Экспериментальные школы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 15:48, контрольная работа

Краткое описание

Целью нашей курсовой работы является изучение устройства экспериментальных школ и выявление влияния концепций обучения и воспитания наиболее известных педагогических деятелей на современное образование.
Поставленные цели достигаются путем решения следующих задач:
- определение понятия «экспериментальная школа», рассмотрение ее отличительных черт;
- анализ опыта выдающихся зарубежных и российских педагогических деятелей;

Вложенные файлы: 1 файл

эксп. школы!!.docx

— 58.88 Кб (Скачать файл)

 В частности, на  Западе появились так называемые  открытые и альтернативные школы. [3,127] «Открытые школы» получили распространение в начальном и отчасти среднем образовании. Обучение и воспитание в такой школе подразумевает тесную связь с окружающим миром, учет разнообразных социальных факторов, воздействующих на формирование личности, уважение индивида.

Практика «открытой школы» выглядит как перспективный путь интеграции учебной и внеклассной  образовательно-воспитательной деятельности. Поданным Института экономики образования, «открытое обучение» в силу привлечения внешкольных образовательных каналов оказалось вдвое дешевле, чем обучение в обычной школе.  
           В США педагоги во главе с Ч. Зилберманом (Университет штата Коннектикут) разработали модель «открытой школы». Обязательным является подбор добросовестных и доброжелательных учителей, а также планирование учебной работы с учетом времени и сил учеников.  
По модели «открытой школы», например, действовало учебное заведение в г. Сен-Пол (штат Миннесота). В нем находились младшая и старшая средняя школы, где одновременно учились около 500 детей. Руководители учреждения провозгласили цель превратить учение в радость, выявлять и поощрять индивидуальность детей, развивать их активность, ответственность, творчество, коммуникабельность. Приобретение знаний, умений, навыков было подчинено задачам воспитания. [2,79]  
             Учебной программой было определено несколько направлений: подготовка к деловой деятельности; подготовка к общественной деятельности, общее культурное развитие, формирование навыков межличностного общения. В основе программы были шесть базисов: общественно-исторические дисциплины; предметы эстетического цикла; физико-математическое и естественнонаучное образование; трудовое (производственное) обучение; домоводство; физическая культура и спорт.  
             В обучении поощрялись самостоятельность, опора на личный опыт учащихся. Ученик мог обратиться за помощью и советом к учителям, чтобы составить индивидуальный план работы и получить оценку своей деятельности. Широко практиковались образовательные экскурсии на различные предприятия и в деловые конторы. Учащимся предлагали собирать и использовать при учебной работе сведения об экономической, культурной, политической жизни города.

            К «открытым» учебным заведениям относятся так называемые общинные школы США. Педагоги общинных школ стремятся создать атмосферу радости и сотрудничества. Они предпочитают групповую работу учащихся, поощряют раскованное поведение школьников (во время занятий, к примеру, можно расположиться на полу). Лозунг учителей — «Направлять, поощрять и одобрять». [3,126]

Идея «открытого обучения»  была реализована также в эксперименте, получившем название «школа без стен». Ее смысл — организация параллельного  обучения в обычной школе и  за ее пределами. «Школа без стен»  позволяет сократить наполняемость  классов. Для занятий используются не только школьные помещения, но и  деловые конторы, промышленные предприятия  и пр. [6,130]

Первая «школа без стен»  была создана в 1968 году при коллеже  Паквей (Филадельфия). Учащихся можно было встретить в офисах и научных лабораториях, музеях и театрах, универмагах и закусочных, где они выполняли те или иные учебные задания. В итоге город становился для них местом обучения- Базовые академические дисциплины изучались в коллеже на двухчасовых групповых занятиях четыре раза в неделю. Еженедельно проводились итоговые собрания, в которых принимали участие ученики, учителя, директор.

Англия была первой страной, где появились экспериментальные  «открытые школы». Одна из наиболее известных — начальное учебное  заведение им. Э. Лоу (Лондон). Дети занимались в помещениях, где не было обычных парт, четкой череды уроков, традиционных учебного плана и расписания. Существовал гибкий ритм занятий. Наставник и ученики совместно планировали темы и время различных видов учебной деятельности. Подобная организация получила наименование «интегрированный день». [3,128]

В школе им. Лоу исходили из того, что детей надо научить читать, писать, считать, познакомить в доступной форме с вопросами обществоведения и природоведения. Делать все это предлагалось «способом открытия», означавшим, что дети, обучаясь и развиваясь, должны доходить до всего самостоятельно при ненавязчивой поддержке учителей. Отсюда столь вольный распорядок жизни ученика, которому не возбранялось, если он пожелает, например, потратить половину учебного дня на рисунок. Как считали руководители школы, подобный открытый режим облегчает ребенку самовыражение и постижение окружающего мира.

