размеры страниц после обрезки блока. Чаще всего формат издания обозначается шириной и высотой бумажного листа, на одной стороне которого помещается один печатный лист, и долей листа, т. е. количеством страниц в одном печатном листе.

Основными критериями при выборе формата издания являются:

1) целевое назначение издания;

2) читательский адрес издания;

3) полиграфические и издательские особенности каждого вида издания — характер текста (проза, стихи, технический текст), количество и размеры таблиц, формул и иллюстраций;

4) особенности хранения и использования изданий (на книжной полке, на столе или в кармане при чтении в дороге), сплошное или выборочное чтение;

5) удобочитаемая длина строки;

6) объем издания;

7) тираж издания;

8) технико-экономические показатели [1].

Выбор формата издания  должен быть согласован с типографией, потому как полиграфическое оборудование стандартизировано по форматам и  необходима равномерная загрузка всего оборудования предприятия. Формат издания должен соответствовать ГОСТу 5773–90 «Издания книжные и журнальные. Форматы» [9]. В данном стандарте не нашли отражения некоторые форматы, которые широко применяются при подготовке издательской продукции, поэтому в каждом издательстве есть практика использования своих форматов в соответствии с полиграфической базой того предприятия, с которым оно сотрудничает.

К выбору формата  издания необходимо подходить ответственно, так как его величина влияет на особенности внешнего оформления издания, его конструкцию, способы скрепления книжных блоков, вид переплета или обложки.

Для проектируемого издания используется формат 70´901/8. Такой выбор обусловлен:

– особенностями  целевого назначения (издание справочное);

– читательским адресом (вторая возрастная категория: издания для детей от 7 до 10 лет);

– характером текста (проза), наличием иллюстраций и дополнительного текста;

– особенностями  хранения (на книжной полке, на столе) и использования издания (выборочное прочтение);

– объемом  издания (уменьшился);

Выбранный формат удобен тем, что он стандартный и  не вызывает проблем с подбором материалов и оборудования.

1.2. Выбор формата полосы набора и размера полей

Формат наборной полосы — площадь запечатанной части страницы издания, указываемая размером ширины полосы (форматом набора) и высоты полосы в квадратах или миллиметрах. Формат наборной полосы определяется форматом издания.

На сегодняшний день строгих требований к выбору формата  полосы набора и размера полей не существует. Однако необходимо помнить, что поля на странице книги выполняют важную эстетическую роль, определяя в значительной степени и удобочитаемость.

Размеры полей, как правило, выбирают по следующей схеме: самое  узкое — внутреннее корешковое, несколько шире — верхнее, еще шире — наружное боковое и самое широкое — нижнее. В этом случае наборная полоса расположена на оптической середине страницы [1].

В настоящее время  при выборе формата полосы набора и размера полей следуют СТБ 7.206–2006 «Издания книжные и журнальные для детей», в котором указаны допустимые минимальные размеры полей на страницах издания, минимальная и максимальная длина строки основного текста в зависимости от кегля шрифта для различных видов изданий, а также и величины средника.

Для каждой из таких групп  при различных величинах кегля  шрифта основного текста СТБ 7.206–2006 предусматривает минимально и максимально возможные значения длины строки [8].

Выбранное издание  относится ко второй группе, кегль  шрифта основного текста — 13 пт. (15,6 п.) и, соответственно, минимальная длина строки должна составлять 63 мм, максимальная — 131 мм.

ГОСТ 7.206–2006 регламентирует минимально допустимые поля на странице издания и они составляют 10; 12; 11; 15 мм (корешковое; верхнее; наружное; нижнее). Для переиздания выбраны поля 15; 12; 18; 17 мм.

В итоге площадь  полосы набора страницы — 212´311 мм, что соответствует положениям СТБ 7.206–2006 .

1.3. Выбор шрифтового оформления

Шрифт — рисунок букв алфавита какого-либо языка с относящимися к нему дополнительными знаками, цифрами, знаками препинания, расположенными на шрифтовом носителе вещественном (литере, шрифтовой матрице, шрифтоносителе фотонаборных автоматов и наборно-пишущей техники) и невещественном (оцифрованные шрифты).

Все шрифты классифицируются по трем основным признакам: рисунку, начертанию и кеглю.

В основу классификации  по рисунку положено два признака:

1) контрастность шрифта — соотношение толщины основных и соединительных штрихов букв;

2) наличие и форма засечек — дополнительных элементов, которыми заканчиваются основные и соединительные штрихи.

