Шпаргалка по "Социальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 5 ответов на вопросы по дисциплине "Социальная педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

соц пед.docx

— 31.31 Кб (Скачать файл)

1. Человек в процессе социализации. Понятием «социализация» обозначают процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей общества, являющихся неотъемлемым условием его включения в социально-культурную среду. Данный процесс идет на протяжении всей жизни человека. Процесс социализации обеспечивает непрерывное производство и воспроизводство общественной жизни. В результате социализации происходит активное вовлечение индивида в деятельность различных социальных групп.Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания; г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека. Таким образом, можно считать, что развитие - общий процесс становления человека; социализация - развитие, обусловленное конкретными социальными условиями. Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д.Следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обусловливают специфический и неидентичный характер этих требований. Содержание же требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются. Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и, что важнее, субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе.Социология разделяет две стадии социализации личности:· адаптация, когда ребенок воспринимает окружающий его мир таким, каков он есть. Об адаптации можно говорить и в том случае, когда взрослые резко меняют условия жизни — место работы, жительства и др.;·         интериоризация сводится к усвоению социокультурных норм и ценностей, когда они становятся собственными убеждениями личности.В результате социализации происходит: приобретение индивидом социального «Я»; он становится личностью с характерными для нее ценностями, убеждениями и т.д.;трансляция культуры от одного поколения к другому. Таким образом, личность представляет собой результат сложного взаимодействия наследственных и социальных факторов. Неотъемлемый элемент социализации — усвоение ролей. Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие.Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой - способность в определенной мере противостоять обществу, а точнее - части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека.Таким образом, можно констатировать, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем.

 

2.Соц. Пед.  работа  с семьей Семья – сложная социальная система, которой присущи черты социального института и малой социальной группы.  семья представляет собой совокупность социальных норм, образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми и др. членами семьи. она оказывает сильное влияние на человека от рождения до смерти, но наиболее значима ее роль на начальном жизненном этапе, когда закладываются основы личности: эмоционально-волевые, психологические, духовно-нравственные. В то же время семья зависит от уровня развития общества, несет на себе печать всех его проблем. Безработица, низкий прожиточный минимум, разрушение прежних и формирование новых ценностных установок – таковы лишь некоторые проблемы современной семьи.Современная семья призвана решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с воспитанием ребенка и т.д. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность. Сегодня многие семьи нуждаются в поддержке и помощи, для того, чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями и мн. др. 
^ Исходя из этого, социальный педагог (социальный работник) призван выполнять следующие функции: 
Диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов)Охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий)Организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности)Социально-психолого-педагогическую ( соц.-псих. просвещение семьи, оказание неотложной психологической помощи, психологическая поддержка и патронаж)Прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи)Координационную ( установление и поддержание связей, объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел и др.) 
Содержание социальной работы с семьей определяется в каждом отдельном случае ее индивидуальными особенностями. Тем не менее можно выделить три основных направления соц.-пед. работы с семьей: 1. Диагностика предусматривает сбор и анализ информации о семье, ее членах, выявление проблем. Для диагностики семейной ситуации развития могут быть использованы такие методы работы как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. Достаточную информацию для принятия решения, дают шкальные, карточные, проективные, ассоциативные, экспрессивные методики. Много информации специалист получает, применяя биографический метод и анализ документов, касающихся членов данной семьи. 
На основании полученной информации желательно составить социальную карту семьи, в которой будут отражены сведения о всех ее членах, их возрасте, образовании, месте работы, проблемы взаимоотношений и др. немаловажные факты. 2.Реабилитация – это система мер, позволяющих восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые.  В целях реабилитации семьи, ее членов, в мировой практике используются учреждения социального обслуживания, территориальные центры, приюты, медико-психолого-социальные и мультидисциплинарные кризисные центры. Главным элементом реабилитации жертв насилия является сочетание самостоятельной специализированной программы помощи с особыми условиями быта. Преобладающим методом реабилитации здесь является консультирование межпрофессиональной командой, а также групповая психотерапия. 3.Профилактика представляет собой комплекс превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем Исследование проблем семьи показало, что родители все более нуждаются в помощи специалистов в вопросах создании таких условий, которые позволяют удовлетворить в достаточной мере и на необходимом качественном уровне физиологические, эмоциональные, интеллектуальные потребности ребенка.

3.соц-пед работа с  детьми без попечения родителей Детьми-сиротами признаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Детьми, оставшимися без попечения родителей, также является лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением умершими, отбыванием ими наказания в виде лишения свободы, под стражей, уклонением родителей от воспитания детей и пр.Таким образом, к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители: умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособны (ограниченно дееспособны), отбывают наказание в исправительных колониях, обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей, уклоняются от воспитания детей, отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно. Социальный педагог в своей работе с детьми, оставшимися без попечения родителей пользуется как формами воспитания, так и формами обучения. Государственные и альтернативные. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке .Опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;

