Эволюция представлений о сущности и процессах компенсации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:36, реферат

Краткое описание

С. Выготский считал, что динамическое изучение ребенка с отклонениями в развитии не может ограничиваться установлением степени и тяжести недостатка, но непременно должно включать учет компенсаторных – замещающих, надстраивающихся, выравнивающих процессов в развитии и поведении. От исхода социальной компенсации, т. е. конечного формирования личности в целом зависит степень её дефективности и нормальности.
Все разновидности теории компенсации основываются на философских идеях о сущности человека и связаны с развитием научных физиологических исследований о возможностях человеческого организма и закономерностях его функционирования.

Вложенные файлы: 1 файл

Спец..docx

— 37.29 Кб (Скачать файл)

Специальная психология.

Эволюция представлений о сущности и процессах компенсации

Л. С. Выготский считал, что динамическое изучение ребенка с отклонениями в развитии не может ограничиваться установлением степени и тяжести недостатка, но непременно должно включать учет компенсаторных – замещающих, надстраивающихся, выравнивающих процессов в развитии и поведении. От исхода социальной компенсации, т. е. конечного формирования личности в целом зависит степень её дефективности и нормальности.

Все разновидности теории компенсации основываются на философских идеях о сущности человека и связаны с развитием научных физиологических исследований о возможностях человеческого организма и закономерностях его функционирования.

Общие взгляды на человека как существо только биологическое сформировали биологизаторское направление в теории компенсации. В этом направлении наиболее известно учение о викариате ощущений. Согласно ему, выпадение того или иного вида ощущений влечет за собой автоматическое «изощрение» – повышение сохранных видов чувствительности. Происходит это благодаря якобы высвобождению «специфической энергии» пострадавшего анализатора, которая направляется в сохранные виды чувств, за счет чего автоматически повышается их чувствительность.

Другие представители биологизаторского направления утверждали, что повреждение какой-либо функции стимулирует появление в ЦНС качественных новообразований, становящихся материальным субстратом, базой нового, «шестого» чувства, компенсирующего утраченные, например зрение или слух.

Исследователи всегда приходили к общему выводу: нет необходимости активного воздействия на человека с нарушенным зрением или слухом для того, чтобы помочь ему преодолеть последствия дефекта в психическом развитии.

Однако выделение биологических факторов при компенсации как основных несостоятельно, потому что органический дефект той или иной системы не может оказать глобального действия на психику. Изменения высших её уровней возникают не прямо под влиянием нарушения какой-то конкретной функции, а обусловлены смещением в социальных связях и отношениях, создаваемым органическим дефектом. Только опосредованные таким образом недостатки отдельной функции способны повлиять на процесс формирования личности.

Отрицание биологизаторского подхода привело к другой крайности – вульгарной социологизаторской интерпретации замещения нарушенных или утраченных функций. Социологизаторы игнорировали природное, биологическое начало в человеке и считали, что компенсация отклонений психического развития возможна лишь при создании для аномального субъекта условий обучения, идентичных условиям обычных учащихся.

В истории отечественного специального образования был этап, не имевший аналога в других странах. Государство, провозгласив обязательное образование по единому госстандарту и не введя специального стандарта для учащихся с отклонениями в развитии, установило для всех без исключения единый образовательный ценз. Аномальные дети, признанные обучаемыми, попадали в систему специального образования и обязаны были усвоить государственный стандарт (который позднее был признан непригодным и для нормально развивающихся детей) в иные сроки и с помощью специальных методик. Негативным последствием такой системы стало вытеснение из сферы образования большого числа детей с тяжелыми интеллектуальными или эмоциональными нарушениями, со сложной структурой дефекта. Они были маркированы как «необучаемые». В 30-х годах ХХ века в нашей стране даже появился лозунг «В ногу со зрячими!». Возникло убеждение в необходимости совместного обучения слепых и зрячих по общей программе и одними методами. Естественно, что механический перенос содержания обучения из массовой школы в специальную не содействовал проявлению и развитию компенсаторных процессов.

Осознание односторонности как биологизаторского, так и социологизаторского подходов привело к попыткам объединить их.

Это сделал австрийский психиатр и психолог А. Адлер в своей теории сверхкомленсации. Он считал, что наличие дефекта не только тормозит, но и стимулирует развитие психики, так как в самом дефекте сочетаются как отрицательные, так и положительные потенции: неполноценные органы, функции которых затруднены или нарушены вследствие дефектов, обязательно вступают в конфликт с внешним миром с целью приспособления к нему.

«Разные органы и функции человеческого организма, – писал Адлер, – развиваются неравномерно. Человек либо начинает беречь свой слабый орган, усиливая другие органы и функции, либо упорно пытается развить его. Иногда эти усилия настолько серьезны и продолжительны, что компенсирующий орган или сам слабейший орган становятся гораздо более сильными, чем в норме. Например ребенок со слабым зрением может натренировать себя в искусстве рассматривания, ребенок, прикованный к постели из-за болезни легких, – развить разные способы дыхания. Мы часто можем видеть детей, которые преодолели эти трудности и в процессе их преодоления развили необыкновенно полезные возможности».

Борьбу неполноценного организма с внешним миром сопровождают повышенные заболеваемость и смертность, но сама эта борьба имеет в себе возможности сверхкомпенсации. В случае потери функции одного из парных органов – например почки – другой парный орган принимает на себя его функции и компенсаторно развивается. Компенсацию непарного неполноценного органа берет на себя ЦНС, создавая над ним психическую надстройку из высших функций, облегчающих и повышающих эффективность его работы.

Вследствие дефекта у индивида возникает чувство или сознание своей малоценности в социальной жизни, что становится главной движущей силой психического развития. «Не важно, – утверждал Адлер, – есть ли в действительности какая-либо физическая недостаточность. Важно, что сам человек чувствует по этому поводу, есть ли у него ощущение, что ему чего-то недостает. А такое ощущение у него, скорее всего, будет. Правда, это будет ощущение недостаточности не в чем-то конкретно, а во всем...»

Сверхкомпенсация развивает предчувствие и предвидение, а также их действующие факторы – память, интуицию, внимательность, чувствительность, интерес, т. е. все психические явления в усиленной степени, что приводит к выработке сверхполноценности из неполноценности, к превращению дефекта в одаренность, способность, талант.

Аргументируя основные тезисы своей теории, Адлер приводил в пример истории из жизни величайшего оратора Греции Демосфена, страдавшего недостатками речи, Бетховена, потерявшего слух и продолжавшего писать музыку, слепоглухой писательницы Е. Келлер.

Признавая, что в теории Адлера заключено здоровое ядро, Л. С. Выготский выявил в ней противоречия. Если вместе с дефектом даны и силы для его преодоления, отмечал он, следовательно, всякий дефект есть благо. На самом деле сверхкомпенсация – только один из двух полюсов осложненного дефектом развития, другим же является бегство в болезнь, в невроз, в полную асоциальность психологической позиции. Неудавшаяся компенсация проявляется в болезни, вызываемой защитной борьбой, т. е. направляет по ложному пути.

Современное понимание компенсации строится в диалектико-материалистическом русле. Компенсация дефекта рассматривается как сложный синтез социальных и биологических факторов и определяющими среди них являются деятельность и социальные отношения, в которые вступает человек в процессе жизни с недугом.

Человек – существо биосоциальное, для его развития в равной мере важны биологические и социальные факторы. И в компенсаторных процессах задействованы и другие, но на разных уровнях их соотношение различно, ведущая роль принадлежит социальным факторам.

Теоретические основы и принципы компенсации при нарушении функций разрабатывались на основе учения И. M. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Свой вклад внесли отечественные физиологи и психологи П. К. Анохин, Л. С. Выготский, Э. А. Асратян, A. H. Леонтьев, А. Р. Лурия и др. Своеобразие процессов компенсации, восстановления и исправления нарушенных и недоразвитых функций у аномальных детей раскрыто в исследованиях Р. М. Боскис, Р. Е. Левиной, Ф. Ф. Рау, М. С. Певзнер и др.

Психофизиологическая и социально-психологическая составляющие компенсации дефекта

Компенсация представляет собой замещение или перестройку нарушенных или недоразвитых функций, сложный, многообразный процесс приспособляемости организма при врожденных или приобретенных нарушениях развития или его отставания.

Психофизиологическая составляющая. Запас «прочности» на случай резких неблагоприятных изменений во внешней и внутренней среде обеспечивают организму специфические механизмы адаптации и компенсации. Адаптация проявляется, когда внешние изменения нарушают баланс между индивидом и средой. Восстановление этого баланса возможно, если определенные изменения произойдут в самом индивиде. Компенсаторные процессы начинаются при изменениях в самом индивиде. В этом случае восстановление баланса возможно при условии частичного или полного возвращения индивида к исходному состоянию.

В онтогенезе адаптация и компенсация развиваются неравномерно – вначале адаптационные процессы обгоняют компенсаторные, затем последние догоняют адаптационные, уравниваются с ними; по мере старения сначала ослабевают адаптационные, а за ними и компенсаторные.

