Я. А. Коменский об использовании природы в воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 09:47, реферат

Краткое описание

Наряду с пониманием принципа природосообразности воспитания как следования всеобщим законам природы , у Коменского при обосновании возрастной периодизации, школьной системы и некоторых дидактических принципов и правил встречаются ссылки на-природу (врожденные черты) человека и на природные возрастные-особенности детей.
Коменский глубоко изучал природу, предпринял попытки создать «Пансофию» — энциклопедию знаний о природе и обществе. Природа, по его взглядам, являет собой отражение самого бога. Из этого представления о природе у него вытекает ряд глубоких выводов, важных для педагогики.

Содержание

Введение 2 стр.
Элементы стихийного материализма, гуманизм и демократизм в мировоззрении Коменского 3 стр.
Понятие природосообразности воспитания 4 стр.
Система школ и содержание обучения 5 стр.
Возрастная периодизация 6 стр.
Учебники, составленные Коменским 9 стр.
Заключение 9 стр.
Список использованной литературы 10 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Я. А. Коменский об использовании природы в воспитании детей.docx

— 49.50 Кб (Скачать файл)

отрочество—от 6 до12 лет,

юность--от 12 до 18 лет,

возмужалость-- от 18 до 24 лет.

В основу этого деления  он кладет возрастные особенности: детство  характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество -- развитием памяти и  воображения с их исполнительными  органами -- языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется  более высоким уровнем развития мышления («понимания и суждения») и  возмужалость-- развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский  намечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под  которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т.е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается  шестилетняя школа родного языка  в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых  людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве  или большой области -- академия.

Каждая следующая ступень  является продолжением предыдущей. Таким  образом, Коменский выдвинул демократический  принцип единой школы.

Для каждой ступени (кроме  академии) Коменский подробно разработал содержание обучения. Материнская школа, учитывая природные особенности  детей, должна дать детям до шестилетнего возраста первоначальные представления, живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни. Дети должны узнать из области естествознания что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, лед, камень, железо, дерево, трава, рыба, птица, бык и пр. По астрономии ребенок узнает, что называется небом, солнцем, луной, звездами и где они восходят и заходят. Дети получают также первоначальные сведения по географии (гора, долина, река, селение, город и пр.).

Коменский советует приучать детей уже в раннем детстве  к хозяйству и труду для  чего их надо знакомить с предметами домашнего обихода и их употреблением. Нравственное воспитание детей дошкольного  возраста , как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям.

Большая заслуга Коменского заключалась в том, что он разработал первое в мире руководство по дошкольному  воспитанию -- «Материнская школа».

Школа родного языка, по Коменскому, имеет шестилетний курс обучения. Она предназначена для всех детей  обоего пола без различия сословий, вероисповеданий и национальности.

В те времена начальная  школа имела двух, трехлетний курс Обучения и ограничивалась лишь заучиванием  молитв, обучением пению, письму и  элементарному счету. Огромная заслуга  Коменского заключается в том, что  он поднял значение начальной школы, наметив продолжительный курс обучения в ней, подчеркнув, что школа родного языка тогда как церковные школы, находившиеся в руках духовенства, обучали на непонятном детям латинском языке), расширив содержание преподавания и начальной школе сведениями из геометрии, элементарными знаниями по географии, естествознанию, преподаванием пения и ручною труда. Конечно, большое место он уделял преподаванию религии.

Содержание обучения в  латинской школе (гимназии) Коменский  заимствовал из обычного круга учебных  предметов средней школы того времени: это «семь свободных  искусств». Но к этим Наукам схоластической школы того времени он добавлял новые  учебные предметы: физику (как в  то время называлось естествознание), географию, историю. В гимназии изучались  латинский, Греческий, родной и один из новых языков.

Коменский требовал, чтобы  после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук - естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики, так как при такой последовательности красота речи будет сочетаться с ее содержательностью и глубиной. Шесть последовательных классов гимназии в школьной системе Коменского носят названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

Устанавливая эту необычную  для того времени последовательность изучения наук, Коменский исходил  из своих философских воззрений -- из сенсуализма -- и был для своего времени новатором, придерживаясь, однако, обычного порядка одновременного изучения одной науки (или небольшой  группы родственных наук) п лишь затем переходить к изучению других наук. В академии Коменский предусматривает обычные факультеты того времени: богословский, юридический и медицинский.

Организация школьного  обучения

Классно-урочная система. Коменский установил понятие  школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня (4 учебных часа в школе родного  языка, 6 часов в латинской школе), теоретически разработал классно-урочную  систему учебных занятий и  практически применил ее.

В школах тогда прием учащихся производился в разное время, в течение  всего года. Ученики хотя и сидели вместе в классе, но коллективных занятий  со всеми учениками класса большей  частью не было: каждый учащийся учил свое, продвигался своим, индивидуальным темпом. Учитель занимался индивидуально  с учениками. Коменский настаивал  на том, чтобы прием в школу  производился один раз в году, чтобы  учитель вел коллективную работ  со всем классом. Он положил начало классно-урочной системе учебных  занятий, дал указания, как планировать  и вести урок, уделяя часть его опросу учащихся, часть - объяснению нового материала и упражнениям по закреплению нового. Коменский указывал, что каждый урок должен иметь свою определенную тему и свою главную задачу. Учитель должен внимательно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в занятиях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе.

Учебники, составленные Коменским

Коменский высказал ряд ценных теоретических мыслей о том, каким  должен быть учебник, свои теоретические  положения осуществил на практике, составив несколько образцовых для  своего времени учебников. Он требовал, чтобы учебник содержал достаточно полный учебный материал и в то же время был кратким, не имел бы ничего лишнего, отвлекающего ненужными  деталями от главного. Материал в учебнике должен быть расположен систематически и изложен доступным детям, ясным, простым языком.

Из составленных Коменским  учебников особенно широкую известность  получили два: «Открытая дверь языков и всех наук» (1631) и «Мир чувственных  вещей в картинках» (1658).

В первом из этих учебников  Коменский, подобрав в соответствии с высказанными им дидактическими принципами ряд постепенно грамматически усложняющихся  предложений (фраз), одновременно дает и учебник языка, и книгу, знакомящую ребенка с доступными ему знаниями из разных областей.

Второй учебник («Мир чувственных  вещей в картинках») представляет собой своего рода иллюстрированную детскую энциклопедию первоначальных знаний. В 150 кратких статьях, каждая их которых снабжена рисунком, даются сведения о природе (вселенная , сведения по географии, о растениях, животных, человеческом теле), о деятельности человека (ремесла, сельское хозяйство, транспорт, культура и пр.), об общественной жизни (государственное управление , суд). Книга эта была переведена на многие языки и в течение многих лет служила хорошим учебником для первоначального обучении. Во второй половине XVIII века она с некоторыми переделками была несколько раз под разными заглавиями издана в России.

Заключение

Завершая обзор взглядов Коменского, следует отметить:

1.        Природа  влияет на развитие сенсорики ребенка, обогащает его знаниями, формирует нравственные качества.

2.        Дошкольнику  дается система научных знаний  о природе, доступная его пониманию.

3.        Изучение  окружающего мира основывается  на принципах наглядности, движения  от простого к сложному с учетом активности и сознательности.

4.        Ознакомление  с природой проходит под руководством  взрослых.

 Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня и т. д.). Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.

В развитии педагогики Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую  же роль, как Декарт и Бэкон в развитии философии, как Коперник в развитии астрономии.  При этом то новое, что дал он в области педагогики (идея всеобщего обучения, единой Школы, шестилетнего обучения в начальной школе, правила и др.), пробивало себе путь. Многое, о чем мечтал, что возвещал великий педагог, опережая свое время, вошло в практику школы да и то в ограниченном виде только два - два с половиной столетия спустя.

Список используемой литературы:

1. История педагогики  и образования. Под ред. А.И.  Пискунова. М, 2001.

2. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. Пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 603.

3. История педагогики  как учебный предмет /Под ред. К.И. Слимовой. - М.

4. Капранова В.А. История педагогики: учеб. пособие / В.А. Капронова. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Новое издание, 2005. - 240 с.

5. Коменский Я.А. Избранные  педагогические сочинения. В 2 т. М., 1982.

  1. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М., 1982.
  2. История зарубежной дошкольной педагогики / Сост. Н.Б. Мчедлидзе, А.А. Лебеденко, Е.А. Гребенщикова. М., 1986.

 

 


Информация о работе Я. А. Коменский об использовании природы в воспитании детей