Книжный дизайн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой работы объясняется тем, что в наше время объём выпускаемой книжной продукции с каждым годом увеличивается, а поскольку каждое печатное издание (книга) нуждается в оформлении, в которое входит: оформление обложки, форзаца, титульного листа, обрисовка иллюстраций, подборка шрифта и т.д.
В наше время, в условиях технического прогресса данную работу выполняют с помощью компьютерных технологий, что позволяет увеличить скорость и качество выполняемой работы, а так же сделать её более дешёвую по исполнению.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….2
1. Книжный дизайн…………………………………………………….…............3
1.1 Исторические сведения……………………………………………………...3
1.2 Графический дизайн как отрасль дизайна………………………………...5
1.3 Композиция в графическом дизайне……………………………………..10
2. Графические средства, используемые в типографии………………………15
2.1 Традиционные типографские параметры, для шрифта………………….15
2.2 Графические средства……………………………………………………….17
3. Процесс макетирования книги………………………………………………20
3.1 Художественная структура книги…………………………………………20
3.2. Подготовка иллюстраций…………………………………………………..22
3.3 Подготовка обложки………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Графическое оформление книги.docx

— 54.03 Кб (Скачать файл)

В оформительской практике печатных изданий обычно использовались такие виды линеек: тонкая газетная, полутупые и тупые (иначе говоря, сплошные разного кегля), пунктирные, двойные тонкие, рантовые, шатированные (с частой поперечной насечкой), ассюре. При компьютерной технологии если оформитель и не обнаруживает в программе верстки весь набор вышеперечисленных линеек, зато он находит другие виды линеек (два варианта рантовой линейки, тройная линейка, линейки из квадратиков и ромбиков), а также получает возможность манипулирования с предлагаемыми программой верстки линейками: можно задать линейке какой угодно размер; она может стать инверсной, прозрачной, что позволяет применять ее на фоновых подложках. В газетную оформительскую практику пришли и орнаментальные линейки и рамки, широко представленные, например, в специальной библиотеке CorelDraw.

Перечень типографских украшений (фигурных элементов) был ранее невелик: ромбики, звездочки, точки, некоторые другие орнаментальные украшения. Обычно ими разделялись небольшие заметки, части крупных материалов, ими заполняли свободное место в конце публикации, ими завершались углы рамок, из них составлялись линейки. Геометрические элементы часто включались и включаются в заголовочный комплекс: например, акцентируют рубрику, отделяют от текста подзаголовок или врезку. «Для современной печати, – констатируется в книге «Оформление периодических изданий», – украшения являются весьма активным средством передачи информации без увеличения ее избыточности. Это хорошее дополнение к смысловым компонентам номера». Сейчас в арсенале оформителя огромное количество всевозможных украшений; среди встроенных в операционную систему шрифтов оформитель найдет, по крайней мере, один так называемый символьный шрифт – Wingdings и т.д. На самом же деле количество символьных шрифтов, или наборных украшений, как их принято называть в среде разработчиков шрифтов, насчитывает несколько десятков. Украшения остаются как на традиционных, обозначенных выше, местах газетной полосы, так и активно пробиваются на новые, непосредственно в текст. Например, стилизованные перья ставятся вместо обычного тире в начале абзацев с вопросами интервью. Различные стрелки, «галочки» используются для руководства вниманием читателя, не случайно подобные украшения стали часто называть маркерами.

Расширение оформительской базы при компьютерной технологии оказывает на газетный дизайн двоякое воздействие: положительное, проявляющее во введении новых шрифтов, графических элементов и их активизации в создании эстетики газетной полосы; и отрицательное, проявляющееся в эклектичном подборе этих элементов в силу недостаточного профессионального уровня оформителей.

 

3. Процесс макетирования  книги

3.1 Художественная  структура книги

Хороший дизайн книги в значительной мере зависит от понимания особенностей ее оформления. При этом следует учитывать, что немалую роль здесь играет художественная композиция издания, т.е. такое построение всего оформления и его отдельных элементов, которое создает внутреннее единство оформления как художественно-полиграфического произведения искусства. Слагается она из компонентов полиграфического набора (литер, пробельных материалов и др.).

Главной составляющей художественной формы издания является макет книги. Книга должна быть спроектирована. Макет книги в данном случае - это модель оформления будущего издания, содержащая эскизы оформительских элементов, вплоть до композиции каждой полосы и разворота в издании. Особенно важен принципиальный макет художественного оформления, в котором наряду с эскизами внешнего оформления имеются размеченные для типографского набора эскизы важнейших для оформления полос издания - титульный лист, шмуцтитулы, спусковые и концевые полосы, типовые полосы с иллюстрациями, с заголовками различной соподчиненности, сносками и так далее. Макет определяет формат полосы, используемые кегли и начертания шрифтов, отбивки между наборными элементами, оформление оглавления, вспомогательных указателей, затекстовых комментариев и примечаний, выходных сведений. Важнейшим исходным моментом в процессе макетирования книги является выбор ее формата, который во многом зависит от функциональных условий (карманное издание, кабинетная книга, настольный справочник и т.д.) и возможностей типографии, в которой размещен заказ.

