Элитарное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. История мирового и отечественного образования и педагогической мысли неразрывно связана с историей элитарных образовательных систем, а также элитопедагогики. Первые образовательные институты возникли как институты элитарные, так как получение образования было средством для занятия высокого положения в обществе. Впоследствии выделяется собственно элитарное образование, означающее систему закрытого образования для узкого круга — "элиты крови" (основной критерий знатности в традиционном обществе), "элиты богатства" (главный критерий для индустриального общества) и "элиты знаний" (критерий, становящийся приоритетным в информационном обществе).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Элитарное воспитание, история возникновения и развития
6
Глава 2. Что такое элитарное образование 10
Глава 3. Реалии и перспективы «элитарной школы» 26
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

элетарное образование.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

     Аналогично  строилось курсовое проектирование: преподаватели – как правило  научные сотрудники институтов АН СССР – силами студентов проводили  предварительные, прикидочные исследования. Студент должен был начитаться научной  литературы, рассчитать, сконструировать и изготовить своими руками прибор, провести соответствующие эксперименты и представить отчет. Естественно, все это вырабатывало способность к полностью самостоятельной деятельности. А, кроме того, вырабатывало умение не только «генерировать идеи», но и воплощать их своими руками. Вспомним знаменитую фразу из фильма М. Рома «девять дней одного года»: «физик должен паять лучше лудильщика».

     5.Четкая  профессиональная ориентация, формирование  профессионального самосознания  обучающихся, когда им и до поступления – абитуриентам – и в течении всего процесса обучения буквально на каждом уроке, лекции, во всех внеурочных мероприятиях постоянно внушается мысль: «вы будущие ученые», или «вы будущие конгрессмены», или «вы будущие офицеры Генерального штаба» и т.д. «От вас требуется соответствующее поведение, всегда и везде на вас лежит высокая ответственность, а также от вас требуется то-то и то-то и то-то ( в зависимости от профиля элитарного учебного заведения).

     6. Методологическая подготовка. Напомним, что методология – учение об организации деятельности – как вообще любой, так и, в частности, соответствующей профессиональной деятельности – ученого, юриста, врача и т.д. Подобная подготовка достигается посредством чтения литературы по истории развития той или иной профессии, а также встреч с профессионалами высокого уровня, которые рассказывают о своей профессиональной жизни. В профессиональных учебных заведениях к преподаванию на старших, специализированных курсах привлекаются по совместительству высококвалифицированные специалисты, работающие в соответствующей области – ведь они ближе к конкретной профессиональной жизни, чем академическая профессура.

     7. Разностороннее развитие. Особенность  элитарных учебных заведений  и в том, что там сильно развиты самые разнообразные формы, что называется внеурочной воспитательной работы (банальное название). Об этом, в частности, великолепно написано в романе В. Пикуля «Честь имею» - офицеров-слушателей Академии российского Генерального штаба учили всему на свете – от обучения танцам и поведения за столом до управления паровозом. В МФТИ, когда ВУЗ был еще очень малочисленным в программу (по военной кафедре) входило обучение вождению спортивного самолета. В элитарных учебных заведениях учащимся, студентам предоставляются широчайшие возможности участия в факультативных курсах, курсах по выбору, кружках, секциях, обществах и т.д. Ведь выпускник элитарного учебного заведения должен набраться самого разнообразного и разностороннего жизненного опыта – и это тоже одна из специфических особенностей элитарного образования.

     8. Общение с выдающимися людьми. Это также особенность элитарных  учебных заведений. Например, лекции  читает знаменитый академик. Конечно,  в дидактическом отношении лекции  обычного вузовского профессора как правило будут понятнее для студентов. Но обаяние личности крупного ученого, широта кругозора, масштабность его проблематики – все это производит неизгладимое впечатление на молодежь, демонстрирует высшую планку профессионализма, задает «эталон» для подражания.

     То  же во внеучебное время – встречи  с выдающимися людьми, причем самых  разных профессий и родов занятий, чрезвычайно полезны с одной  стороны для развития, с другой стороны - и в чисто психологическом  плане, в плане развития самосознания учащихся, студентов - они реально видят, что знаменитости – это не что-то «заоблочное», «сонм богов», а что это обычные живые люди – «и я смогу стать таким!».

