Экология и здоровье обучающихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 01:49, реферат

Краткое описание

Цель исследования – вывить экологические факторы, влияющие на здоровье учащихся и способы, которые могут нейтрализовать вредные воздействия этих факторов.
Задачи исследования:
• проанализировать литературу по проблеме исследования;
• описать картину здоровья современного школьника;
• выявить экологические факторы, отрицательно влияющие на здоровье учащихся;
• выявить способы улучшения экологии в классе.

Содержание

Введе-ние……………………………………………………………………...2
Глава 1. Картина здоровья современного школьни-ка…………………….5
1.1. Экологические факторы, влияющие на здоровье де-тей……………...5
1.2. Обучение в школе как экологический фак-тор……………………….12
Заключе-ние…………………………………………………………………20
Список использованной литерату-ры……………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)


Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Педагогический колледж № 18 «Митино»

 

 

 

 

 

 

Экология и здоровье обучающихся

Курсовая работа

 

 

 

 

 

Исполнитель: Власова Вероника Михайловна

студентка 32 группы

специальность 050709 Преподавание в

начальных классах

Руководитель: Капранова Марина

Константиновна

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2

Глава 1. Картина здоровья современного школьника…………………….5

1.1. Экологические факторы, влияющие на здоровье детей……………...5

1.2. Обучение в школе как экологический фактор……………………….12

Заключение…………………………………………………………………20

Список использованной литературы……………………………………...21

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что, несмотря на имеющиеся исследования данного вопроса, научные знания в отрасли явно недостаточны. В настоящее время здоровье нельзя рассматривать как нечто автономное, связанное только с индивидуальными особенностями организма. Здоровье человека – состояние человеческого организма как живой системы, характеризующееся полной ее уравновешенностью с внешней средой и отсутствием каких-либо выраженных изменений, связанных с болезнью. Оно является результатом воздействия социальных и природных факторов. Гигантские темпы индустриализации и урбанизации при определенных условиях могут привести к нарушению экологического равновесия и вызвать деградацию не только среды, но и здоровья людей. Дети – наиболее ранимая группа нашего общества. В настоящее время складывается ситуация, в которой детей надо оберегать не только от влияния улицы как источника всевозможных опасностей, но и от вредного воздействия, которому он подвергается дома, и, главное, в школе.

Данная работа посвящена проблеме экологии школы.

Объектами исследования являются экологические факторы, влияющие на здоровье учащихся.

Предмет исследования – здоровье учащихся.

Цель исследования – вывить экологические факторы, влияющие на здоровье учащихся и способы, которые могут нейтрализовать вредные воздействия этих факторов.

Задачи исследования:

    проанализировать литературу по проблеме исследования;

    описать картину здоровья современного школьника;

    выявить экологические факторы, отрицательно влияющие на здоровье учащихся;

    выявить способы улучшения экологии в классе.

Методы, используемые в работе (анализ) обусловлены спецификой исследования.

Логика исследования обусловила структуру курсовой работы, состоящей из введения, одной главы, включающей два параграфа, заключения и списка использованной литературы. Глава 1 рисует картину здоровья современного школьника. В заключении подводятся итоги проведенного исследования и даются практические рекомендации по соблюдению правил личной гигиены и гигиены помещения, использованию здоровьесберегающих технологий в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

1.1 Экологические факторы, влияющие на здоровье детей

В современном мире здоровье населения и, в частности, детей нашей страны – это не только серьезная социально-экономическая, медицинская проблема, а в значительной степени фактор, определяющий устойчивое развитие России в будущем.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечено, что обладание достижимым наивысшим уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека – без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения.

В этом документе также подчеркнуто, что здоровое развитие ребенка является фактором первостепенной важности, а способность жить гармонично в меняющихся условиях среды является основным условием такого развития.

