Этическая беседа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 04:56, автореферат

Краткое описание

Родовая способность человека быть личностью не является биологически фиксированной, а обусловлена социально-историческими отношениями, в которые вступает каждый человек в ходе своей жизни.
После рождения в жизни ребенка происходят события, имеющие важное значение для формирования будущей личности. Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и, в самом общем виде определяется, как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.

Вложенные файлы: 1 файл

Афто реферат.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

 Сравнивая результаты уровня эмпатии у  детей в начале и в конце исследования можно отметить, что  на контрольном этапе  у наибольшего числа обследуемых дошкольников выявлен высокий уровень по исследуемой проблеме.   На констатирующем этапе  высокий уровень  сформированности  эмпатии зафиксирован  у 10% воспитанников, средний уровень- 60%, низкий уровень- 30%. На контрольном этапе: высокий уровень-60%; средний уровень- 40%, низкого уровня нет совсем.

Анализируя  результаты нашего эксперимента, можно  констатировать, что мы, верно   обозначили  направления нашей работы, в результате чего у дошкольников значительно  изменился уровень сформированности  эмпатии. Таким образом, анализ материалов исследований по   формированию эмпатий у детей старшего дошкольного возраста   подводит нас к следующему выводу: гипотеза нашего экспериментального исследования подтверждена. Экспериментальная деятельность подтвердила, что  формирование эмпатии  у  детей подготовительной к школе группы  действительно эффективно осуществляется  в процессе этических бесед.

Даже  в условиях того ограниченного времени, которое было отведено нашему формирующему этапу, можно говорить об изменении уровня сформированности  эмпатий у  дошкольников, что стало возможным  благодаря  использованию  этических бесед на втором этапе экспериментальной деятельности.  Представленная работа посвящена теме "Этическая беседа, как средство формирования эмпатии в старшем дошкольном возрасте". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Таким образом, можно констатировать, что дошкольный возраст - благоприятный период для формирования у детей  эмпатий, а этическая беседа- эффективное средство формирования эмпатий у детей старшего дошкольного возраста.

                                                                                                                  Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова[5, стр. 41].

В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и  сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводит к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.

Источником  гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств. Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сам сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств.

Мощным фактором развития гуманных чувств является и  сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его пожелание, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.

В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовольствие от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы. На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность. Этические беседы - эффективное средство формирования  нравственного самосознания ребенка. Для наиболее успешного формирования  нравственного самосознания ребенка и нравственной  саморегуляции его поведения необходимо в беседе использовать наглядный материал, с учетом того что у у детей дошкольного образа преобладает наглядно- образное мышление.  В ходе этической беседы дети  могут рассматривать картинки и классифицировать их по  заданию, предложенному воспитателем (разложите картинки на те, где нарисован хороший поступок, и те, где нарисован плохой; отберите те рисунки, на которых ребенок нашел правильное решение; посмотрите на две большие картины, а затем на картинки на ваших столах и подойдите к той картине, которая больше соотносится с  нашей картинкой по морали, по типу поведения персонажа, по форме выражения героями чувств и т. Планируя и организуя этические беседы,  педагог   уделяет особое внимание осознанию ребенком моральных ценностей. Воспитатель заботится, чтобы дети могли постоянно упражняться в гуманном отношении друг к другу, к природе, ко взрослым. Жизнь детей должна быть наполнена соответствующими ситуациями (подготовка подарков друг другу, забота о заболевшем, уход за животными). Воспитатель не только использует для проведения этической беседы случаи, возникающие стихийно, но и специально организует ситуации, включая их в разные виды деятельности: игру, труд, занятия по всем разделам программы. Методика проведения этических бесед включает в себя: подготовительный этап, проведение беседы, организацию и оценку повседневной деятельности.

Подготовительный  этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность  педагога и воспитанников. Могут  быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем  следующий:

1) определение  темы,

2) подбор материалов  и пособий, 

3) составление  плана, 

4) подготовка  воспитанников.

Констатирующий  этап Сначала за детьми наблюдали  в разных видах деятельности. Затем задавали каждому  ребенку следующие вопросы:

1. Можно ли  смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

2. Можно ли  обижать животных? Почему?

3. Нужно ли  делиться игрушками с другими  детьми? Почему?

4. Если ты  сломал игрушку, а воспитатель  подумал на другого ребенка,  нужно ли сказать, что это  ты виноват? Почему?     Вторая серия исследования заключалась в следующем. Ребенку предлагали закончить несколько ситуаций.

1. Маша и Света убирали  игрушки. Маша быстро сложила  кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, можешь иди играть или  пойди помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?

2. Петя принес в  детский сад новую игрушку  – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?

3. Катя и Вера играли  в пятнашки. Катя убегала, а  Вера догоняла. Вдруг Катя упала.  Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?

4. Таня и Оля играли  в «дочки-матери». К ним подошел  маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький»,- ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?

5. Коля играл в «лошадки».  Он бегал и кричал «Но, но, но!» В другой комнате мама  укладывала спать его маленькую  сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что ответил Коля? Почему?

6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель  и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?

 В Формирующем По материалам беседы детям предлагали сделать рисунок, придумать рассказ, сказку и т.п. А творческие работы детей значительно увеличивали  эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений.  После прочтения произведений предлагали детям организовать сюжетно- ролевые игры, в которых создавали проблемные ситуации. Так например, в ходе игры « Пароход» обращали внимание, что за бортом утопающий- предлагали детям оказать ему помощь, в конце сюжетно- ролевой игры проводили этическую беседу по игровой ситуации. Дети высказывали свое мнение о  способах и мотивации спасения, учились замечать, кому нужна помощь и как ее можно оказать.

 

 


Информация о работе Этическая беседа