Чем сложнее живая система, тем больше её эффективность, как и вероятность внутренних «сбоев» в её работе. Сущность процессов компенсации – в поддержании определенного уровня надежности системы и её компонентов. Такие феномены, как наличие парных органов, дублирующих друг друга при поражении одного из них, и способность к регенерации свидетельствуют о филогенетической древности компенсаторной приспособляемости системы.

В результате первичного нарушения в организме возникают различного рода перестройки и замещения функций на основе мобилизации резервных возможностей ЦНС. При этом компенсаторная перестройка организма у человека, в отличие от животных, носит качественно иной характер.

У животных компенсация сводится к инстинктивной, биологической приспосабливаемости организма. Структурные нарушения или недоразвитие органов и систем вызывают перестройку функций на основе действия законов биологической адаптации, сложившихся в процессе эволюционного развития.

У человека процессы компенсации заключаются не столько в биологической адаптации организма, сколько в формировании способов действий и усвоении социального опыта при сознательной целенаправленной деятельности. Ведущую роль играет сознание, обусловленное социальными отношениями. Таким образом, компенсация у человека связана с развитием всех сторон его личности.

Изучая сущность процессов компенсации, Л. С. Выготский пришел к выводу о двустороннем характере последствий дефекта: с одной стороны, происходит недоразвитие функций, непосредственно связанных с органическим дефектом, с другой – возникают компенсаторные механизмы. Исход компенсации зависит не только от тяжести дефекта, но в значительной степени от адекватности и действенности применяемых методов формирования компенсаторных процессов, а в зависимости от успешности компенсации и коррекции меняется структура дефекта.

Компенсация может осуществляться во внутрисистемной и межсистемной форме. При внутрисистемной компенсации используются сохранные нервные элементы пострадавшей функции. Каждая система обладает такими запасными механизмами, которые в норме не всегда используются. При этом значительную роль играет коррекция первичного дефекта, например развитие остаточного зрения, слуха.

Сложившиеся функциональные системы – это своеобразный «сплав» элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию в тесном взаимодействии с другими. При врожденных аномалиях какие-то из этих элементов выпадают, и функциональная система формируется за счет набора взаимозаменяющих средств. Уже сложившиеся функциональные системы характеризуются устойчивостью и при выпадении какого-то компонента вследствие постнатального поражения не распадаются, а перестраиваются. Так, оглохшие дети не утрачивают словесной речи, если они потеряли слух после того, как сформировались и закрепились речедвигательная и слуховая системы; в этом случае фонематические элементы не распадаются.

Использование механизмов внутрисистемной компенсации наблюдается у дальтоников: при нарушениях цветоразличения развиваются различные способы косвенного визуального наблюдения.

В тенденции использовать – даже при значительных поражениях органов – функции поврежденной системы, сохранять сложившиеся и закрепившиеся в онтогенезе динамические системы связей проявляется инертность нервной системы. Однако при значительных повреждениях органов чрезмерное использование их функций может привести к декомпенсации, к возникновению вторичных нарушений, задержке формирования компенсаторных процессов. Так, частично-видящие всегда стремятся пользоваться даже самыми незначительными остатками зрения при чтении, письме, передвижении в пространстве. Однако не всегда этот способ является рациональным в силу фрагментарности восприятия, более медленной скорости переработки зрительной информации. Поэтому детей, у которых зрительные функции не являются надежным средством в выполнении названных функций, учат пользоваться двойной сигнализацией – осязанием, слуховой ориентировкой и др. В дальнейшем использование двойной сигнализации может оказывать тормозящее влияние на усовершенствование компенсаторных способов действий, и поэтому основной акцент делается на использование различных способов и приемов осязательного и слухового восприятия, замещающих зрительные функции.

Межсистемная компенсация заключается в мобилизации резервных возможностей и нервных элементов, в норме не включаемых в функциональную систему. В этом случае формируются новые межанализаторные нервные связи, используются различные обходные пути, включаются механизмы адаптации и восстановления вторично нарушенных функций. Здесь также в какой-то мере используются остаточные функции поврежденных анализаторов, но широко привлекаются также ранее сложившиеся и закрепившиеся в онтогенезе функциональные системы связей, являющиеся физиологической базой сохранения, преобразования, воспроизведения прежнего опыта. Так, поздно оглохшие дети при развитии устной речи опираются на сложившиеся слуховые образы, которые вплетаются во вновь формирующиеся динамические системы связей. Постепенно значение сигнализации от поврежденных функций снижается, привлекаются другие способы, основанные на взаимозамещении функций.

Информация о работе Эволюция представлений о сущности и процессах компенсации