К сожалению, реалии сегодняшнего дня таковы, что, несмотря на некоторую стабилизацию антропогенного загрязнения окружающей среды и даже улучшение в некоторых регионах (в основном за счет резкого снижения объемов производства), продолжается ухудшение социальных и экономических условий жизни большинства населения. Это проявляется в крайне низких показателях рождаемости, здоровья взрослого и детского населения, уровня и качества питания.

Остаются несоответствующими гигиеническим требованиям условия труда во многих отраслях промышленности и сферах обслуживания, часто нарушающие права не только взрослого, но и детского населения. В значительной степени снижено внимание к развитию массовой физической культуры и спорта.

Какие же экологические факторы влияют на здоровье учащихся?

          Условия проживания

          Продукты питания

          Вода

          Электромагнитные излучения

          Радиация

          Вредные привычки

          Психическое воздействие

          Атмосфера

Атмосферный воздух. Сюда входит производственная среда (предприятия энергетики, химической, пищевой отрасли, комплексов машиностроения, приборостроения и т. д.) и транспорт.

На транспорт в настоящее время приходится 85–87 % выбросов. Автотранспорт находится в максимальной близости от жилища человека, а поскольку выброс выхлопных газов происходит на уровне 1,5–2 м от земли, они попадают непосредственно в дыхательные пути человека. В выхлопных газах содержится от 150 до 350 вредных веществ, большая часть из которых обладают канцерогенным и тератогенным действием (возникновение аномалий развития у эмбрионов). Кроме выбросов, автотранспорт служит постоянным источником шума и вибраций.

Источники выбросов промышленных предприятий находятся на уровне 100 и более метров, поэтому зона рассеивания таких выбросов меньше, соответственно, меньше влияние на организм человека (особенно если предприятие находится далеко от зоны жилой застройки).

Условия проживания. Среда в закрытых помещениях с евроремонтом, современными отделочными стройматериалами, покрытием, мебелью и посудой также влияет на здоровье. Почти все, что окружает современного городского жителя, имеет в своей структуре разновидности предельных и непредельных углеводородов, большая часть из которых способна вызвать канцерогенные изменения в организме человека. Быт ребенка тоже наполнен разнообразием игрушек в основном химического происхождения (пластик, искусственный ворс, красители).

Даже самые современные кондиционеры не могут создавать в помещениях воздушную среду, благоприятную для здоровья человека. Но положение можно изменить, призвав на помощь автотрофы. Автотрофы – это комнатные растения, которые играют эстетическую и гигиеническую роль: улучшают наше настроение, увлажняют атмосферу и выделяют в неё полезные вещества – фитонциды, убивающие микроорганизмы. Некоторые комнатные растения используют как лекарства (алоэ, каланхоэ). Чем больше в комнате растений, тем чище в ней атмосфера, тем больше кислорода и меньше микробов. Комнатный воздух хорошо очищает хлорофитум, а герань выделяет большое количество фитонцидов.

Следует отметить, что кроме кошек, собак, волнистых попугайчиков, хомяков, рыбок в наших домах живёт не менее двух десятков видов животных, поселившихся помимо нашей воли.

Крысы хорошо знакомы каждому из нас. Они очень древние млекопитающие, появившиеся на Земле около 40 млн лет назад. По различным оценкам на Земле сегодня проживает несколько десятков миллиардов крыс. Они наносят нам огромные ущербы, являются источниками опаснейших заболеваний, среди которых тиф, чума, проказа.

Человек давно, но, к сожалению, безуспешно борется с этими животными, потому что они быстро распознают опасность и умело избегают её.

В некоторых домах живут клопы – паразиты человека. Они не выносят горячей воды, керосина и некоторых химических веществ (дихлофос, карбофос и др.), поэтому бороться с ними проще, но при этом загрязняется атмосфера в домах и это отрицательно влияет на наш организм.

Иногда в квартирах могут жить и микроскопические клещи, вызывающие чесотку или разнообразные аллергические заболевания: бронхиальную астму, ринит, дерматозы.

В наших домах также могут жить блохи и вши, но от этих насекомых несложно избавиться, если соблюдать гигиенические правила:

а) поддерживать чистоту головы;

б) пользоваться мылом или шампунем;

в) утюжить бельё.

Вши являются переносчиками опасных заболеваний.

В квартирах много животных, которые живут в них лишь какое-то время.
Главные из них летом – это комнатные мухи, опасные тем, что могут переносить болезнетворных микроорганизмов и яйца глистов.

Помимо проблемы загрязнения улиц, есть ещё одна проблема – бродячие животные (кошки и собаки). Многие хозяева выбрасывают на улицу своих питомцев, поэтому их число всё увеличивается и увеличивается. Бродячие животные наносят людям не только моральный ущерб, но и представляют угрозу для их здоровья: они являются переносчиками различных заболеваний (бешенство, чума плотоядных, стригучий лишай). Но ведь те же животные, только домашние, любимые и ухоженные, помогают жить своим хозяевам своей близостью. Домашние животные сильно влияют на детей. Они помогают растить их заботливыми, добрыми и самостоятельными, помогают прививать им любовь к животным и к природе. Эти четвероногие друзья приносят в дом доброту, веселье, радость. А главное - они могут лечить нервные болезни и спасают от атеросклероза.

Значит, одни животные могут приносить нам вред, а другие такие же, только домашние и добрые, могут вылечивать заболевания и положительно влиять на развитие детей.

Питание. Факторы воздействия. Питание детей тесно связано со здоровьем. Начало заболевание желудочно – кишечного тракта в 70 из 100 случаев приходится на 5 – 6 летний возраст и достигает пика к 8 – 12 годам. Распространенность хронических заболеваний органов пищеварения зависит от ряда факторов:

1.       нерегулярное питание с перерывами более 3 –4 часов;

2.       частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений;

3.       однообразное питание;

4.       еда всухомятку;

5.       употребление некачественных продуктов;

6.       несоблюдение режима дня;

7.       малоподвижный образ жизни;

8.       вредные привычки.

Их устранение снижает вероятность возникновения заболеваний пищеварительной системы в среднем на 15%.

Понимание младшими школьниками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения неинфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, развития сердечно – сосудистых заболеваний и  рака.

Вода. Почти половина детей, пьющих водопроводную неочищенную воду, подвержена желудочно-кишечным расстройствам. Помимо вредных болезнетворных организмов водопроводная вода несет в себе различные вредные примеси металлов, хлора, фтора и других химикатов. Если постоянно употреблять такую воду, это принесет детскому организму не меньше вреда, чем употребление алкоголя или курение!

Организм школьника вообще в большей степени подвержен воздействию плохой экологии, нежели организм взрослого человека, поскольку дети употребляют больше жидкости на килограмм веса, чем взрослые, и более чувствительны к воздействию химических веществ. Например, если определенный процент наличия в воде нитратов для взрослого безопасен, то у ребенка он может вызвать заболевание, при котором эритроциты крови не способны переносить клеткам организма кислород. Рахит также может стать следствием употребления воды с вредными химическими примесями.

Какой должна быть правильная вода для школьников? Это вода, которая, во-первых, содержит минимальное количество минералов, во-вторых, максимально очищена от других примесей, а в-третьих, по возможности, насыщенная кислородом.

Электромагнитные излучения. Источники: компьютер, телевизор, воспринимающие и передающие антенны, игрушки на батарейках, базовые станции передачи через мобильные телефоны и сами телефоны. Если на взрослого человека напряженность излучения может и не оказать влияния, ребенок получает вредную дозу излучения.

Радиация. Этот фактор сопровождает человека с рождения, начиная от первых рентгеновских снимков и заканчивая атомными электростанциями. Не рекомендуется селиться на первых двух этажах, поскольку радон (природный радиоактивный газ) чаще всего способен проникать именно в первые два этажа жилых домов. Именно поэтому в новостройках сейчас существует тенденция: первые два этажа отводить под нежилые помещения.

Информация о работе Экология и здоровье обучающихся