приемная  семья - форма устройства детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, на основании договора о  передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки  и попечительства и приемными  родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей  на воспитание в семью);патронат; сос деревни, дом Коргановых.;Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Соц пед работа с  детьми с особыми нуждами. В любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это люди, имеющие какие-то отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Сегодня российские законодательные акты относительно заботы и помощи людям с ограниченными возможностями приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире, которые утверждают недискриминационное отношение к инвалидам и призывают мировое сообщество создать условия для интеграции в общество больных детей, обеспечивая для них равные возможности.  
На положение детей с ограниченными возможностями влияет ряд факторов: медицинских, психологических, биологических, социальных. Социальный педагог решает проблемы, связанные с социальным фактором. Создаются учреждения, способствующие реабилитации и адаптации маленького человека в общество – например, центры реабилитации детей-инвалидов. Основные направления деятельности центров: диагностическое, психокоррекционное, оздоровительное, учебно-воспитательное, социально-правовое, консультативное, научно-методическое, социально-аналитическое и просветительское. Цели работы: оказание детям-инвалидам квалифицированной психолого-педагогической помощи; реализация индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов; оказание помощи семьям детей-инвалидов; Иногда, по заключению медицинской комиссии, такому ребенку лучше жить и воспитываться в специализированных школах-интернатах, где он сможет получать специальную мед. помощь, с ним будут работать специально подготовленные преподаватели и воспитатели и, что немаловажно, он будет находиться в дружеской, комфортной атмосфере и не будет отличаться от всех остальных детей. В каждом таком учреждении обязательно предусмотрена должность психолога и социального педагога, которые совместными усилиями стараются помочь ребенку. Социальный педагог работает:непосредственно с ребенком, оказывая ему социально-психологическую помощь; работа с семьями (родители, братья, сестры, бабушки, дедушки); 
работа с ближайшим окружением (детским садом, школой, больницами, собесом и т.д.).Социальная реабилитация детей с недостатками в развитии должна обязательно носить комплексный характер, включая педагогические, социальные, юридические, медицинские, психокорректирующие и другие мероприятия. Программа реабилитации – это система мероприятий, направленных на развитие возможностей ребенка и всей семьи, которая разрабатывается вместе с родителями командой специалистов, состоящей из врача, соц. работника, соц. педагога, педагога, психолога. Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и его семьи, Программа может разрабатываться на полгода или на более короткие сроки. По прошествии срока, на который была рассчитана программа, соц. педагог встречается с родителями, чтобы обсудить достигнутые результаты и скоординировать дальнейшую работу. Главной и основной целью всего процесса реабилитации является включение нетипичного ребенка в жизнь социума и его реабилитация . Задачи родителей по отношению к одаренному ребенку:✓ вовремя заметить раннее употребление сложных слов, речь, усвоение счета или чтения, цепкую память, огромное любопытство, быстрое восприятие и воображение, то есть выявить одаренность;✓ правильно выстроить отношения к такому ребенку. Не следует особо выделять его среди детей, так как это приведет к негативному отношению к нему в коллективе.3.  При работе с одаренными детьми социальному педагогу следует:✓ помнить о том, что и одаренного ребенка надо учить. Поэтому важно приучить его к усидчивости, труду, настойчивости, самостоятельно принимать решения;✓ проанализировать свое отношение к конкретному ребенку и только тогда выбрать правильный путь взаимопонимания с ним;✓ выявить имеющиеся способности независимо от мнения родителей;✓ помогать родителям развивать индивидуальные задатки ребенка, направлять его к специалистам, организовывать консультации, поддерживать постоянный контакт с преподавателями и родителями.Одной их форм работы с талантливыми детьми в современных условиях является создание сети Домов детского творчества.

5. Соц-пед работа с  детьми девиантного поведения. Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением социальных норм и правил поведения.  
Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущие уголовной ответственности. 
Криминальное поведение – это противоправные поступки, которые влекут за собой уголовную ответственность. В социально-педагогической деятельности можно выделить в качестве самостоятельных компонентов: профилактику, ресоциализацию, коррекцию и реабилитацию, 
 Под профилактикой подразумевают своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных отклонений у подростков. Работа по профилактике отклонений эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе: 
успешной учебной деятельности;эмоционально положительной, системы взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями);психологической защищенности.Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих негативное поведение, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. 
Задача вторичной профилактики – работа с «группой риска», например, подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без его проявления в настоящее время. Третичная профилактика направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформировавшимся девиантным поведением..Ресоциализация – организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных, либо несформированных навыков дезадаптированных подростков. Процесс ресоциализации проходит в несколько этапов:1 этап – период адаптации. Основная задача в данный период – формирование внутренней мотивации на ресоциализации. Как правило, этот этап длится 2 – 3 месяца. 2 этап – период частичной неустойчивой ресоциализации – характеризуется активным вовлечением подростка в коллективную деятельность, принятием им некоторых коллективных норм, отказом от асоциальных форм поведения.3 этап – период полной ресоциализации, когда у подростка складываются достаточно твердые убеждения, социальные ориентации, появляется стремление участвовать в общественной жизни.Ресоциализация – процесс индивидуальный, Коррекция– внесение изменений в ценностные ориентации, установки личности. Коррекция имеет следующие функции:Восстанавливающая- восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления отклоняющегося поведения; 
Компенсирующая - формирование у подростка стремления компенсировать недостаток успехов в одной области, достижениями в другой (спорт, труд); 
Стимулирующая, направленная на активизацию положительной общественно-полезной деятельности. Она осуществляется посредством осуждения или одобрения; 
Исправительная, связанная с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающая применение разнообразных методов коррекции поведения ( поощрение, убеждение, пример). 
Часто встречаются сложные сочетания различных форм социальной, психологической, педагогической дезадаптации, тогда встает вопрос о реабилитации. Реабилитация - комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, социального отклонения. Процесс социальной реабилитации имеет длительный характер. Для каждого подростка составляется индивидуальная комплексная программа реабилитации. Виды реабилитации: медицинская, психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая.  
 

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной педагогике"