Этические ценности в русской педагогической мысли в 19-20 вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 18:40, реферат

Краткое описание

Личность учителя, его права и обязанности – эти вопросы всегда волновали и волнуют тех, кто занимается педагогической деятельностью (как практически, так и теоретически) или имеет к ней какое-либо отношение. Особенно интенсивно эта проблема разрабатывалась в XIX веке в трудах известных философов, писателей, общественных деятелей, педагогов, имена которых и сейчас имеют значение для интеллигентного и образованного человека. Разработанные ими этические концепции легли в основу современного этического кодекса педагога.

Содержание

1.Введение
2.Этические взгляды Л.Н.Толстого
3.Этические взгляды К.Д.Ушинского
4.Этические взгляды Ф.М.Достоевского
5.Этические взгляды А.С.Макаренко
6.Этические взгляды В.А.Сухомлинского
7.Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 29.21 Кб (Скачать файл)

Смоленский государственный университет

 

 

 

 

 

 

Реферат по педагогической этике на тему :

 

«Этические ценности в русской педагогической мысли XIX – XX вв.»

 

 

 

 

Выполнила : студентка 2 курса

филологического факультета

специальности «Русский язык и литература»

Грищенко Лада

 

 

 

Смоленск

2013

   Содержание

1.Введение

2.Этические взгляды Л.Н.Толстого

3.Этические взгляды К.Д.Ушинского

4.Этические взгляды Ф.М.Достоевского

5.Этические взгляды А.С.Макаренко

6.Этические взгляды В.А.Сухомлинского

7.Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

   Личность учителя, его права и обязанности – эти вопросы всегда волновали и волнуют тех, кто занимается педагогической деятельностью (как практически, так и теоретически) или имеет к ней какое-либо отношение. Особенно интенсивно эта проблема разрабатывалась в XIX веке в трудах известных философов, писателей, общественных деятелей, педагогов, имена которых и сейчас имеют значение для интеллигентного и образованного человека. Разработанные ими этические концепции легли в основу современного этического кодекса педагога.

2. Этические взгляды Л.Н.Толстого

    Лев Николаевич (1828 – 1910) известен, прежде всего, как великий русский писатель, широко известный и за рубежом. Кроме этого, был как теоретиком, так и практиком педагогики, он являлся  талантливым воспитателем, великолепным педагогом. В его деятельности нашли отражение идеи другого  теоретика педагогики Ж.-Ж.Руссо о свободном воспитании. Толстой в каждом ребенке искал нечто положительное и развивал в нем это. Никто никогда из его учеников в Яснополянской школе не был обделен вниманием. Главное в его работе – это живое общение с детьми диалог. Он создал своеобразный образ идеально учителя : «Если учитель имеет только любовь к делу – он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь к ученику только как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель». На первое место Толстой ставил любовь к детям. По его мнению, учитель должен интересоваться увлечениями воспитанников, разделять их интересы, участвовать в их жизни. Также учитель должен относиться к ученику как к своему младшему товарищу, устанавливая тем самым психологическую связь с ним. Он должен «владеть глубокими знаниями педагога-психолога и знаниями в различных сферах , учитывать новую информацию, формы, способы и методы обучения детей». Для педагога также очень важно стремление к самосовершенствованию, саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков. «Каждый учитель должен знать, что каждая изобретенная метода есть только ступень, на которую он должен становиться для того, чтобы идти дальше», - говорил Толстой. Все эти принципы он сам воплощал в жизнь, а также требовал этого от учителей, которые работали под его началом. Свои педагогические мысли Лев Николаевич высказывал не только в педагогических трудах, но и в художественных произведениях, например, в повести «Детство». По его мнению, учитель должен предоставлять ребенку «свободу выбора с целью развития в нем многовариативности  подходов  к действительности». Педагог наделен правом ориентировать воспитанника на общечеловеческие нравственные ценности ( любовь, добро, справедливость и т.д.). «Развитие педагогических идей Л.Н. Толстого в современном мире ни в коем случае не сопряжено с их модернизацией или тем, что связано с историческими условиями того времени. Мы осмысливаем и берем то, что созвучно сегодняшнему дню школы и педагогики».

3.Этические взгляды К.Д.Ушинского

   Для Константина  Дмитриевича (1824-1870) личность учителя  имела огромное значение : «Личность учителя значит все в деле воспитания». Он высоко оценивал положительный пример педагога : «Влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений».  В общем и целом его взгляды на этические ценности педагога совпадают со взглядами Толстого. Ушинский также считал, что преподаватель должен ответственно относиться к своей профессии, чувствуя свой долг. Учитель должен любить свою профессию, обладать педагогическим талантом и педагогическим тактом, разбираться в вопросах психологии. Особое внимание Ушинский уделил проблеме та к называемого «эмоционального выгорания педагога». Он считал, что работа учителя не отличается разнообразием, она монотонна, поэтому необходимо постоянно совершенствоваться, искать что-то новое, интересное, не останавливаться на месте. Также Константин Дмитриевич говорил о том, что «внешне роль педагога скромна», но нельзя недооценивать его общественную деятельность.

