ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Основой успешной социальной адаптации является правильная речь ребенка, способствующая развитию коммуникабельности, мыслительной деятельности, познавательной активности. Для полноценного речевого общения и познания окружающей жизни необходим достаточный уровень сформированности всех сторон речи (произношения, грамматического строя, словарного запаса).
В настоящее время отмечается стойкая тенденция к увеличению количества поступающих в школу детей с недоразвитием речи. Выраженные нарушения фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи затрудняют формирование чтения и письма, развитие коммуникативных умений и навыков, приводят к неуверенности в себе и речевой замкнутости, препятствуя формированию полноценной учебной деятельности школьников. Важно своевременно восполнить пробелы в речевом развитии детей уже на этапе дошкольного возраста, сформировать познавательный интерес к языку, обеспечить речевую базу для осознанного изучения грамматического материала на уроках русского языка. Для успешной реализации этих задач необходим постоянный поиск и внедрение новых педагогических технологий.

Содержание

Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы использования электронных образовательных ресурсов в речевом развитии средних дошкольников в условиях реализации ФГОС 6
1.1. Психолого-педагогический анализ использования электронных образовательных ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста 6
1.2. Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС 11
1.3. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи детей дошкольного возраста 19
2. Экспериментальное исследование использования ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС 27
2.1. Диагностическое исследование уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста 27
2.2. Программа применения ЭОР в процессе развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС 33
2.3. Динамика уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста 36
Заключение 41
Список использованной литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

ЭОР_РЕЧ_СР,ДОШК.курс.docx97.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Приложение

Приложение 1

Диагностика  речевого развития   детей   средней  группы

Задание   1.  Кукла.

Диагностические методики.

Воспитатель показывает  ребёнку  куклу, задаёт вопросы в следующей последовательности.

Скажи, что такое кукла?

•  Ребёнок даёт определение (кукла - это игрушка, с куклой играют).

•  Называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она стоит).

•  Не выполняет  задание , повторяет слово " кукла ".

Какая на кукле одежда?

•   Ребёнок  называет более четырёх слов;

•  Называет более двух вещей.

•  Показывает, не называя.

Дай  задания   кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.

•   Ребёнок  даёт правильные формы: Катя, побегай, пожалуйста (помаши рукой).

•  Даёт только глаголы - побегай, помаши.

•  Даёт неправильные формы. 

К кукле пришли гости.

Что нужно поставить на стол?

•  Ребёнок называет слово "Посуда".

•  Перечисляет отдельные предметы посуды.

•  Называет один предмет.

Какую посуду ты знаешь?

•  Ребёнок называет более четырёх предметов.

•  Называет два предмета.

•  Называет один предмет. 

Воспитатель достаёт реальные предметы посуды: стеклянный стакан, металлическая кастрюля, деревянная ложка, пластмассовая кружка. Гости принесли кукле подарки. Скажи, что из чего сделано.

•  Ребёнок называет все предметы и материалы, из которых они сделаны.

•  Называет два материала.

•  Показывает, не называя. 

Сравнение предметов посуды . "Чем отличаются эти предметы?" (Показать предметы с разной посудой).

•  Называет: "По цвету" (или форме или величине).

•  Перечисляет отдельные признаки (эта чашка - зелёная, эта - красная, эта - высокая).

•  Называет одно отличие.

Подскажи слово. Одна тарелка глубокая, а другая : (мелкая); один стакан высокий, а другой : (низкий); одна чашка чистая, а другая : (грязная).

•  Правильно подобрал все слова.

•  Выполнил два задания.

•  Выполнил одно задание. 

У чашки есть ручка. Какие ручки ты ещё знаешь?

•  Называет ручку у 3-4 предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика).

•  Называет две ручки (у кастрюли, сковородки).

•  Показывает ручку у чашки. 

 

Задание 2. Мяч.

Диагностические методики.

Воспитатель показывает два мяча и спрашивает: "Что такое мяч?"

•  Ребёнок даёт определение: Мяч - это игрушка. Он круглый, резиновый.

•  Называет какой-то признак.

•  Повторяет слово "Мяч".

Что значит бросать, ловить?