 

Помимо формата есть множество других компонентов, формирующих книгу как целое, к ним относятся:

a. текстура и тон бумаги, на которой печатается книга;

b. шрифт, используемый для основного и вспомогательных текстов;

c. пропорции самого издания и наборной полосы;

d. соотношение полей книжной страницы;

e. конфигурация текстового набора;

f. формат строки;

g. межбуквенные, межсловные и междустрочные интервалы;

h. средства зрительного расчленения текста (абзацные отступы, втяжки, отбивки, инициалы (буквицы), шрифтовые и цветовые выделения, элементы рубрикации, маргиналии);

i. колонцифры, колонтитулы, колонлинейки;

j. иллюстрации.

Каждое издание представляет собой сложное сочетание элементов, различных по замыслу, назначению и своему зрительному облику. При работе над оформлением книги требуется сочетание таких качеств, как воображение, гармоническое восприятие зрительных образов, восприятие печатного слова как средства коммуникации, хорошее знание полиграфических процессов.

 

 

 

 

3.2 Подготовка  иллюстраций

В ходе работы над изданием ведется подготовка оригиналов иллюстраций к репродуцированию и размещению в тексте. Иллюстрации в книге могут быть штриховыми и полутоновыми.

Все рисунки должны быть выполнены в пропорциях, соответствующих дизайн-проекту издания. Именно макет книги позволяет достаточно точно определить окончательные размеры иллюстраций.

Объем используемого иллюстративного материала, а также способ его рационального размещения определяется редактором совместно с автором на начальной стадии работы над книгой.

Требования, которым должен удовлетворять иллюстративный материал можно свести к следующим для штриховых и полутоновых изображений:

Штриховые оригиналы:

1.рисунки должны быть выполнены на гладкой белой художественной бумаге;

2.исправления должны быть выполнены с помощью закрашивания ярким белым цветом;

3.рисунок должен быть выполнен в масштабе 1:1, 1,5:1, 2:1 по отношению к будущей иллюстрации в книге и иметь соответствующую толщину штрихов. Нельзя допускать слишком тонких штрихов, которые могут пропасть при уменьшении размера;

4.штриховка пунктиром или перекрестными штрихами должна быть однородной, с постепенным переходом, и не иметь слишком тонких или коротких штрихов в текстуре. Они могут быть потеряны при уменьшении размера.

 

Одноцветные полутоновые оригиналы:

1.черно-белые отпечатки на глянцевой бумаге (не тонированной, не матовой, не рельефной);

2.допустима широкая гамма тонов, но с постепенным переходом оттенков, без слишком явных контрастов;

3.возможность использования примерно полуторного размера для получения печатного размера;

4.не должны иметь сгибов, повреждений.

Цветные диапозитивы:

1.диапозитив должен допускать достаточно высокую степень увеличения, чтобы соответствовать печатным размерам (предпочтение отдается профессиональному формату 6 ? 6 или 6 ? 9 см, а не 35-миллиметровому);

2.при просмотре оригиналов издатель (редактор) и печатник должны находиться в одинаковых условиях.

Цветные рисованные оригиналы:

1.нельзя использовать флюоресцирующие краски (при использовании четырехцветной печати их не удается воспроизвести удовлетворительно);

2.осторожно использовать излишне чистые зеленые, пурпурные и розовато-лиловые краски (правильно они воспроизводятся только путем деления цвета на большее число составляющих, чем набор из четырех цветов);

3.необходимо, чтобы рисунок был на гибкой подложке, чтобы можно было его сканировать.

 

 

3.3 Подготовка  обложки

Особое место в дизайне книги занимает ее внешний облик. Работа над обложкой и суперобложкой ведется параллельно с работой над внутренним материалом книги, текстом и иллюстрациями.

В издательской практике широко применяются мягкие обложки, твердые переплеты, суперобложка. И хотя предназначение их одно - предохранение издания от внешних воздействий, информирование потребителя об основных данных книги, выполнение рекламных функций, - возможности и достоинства у них разные.

Оформление обложки часто представляют в виде файла или комплекта цветоделенных фотоформ, если же цветоделение было выполнено вручную, то в виде изображения на плотной бумаге с прозрачным покрытием, содержащим инструкции или дополнительные детали.

