Этимологический анализ слов как средство развития орфографической грамотности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: доказать эффективность этимологического анализа слов в повышение орфографической грамотности.
Объект исследования: словарные слова в учебниках русского языка, изучаемые с помощью этимологического анализа.
Предмет исследования: этимологический анализ слов.
Гипотеза: применение этимологического анализа слова на уроках русского языка способствует улучшению грамотности при осмыслении и понимании написания словарных слов, углубляет знание языка, повышает интерес к нему.

Содержание

Введение с.3
Глава 1. Этимологический аспект структуры слова
1.1 Этимология как наука. с.4-7
1.2 Обзор исследований, посвященных этимологическому
анализу слова. с.8-11
Глава 2. Этимологический анализ слов как методический
прием при обучении орфографии.
2.1 Система упражнений к работе со словарными словами. с.12-16
2.2 Этапы работы по развитию орфографической грамотности
с применением этимологического анализа слова. с.17-23
Заключение с. 24
Список литературы с. 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.rtf

— 342.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

Оглавление

 

Введение                                                                                              с.3

Глава 1. Этимологический аспект структуры слова

1.1 Этимология как наука.                                                                  с.4-7

1.2 Обзор исследований, посвященных этимологическому

анализу слова.                                                                                     с.8-11

Глава 2. Этимологический анализ слов как методический

прием при обучении орфографии.

2.1 Система упражнений к работе со словарными словами.            с.12-16

2.2 Этапы работы по развитию орфографической грамотности

с применением этимологического анализа слова.                                 с.17-23                                                                                     

Заключение                                                                                          с. 24

Список литературы                                                                             с. 25

 

Введение.

Данная работа посвящена методике проведения этимологического анализа словарных слов как средству развития орфографической грамотности.

Актуальность и постановка проблемы.

Словарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей системе обучения русскому языку. Орфографическая грамотность школьников во многом зависит от умения учителя правильно организовать занятия по изучению новых слов и словосочетаний. При объяснении трудных слов необходимо учитывать те закономерности, исторические процессы, которые обусловили происхождение слова. Ещё в дореволюционной школе в начальных классах при объяснении орфограмм, которые представляли трудность для учащихся, учителя обращались к сведениям по этимологии. В своё время К.Д. Ушинский считал, что уже на третьем году обучения дети должны хорошо знать, что слово «прозрачный» - от зреть, «вчера» - от вечер, вечерний и т.д.

Применение этимологического анализа необходимо в современной школе. «Наша орфография, будучи почти последовательно этимологической, дает этому богатейшую пищу. Она заставляет разлагать слова на составные части, подыскивать им родственные формы» (Щерба Л.В.; 1957. с.56).

В научном обосновании нуждается, например, правило о правописании гласных, не проверяемых ударением. Среди них имеется много терминов, которые имеют абстрактные значения. Они плохо усваиваются школьниками, так как дети мыслят конкретно-предметными категориями. Школьный учебник не разъясняет правописание слов, не проверяемых ударением, а ограничивается лишь советом запомнить предлагаемый перечень, что вызывает значительные трудности у учащихся, во-первых, ввиду их многочисленности, во-вторых, потому, что механическое запоминание без понимания и осмысления является самой трудной формой получения знаний.

Этимологический анализ, с одной стороны, позволяет сузить круг слов для заучивания. С другой стороны, напоминая удивительные сказки и истории, этимологические справки слов вызывают интерес у детей и легко запоминаются ими. А значит, облегчают усвоение слов с непроверяемыми гласными в корне. Ребенок легче и уверенней употребляет слово в устной и письменной речи, если происхождение слова понятно его сознанию.

Таким образом, этимологический анализ слова поддерживает и развивает интерес к русскому языку, благоприятно воздействует на развитие речи учащихся, мышления, воображения, памяти, внимания, способствует расширению словарного запаса и кругозора ученика, развивает языковое чутье.

Проблема исследования: каким образом этимологический анализ слова позволяет улучшить орфографическую грамотность.

Цель исследования: доказать эффективность этимологического анализа слов в повышение орфографической грамотности.

Объект исследования: словарные слова в учебниках русского языка, изучаемые с помощью этимологического анализа.

Предмет исследования: этимологический анализ слов.