•  Ребёнок объясняет: Бросать - это я кому-то кинул мяч, а другой его поймал.

•  Показывает движение и нацеливает, говорит - бросил.

•  Только показывает движение (без слов). 

Сравни два мяча. Чем они отличаются и чем похожи?

•  Ребёнок называет признаки: оба круглые, резиновые; мячами играют.

•  Называет только различия по цвету.

•  Говорит одно слово.

Какие игрушки ты знаешь?

•  Ребёнок называет более четырёх игрушек.

•  Называет более двух.

•  Говорит одно слово.

Как назвать одним словом? "Платье, брюки, кофта", "Чашка, кастрюля, сковорода".

 

Задание  3. Картина

Диагностические методики.

Воспитатель спрашивает: "Ты видел собаку? Кто такая собака? Какая она?"

•  Ребёнок обобщает: Собака - это животное; собака лает. Она пушистая.

•  Называет: Это собака. Она чёрная.

•  Повторяет за взрослым одно слово.

Как зовут детёнышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щеночки: (медленно). Собака лает громко, а её детёныши: (тихо).

•  Ребёнок называет детёныша, заканчивает предложения.

•  Называет детёныша словом "собачонок".

•  Говорит одно слово. 

 

Что умеет делать собака? ( Лаять, бегать, грызть косточку). Если собака увидит кошку, она: (залает, побежит за ней).

•  Ребёнок называет 3-4 действия.

•  Называет два действия.

•  Говорит одно слово. 

Сравни собаку и щенка. Найди, чем они похожи и чем отличаются.

•  Рассказывает о собаке и о щенке: "Собака большая и лохматая, щенок маленький и пушистый".

•  Справляется с заданием с помощью воспитателя.

•  Называет одно отличие. 

 

Задание 4. Звуковая культура речи.

Диагностические методики.

Ребёнку показывают картинки, он их называет (шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата). Взрослый отмечает звуки, которые ребёнок не произносит.

•  Ребёнок произносит все звуки;

•  Не произносит сложные звуки: сонорные или шипящие;

•  Не произносит ни сонорные, ни шипящие.

Ребёнку предлагается произнести известную потешку (скороговорку, чистоговорку) быстро, медленно, громко, тихо.

•  Ребёнок произносит текст отчётливо;

•  Нечётко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса;

•  Имеет серьёзные недостатки в произнесении текста. 

 

Задание 5. Развитие связной речи.

Диагностические методики.

•  Ребёнку предлагается кукла. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

•  Ребёнок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла. Она красивая. Её зовут Катя. С Катей можно играть. Или: Это кукла. Её зовут Катя. У неё длинные волосы. У неё красное платье и красный бант. С куклой можно играть.

•  Рассказывает по вопросам педагога.

•  Называет отдельные слова, не связывая их в предложение.  

Расскажи про мяч: Какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?

•  Ребёнок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. Он нужен, чтобы играть.

•  Перечисляет признаки (красный, резиновый).

•  Называет отдельные слова. 

Вот игрушечная собака. Придумай рассказ про неё.

•  Ребёнок придумывает рассказ.

•  Перечисляет качества и действия.

•  Называет 2-3 слова. 

Ребёнку предлагается составить рассказ на любую из предложенных тем: "Как я играю", "Моя семья", "Мои друзья".

•  Составляет рассказ самостоятельно.

•  Рассказывает с помощью взрослого.

•  Отвечает на вопросы взрослого односложно.

Взрослый читает короткий текст рассказа или сказки и предлагает пересказать.

•  Ребёнок пересказывает самостоятельно.

•  Подсказывает с подсказыванием слов взрослым.

•  Говорит отдельные слова. 

 

Комментарий к проведению диагностики.

Оценка по всем заданиям даётся в количественном выражении (по баллам):

3 балла ставится за правильный и точный ответ, данный ребёнком самостоятельно.

2 балла получает ребёнок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.

1 балл ставится ребёнку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

В конце проверки производится подсчёт баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой  1  - уровень низкий. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Критические значения t-критерия Стъюдента для заданного числа степеней свободы и вероятностей допустимых ошибок, равных 0,05; 0,01 и 0,001

 

 

 


Информация о работе ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста