Экологические праздники и досуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:18, контрольная работа

Краткое описание

Цель дошкольного экологического образования заключена в воспитании начальных форм экологической культуры детей, выработка первоначальных практических навыков гуманно-осознанного и эмоционально чувственного взаимодействия с природными объектами его ближайшего окружения. Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии осознанно-правильного отношения к природе. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребенка эмоционального осознанно-правильного отношения к окружающему миру, в том, что он начинает выделять себя из окружающей среды. Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения дошкольника к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы. Жизненный путь человека с самого первого шага не мыслим вне живого мира. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важна для воспитания подрастающей личности.

Содержание

Введение.
Педагогическая значимость праздников и досугов.
Тематика и содержание праздников и досугов для детей дошкольного возраста.
Методика организации и проведения праздничных мероприятий в ДОУ.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

К.р экология.docx

— 41.62 Кб (Скачать файл)
  • экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);
  • завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);
  • развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;
  • кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);
  • развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

Требования к сценарию:

строгая логичность построения и развития темы;

законченность каждого эпизода;

органическая связь эпизодов;

нарастание действия в  его движении к кульминации.

Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных  форм педагогического воздействия  на детей, то, организуя его, нужно  тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.

Так, музыка непосредственно  воздействует на чувства детей, она  побуждает их к сопереживанию. Важно  создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в  условиях которой будет происходить  чередование различных видов  деятельности.

Песня и танец на детском  празднике – это средства общения  и единения всех собравшихся. Здесь  не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном  действии и веселье благодаря  играм. В музыкальноритмической  деятельности дети с большим удовольствием  придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под  музыку. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально-игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.

Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках колядках и пр., оно воодушевляет участников. Важно  донести до детей красоту, емкость  художественного слова, закрепить  в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.

Игра на детском празднике  выступает, с одной стороны, как  прием активизации ребенка, с  другой – как важная форма освоения народного творчества. Коллективные игры характеризуются событийностью, сюжетностью, действием, образностью. Эмоции "цементируют" игру, делают увлекательной, создают благоприятный  климат для общения. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы  окончание игры не было затянутым, характеризовалось  яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью.

Огромная роль принадлежит  ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и  эффективности праздничного общения  в любой игре.

Итак, из всего вышесказанного, по подготовке и проведению детских праздников, позволяет   выделить следующие методические рекомендации:

  • Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.
  • Речевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с программными требованиями, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.
  • При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.
  • При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т.к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.
  • При постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.
  • Необходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе подготовки праздника, т.к. участие в общем деле формирует у детей чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание костюмов способствует развитию творчества детей.
  • Праздник не должен быть растянут во времени, т.к. слишком долго детям трудно удерживать внимание на происходящем.
  • ·В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.
  • В ходе праздника взрослые должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.
  • После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.
  • В процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, взаимосвязанная работа ведущего, музыкального руководителя, взрослых, по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников.

 

Заключение

 

Культурно-досуговые мероприятия  – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация  праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности  воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для  формирования личности каждого ребенка. Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни. Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Зенина Т.Н. Подружись с природой! Сценарии экологических праздников и утренников для старших дошкольников. – М.: ООО «Гном и Д», 2003.
  2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд. перераб. – М.: Академия, 2005.
  3. Интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Физкультурный досуг для  старшей группы ДОУ "Экологический  десант"

 

Цель: пропаганда экологических знаний, воспитание экологической культуры дошкольников через экологию здоровья.

Задачи:

Формирование двигательных навыков в соответствии с программой по физическому воспитанию. Осознание детьми необходимости соотнесения своих действий с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды.

Оснащение: экознаки, атрибуты для эстафет, фонограммы.

 

ХОД УРОКА

 

Дети входят в зал, садятся.

 

Ведущий: Ребята, посмотрите, паучок спускается на своей паутинке, а в лапках его листочек. Да здесь  что-то написано… (читает):

“Дорогие ребята, я жил  в друзьями в лесу. Но случилась  беда! Люди, которые приходили за грибами и ягодами оставляли  мусор, консервные банки, пластиковые  бутылки, пакеты. Произошла экологическая  катастрофа: все растения погибли, звери, птицы, насекомые исчезли. Как мне  хочется видеть чистые ручьи, ходить по чистому, никем не замусоренному  лесу, видеть своих друзей. Только вы сможете мне помочь. Если Вы дружные  и смелые, находчивые и веселые, отправляйтесь  на помощь лесу!”

 

Ну что, ребята, вы дружные? – Дружные.

Вы смелые? – Смелые.

И веселые? – Веселые.

 

Тогда отправляемся выручать лес из беды! Надевайте пилотки! Наш  экологический десант готов отправиться  в путь!

