Шпаргалка по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 16:42, шпаргалка

Краткое описание

1.Понятие о грамматике. Основные грамматические понятия: грамматическая форма, грамматическое значение, грамматическая категория. Системный характер грамматики. Парадигма.
Термин грамматика в уч-й и лингвистической литературе употребляется в 2-х смыслах:
- как учение о строе языка;
- как синоним выражения «строй языка».
В грамматике как учении о строе языка чаще всего намечают три части:
1) учение о слове и его формах, о способах образования их форм;
2) учение о словосочетании, о его формах и его типах;

Вложенные файлы: 1 файл

russky_ekzamen.docx

— 140.75 Кб (Скачать файл)

      Категория вида указывает на отношение действия или состояния, выраженного глаголом, к достижению своего внутреннего предела. Иначе говоря, глагольный вид обозначает, как протекает действие, его длительность, протяженность вне своего предела или законченность, результативность, достижение своего внутреннего предела. И в зависимости от способа развития действия, его длительности и завершенности различаются два вида глагола – совершенный и несовершенный.

     Категория  вида свойственна всем глаголам  и проявляется в любой глагольной  форме – спрягаемой и неспрягаемой. У спрягаемых форм глаголов  категория вида тесно связана  с категорией времени.

     Совершенный вид указывает на законченность, результативность, достижение внутреннего предела действия в прошлом или будущем: прочитать –прочитал, прочитаю.

      Глаголы  совершенного вида образуются  от глаголов несовершенного вида:

1) посредством суффикса  –ну- со значением однократности: прыгать – прыгнуть, ругать – ругнуть.

2) посредством приставок:  делать – сделать, писать –  написать…

3) супплетивно: говорить – сказать, ловить – поймать, брать – взять…

     Несовершенный вид глагола характеризует  длительное, протяженное, незавершенное действие или состояние, без указания на достижение им  внутреннего предела в прошлом, настоящем или  будущем: читать – читал, читаю, буду читать.

      С глаголами  несовершенного вида могут сочетаться  так называемые фразовые глаголы,  которые указывают на различные  стадии развития действия (его начало, продолжение, окончание): начал (начинал) писать; принялся (принимался) рисовать…. Сочетание фразовых глаголов с глаголами совершенного вида невозможно.

      Глаголы  несовершенного вида образуются  от глаголов совершенного вида  посредством суффиксов 

1) –а- (-я-): спасти – спасать, ступить – ступать.

2) –ва-: дать – давать, обуть – обувать, одеть – одевать.

3) –ыва- (ива-): разглядеть – разглядывать.

      Образование  глаголов несовершенного вида  называется имперфективацией.

      Большинство  глаголов совр. русского языка образуют видовые пары. Видовую пару создают глаголы противоположных видов с одинаковым лексическим значением. Глаголы, образующие видовые пары, называются соотносительными по виду: писать – написать, решить – решать, исчезать – исчезнуть.

      Видовые  пары образуются несколькими  грамматическими спосоьами: посредством префиксов, при помощи суффиксов, путем чередования гласных и согласных звуков в основах, посредством изменения ударения и супплетивными основами.

      В современном русском языке имеется группа глаголов, которые, не изменяя своей основы, могут употребляться в значении как несовершенного вида, так и совершенного. Например: использовать, организовать (что делать? и что сделать? ). Небольшую группу двувидовых глаголов (около 70) составляют глаголы славянского происхождения, например: бежать, велеть, воздействовать… эта группа двувидовых глаголов непродуктивна, не пополняется новыми образованиями. Очень продуктивны двувидовые глаголы, образованные на базе заимствованных иноязычных структурных частей слова – основы или суффикса или одновременно основы и суффикса: адресовать, арестовать, мобилизовать… От двувидовых глаголов образуются все формы времени. Большинство двувидовых глаголов способно выражать значение обоих видов во всех своих формах – спрягаемых и неспрягаемых: автоматизировать, ликвидировать, констатировать, командировать…

      В русском  языке широко распространены  также глаголы, не имеющие видовых  пар, относящиеся или только  к несовершенному виду, или только  к несовершенному виду. Такие  глаголы называются несоотносительными  по виду или одновидовыми.