В школе им. Лоу кроме обычных возрастных классов организовывали группировки учащихся по вертикали (семейные группировки), когда на занятиях рядом друг с другом сидели младшие и старшие школьники. Предполагалось, что это создает доверительную обстановку общения и заботы старших о младших.

Метод «открытого обучения»  нашел свое воплощение и в Германии. Здесь был проведен эксперимент  «Город как школа — Берлин», осуществленный в начале 80-х годов. Основной замысел  эксперимента состоял в том, чтобы  ученики и преподаватели проводили  значительную часть учебного времени  вне стен учебного заведения, изучая немецкий язык в издательствах, математику — в компьютерных центрах, историю  — в музеях, литературу — в  библиотеке, физику и химию —  в лаборатории, общественно-политические науки — в штаб-квартирах политических партий и т. д. Экспериментом было охвачено несколько гимназий и реальных училищ. Учащиеся совмещали занятия  в обычном учебном заведении  и «открытое обучение» за его  пределами. [6,131]

Во Франции с «открытыми школами» связан масштабный эксперимент  в начальном образовании, в котором  участвовало около 150 общественных учебных заведений. Часть из них  была построена по специальным проектам, где учитывались пожелания педагогов и родителей учеников. Школы размешались в одноэтажных корпусах с крытыми переходами, раздвижными стенами, залами для зрелищ и спорта. Учителя, директор, советники по психологии и педагогике составляли команду единомышленников, у любого из членов которой ученики могли получить совет и консультацию. Во время занятий преподаватели советуют, ободряют, контролируют. Класс закрепляется за учителем на два-три года, что  
необычно для французской начальной школы.

 Расписание позволяет  работать в классе не одному, а двум-трем преподавателям, что  также непривычно для начальной  школы. Многих ребят это нововведение  устроило, поскольку, как они заявили,  можно выбрать учителя, который  нравится. Однако были и такие,  кого смена преподавателей нервировала.  
            Наряду с делением на возрастные классы ученики разделялись при изучении основных дисциплин (французский язык и математика) по уровням (сильные, слабые, отстающие). Для слабых и отстающих учителя (группа поддержки) организовывали дополнительные занятия. Помимо деления по уровням в пределах одного класса применялось вертикальное распределение, когда преуспевающие и наиболее способные во французском языке и математике занимались вместе с более старшими учащимися.  
Занятия в уровневых группах по основным дисциплинам организовывали в первой половине дня. Остальная учебная программа осваивалась во второй половине дня в виде разнообразной деятельности в небольших группах по интересам или по классам. Школьники занимались различными делами: решением математических задач, упражнениями по родному языку, постановкой театрализованных сценок, рисованием, играми, спортом. Школьников можно было встретить в библиотеке, «поливалентном» зале — помещении для разнообразных занятий, учебных мастерских, саду, фотолаборатории и пр. Часто организовывали учебные прогулки, экскурсии.  
              Много общего с «открытыми школами» у «альтернативного обучения». «Альтернативные школы» были выражением негативного отношения к энциклопедизму учебных программ, завышенному теоретическому уровню общего образования, увеличению числа уроков, учебных заданий, ужесточению дисциплины. [2,80]

Главной особенностью «альтернативных  школ» было применение нетрадиционных методик обучения и воспитания, в  которых акцент делался на гуманные отношения участников учебно-воспитательного  процесса, на развитии индивидуальных способностей и творческого потенциала школьников.  
          Будучи сходными, «открытые» и «альтернативные» школы имеют определенные отличия. Если «открытые школы» во главу угла ставят более тесную интеграцию образования с окружающим миром, то «альтернативные школы» преследуют цель радикальной перестройки главных компонентов школьного воспитания и обучения.

Пионерами «альтернативного обучения» оказались педагоги США. Первые 28 «альтернативных школ»  появились в Соединенных Штатах в 1968 году. В середине 70-х годов  их было уже свыше 2 тыс. Альтернативные школы работали по более чем 200 проектам в 60 школьных округах. Координацией занималось федеральное бюро экспериментальных  школ.      Была создана Ассоциация поддержки альтернативного обучения с участием видных педагогов, бизнесменов. Ассоциация оказывала финансовую помощь «альтернативным школам» из федеральных и частных источников.  
Обычно один проект реализовывала одна школа. [3,128]

Непременной установкой «альтернативной  школы» был принцип добровольности. Учителя, учащиеся и родители были вправе выбирать между обычным и нетрадиционным обучением. Сделав выбор в пользу «альтернативной школы», они должны были участвовать в эксперименте. Инновации, следовательно, касались только тех, кто высказывался в их поддержку. Второй установкой являлось обязательство осуществлять педагогические инновации, не требуя от администрации школьного округа дополнительных субсидий.