    «В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде статей показывает, что «самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей». Понятие «народный учитель» в профессиональном смысле отсутствовало, поскольку не существовало и народной школы как типа массового учебного заведения. В 60-е гг. учителями немногочисленных неродных школ работали дьячки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не имеющие достаточного общего и тем более педагогического образования. В статье «О пользе педагогической литературы» (1857) К. Д. Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней был представлен яркий образ народного учителя и сформулированы основные требования к нему. Прежде всего К, Д. Ушинский утвердил мысль о том, что учитель — самый важный элемент в педагогическом процессе: «...влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». В этой же статье К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного значения народного учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности,— одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения». Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского, серьезные требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым должен обладать учитель, является убеждение. Учитель обязан воспитать у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если он имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением». Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими программно-методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.

Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение в том, что одним из важнейших качеств учителя являются знания, и не только преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются редко, «знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям, и не обладающим особенными способностями». Ушинский разработал вопрос о различных формах и содержании специальной подготовки учителя. Учитель должен обладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по тем наукам, которые он будет преподавать. Для народного учителя, писал К. Д. Ушинский, необходимо всестороннее широкое образование.

Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще овладеть практическим искусством преподавания, получить навыки в педагогической работе. Эти навыки строятся на научных основах, но все же это есть нечто особое, приобретаемое в практической работе. Кроме того, Ушинский считал, что будущему народному учителю следует сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так, учитель должен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь. Разрабатывая проблему подготовки учителя, К. Д. Ушинский рассматривает роль женщины в воспитании и обучении детей. Он выступил в защиту женщин- учительниц, которые, по его мнению, могут быть «не только отличными учительницами в младших классах, но и образцовыми преподавательницами в классах высших, и притом — преподавательницами таких предметов, каковы, например, химия, физика, высшая геометрия и т. д.». Ушинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам».

 

4.Этические взгляды Ф.М. Достоевского

   Художественное творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) уже достаточно хорошо изучено и описано, в отличие от его педагогических произведений. Мы знаем его как воспитателя великого князя Константина Романова, вопросы воспитания по-настоящему волновали Достоевского. Самой главной идеей в педагогических воззрениях писателя являлась идея деятельной любви. «Деятельная любовь, учит Достоевский, основана на этике и любви к ближнему, под которой надо подразумевать те же добрые чувства, что питаются элементарным состраданием и чутким сопереживанием, принцип "любви к ближнему" в апогее достигает у Достоевского такой высоты: весь прогресс человечества не стоит единой слезы ребенка». «Любовь к ближнему - это любовь деятельная, которая сводится к состраданию. Она не допускает жертвы ближним ради блага дальнего. Эта любовь выражается, во-первых, в миролюбии, дружественном, благожелательном отношении ко всем людям; во вторых, в терпимости и терпеливости, готовности уступить ближнему - его желания должны быть важнее собственных». Через образ героя знаменитого романа «Братья Карамазовы» Алеши Карамазова Достоевский объясняет эту идею и представляет личность учителя. «Алексей Карамазов не кончил ни учительской семинарии, ни педагогического института. Однако он обладал абсолютным педагогическим тактом. Этот подкостный дар позволяет Алеше совершать настоящие педагогические подвиги. Секрет же прирожденного воспитателя состоял в том, что "был он просто ранний человеколюбец". Вокруг Алеши Карамазова доминировали силы доброты, сострадания, любви, то было действие его собственных качеств. Он никогда и никого не осуждал, он просто любил людей, сострадал или радовался вместе с ними, так было у него и с взрослыми, и с детьми». С учениками Алеша общался «на равных», что было необходимо как педагогу, так и воспитаннику. Он учил не только с помощью слов, но и поступков, дел. По мнению Достоевского, «важный пункт педагогического кредо воспитателя - приобщение ученика к духовному миру учителя, ибо "для ребенка знания не существуют без учителя. И если малыш полюбит своего учителя, то, значит, пристрастится к знаниям". Именно через любовь к своему наставнику ребенок входит в мир знаний и осваивает моральные ценности общества». Идеальный педагог должен быть терпеливым и смиренным, должен относиться к своему воспитаннику как  к некой тайне. Ему необходимо видеть и принимать свои ошибки, уметь признаваться в них перед своими учениками.  «Начинать воспитание необходимо с себя: «..ревностный отец даже должен иногда совсем перевоспитатъ себя для детей своих». Учитель и ученик должны находиться в процессе духовного сотрудничества.

    5. Этические воззрения  А.С.Макаренко.