     К одновидовым  глаголам совершенного вида относятся:

1) гл с приставками  за-, по-, обозначающие начало действия: засмеятьс;

2) гл с приставками  по- и про-, обозначающие ограниченность действия во времени: поиграть, проплавать;

3) гл мгновенного, однократного  действия с суффиксом –ну-: крикнуть, стукнуть;

4) гл с приставкой на- и постфиксом –ся, выражающие полное насыщение субъекта действием: наработаться, насмеяться.

     К одновидовым  гл несовершенного вида относятся:

1) гл, обозначающие различные  состояния чел-а, животного или неживых предметов: стоять, сидеть, лежать;

2) гл со значением существования,  бытия предмета: быть;

3) парные гл движения: бежать – бегать;

4) гл, обозначающие многократное, равномерно повторяющееся действие: кидать;

5) гл, выражающие различные  явления, воспринимаемые органами  слуха, зрения, обоняния: видеть, слышать.

 

31. Категория залога. Действительный и страдательный  залог. Возвратные глаголы.

       Категория залога – это грамматическая категория, которая выражает отношение глагольного действия к грамматическому субъекту, т.е. к подлежащему.

     Глагольные  формы, которые обозначают действие, не направленное на грамматический  субъект (подлежащее), относятся  к действительному залогу. Глагольные формы действительного залога характеризуют подлежащее как субъект действия, как лицо или предмет, который сам производит действие или находится в определенном состоянии: Ученик решает задачу. При отсутствии в предложении грамматического субъекта (в безличных предложениях) действие или состояние представляется бессубъектным.

     Глагольные  формы, выражающие действие, направленное на грамматический субъект (подлежащее), относятся к страдательному залогу. Глагольные формы страдательного залога характеризуют подлежащее как объект, подвергающийся действию, испытывающий действие со стороны другого предмета, выраженного формой творительного падежа со значением производителя действия: Дом строится рабочими.

     Значение страдательного  залога выражается в двух формах: в возвратной спрягаемой форме  переходных глаголов обычно несовершенного  вида (дом строится) и в страдательно-причастных  формах переходных глаголов совершенного  вида (дом построен).

     Возвратная форма страдательного залога образуется от переходных глаголов с помощью постфикса –ся и может употребляться в настоящем, прошедшем и будущем времени преимущественно в 3-м лице единственного и множественного числа (дом строился, строится, будет строиться рабочими).

      Соотносительные формы действительного и страдательного залога переходных глаголов различаются лишь грамматически (залоговым значением), лексическое же значение у них одинаково, и ,следовательно, они представляют одну лексему. Например, строят (дом) и строится (дом) представляют собой  формы действительного и страдательного залога глагола-лексемы строить, а прочитал и прочитан, будет прочитан – залоговые формы глагола прочитать. Следовательно, залог можно рассматривать как категорию глагольного словоизменения.

      Не все  глаголы имеют залог. Не имеют:

1) непереходные глаголы  без –ся (идти, сидеть, ехать, спать…);

2) глаголы с –ся, образованные от непереходных (белеется дом…);

3) безличные формы личных  глаголов, образованные прибавлением  –ся (брату дремлется, кажется…);

4) глаголы с –ся не имеющие при себе парных глаголов без этого суффикса (стараться, надеяться, улыбаться…)

 

32. категория наклонения. Изъявительное наклонение, его значение  и выражение.

     Категория  наклонения глагола выражает  отношения глагольного действия  к действительности. Она указывает,  является ли действие реальным  фактом действительности (прочитал), или оно представляется только  как возможное, предполагаемое, желаемое  или требуемое (прочитал бы). Следовательно,  категория наклонения – это  морфологическое средство выражения  более широкой категории модальности,  т.е. оценки говорящим реальности высказывания.

     Категория  наклонения в русском языке  выступает в трех ее значениях  – в значении изъявительного, сослагательного и повелительного  наклонения. Каждое и указанных  наклонений по-разному соотносит  выражаемое глаголом действие  с действительностью, характеризуется своими семантическими особенностями и располагает своими грамматическими средствами.