В европейских странах  «альтернативное обучение» не стало  столь распространенным, как в  США. Можно, однако, выделить подобное обучение в виде так называемых диких  школ во Франции.  
В 70—80-х годах «дикие школы» создавали родители совместно с учителями (часто из студентов). Устроители «диких школ» отвергали обычные заведения, полагая, что они пренебрегают особенностями детства и скорее напоминают казармы, чем детские учреждения. [2,81,]

Экспериментальные школы  Японии воплощают идею радикальных  перемен, развития у учащихся творческого  мышления, способности самовыражения. В подобных школах пытаются изменить традиционное репродуктивное обучение, раскрепостить школьника, поощрить его индивидуальность.  
           Спектр проблем, которые решаются в экспериментальных школах Японии, достаточно разнообразен. Министерство образования определило три магистральных направления экспериментов: укрепление взаимосвязей ступеней школьного образования, расширение возможностей специального образования в старшей средней школе, диверсификации школьных программ.  
         Действуя по этим направлениям, экспериментальные школы апробировали «под курсивные» планы и программы, тематика которых отвечала запросам региона, «пограничные курсы», близкие дисциплинам, уже имевшимся в планах и программах (управление сельским хозяйством, биоинженерия, информационные технологии, электронная инженерия, дизайн одежды), расширенные варианты обязательной программы и т. д.  

ГЛАВА II: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ В РОССИИ

Экспериментальные школы  — учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для проверки, выработки  или обоснования новых для  своего времени педагогических идей, а также практического опыта  учителей. [8,218]

Начали возникать в  странах Западной Европы в 17-18 вв.: школа  в Шарошпатаке (1650-54, Венгрия) под руководством Я.А. Коменского, так называемые учреждения А.Г. Франке (начало 18 в.; Глаухау, Германия), филантропины (см. Филантропизм), опытно-экспериментальные учреждения под руководством И.Г. Песталоцци и др. На рубеже 19 и 20 вв. экспериментальные школы получили значительное распространение вместе с концепциями "реформаторской педагогики", нового воспитания, главным образом на уровне среднего образования. [6,117]

Наряду с общими чертами  в отдельных странах эти учебно-воспитательные учреждения имели свои особенности. В Англии "новые школы" (руководитель С. Редди и др.) уделяли повышенное внимание естественно-научному образованию, ручному труду, школьному самоуправлению. В Германии в "сельских воспитательных домах" (руководители Г. Литц, Г. Виннекен и др.) сложились нетрадиционные для школы формы учебно-воспитательной работы: лекции, объединения учащихся в небольшие группы, широкое использование занятий искусством. Во Франции в школе Э. Демолена была реформирована система преподавания древних и новых языков. В начале 20 в. экспериментальные школы возникли в системе начального образования. В Германии такие учреждения следовали идеям трудовой школы; в Бельгии под руководством Ж.О. Декроли создавались "центры интересов"; в США "лабораторная школа" под руководством Дж. Дьюи стремилась воплотить идеи прагматистской педагогики.

1.1 Создание экспериментальных  школ в России

В России с конца 50-х гг. 19 в. предпринимались попытки создания народных школ, основанных на авторских  педагогических принципах: Яснополянская  школа Л.Н. Толстого, Таврическое  училище М.О. Косинского, учебные заведения Н.Ф. Бунакова, М.А. Богдановой-Быковой, школа С.А. Рачинского.

Идеи самоуправления, творческого  труда детей проводили в жизнь "Дом свободного ребенка" во главе  с К.Н. Вентцелем и учебно-воспитательные учреждения под руководством С.Т. Шацкого. После 1917 созданы опытно-показательные учреждения Наркомпроса. В 20-30-х гг. в СССР действовали как экспериментальные учебно-воспитательные учреждения под руководством А.С. Макаренко.

К началу 50-х гг. в СССР экспериментально-опытная работа осуществлялась более чем в 40 учебно-воспитательных учреждениях, деятельность которых  координировалась АПН РСФСР. В конце 80-х гг. при АПН СССР насчитывалось 14 базовых экспериментальных школ, а также школы, не имевшие статус базовых академических: Павлышская средняя школа в Кировоградской области под руководством М.П. Щетинина, школа в Донецке (под руководством В.Ф. Шаталова), а также учреждения под руководством Л.В. Занкова, Ш.А. Амонашвили и др. [6,129]

Информация о работе Экспериментальные школы в России