Гипотеза: применение этимологического анализа слова на уроках русского языка способствует улучшению грамотности при осмыслении и понимании написания словарных слов, углубляет знание языка, повышает интерес к нему.

Задачи:

1. Изучить теоретический материал по теме исследования.

2. Проанализировать изучение словарных слов в школьном учебнике, представить этимологические справки к словарным словам.

3. Представить систему заданий по работе над словарными словами.

Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть использованы учителями в ходе педагогической практики.

 

Глава 1. Этимологический аспект структуры слова

1.1 Понятие этимологии как науки

Этимология - это раздел науки о языке, изучающий происхождения слов. Кандидат филологических наук В.Славкин, определил круг деятельности этимологии:

  1. Выяснение закономерных фонетических соответствий в различных языках.
  2. Выяснение закономерных изменений в лексическом, фонетическом, семантическом составе слов на разных этапах развития языка.
  3. Выяснение особенностей развития словообразовательной структуры слов данного языка.
  4. Выяснение особенностей бытования слов в языке (когда возникло, как вошло в язык, какие периоды пережило в своей жизни).(32)

По трактовке Касаткина Л.Л. этимология (от греч. «etymon» - истинное значение слова и «logos» - учение) - это раздел языкознания, который занимается изучением происхождения слова, а также исторических изменений в структуре слова и его значениях. Исторические изменения в структуре слова происходят в результате следующих процессов:

  1. Опрощение - наиболее распространенное изменение слова. Это такой процесс, при котором слово со сложным морфологическим составом в процессе исторического развития языка утрачивает членимость и воспроизводится как неразложимое. При опрощении в результате слияния аффиксов с корнем происходит сокращение количества морфем в слове. Например, слово мгла когда-то было производным, так как в нём выделялся суффикс -л- (ср.: мга - посёлок и река в Ленинградской области); слово мешок происходит от мех, который использовался для хранения сыпучих предметов сейчас это слово не производное, т.к. суффикс со значением уменьшения -ок- прирос к корню.

Степень опрощения бывает двух видов. Есть слова, в которых произошло абсолютное слияние морфем с корнем - полное опрощение. Например слово ветер, которое произошло от вътръ (ъ - изменилось в е, а между согласными т и р по фонетическим причинам появился беглый е). Вътръ образованно от въ/ти - в значении веять. При неполном опрощении некоторые следы производности сохраняются. Корень и аффиксы распознаются, хотя уже утратили свое значение. Например, слово порош/ок когда-то членилось таким образом.

  1. Переразложение также является процессом исторического изменения структуры слова. Он заключается в отходе звукового элемента одной морфемы к другой. Слова при этом сохраняют все звуки, но границы членения морфем изменяются. Например, первоначально было слово вед/е/ши, вед/е/ть, кур/и/шъ, кур/и/те. В современном языке эти слова членятся так: вед/ёшь, вед/ёт, кур/им, кур/ите. Вообще в результате переразложения образуются всё новые морфемы, в первую очередь суффиксы. Например, От суффикса -ик- в современном русском языке образованны суффиксы: -ник-, -щик-, -льщик- и др.
  2. Усложнение - исторический процесс, который понимается как превращение непроизводной основы в производную, Т.е. одна морфема члениться на две. Этот процесс чаще всего свойственен словам иноязычного происхождения. Например, заимствовано из голландского языка слово zonnedek под влиянием слов типа столик, носик фонетически оформилось как зонтик, в котором по аналогии легко выделился не существующий здесь суффикс -ик-.

Благодаря усложнению русский язык обогащается иноязычными суффиксами и приставками, что способствует развитию языка.

  1. Декореляция - процесс, который не приводит к изменению морфологического состава слова, которое продолжает члениться также как и раньше. Однако составляющие слово морфемы оказываются по своему значению и характеру совершенно иными, находятся совершенно в других связях друг с другом. Так слова ловец, заморозки, резьба воспринимаются как отглагольные образования, фактически же они образованы от непроизводных существительных ловъ, заморозы, ръзь.

Этимология основывается также на закономерных звуковых и морфологических изменениях слов в процессе эволюции языка, учитывает регулярные переходы одних типов лексического значения слова в другие.(33) Выясняя происхождение слов, их историю в том или ином языке, этимология учитывает и данные других наук - истории, археологии, этнографии. Комплекс собственно лингвистических сведений о слове, исторических и культурных сведений о называемой им вещи позволяет строить более или менее правдоподобные гипотезы о происхождении слова. При этом ученые-этимологи стремятся исключить случайные связи и ассоциации данного слова с другими. Так, например, оказывается, что сходство слов выдра и выдрать является лишь внешним - в действительности происхождение и история этих слов не имеет ничего общего: глагол происходит от древнерусского дьрати (с тем же значением), а выдра родственно литовскому udra в том же значении, греческому xydra - водяная змея (буквально выдра означает водяное животное) Существует в этимологии такое понятие как «ложная» или «народная» этимология. Она возникает главным образом в устной речи, когда говорящий, знакомясь с новым словом, вольно или невольно сопоставляет его с известной ему лексикой. В таких случаях звуковой обмен слова изменяется. Таким образом, народная этимология возникает на основе «переделки» родного или заимствованного слова по образцу близкого по звучанию слова родного языка, установления между ними семантических связей на основе случайного звукового, внешнего совпадения, без учета реальных фактов их происхождения. Например, франц. «sale» - грязный - послужило источником для образования прилагательного сальный (переосмысление произошло через созвучие со словом сало). Чаще всего ложная этимология возникает в случаях, когда человек хочет проверить написание трудного слова, происхождение которого ему неизвестно. Ученики сопоставляют слова, например: «винтилятор» - от слова винт; «до вастребования» - до вашего требования; «подрожать» - от слова дрожь; «подчерк» - от слова подчеркивать; «свещенный» - от слова свет; «спортакиада» - от слова спорт; «фиалетовый» - от слова фиалка и т.д.

Происхождение слов можно узнать в этимологических словарях. Широко известен «Этимологический словарь русского языка» А. Преображенского, изданный в 1910-1914 гг. Словарная статья строится следующим образом: после заглавного слова следуют родственные ему слова, затем соответствия ему в других славянских языках; затем указывается его древняя основа и версии о смысловых и структурных связях его ученых-этимологов. Более фундаментальным является четырехтомный «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера (М., 1964-1973; повторное издание - 1986-1987).

Существуют словари для учителей и учеников. Например, «Краткий этимологический словарь русского языка», составленный Н.М. Шанским, В.В. Ивановым и др., под ред. С.Г. Бархударова (М., 1961; 3-е изд. - М., 1975), «Этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой (М., 1994). Особенность этих словарей в том, что в них показана историческая последовательность словообразования.

Таким образом, учитель, владеющий навыками этимологического анализа, своевременно должен давать учащимся исторические справки слова. Это позволяет ему систематически повышать орфографическую грамотность учащихся.

 

1.2 Этимологический анализ слова

Предметом этимологии как раздела языкознания является исследование источников и процесса формирования словарного состава языка, включая реконструкцию словарного состава древнейшего ᴨериода. Относительно просто на основе достижений сравнительно-исторического языкознания проследить историю звукового и морфологического состава слова. Что касается смысловой эволюции, то её часто бывает очень трудно объяснить.

Объектом этимологии являются, главным образом, так называемые, "тёмные" слова, в котоҏыҳ носителям языка непонятна связь формы и значения. Затемнение этой связи (деэтимологизация) - следствие исторических изменений формы и значения слов, а также лексических и грамматических систем языка.

Выяснить исторический морфемный состав слова, прошлые словообразовательные связи нам помогает этимологический анализ. Как замечал Н.М. Шанский: этимологический анализ выявляет "лингвистические "метрики" слова, указывающие время и место появления его на свет, его "родных и родителей", его ᴨервоначальную форму и значение". (34, с.236)

В предыдущем параграфе мы уже упоминали, что основным методическим приёмом проведения словарно-орфографической работы является заучивание слов с непроверяемыми написаниями.

Однако большинство написаний, относимых к числу беспроверочных, на самом деле, может быть проверено на основе языка - источника, на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка: мешок - от мех; столица - от стол; дорога, корова, мороз - содержат полногласие -оро-, в котором не бывает буквы а и т.д. (8, с.55)

Информация о работе Этимологический анализ слов как средство развития орфографической грамотности