По рисунку шрифты делятся на шесть основных групп (рубленые шрифты, шрифты с едва наметившимися засечками, медиевальные шрифты, обыкновенные шрифты, брусковые шрифты, новые малоконтрастные шрифты) и одну дополнительную. Внутри каждой группы шрифты подразделяются на гарнитуры [1]. Гарнитура — совокупность знаков (символов) конкретного рисунка во всех начертаниях и кеглях [8].

По начертанию очка шрифты подразделяются по трем основным признакам: по положению очка, по насыщенности, по плотности.

По положению очка (наклону основных штрихов) шрифты бывают прямого, курсивного и наклонного начертания.

По насыщенности очка (отношению толщины основного  штриха к внутрибуквенному просвету) шрифты делятся на светлые, полужирные и жирные.

В зависимости от плотности  очка (соотношение между шириной  и высотой очка) шрифты делятся на нормальные, узкие и широкие.

При использовании  компьютерных шрифтов появляется термин — «семейство шрифтов», под которым понимается группа шрифтов с общим рисунком, но отличающиеся насыщенностью, начертанием или другими особенностями [1].

При выборе шрифтового оформления необходимо учитывать художественные достоинства гарнитуры шрифта, его удобочитаемость, емкость (экономичность), возможности печатного оборудования.

Художественные достоинства гарнитуры  шрифта определяются соответствием ее рисунка виду и характеру оформляемого издания, ведь шрифт существует и используется не только для обработки текстовой информации, но и для создания произведения полиграфического искусства.

Удобочитаемость шрифта определяется скоростью и простотой чтения как отдельных знаков, так и текста в целом, а также правильностью понимания прочитанного, без лишнего напряжения и повышенной утомляемости. Удобочитаемость зависит от гарнитуры, кегля и начертания шрифта в сочетании с форматом набора, размера межсловных пробелов и интерлиньяжа. Лучшей удобочитаемостью при наборе основного текста изданий характеризуется очко строчных букв прямого нормального светлого начертания.

Емкость (экономичность) шрифта определяется числом знаков строке определенного  формата наборной полосы с учетом пробелов. Производственные возможности шрифта определяются точностью воспроизведения при различных способах печати [1].

Также шрифт должен отвечать виду текста (основной, дополнительный, справочно-вспомогательный), соответствовать содержанию издания. Последнее требование особенно важно при подготовке изданий с улучшенным полиграфическим оформлением.

При переиздании книги  для набора основного текста типографская гарнитура Arial была заменена цифровой Minion Pro Regular. Выбранный шрифт относится к семейству шрифтов класса гуманистический гротеск — шрифты с засечками.

Характеризуя  шрифт по начертанию очка, можно  отметить, что он светлый (толщина основного штриха строчных букв в 2–3,5 раза меньше внутрибуквенного просвета), имеет прямое (основные штрихи расположены вертикально) и нормальное (отношение ширины очка к его высоте составляет 3/4) начертание. Исходя из данного описания, можно сделать вывод, что шрифт удобочитаем.

Гарнитура, используемая для шрифтового оформления основного  текста, не обладает исключительными художественными достоинствами, как и гарнитура, используемая для набора названия книги на титульном листе (Arial), заголовков основного текста (Arial Bold), колонцифр (Minion Pro).

Кегль — вертикальный размер шрифта, который определяется расстоянием между верхним и нижним выносными элементами [11]. Выбор кегля для набора издания зависит от требований удобочитаемости в соответствии с квалификацией читателя, с учетом типа, характера и назначения издания, а также от формата издания и длины строки.

В соответствие с СТБ 7.206–2006 кегль шрифта основного текста должен быть не менее 8 п. (в данной книге — 13 пт) [8]. Кегль шрифта основного текста хорошо сочетается с выбранной длиной строки. Известно, что, чем ниже качество бумаги, тем меньше возможностей снизить кегль шрифта без риска понизить степень удобочитаемости. Поэтому выбранный кегль в 13 пт. дает большую возможность выбора полиграфических материалов, а также печатного оборудования.

1.4. Определение объема издания

Объем издания — количество учетных единиц объема в одном экземпляре издания. В зависимости от того, что надо измерить различают разные виды учетных единиц. В наборном производстве применяют бумажный лист, печатный лист, условно-печатный лист; в издательском деле — авторский и учетно-издательский листы [1].

Бумажный лист — это лист бумаги стандартного формата, как с печатью, так и без, который является единицей расчета количества бумаги на издание (учет ведется в единицах массы и единицах площади) [11].

Печатный лист (физический печатный лист) — это бумажный лист стандартного формата, запечатанный с одной стороны или половина бумажного листа, запечатанного с двух сторон. Он служит для подсчета объема работы типографии, расчета отпускной цены за набор, при нормировании отдельных операций наборного процесса [1].

Информация о работе Разработка технологического процесса переиздания книги