    В советский  период развития русской педагогики  были заложены новые методы  воспитания, новые отношения, поведенческие  конструкции в общении с учеником, которые отличались от вышерассмотренных. Макаренко (1888-1939) явился одним из тех педагогов, которые разрабатывали эти новые идеи. Учителя отказались от господствующих ранее идей «свободного воспитания». Они призывали к установлении меры в любви, уважении и строгости к ребенку. «В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему». Одновременно с этим Макаренко считал, что для учителя очень важен принцип оптимизма – то есть веры в то, что в каждом воспитаннике есть нечто положительное, что нужно развивать. Правильно поставленным воспитанием это можно сделать.

   В этот период  времени особое внимание получила  идея коллективного воспитания. Обществу нужны были люди с доминирующими нравственными принципами справедливости, необходимости труда, равенства, ответственности и т.д. Это отразилась в деятельности Антона Семеновича.

   «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей», - писал Макаренко в «Лекциях о воспитании детей». «Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая социалистической Родиной. Он должен обладать чувством чести, гордиться своим коллективом, своей великой Родиной, быть дисциплинированным, так как без дисциплины не может быть крепкого коллектива. 
Воспитание чувства долга, чести и дисциплины подчинено задачам социалистического строительства. Макаренко умел развивать у своих вспитанников эти чувства и сочетал это развитие с воспитанием дисциплины. 
В статье, озаглавленной «Воля, мужество, целеустремленность», Макаренко писал: «Коммунистическую волю, коммунистическое мужество, коммунистическую целеустремленность нельзя воспитать без специальных упражнений в коллективе». Он упражнял своих воспитанников в выносливости и выдержке. В колонии имени Горького воспитанники приучались легко переносить неудобства и трудности. У них возник и получил всеобщее признание лозунг «Не хныкать, не пищать», всегда быть бодрым и мужественным. 
Отвергая неправильное утверждение педагогов, находившихся под влиянием теории «свободного воспитания», будто «наказание воспитывает раба», Макаренко указывал, что, применяя наказания, можно воспитать и раба или запуганного, дряблого человека и свободную, полную человеческого достоинства сильную личность. Все дело в том, какие наказания и как применять. Телесные наказания, конечно, недопустимы. В отношении прочих наказаний Макаренко требовал, чтобы они были продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они имели индивидуализированный характер, соответствовали бы проступку, не были частыми, пробуждали бы в наказанном сознание справедливости наказания и переживание собственной вины, чтобы коллектив признавал справедливость этих наказаний. Такие же подробные указания дает он и относительно поощрений».

   Что касается общения  между учеником и учителем, Макаренко  доказывал, что воспитанники могут  ценить не только мягкого и  снисходительного учителя. С другой стороны, педагог не должен быть похож и на надзирателя. В итоге это должны быть отношения  как между старшими и младшими товарищами.

   6. Этические воззрения  В.А.Сухомлинского

    Этические мысли Сухомлинского (1918-1970) сконцентрированы в его произведении «Сто советов учителю». В работе даются советы учителям по различным вопросам организации, содержания, форм, методов и приемов учебно-воспитательной работы, по вопросам самовоспитания учащихся, воспитания гражданского долга, гуманизма и др. Книга рассчитана на учителей и воспитателей общеобразовательных школ, студентов педагогических вузов.

   Профессия учителя, по мнению  Сухомлинского, очень сильно изматывает  здоровье, поэтому педагогу прежде всего нужно беречь нервы, чтобы держать ситуацию под контролем и адекватно воспринимать действия воспитанников. «Оптимизм, вера в человека – неисчерпаемый источник творческой энергии, нервных сил, здоровья воспитателя и воспитанника. Недоброжелательность – опасный недуг души, который отражается и на сердце, и на нервах», - пишет Сухомлинский. «Доброжелательность, разумная доброта – вот что должно быть атмосферой жизни детского коллектива, главным качеством взаимоотношений педагога и детей». Он призывает учителей относиться к воспитанникам как к собственным детям и предпринимать все возможное для того, чтобы не допустить его превращения в хулигана. «Учительская профессия – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Нет ни одной педагогической закономерности, нет ни одной истины, которая была бы абсолютно одинаково применима ко всем детям. Потому что практическая педагогика – это знание и умения, доведенные до степени мастерства, Но и поднятые до уровня искусства. Безграничная вера в человека, в доброе начало в нем – вот что должно жить в нашей душе, если вы думаете посвятить свою жизнь благородному учительскому труду». Для Сухомлинского было важно, чтобы педагог глубоко верил в в возможность успешного воспитания каждого ребенка. Должно быть терпимым к детским слабостям. Речь идет о мудрой способности понимать и чувствовать тончайшие побудительные мотивы и причины детских поступков. Еще одна черта, без которой, по Сухомлинскому, невозможно педагогическое призвание -  гармония сердца и разума.

Воспитывая это умение, необходимо глубоко проникать в душу ребенка, вдумываться в то, чем он живет, как он смотрит на мир, что представляют собой для него люди, окружающие его.

Информация о работе Этические ценности в русской педагогической мысли в 19-20 вв.