Эмпирическое исследование развития диалогической речи у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: создать оптимальные условия обучения детей развитию диалогической речи через занятие с использованием сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования – диалогическая речь детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через занятия средствами сюжетно-ролевой игры.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
Проанализировать психолого-педагогические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить основные методы, формы использования сюжетно ролевой игры в процессе развития диалогической речи детей и разработать методику их комплексного применения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....……………………………………………………………........….….3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития диалогической речи детей дошкольного возраста …………………………………………………………..….5
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста……….………5
1.2. Особенности развития диалогической речи у дошкольников.……….…....12
Выводы..…………………………………………………………………………….17
Глава 2. Эмпирическое исследование развития диалогической речи у детей дошкольного возраста………………………………………..…..……………...…19
2.1. Программа исследования…………………………………...…………………19
2.2. Проведение констатирующего эксперимента……………..…………..……..20
2.3. Программа формирующего эксперимента……………………..……….…..23
2.4 Контрольный эксперимент.…………………………………………….……...28
Выводы …………...………………………...………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….……36

Вложенные файлы: 1 файл

курсов диалог.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

          Воображение это психический  процесс создания новых образов  на основе имеющихся. У младших  дошкольников, преобладает воссоздающее  воображение, которое заключается в воссоздании образов, описываемых в сказках, рассказах взрослого.

          Фундаментальным новообразованием  дошкольника является творческое  воображение. Оно развивается  вместе с теоретическим мышлением  и выполняет единую функцию в познавательном процессе. Воображение формируется в сюжетно-ролевой игре изобразительной деятельности,   восприятии    сказок,    самостоятельного    сочинительства

и   др. [8, с.127].

          Внимание дошкольника непроизвольное  и связано оно с особенностями объекта. Если он интересен, то ребенок сосредотачивает на нем свое внимание. Появляется новый предмет, и тотчас же он переключает внимание на него. Поэтому дети дошкольного возраста редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

          Переключение и распределение внимания развиты слабо. Характерна для дошкольника отвлекаемость и рассеянность. Произвольность внимания развивается в деятельности когда взрослый с помощью словесных указаний удерживает внимание ребенка на том или ином предмете деятельности. По мере развития планирующей функции ребенок приобретает способность заранее организовывать свое внимание на том, что требует деятельность.

          Используемые на занятиях элементы  игры, продуктивных видов деятельности, частая смена деятельности позволяет поддерживать сосредоточенное внимание детей.

          Все познавательные психические  процессы ребенка взаимосвязаны  и развиваются в деятельности, для которой они необходимы, под  руководством взрослого. В совместной  деятельности взрослый руководит активностью ребенка. Направляет, предоставляет ему самостоятельность, осуществляет контроль развития. Опираясь на взрослый уровень развития ребенка, взрослый ставит перед ним новые, более сложные задачи, которые и решает в совместных действиях с ребенком [9, c.116].

Первичное соподчинение мотивов, возникающее в начале дошкольного  периода, развивается в направлении  формирования самого механизма соподчинения и усвоения ребенком новых, более  высоких мотивов деятельности. Появляются доминирующие установки: у одних — престижные (эгоистичные), у других — альтруистические, у третьих — направленные на достижение успеха.

Происходящие изменения  потребностей в общении протекают  в атмосфере коренной перестройки  взаимоотношений ребенка с окружающими  людьми. Зарождение потребности в автономии, признании и уважении проявляется в реакциях негативизма и упрямства. Достаточное удовлетворение этих потребностей на этом этапе способствует дальнейшему формированию у ребенка глобального чувства самоуважения — одной из фундаментальных потребностей человека.

Характерной особенностью данного возрастного периода  является также постепенное зарождение истинно мотивационных форм поведения, направленного на достижение. При  этом данные различных исследований показывают, что заложенный в этом возрасте социальный опыт во многом предопределяет будущее такого поведения. Приблизительно в 5-6 лет можно говорить также о начале проявления у детей тендерных и индивидуальных различий в мотивации достижения

У ребенка в раннем детстве параллельно с познанием окружающего мира продолжается познание самого себя. В этом процессе самосознание выполняет центральную и регулирующую функцию. Ребенок осознает свои желания и действия, которые регулируются его личными нормами (в соответствии с его пониманием передаваемых ему взрослыми моральных требований и правил поведения). Ребенок способен оценить себя, осознавая в той или иной степени соответствие собственных качеств и действий определенным ожиданиям или требованиям окружающих.

Я-концепция ребенка  продолжает формироваться через его взаимодействие с окружающими, например с родственниками, со сверстниками. По мере того как ребенок становится социально восприимчивым, развиваются и его когнитивные и перцептивные способности, его Я-концепция все более дифференцируется и усложняется. Следовательно, в значительной степени содержание образа -Я ребенка является продуктом процесса социализации.

Основным условием для  успешного развития Я-концепции  ребенка на этом этапе личностного  развития является, как подчеркивал  К. Роджерс, удовлетворение его потребности в позитивном внимании.

В развитии Я-концепции дошкольника первичное осознание себя ребёнком становится сложной и относительно устойчивой системой его самовосприятия: ребенок осознает особенности своего тела, свои физические возможности, идентифицирует себя с определенным полом, воспринимает себя членом социальной группы.

Все познавательные психические  процессы ребенка взаимосвязаны  и развиваются в деятельности, для которой они необходимы, под  руководством взрослого. В совместной деятельности взрослый руководит активностью ребенка. Направляет, предоставляет ему самостоятельность, осуществляет контроль развития. Опираясь на взрослый уровень развития ребенка, взрослый ставит перед ним новые, более сложные задачи, которые и решает в совместных действиях с ребенком.     

    

1.2. Особенности  развития  диалогической речи  у дошкольников

 

Овладение связной диалогической  речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение  зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Поставив перед собой  задачу изучения особенностей развития форм связной речи, А. М. Леушина собрала значительный материал относительно детских высказываний при различных задачах и в различных условиях общения. На основании своих материалов А. М. Леушина приходит к заключению, что диалогическая речь является первичной формой речи ребенка.

Речь выполняет многообразные  функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная  функция -назначение речи быть средством  общения. Целью общения может  быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи.

Диалогическая речь –  это когда в процессе разговора  участвуют двое, используя простейшие формы языка и фразы [1, с.95].

Диалогическая речь-это  речь обусловленная ситуацией и  контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Диалогическая речь не только более высокая форма речевого развития, но и исторически первая. Диалог –это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера период говорения и слушания чередуется. Развитие диалога - это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них - ребенок.

Диалогическая речь выступает  как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать в последствии высот философско-мировоззренческой беседы.

Т. Г. Винокур так определяет диалог и монолог с точки зрения специфики языка: «...можно определить диалог как особую, функционально-стилистическую форму речевого общения, которой свойственны: наличие двух или нескольких участников, обменивающихся речью; более или менее быстрый темп речи, когда каждый компонент ее является репликой; сравнительная краткость реплик; лаконичность и эллиптичность построений внутри реплик. Монологическая речь как явление, прямо противоположное диалогу, имеет обратные свойства; односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реакцию, наличие заданности, предварительного обдумывания, обусловливающего длительность, связанность, логическую построенность речи» [4, с.63].

В раннем возрасте ребенка  в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь  к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог (Е. И. Исенина), интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность в самопрезентации потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной  функции языка. Ученые - лингвисты  называют диалог первичной естественной формой языкового общения. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения, создания своих реплик, вопросов, происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений:

- внимательно слушать  и правильно понимать мысль,  выраженную собеседником;

- формулировать в ответ  собственное суждение;

- правильно выражать  его средствами языка;

- менять вслед за  мыслями собеседника тему речевого  взаимодействия;

- поддерживать определенный  эмоциональный тон;

- слушать свою речь, вносить необходимые изменения  и поправки.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

1. Собственно речевые  умения:

- вступать в общение  (уметь и знать, когда и как  можно начать разговор со знакомым  и незнакомым человеком, занятым,  разговаривающим с другими);

-поддерживать и завершать  общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;

- говорить выразительно  в нормальном темпе, пользоваться  интонацией диалога.

2. Умения речевого  этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие,  привлечение внимания, приглашение, просьба,

согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться  в паре, группе из 3 - 5 человек,  в коллективе.

4. Умение общаться  для планирования совместных  действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения - уместное использование  мимики, жестов.

Диалогическая речь отличается лаконичность и простотой конструкций. Конкретные условия реальной действительности, в которых протекает разговор, непосредственное общение с собеседником позволяют им понимать друг друга, не прибегая к развёрнутым высказываниям. Отсюда для диалога характерны неполные предложения, однозначные ответы, короткие вопросы [6, с.45].

Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть не полной, сокращенной, иногда фрагментарной.

Для диалога характерны:

а) разговорная лексика;

б) краткость, недоговоренность, обрывистость;

в) простые и сложные бессоюзные предложения;

г) кратковременное предварительное  обдумывание;

д) использование шаблонов, речевых  клише, речевых стереотипов,

устойчивых формул общения, т. е. речевого этикета;

е) использование жестов, мимики, поз.

Речевые клише облегчают  ведение диалога. Диалогическая  речь стимулируется внутренними  мотивами и особенно ситуацией, в  которой происходит диалог, репликами  собеседника. Строевой единицей диалогической  речи является диалогическое единство - сочетание двух или более взаимосвязанных реплик. Чтобы овладеет этой формой речи, нужно усваивать различные типы диалогических единств.

Т. И. Гризик считает, что наиболее социально значимой для дошкольников является диалогическая форма общения. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Ф.А. Сохин, обобщая взгляды лингвистов и психологов подчеркивал, что без  речевого общения невозможно полноценное  развитие ребенка, Сохин писал: «Усвоение  детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности (на основе практического усвоения средств языка), а также формирование осознания языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка» [12, с. 50].

Колодяжная Т. П., Колунова Л. А. подчеркивают, что в дошкольном детстве необходимо развивать диалогическую форму  речи. На протяжении всего дошкольного  возраста необходимо развивать у  детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику). Для этого следует использовать беседы с детьми на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста [5,с. 78].

Необходимо развивать у детей  умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на различные  темы, связанные с жизнью ребёнка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми,  его интересами и впечатлениями. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от окружающего контекста. Важно также развивать  умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры речевого общения.

Информация о работе Эмпирическое исследование развития диалогической речи у детей дошкольного возраста