Ян Амос Каменский: жизнь и творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Педагогика прошла длительный и сложный путь поисков истины, раскрытия закономерностей обучения, воспитания и превратилась в научно обоснованную систему знаний, а на практике — в искусство использования этих закономерностей, т.е. в искусство обучения и воспитания многих поколений людей. Творческое взаимодействие теории и практики превращает педагогику в науку и искусство.
Элементы педагогики появились с зарождением процесса воспитания на раннем этапе развития общества. Возникли педагогические заповеди как результат оформления педагогической мысли. До нас они дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. С появлением письменности народные суждения стали носить характер советов, правил и рекомендации. Так зародилась народная педагогика, включавшая педагогические представления, взгляды, идеи, наиболее полно проявившиеся в обычаях, трудовой деятельности, традициях, yстной народной речи.
Педагогике долго пришлось снимать скромный угол в величественном храме философии. Только в XVII в. она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Биография и основные идеи Я.А. Коменского………….….6
I.1.Жизнь и творчество Я.А. Коменского……………………………...6
I.2.Обоснование «универсального искусства всех всему учить» в «Великой дидактике» Я.А. Коменского……………………………………..11
I.3.Разработка вопросов дошкольного воспитания в «Материнской школе» Я.А.Коменского………………………………………………………17
ГлаваII. Педагогика как наука и развитие идей Я.А. Коменского на современном этапе развития образования. …………………………………….
II.1.Современная педагогика как наука…………………………………..
II.2.Развитие идей Я.А.Коменского современной дидактикой и теорией воспитания……………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

ФилимоноваКоменский.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

В идеях Я.А. Коменского заложен громадный пафос созидания, как нельзя более созвучный глубокой перестройке системы великого педагога – важный источник профессионального совершенствования  современного учителя. Наследие Я.А. Коменского вооружает в борьбе против косности, догматизма в воспитании за всемерное развитие духовных сил ребенка.

II.1. Обоснование «универсального искусства всех всему учить» в «Великой дидактике» Я.А. Коменского

В отличие от дидактики как теории обучения свою «Великую дидактику» Коменский определяет как универсальное искусство всех учить всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию.

«Великая дидактика» Коменского выходит за рамки теории обучения, это, по сути, есть вся педагогика, включающая и образование, и воспитание. Эти знания необходимы родителям и учителям, ученикам и школам, государству и церкви.

Школа, её назначение. Коменский называет школу мастерской человечности, мастерской гуманизма. Обучать детей целесообразнее в школах, а не в семье. «Как для рыб должны быть предназначены садки, для деревьев – сады, так для юношества – школы»[4,C.28]. Основное назначение школы состоит в том, чтобы распространить всеобщую мудрость. В школе всеобщей мудрости обучаются все всему, что нужно для настоящей и будущей жизни. В школе молодежь совершенствуется нравственно, поэтому школа является мастерской гуманности к труду к жизни, это «мастерские трудолюбия».

Но для того чтобы школа стала такой мастерской, в ней следует обучать не только наукам, но и нравственности и благочестию. Научное образование одновременно  совершенствует разум, язык, руки человека.

Коменский определил те конкретные принципы, которые нужно учесть при создании школ.

«Мы обещаем такое устройство школ, благодаря которому:

  1. Образование должно получить все юношество, за исключением разве тех, кому Бог отказал в разуме.
  2. Юношество обучалось бы всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым.
  3. Образование должно быть закончено ещё до наступления зрелости.
  4. Образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою – без побоев и суровости или какого-либо принуждения.
  5. Юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное.
  6. Образование не должно требовать больших усилий, а должно быть чрезвычайно легким» [1 , С.2].

Должен быть установлен и внешний порядок в воспитании. Весь цикл воспитания и образования человека, по замыслу Коменского, должен распределяться на четыре периода по шесть лет каждый.

Ступени школьной системы:

  1. материнская школа – для детства (до 6 лет);
  2. школа родного языка, элементарная школа – для отрочества (до 12 лет);
  3. латинская школа – для юношества (до 18 лет);
  4. академия – для зрелости (до 24 лет).

Материнская школа должна быть в каждом доме. Для нее Коменский составил методическое руководство «Материнская школа» - наглядное наставление о том, как благочестивые родители частью сами, частью с помощью нянек должны заботиться о детях.

Второй ступенью системы школ, предложенной Коменским, является школа родного языка , которая должна быть в каждой общине.

В школе родного языка каждого нужно учить тому, без чего нельзя обойтись в жизни: уметь бегло читать на родном языке печатный или рукописный текст, уметь писать, считать и производить простейшие измерения; уметь петь. Ребенок будет усваивать этику, изложенную в виде подкрепленных примерами правил, которые он должен научиться применять; должен узнавать важнейшие исторические факты и элементарные сведения о государственной и экономической жизни. Дети здесь познакомятся с различными ремеслами.

После школы родного языка, обязательной для всех детей, Коменский определил латинскую школу, которая должна быть в каждом городе. Здесь обучение следует начать также с родного языка, затем ещё какие-либо иностранные языки, физика, география, естествознание, математика. Традиционные «семь свободных искусств», мораль составляют программу латинской школы. Каждый из шести классов имеет свое название: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

Самые одаренные из кончающих латинскую школу завершают свое образование в академии, которая имеет обычные для того времени три факультета: богословский, юридический и медицинский.

Организация обучения. Новое решение предложил Коменский для организации обучения. Если в школе на протяжении веков с каждым учеником учитель занимался индивидуально, учащиеся приходили учиться в разное время года и оставались в школе столько времени, сколько хотели, то Коменский нашел иную форму организации обучения. Это классно – урочная система, которая предполагает:

- неизменный состав учащихся одного возраста;

- проведение занятий в точно определенное время по расписанию;

- одновременную работу учителя со всем классом по одному предмету.

Занятия необходимо проводить ежедневно по 4-6 часов, после каждого часа перерыв.

Коменский рекомендует заниматься только в школе. «На дом ничего не следует задавать, кроме того, что отношение к развлечениям». Так как школа называется учебной мастерской, именно здесь и следует добиваться успехов в науке.

В «Великой дидактике» определены четыре основных общих требования к обучению:

  1. Успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; начинать учить от простейших начал, доходя до сложных; учить по книгам, предназначенным для данного возраста.
  2. Легкость обучения достигается, если обучение начнется в раннем возрасте; учитель в преподавании следует от более легкого к более трудному, от более общего к более частному; ученики не перегружаются знаниями, продвигаясь вперед не спеша; изучаемое в школе увязывается с жизнью.
  3. Основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься действительно полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и все изученное будет закрепляться постепенными упражнениями.
  4. Быстрота обучения возможна тогда, когда все преподается основательно, кратко и ясно; все происходит в неразрывной последовательности, когда сегодняшнее закрепляет вчерашнее, а занятия в классе ведет со всеми один учитель.

Одним из важнейших звеньев дидактики Коменского являются дидактические принципы, т.е. те положения общего характера, на которые опираются обучение и учение и которые диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов. Это следующие принципы:

- наглядность;

- последовательность и систематичность;

- прочность усвоения учебного материала;

- самостоятельность и активность.

Наглядность предполагает усвоение учащимся знаний путем наблюдений за предметами и явлениями, т.е. благодаря чувственному восприятию. Этот принцип вытекает из понимания Коменским процесса познания вообще: начало познания – в ощущениях, в уме нет ничего, чего ранее не было в ощущениях. Сформирован принцип наглядности так: «…..пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания»[1,C.6].  Ведь никого нельзя заставить поверить чужому мнению, если оно противоречит собственным ощущениям. Только личное наблюдение и чувственное доказательство могут стать основой истинного знания, а не словесное, вербальное обучение. В обучении учащиеся должны сами видеть предметы, слышать звуки, обонять запахи, осязать, вкушать, прежде чем приступят к словесным описаниям.

Для наглядности рекомендуется использовать прежде всего реальные предметы,  организовав над ними наблюдение. Когда же это невозможно, нужно предложить учащимся или модель, копию предмета, или картинку, рисунок с его изображением. Исключительно важно наблюдать за вещами, явлениями в их естественной обстановке, что можно сделать во время экскурсии, чтобы осмотреть деревья, травы, поля, луга, виноградники и работы, которые там производятся. Можно также ознакомить учащихся с разными стилями построек, показать, как работают мастера. Полезны путешествия в места, где живут другие народы, чтобы узнать об их обычаях и истории.

Для организации наблюдений над реальными предметами учителю нужно позаботиться о соблюдении ряда правил: поставить предмет так, чтобы его было видно всем, осмотреть его вначале в целом, а потом обратиться к его частям и т.п. Итак, золотое правило дидактики – наглядность.

Последовательность и систематичность. «Ум в познании вещей идет постепенно», поэтому «обучение должно вестись последовательно»[4,C.31]. Это значит, что все последующее в обучении необходимо основывать на предыдущем, соединяя эти части раскрытием причины связей. Все, что запланировано, должно выполняться в свой срок. Занятия должны быть заранее продуманы и спланированы на долгий срок.