Работы над обложками (суперобложками) с помощью настольных издательских систем - НИС (электронных систем набора, верстки и обработки иллюстраций с использованием компьютеров) эффективнее и быстрее чем ручные работы, поскольку НИС дают возможность получить завершенные или близкие к завершенным файлы или фотоформы, требующие минимальных затрат для их подготовки в печать.

Независимо от способа подготовки оригиналов и технологии изготовления фотоформы на обложке должно быть предусмотрено место для штрих-кода.

Прежде чем будет получено окончательное изображение обложки, переплетной крышки или суперобложки представляется редактору предварительный набросок, который может быть в самом общем виде для определения композиции, а может быть и уже проработанным решением, включающем определение цветовой гаммы, шрифтового оформления и композицию разворота.

В последнем случае необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1.необходимо иметь в виду возможность изменения размеров в последующем, если окончательные размеры книги еще не определены;

2.необходимо учитывать неизбежные потери в яркости красок при полиграфическом воспроизводстве оригинала;

3.всегда существует опасность, что использованный в оригинале цвет не будет воспроизведен точно;

4.если в наброске используются чистые зеленый, пурпурный и розово-лиловый цвета, необходимо учесть, что они трудно воспроизводимы;

5.тонкие или маленького размера буквы дополнительного цвета на фоне одного из четырех основных цветов будут восприняты неадекватно. Суперобложки не должны включать выходные данные, выполненные вывороткой по отношению к цветной иллюстрации. Для надписи и рамки лучше использовать не более двух цветов из четырех основных;

6.золотое или серебряное тиснение, а также рельефные эффекты могут оказаться весьма выигрышными, но без пробных оттисков нельзя сказать точно, как это будет выглядеть при печати тиража.

Лишь после утверждения представленного художником эскиза формируется окончательное изображение обложки, переплетной крышки или суперобложки.

 

 

 

 

 

Заключение

Дизайн книги предполагает следование этим законам. Композиция должна смотреться единым целым, не распадаться. Важно присутствие равновесия объектов изображения — баланс, но в свою очередь и существование подчиненности своему центру, то есть объекту, который является превалирующим — главным. Для выделения такого элемента существует ряд отличительных приемов — форма, четкость, цвет, освещение.

Самый значительный графичный элемент, составляющий дизайн книги, — это, конечно, обложка. Это лицо книги, на которое смотрят в первую очередь, над ней и приходится работать более обдуманно и детально. Когда проработана эта наиглавнейшая часть, можно сказать, что пройдено полпути. Опираясь на дизайн обложки, нам еще остается оформить и другие элементы книги — внутреннее наполнение, в которое входят: форзац, титульный лист, разворот книги, часто используются разделители глав — шмуцтитулы, т.е. своего рода титульные листы к каждой главе. Рассмотрим каждый из них.

Форзац — (нем. Vorsatz) — двойной лист бумаги, соединяющий, блок книги с переплетной крышкой. Может быть выполнен как полноцветное изображение, относящееся к сюжету самой книги, коллаж, а также изготавливается из дизайнерской бумаги, шелка или какого-либо другого интересного материала. Самый простой и дешевый способ исполнения форзаца — лист белой офсетной бумаги.

Титульный лист — первая выходная страница издания, на которой помещены основные сведения о нем. У этого элемента книги существуют тоже свои правила оформления, которые необходимо учитывать. Это своего рода второе лицо книги после обложки, но оно несет совсем другую смысловую нагрузку. Титул — это заглавие книги, на нем размещается информация об авторе, место издания, год, аннотация и другая важная информация. Так же могут быть расположены элементы художественного оформления книги. Функция титульного листа — донести информацию до читателя, так что нужно быть осторожными и не переусердствовать с художественным оформлением, которое может затмить необходимые сведения, и титульный лист окажется неинформативным.

Разворот книги — это две полосы, характерных для всей книги, и задача дизайнера состоит в том, чтоб они смотрелись единым целым. Блоки текста не должны «падать» вниз. Для этого нужно делать нижнее поле больше верхнего, особенно если присутствуют колонтитулы, которые утяжеляют блок текста. Колонцифры также не должны визуально сползать вниз. Вообще книга с широкими полями всегда выглядит элегантнее. В развороте должен присутствовать «воздух», т.е. поля должны давать то пространство, в котором визуально текст книги будет свободно себя чувствовать и смотреться красиво. Существует правило, что внутреннее поле должно быть в 2 раза уже внешнего, потому что когда смотришь на разворот, то внутренние поля сливаются в одно. В случае с разворотом существуют определенные правила верстки, которые обязательно нужно соблюдать, чтобы книга получилась визуально грамотно исполненной и привлекала внимание читателя.

Информация о работе Книжный дизайн