Эмансипация или юношеский максимализм?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 00:00, реферат

Краткое описание

Мы живем в самой большой, самой великой и весьма уникальной стране – России. За последние сто лет наше государство претерпело несколько очень важных революций, войн, и, конечно же - перестройку. События 1991 года вплоть до ухода Ельцина из правительства, по моему мнению, отразились на воспитании поколения, которое в то время росло, на наших родителях. Нравственные ценности поменялись. Когда они росли, у них была определенная идеология, они росли под знамением коммунизма.

Содержание

Вступление.......................................................................................................3 стр.
Обзор литературы и источников....................................................................5 стр.
Часть 1. «Эмансипация» и «юношеский максимализм»..............................9 стр.
Часть 2. Формирование мировоззрения у подростков в современном социуме..........................................................................................................15 стр.
Часть 3. Особенности социальных норм и ценностных ориентаций современного подростка..............................................................................18 стр.
Заключение....................................................................................................20 стр.
Приложения...................................................................................................22 стр.
Примечания...................................................................................................23 стр.
Список литературы........................................................................................25 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по обществознанию.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

 

Конечно для того, чтобы  так не «разбиться» рядом с  нами есть люди, которые должны нам  помогать не «потеряться». Чаще всего  такими людьми становятся даже не наши родители, а друзья и знакомые, сверстники, своеобразная референтная группа (это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а так же источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций)[6]. Референтная группа подростка чаще всего – сверстники.

 

А ведь знайте, когда-то и взрослые были подростками и ощущали на себе издержки воспитания родителей, «несправедливость» всего этого мира. Теперь сами же взрослые оказались по другую сторону баррикад.

 

Всем известно, что с подростками трудно. Но редко  кто задает себе вопрос: а легко ли подростку с самим собой? Оценочные суждения подростков, которые определяются ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них или же насколько он отличается от них. Когда же подросток отвергает всех сверстников как друзей, он нуждается в авторитете (по личному опыту). В таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Если же подросток находит друга среди своих сверстников, то он отделяется от мира взрослых, и создает собственный мир подростков, внутренне одинаковых друг другу.

 

«Что такое  друг? Я вам скажу. Это человек, с которым вы осмелитесь быть самим  собой». Глубокие дружеские взаимоотношения  отличаются интимной доверительностью, они дают нам возможность узнать каковы мы на самом деле, почувствовать, что нас принимают именно такими, какие мы есть[7].

 

Все это, мне кажется, еще больше дает подростку закрепить в себе юношеский максимализм. Ведь, если может тебя принять один человек, таким какой ты есть, то сможет и другой. Вероятно такого наше суждение.

 

Так неужели  сами подростки виноваты в эмансипации  в таком ярком выражении юношеского максимализма?

 

Как считает  Дэвид Майерс, мы получаем от других то, что ждем. Это так же как  враждебность порождает враждебность[8]. В моем понимании это, если подросток видит в человеке (неважно подросток это, или же взрослый, учитель, родитель) не желание сотрудничать, то и его желание идти на встречу отпадает. Если одна сторона считает другую агрессивной, обиженной и мстительной, то другая сторона начинает себя вести так в порядке самообороны, что создает нескончаемый порочный круг. Ожидания влияют на поведения подростков[9]. Мне кажется, что поведение подростков чаще всего ожидаемое поведение: « Мы такие, какими нас хотят видеть». Как часто приходится подростку слышать в свой адрес фразы: «У тебя юношеский максимализм», « Ты чрезмерно эмансипирован». Так почему же так происходит?! Скорее всего, окружающим подростка взрослым легче свалить все на такое понятие, как «юношеский максимализм», чем самим грамотно выстроить линию поведения со своим ребенком, учеником. При этом наш подростковый возраст сопровождается мощными физиологическими, гормональными, психологическими перестройками, что очень сильно отражается в поступках и поведении подростка. Наверное, не каждому взрослому в окружении молодежи  дано понять, что вариантов решения любой проблемы гораздо больше двух, и что такое качество как терпимость со старшей стороны – достоинство.

 

Таким образом, я полагаю, в подобных условиях какие-либо взаимоотношения подростка и взрослого невозможны, либо в них просто нет потребности.

 Конечно,  когда подросток просто не  видит ни поддержки, ни взаимопонимания  со стороны взрослого человека, а только его прямое «тыканье в лужу». Как мы после подобного можем обратиться к взрослому за помощью, когда иногда страшно что-то спросить. Для решения каких-либо проблем мы и формируем наши референтные группы из таких же как мы, и уже там, внутри, демонстрируем свои «знанья», там мы самоутверждаемся. И не всегда так, как надо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2. Формирование мировоззрения  у подростков в современном социуме.

 

Чаще всего  мировоззрение у человека формируется  в возрасте от 16 до 18 лет. И мне  кажется, в большей степени оно  даже зависит не от воспитания подростка, а от его интересов, людей с которыми он общается или хотел бы общаться, от желаний и мечтаний (не целей).