Следует в обучении соблюдать последовательность, продвигаясь:

-от более общего к  более частному;

-от более легкого- к  более трудному;

-от известного – к  неизвестному;

-от более близкого  – к далекому.

Учебный материал необходимо подавать в строгой системе, а не прерывисто и эпизодически. Пример такой подачи материала для обучения дан Коменским в его учебниках.

Прочность усвоения учебного материала. Этот принцип не является новым в педагогике, еще Конфуций и древние греки считали необходимым добиваться прочности изучаемого в школе, для чего нужны постоянные упражнения и повторения. Отсюда известное еще с античных времен положение: повторении – мать учения. Но в средние века оно сводилось к зубрежке и формализму, а упражнения имели механический характер, напоминая дрессировку.

Коменский считает упражнения полезными тогда, когда материал понят учеником: «Основательно  внедряется в ум только то, что хорошо понято и тщательно закреплено памятью», «Ничего нельзя заучивать, кроме того, что хорошо понятно». А понятно будет то, что прошло через чувства: « Для ума чувства есть путеводитель к науке»[4,C.32]. Чувственное познание обеспечивает и прочность усвоения. Таким образом, добиваясь прочности знаний, учителю прежде всего нужно обеспечить возможность чувственного восприятия.

Следующим условием, обеспечивающим прочность усвоения, являются упражнения в практической деятельности.

«Пусть в школах, - рекомендует Коменский, - учатся писать, упражняясь в письме, говорить – упражняясь  в речи, петь  - упражняясь в пении, умозаключениям – упражняясь в умозаключениях, и т.д., чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа»[4,C.32].

Для проверок того, насколько прочно усвоены знания, учителю следует проводить в четверти  в конце учебного года публичные испытания, на которых бы в соревнованиях определялись наиболее способные ученики.

Самостоятельность и активность.  Обучать юношество не значит вбивать в головы учеников знания, но раскрывать способности понимать вещи. Школа же стремится к тому, чтобы научить ученика «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом». Так, физику преподают, не демонстрируя эксперименты и выводя на их основании законы науки, а читая тексты, которые потом ученики зазубривают. А по Коменскому нужно, чтобы «каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами», обдумывал самостоятельно и применял знания на практике.

Все, что изучается, должно  приниматься учеником, как полезное для него.

Самостоятельность ученика развивается тогда, когда он проникается серьезной любовью к предмету, а возбудить эту любовь предстоит учителю. Так «семена знания» присущи всем людям от рождения, остается только побудить ученика к самостоятельности и руководить им.

 

I.3.Разработка вопросов  дошкольного воспитания в «Материнской школе» Я.А.Коменского

Коменский был одним из первых педагогов, занимавшихся подробной разработкой вопросов дошкольного воспитания. Для детей от рождения до 6 лет он предназначал материнскую школу, под которой подразумевал не общественное учреждение, а своеобразную форму семейного воспитания. Материнской школе Коменский посвятил большую главу своей «Великой дидактики» и специальное сочинение под названием «Материнская школа». Этой ступени воспитания он придавал очень большое значение, рассматривая ее как первую и важнейшую часть всей разработанной им системы воспитания и образования подрастающего поколения.

Своей «Материнской школой» Коменский имел в виду помочь семьям, в частности матерям и няням, правильно, разумно поставить воспитание детей в пред - дошкольном и дошкольном возрасте. Коменский все время стремился к тому, чтобы все дети получили правильное воспитание. Недаром в его системе образовательных учреждений материнская школа рассматривается как необходимая первая ступень образования и воспитания.

В своей книге выдающийся педагог впервые поднимает вопрос о безопасности ребенка. В первую очередь женщина должна начинать заботиться о здоровье своего ребенка, когда он находится в утробе матери.  Он говорит о необходимости сосредоточенно-возвышенного и осторожного отношения беременной женщины к себе и своему будущему ребенку, отношения, призванного способствовать рождению здорового потомства. Заботясь о здоровье ребенка, женщина, носящая его в своем чреве, должна заботиться о себе, чтобы «как-нибудь не навредить ребенку». Женщина, по мнению Коменского, должна соблюдать воздержанность и умеренность, чтобы объеданием и опьянением или несвоевременным постом, очищениями, кровопусканиями, простудами и пр. не изнурять себя и не подрывать своих сил или чтобы не губить и не ослаблять своего ребенка. Женщина должна быть очень осторожной, чтобы не поскользнуться, не споткнуться, не натолкнуться на что-либо или удариться обо что-либо.

Информация о работе Ян Амос Каменский: жизнь и творчество