 

I. Ходьба с препятствиями.

 

Ведущий: По тропинке шли, по кочкам через болото прыгали, по бревну прошли, под ветками проползли  и очутились в лесу.

 

II. Составление плана совместно с детьми “Помощь лесу”:

 

“Затуши костёр” - командная  эстафета (дети с лейкой бегут к  “костру”. Чья команда быстрее  пробежит).

 

“Собери мусор” - командная  эстафета по уборке мусора (в обручах  мусорные кучи – чья команда быстрее  соберёт мусор в урны).

 

Акция “Помоги дереву” - уход за деревьями (по 2 человека от команды: кто быстрее “побелит” ствол /имитация дерева/ и белая гуашь).

 

Соревнование “Посади  цветы” - посадить цветы (чья команда  быстрее и оригинальнее посадит  цветы на клумбу).

 

Викторина “Кто, где живёт?” - помочь животным (фигурки животных вернуть в места обитания, можно  добавить животных жарких стран, нереальных персонажей – проверка знаний детей).

 

Командная эстафета “Помоги  животным”.

 

III. Реализация плана.

 

Командная эстафета “Затуши  костер”. Участвуют две команды: “Ромашка” и “Колокольчик”. Подведение итогов.

 

Ведущий (обращает внимание детей на “Экознаки”): Не разжигай в лесу костер! Помни: на земле, после  костра пять лет не сможет расти  трава!

 

Командная эстафета “Собери  мусор”. Подведение итогов

 

Ведущий (обращает внимание детей на “Экознаки”): Не оставляй мусор в лесу! Помни: это дом  для животных, в нем должно быть чисто!

 

Акция “Помоги дереву”. По два участника из каждой команды  “лечат” дерево.

 

Ведущий (обращает внимание детей на “Экознаки”): Не ломай ветки  у деревьев! Помни: чем больше деревьев, тем чище воздух!

 

Ведущий: Молодцы, ребята! Успешно  справились с заданиями, лес стал чистым, и в нем снова могут  расти растения.

 

Командная эстафета-соревнование “Посади цветы”. Подведение итогов.

 

Ведущий (обращает внимание детей на “Экознаки”): Не рви цветы  в лесу, на лугу. Помни: сорванные  растения быстро гибнут и не дадут  семян, не будет семян – не будет  цветущих растений.

 

Экологическая викторина  “Кто, где живет?”. Педагог называет животное, ребенок – место обитания.

 

Командная эстафета “Помоги  животным”. Подведение итогов.

 

Ведущий (обращает внимание детей на “Экознаки”): Не лови в  лесу животных! Помни: это лесные жители, им будет плохо в квартире рядом  с человеком. А лес – их родной дом!

 

Сегодня мы совершили много  добрых дел для матушки - природы? И она отплатит нам тем же. Мы будем дышать чистым воздухом, собирать грибы и ягоды и слушать  пение птиц….

 

Звучит фонограмма “Звуки леса”.

 

Пора бы человечеству понять,

Богатства у Природы собирая,

Что Землю нужно тоже охранять.

Она, как мы, такая же - живая!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Праздник осени

(для детей старшего  дошкольного возраста)

 

Действующие лица: Ведущая, Леший, Баба Яга.

 

(В записи звучит проигрыш  из эстрадной песни «Улетают  журавли», А Державин. Дети парами  с двух противоположных сторон  идут навстречу друг другу,  образуют полукруг.)

 

Ведущая.

Пролетело лето красное,

Наступила золотая осень.

Дети.

Улетают журавли

Далеко, на край земли.

За поля и за луга,

За высокие стога.

В платье ярко-золотом

Бродит осень, шелестя.

Листья по ветру летят,

Журавлей догнать хотят.

 

(Поют песню «Листья  золотые».)

Ведущая. Очень красиво  осенью в лесу. На земле ковёр  из листьев. Вечнозелёные ёлки. Под  деревьями прячутся грибы, местами  блестит ягода. Ребята, давайте поиграем. (Эстафета с грибами.) А теперь давайте  поговорим о том, как нужно  вести себя в лесу.

 

(Звучит весёлая музыка, вбегает Леший.)

Леший. Я! Я знаю! Всё можно  срывать, ветки ломать, ручьи засорять, грибы-ягоды топтать, всех пугать! У-у-у!

Ведущая. Успокойтесь, пожалуйста. Кто вы такой? Даже не поздоровались.

Леший. А разве обязательно  здороваться?

Ведущая. Конечно. Ведь слово  «здравствуй» значит «будь здоров»!

Леший. Вот здорово! Здравствуйте! А вы про меня ничего не знаете? Да когда я не сплю в своём дупле, в лесу неспокойно, никто не пройдёт: ни конный, ни пеший, потому что я  …правильно, Леший!

Ведущая. Всё ясно. А теперь послушай нас.

 

Мальчик.

Я на кусте, у родника

Информация о работе Экологические праздники и досуги