 

Сейчас в  условиях современной экономической  ситуации большую роль в жизни  любого человека стали играть деньги. И особым влиянием они стали пользоваться в среде молодежи, так как именно молодежь воспитана в новую эпоху зарождения капиталистических отношений[10]. Большинство подростков (54%) четко осознают, что для них деньги – средство для удовлетворения своих материальных потребностей и не более того [Приложение №1][11]. То есть они относятся к деньгам спокойно, не делая из них смысла жизни, но в то же время верно оценивая их. 11% подростков относятся к функциям денег резко скептически, считая, что это бесполезные бумажки, приносящие зло [Приложение №1][12]. Вероятно, эти люди либо безденежные идеалисты, либо из очень состоятельных семей[13]. Так или иначе, мы видим, что денежный аспект в мировоззрении нового поколения пошел быстрый путь трансформации: от социалистического недопонимания к капиталистическому уважению. Остальные же ищут себя в деньгах, то есть для них наоборот поиск денег в столь раннем возрасте (16-18 лет) становится, чуть ли не смыслом жизни. Молодежь начинает гоняться за понтами, которые некоторым просто не по карману, и в скором времени привыкают к такому образу жизни. Формируя мировоззрение либо нахлебника-потребителя, либо человека, который постоянно находится в поисках денег, тем самым он губит все остальные возможные ветви жизни, которые не столь зависят от денег, сколько от мыслей и идеологий подростка.

 

Так же огромную роль в формировании мировоззрения у молодежи играют СМИ. Не всегда то, что подросток видит по телевизору и в интернете является положительным аспектом для его мозга. Скорее наоборот, сейчас мы видим вокруг больше негативности из структур массовой информации. Так же мы имеем возможность сравнить наше положение в обществе, с положением подростков из других стран. И вот когда русский подросток видит, как живут дети зарубежом, какие дома у них, что им позволено, как они празднуют дни рождения т.п., конечно им хочется уехать из нашей страны. Жаль только, что уехав уже в более старшем возрасте, люди, понимают, что тянулись из-за красивой подростковой жизни зарубеж, а будучи взрослыми над ними берет верх ностальгия по Родине. Если уж уезжать, то в совсем маленьком возрасте.

 

 

Большую роль в  формирование мировоззрения играет и образовательная система. Получая  образование, мы многое узнаем о нашей  стране, о нашем государстве. И  у каждого человека формируется свое мнение по каждой ситуации.   Иногда оно совпадает с мнением учителя, автора учебника, а иногда совсем нет. Главное в такой ситуации, по моему мнению, взрослым (учителям) не критиковать мнение подростка. Правильное оно или нет, но каждый имеет на него право. И если человек не упорный, не наглый, не обладающий не то чтобы лидерскими качествами, в котором не преобладает юношеский максимализм, такой человек, лишь от одного перебитого мнения может замкнуть все свои мысли в себе. Мне кажется подобное плохо для подростка.

По моему  мнению, формирование мировоззрения  у подростка в современном  мире может зависеть фактически от всего, с чем или с кем он контачит.                                          
Часть 3. Особенности социальных норм и ценностных ориентаций современного подростка.

 

В современном  обществе воспитание подростков осуществляется в условиях экономического и политического  реформирования, в ходе которого существенно  изменились положение подрастающего  поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций, средств массовой информации, силовых структур[14]. Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов.

 

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность культуры. Набор ценностей, которые усваивает личность в  процессе социализации (формирования мировоззрения) ему транслирует  именно общество. Сейчас отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные нормы. В общественных идеалах и ценностях появляются противоречиях. В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно не подготовленными и не защищенными[15]. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различать подлинные ценности от мнимых, искусственных, мы закрепляем в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития. Как мы знаем, ранее, ещё до перестройки (1991 года) у подростков была определенная идеология, отклонившись от которой он сам себе рушил жизнь в будущем. Все мы прекрасно понимаем, о чем я. Когда-то были пионеры, октябрята, комсомольцы, коммунисты[16]. В совокупности в стране была одна идеология, которой придерживалась вся молодежь. Но в один момент  рухнуло все, государство и вместе с ним и те ценностные ориентации, социальные нормы, к которым привязывали подростка с детства. Взамен же никакой идеологии  нашим родителям, ни нам не представили. Спрашивается, какова особенность социальных норм у современного подростка?! Юношеский максимализм? А ведь действительно все идет к тому, что в скором времени эмансипация и максимализм станет новой идеологией для подростка ХХI века. Сразу же возникает вопрос, а хороша ли эта идеология, идеология раннего взросления, наглого поведения по отношению не только к своим сверстникам, но и к людям старшего поколения... Конечно, как я уже писала ранее, в этом есть свои положительные черты, но их меньше чем отрицательных. В системе ценностей подростка всегда должны присутствовать такое качество как уважение близкого человека, тем более взрослого, но для этого подросток должен научиться уважать самого себя. В этом им  априори должна способствовать их референтная группа, ведь в ней идет основное формирование личностных ценностей. Пока же сам подросток не в состоянии разобраться в себе, а его референтное окружение лишь больше его путает, на помощь должны приходить более старшие люди, а именно родители, учителя, – это те люди, которые способны занимать в жизни подростка столько же времени, сколько занимает и его окружение. Подросток должен ощущать некую защиту из вне, защиту не среди своих друзей, а среди своих родителей. По-моему, сами же родители должны выкинуть из головы такой термин, как «юношеский максимализм». Дать ребенку-подростку понять, что он еще ребенок и все так же может опираться в минуты депрессий на родителей, как в детстве. Тогда в современный социум вернуться все положительные нормы поведения подростка.

 

Заключение.

 

Проанализировав такие термины как «эмансипация»  и «юношеский максимализм» я поняла, что их взрослые используют, как  некий способ защиты от «разгулявшихся»  детей, которые раньше времени стали считать себя взрослыми. И в этом во многом не наша вина, не вина подростков и их референтных групп. Огромную роль в нашей жизни играете ВЫ, взрослые. Но почему-то иногда у молодежи складывается впечатление, что «взрослые» - это сами они, что их мнение всегда правое, даже когда они глубоко ошибаются. Взрослые сами дают нам, подросткам, запутаться во мнениях. Подросткам нужна поддержка, помощь. Связываясь иногда не с теми референтными группами, натыкается на личностей в ней, и не всегда эти личности похожи на самого подростка (ни по социальному статусу, ни по моральным принципам). Наткнувшись, и при этом разочаровавшись, он теряет доверие ко многим людям. В такие моменты на помощь должен придти авторитетный взрослый человек, который мог бы уделить столько времени и внимания подростку, сколько и та референтная группа. Но, если же подросток разочаровывается во взрослом, он начинает строить свою референтную группу, в которой будут те подростки, которые похожи на самого его. Которые помогли бы ему увидеть себя.

 

Когда же подросток  на основе своей референтной группы включает свой юношеский максимализм, старшие, по моему мнению, не должны в него этим тыкать.

 

Формируя свое мировоззрение, современного подростка  многое может запутать, слишком много источников, из которых он может извлекать полезную, а иногда вовсе наоборот, информацию. Узнавая чрезмерно многое, подросток частенько идет туда, куда не надо, связывается с чем-то не тем. Раньше у молодежи была идеология коммунизма, к ней все стремились. Сейчас же нет подобной идеологии у подростков. Потерянны многие жизненные, личностные ценности, социальные нормы, к которым должен прислушиваться подросток до действительной эмансипации. Построив новую идеологию для будущего поколения, мы сможем вернуть то, что затерялось пару десятков лет назад.

 

Приложения.

Приложение №1.

 

 

 
Примечания.

 

1) Куницына В.Н. «Межличностное общение»

Санкт-Петербург. Издательство «Питер» 2001 год.

2)  Мухина  В.С. «Возрастная психология»

Москва. 2002 год.

3) Рубинштейн  С.О. «Основы общей психологии»

Составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. Санкт-Петербург. Издательство «Питер» 1999 год.

4) Грейс Крайг  «Психология развития»

Санкт-Петербург. Издательство «Питер» 2000 год. Из серии «Мастера психологии».

5) Куницына В.Н.  «Межличностное общение»

Санкт-Петербург. Издательство «Питер» 2001 год.

6) Там же.

7) М.С. Каган  «Философская теория ценностей»

Санкт-Петербург. Издательство «Петрополис» 1997 год.

8) Дэвид Майерс «Социальная психология»

Санкт-Петербург. Издательство «Питер» 2000 год. Из серии  «Мастера психологии».

9) Куницына В.Н.  «Межличностное общение»

Санкт-Петербург. Издательство «Питер» 2001 год.

10) Дэвид Майерс  «Социальная психология» 

Санкт-Петербург. Издательство «Питер» 2000 год. Из серии «Мастера психологии».

11) Соц. опрос:  «Значение денег в вашей жизни».

12) Там же.

13) Дэвид Майерс «Социальная психология»

Санкт-Петербург. Издательство «Питер» 2000 год. Из серии  «Мастера психологии».

14) Там же.

15) Там же.

16) Воспоминания моих бабушки и дедушки о временах СССР (их молодость).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1) Дэвид Майерс  «Социальная психология» 

Санкт-Петербург. Издательство «Питер» 2000 год. Из серии  «Мастера психологии».

 

2) Грейс Крайг «Психология развития»

Санкт-Петербург. Издательство «Питер» 2000 год. Из серии  «Мастера психологии».

 

3) Мухина В.С.  «Возрастная психология»

Москва. 2002 год.

 

4) Воспоминания  моих бабушки и дедушки о  временах СССР (их молодость).

 

5) М.С. Каган «Философская теория ценностей»

Санкт-Петербург. Издательство «Петрополис» 1997 год.

 

6) Куницына В.Н.  «Межличностное общение»

Санкт-Петербург. Издательство «Питер» 2001 год.

 

7) Рубинштейн  С.О. «Основы общей психологии»

Составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. Санкт-Петербург. Издательство «Питер» 1999 год.

 

8) Соц. опрос  на тему: «Значение денег в  вашей жизни».





Информация о работе Эмансипация или юношеский максимализм?