     9. Развитие лидерских качеств, умения  работать в команде. Эта особенность  больше свойственна английским и американским элитарным школам и университетам. В значительно меньшей степени, к сожалению, российским учебным заведениям. В американских и английских элитарных учебных заведениях каждый класс, каждая группа одновременно является спортивной командой и постоянно участвует в разнообразных состязаниях, что способствует сплочению коллектива. Кроме того, «должность» капитана команды сменная – ее по очереди исполняют все члены команды. Кроме того, в учебном процессе в последнее время там широкое распространение получили такие формы учебной работы как работа в группах, в командах. В том числе и на состязательной основе. Причем лидеры групп, команд также поочередно сменяются. Насколько такие состязательные формы будут приемлемы для Российского образования, думается, покажет время.

     10. Традиции. Элитарные учебные заведения  сильны своими традициями. Во-первых, учебное заведение становится  элитарным не сразу, «вдруг».  Необходимы хотя бы несколько  блестящих выпусков, чтобы заработать  себе «славу» элитарного, а затем  эту славу постоянно поддерживать, «держать планку». Во-вторых, с годами формируются собственные, внутренние традиции: в постановке учебного процесса, в режиме и т.д. вплоть до атрибутики – герба, гимна, формы учащихся и учителей и т.п.

     Причем, сильный учительский, преподавательский состав также формируется постепенно. И здесь, судя по всему, дело не только и, скорее всего не столько в более высокой заработной плате, чего зачастую не бывает. Ведь известно, что в наших традиционных российских спецшколах – английских, физико-математических и т.п. сильный учительский состав по всем предметам, хотя зарплата такая же, как и везде – просто в таких школах работать интереснее и учителя охотно туда идут, а школа имеет возможность их отбора. 

     Рассмотрим  три системы подготовки элит

     Тут, впрочем, нужно небольшое, но крайне важное историческое отступление. Еще  в XVIII веке обозначились три основные системы образования (в современной  терминологии — высшего образования): немецкая, британская и французская. В XIX и XX веках они претерпевали различные изменения, но все перемены происходили в определенной общей системой парадигме. Основой германской системы высшего образования стал университет. Определяющие черты университета: превалирование общенаучного образования над частным и сочетание преподавательской и научной функций (система кафедр делала университеты не только образовательными, но и научными центрами). Еще одной важной, а возможно, и определяющей чертой университета была его отдельность от государства. Университет — свободное учреждение, существующее на принципах самоуправления и самоорганизации без спущенных сверху программ и штатных расписаний. Кого в итоге готовил университет? Научную элиту, но не столько специалистов в отдельных областях (ключевым в германском университете был факультет философии), сколько широко образованную элиту с научным мировоззрением. Это во многом предопределило германское научное первенство в XIX и первой половине XX века. Но не только. Университетская система формирования элит показала себя весьма успешной на поприще государственной и военной деятельности в период становления единого германского государства. Однако доминирующего влияния на чиновничество и государственное управление выпускники университетов в итоге не оказывали. Получались как бы две элитные парадигмы: университетская и собственно чиновничья.

     В основе британской (сейчас, учитывая значимость образовательной системы США, построенной  на тех же основаниях, куда правильнее называть ее англосаксонской) системы  высшего образования — колледж. Колледж ориентирован в первую очередь на подготовку политической элиты. Отсюда и его основные черты: закрытость, аристократичность (впоследствии — элитарность) и ориентация на общегуманитарное образование. Причем это место, где не только получают образование, но и обзаводятся связями, приобретают навыки лидерства, убеждения, проникаются корпоративным духом. В условиях демократии эта связанность элит общим образованием, воспоминаниями юности и общими ценностями, воспитанными в колледже, позволяет противоборствующим политическим группам сохранять единство и работать на общие интересы нации.

     Во  Франции Высшая нормальная школа  формировалась как госучреждение, ориентированное на производство госчиновников (функционально-полезных государству  служащих). Здесь преобладало специально-научное, техническое, практическое образование.

     Россия  уже в том же XVIII веке скопировала  немецкую систему университетов. С  одной поправкой — с куда меньшей  их самостоятельностью. Впрочем, в общем  контексте российских реалий университеты все равно оставались одними из самых свободных государственных учреждений. Система была во многом эффективна, и у нашего университетского образования действительно славная история. Однако уже в XIX веке обнаружился очевидный раскол между элитой, формируемой университетской системой, и управляющей номенклатурой. Государственная система управления оказалась оторванной от государственной элиты.

     В советское время по университетской  системе был нанесен решающий удар: университеты потеряли даже относительную  самостоятельность и, в довершение ко всему, перестали являться ключевыми научными центрами — параллельно была выстроена система научных институтов. Пока был жив СССР с его огромными вливаниями в науку и высшее образование, с его ставкой на научно-техническую элиту, кризис этот не ощущался так остро. Но стоило Советскому Союзу развалиться, как система высшего образования повисла в воздухе. Что с ней делать? Как реформировать? На каких основаниях? Сегодня это одни из самых насущных вопросов. Почти все понимают, что сами по себе финансовые вливания тут, очевидно, ничего не решат. Параллельно обозначился и кризис элит. Если бизнес худо-бедно, но получает нужные кадры, то государственные и общественные сферы оказались в ситуации острейшего дефицита. Нынешние элиты не устраивают никого: ни общество, ни власть, — и это уже становится одним из главных препятствий для развития страны.

     Эффективность и открытость

     Естественное  желание в этой ситуации — посмотреть, как работают другие системы, послушать  людей, формирующих лицо этих систем в современном мире.

     Эрик  Андерсон , ректор Итонского колледжа:

     «Говорить об элите необходимо в широком  смысле — об элите в науке, технике, искусстве. Важно, чтобы людей, которые  поступают в престижные вузы, готовили для разных сфер общественной жизни. Эффективность, честность, инициативность и готовность к командной работе — наличие этих качеств поможет уже в 18 лет понять, годится ли человек для государственной службы».

     Сэр Родерик Лайн, бывший посол Великобритании в России:

     «Мы не употребляем слово «элита», считая его некорректным. И у нас нет сформулированной системы подготовки элиты, но понятие такое существует. Нам не нужна династическая элита. Нам нужны талантливые и открытые люди, знающие, что такое конкуренция».

     Найджел Трифт , ректор Уорвикского университета:

     «При  подготовке кадров для государственной  службы принципиальными являются три  компетенции: интеллект, умение добиваться результата и коммуникативность, умение налаживать с людьми отношения. Мы требуем, чтобы наши студенты умели убеждать, доносить до других людей свои представления. Мы требуем, чтобы они на добровольной основе работали с пенсионерами, безработными. Они должны понять, как следует работать в социальных службах».

     Лорд  Роберт Скидельски, председатель правления  колледжа Брайтон:

     «Английская система подбора кадров основана на умении человека творчески, нетрадиционно  подойти к решению проблемы, а  не просто на квалификационных признаках. Для нас кругозор руководителя, энциклопедическое  образование важнее, чем объем  чисто профессиональных знаний.

     Традиции, в соответствии с которыми британская элита пополнялась из мужчин высшего  сословия, сейчас уступают требованиям  более широкого доступа различных  слоев общества. Но для того, чтобы  управлять, надо быть способными это  делать. Когда мы говорим об элитарном образовании, мы говорим об образовании для более талантливых, более активных, более заинтересованных людей. Элита — это попытка достичь совершенства».

     Одна  из ключевых функций образования  — вычленение элит. Собственно, все  различия систем образования — это различия принципов и типов выделяемых элит. Однако само слово «элита» в современном обществе едва ли не табуировано. И не только наши деятели, воспитанные на идеалах советского эгалитаризма, но и французы, и даже англичане не могут говорить об элитарном образовании без оговорок и умолчаний. Отчасти это объективный процесс: широкий доступ к образованию и равенство возможностей определяются многообразием задач, стоящих перед современным государством и обществом. Принцип эффективности сегодня прямо связан с принципом разнообразия (об этом так или иначе говорили все выступавшие). Однако если требование открытости для того же британского (англосаксонского) образования сыграло очень важную роль в развитии нации и государства в конце XIX — XX веке, то нынешние гипертрофированные требования равенства угрожают самой этой системе.

     Переход от аристократического принципа формирования элит не разрушил систему, а только укрепил ее, дав возможность всем лучшим силам нации войти в  политическую и экономическую элиту на все тех же основаниях общей связанности, взаимной ответственности. «Гарри Поттер» с его ключевой темой чистокровок, полукровок и грязнокровок — тоже об этом преодолении чисто аристократической системы элитарного образования. Но не о преодолении самого элитарного образования. Хогвартс у Роулинг — свободный, самостоятельный, закрытый, с его традициями, противостоянием факультетов и династиями учеников — основа большого взрослого мира, гарантия его развития и стабильности.

Информация о работе Элитарное образование