      Изъявительное наклонение обозначает, что действие является реальным фактом действительности и осуществляется в настоящем, прошедшем или будущем. Следовательно, значение изъявительного наклонения тесно связано с категорией времени и реализуется в глагольных формах трех времен – прошедшего, настоящего и будущего, которым, в свою очередь, свойственны категории и формы лица ( в наст. и буд.вр.) и рода (в пр.вр.ед.ч.). Формы времени, располагающие системой форм лица или рода, а также числа, одновременно являются и формами изъявительного наклонения, так как они служат средством выражения реального действия, производимого в определенное время и определенным лицом или предметом. Например: По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

      Таким образом,  грамматическим способом выражения  изъявительного наклонения являются  личные формы настоящего и  будущего времени и родовые  формы прошедшего времени. 

 

33. Повелительное  наклонение (императив), его значение  и выражение   ИМПЕРАТИВ, или повелительное наклонение, одно из значений категории наклонения. Форма императива выражает просьбу, приказ, совет. С помощью императива говорящий сообщает о своем желании, чтобы то или иное действие было выполнено кем-то (Уходи!) или, наоборот, не выполнялось (Не уходи!). Важная особенность императивного высказывания состоит в том, что оно является одновременно и сообщением, и действием: говорящий не только сообщает о своем желании, но и пытается заставить адресата его выполнить.

      Самая распространенная  форма императива выражает побуждение  по отношению к собеседнику,  т.е. ко 2-му лицу. Эта форма императива  считается самой универсальной  категорией глагола: практически  все языки мира так или иначе выражают это значение. При этом во многих языках императив имеет нулевой показатель, т.е. просто совпадает с основой глагола. В русском языке тоже есть императивы, совпадающие с основой, но так устроены не все русские повелительные формы.

        Императив  в русском языке образуется  двумя способами. Некоторые глаголы  присоединяют суффикс -и: крич-и, прыгн-и, куп-и. Другие имеют нулевой суффикс (-Ж): встань-Ж, режь-Ж, пей-Ж. Для образования множественного числа и те, и другие присоединяют к форме императива ед. числа окончание -те: крич-и-те, встань-Ж-те. То, какие глаголы имеют суффикс -и, а какие – нулевой, определяется довольно сложным правилом. В сильно упрощенной форме оно выглядит следующим образом.

       Те глаголы,  у которых в 1-м лице ед. ч.  изъявительного наклонения ударное  окончание, в императиве имеют  ударный -и: говорю – говор-и, шагну – шагн-и, пишу – пиш-и. Глаголы, у которых в 1-м лице ед. ч. изъявительного наклонения основа кончается на сочетание согласный + р, м, н или л, имеют в императиве безударный -и: крикну – крикн-и, пудрю – пудр-и, маслю – масл-и. А глаголы, у которых в 1-м лице ед. ч. изъявительного наклонения окончание безударное, имеют в императиве нулевой суффикс: сяду – сядь-Ж, забуду – забудь-Ж, читаю – читай-Ж. Теперь сравните: плачý – плат-и, но плáчу – плачь-Ж. Поскольку здесь предложено упрощенное правило, оно применимо не ко всем глаголам, например: вынесу – вынес-и, жую – жуй-Ж.

        Императив  образуется не от любого глагола.  В целом можно сказать, что  образование императива невозможно  или затруднено в том случае, когда глагол описывает неконтролируемую  ситуацию – т.е. такую, осуществление  которой не зависит от воли  одного из ее участников. Так, не имеют формы императива безличные глаголы – знобить, светать, темнеть (На улице темнеет), подморозить (Сегодня подморозило) и т.п. Образование императива от таких глаголов невозможно, так как в ситуациях, которые они обозначают, вообще отсутствует действующее лицо, к которому могло бы быть адресовано побуждение. Употребление императива от глаголов, обозначающих стихийные процессы, но при этом не безличных, т.е. имеющих при себе подлежащее в именительном падеже, в принципе возможно – например, в сказочной ситуации: Подуйте, ветры буйные! Сложнее обстоит дело с глаголами, которые обозначают неконтролируемые состояния человека. Нередко они могут образовывать императив, но значение такого императива отличается от обычного. Например, он может обозначать пожелания: Будь здоров; Расти большой. Это значение в некоторых языках выражается особым – «желательным» – наклонением (которое называется оптатив; см. также НАКЛОНЕНИЕ. Нередко глаголы, обозначающие неконтролируемые события и процессы, в императиве означают что-то вроде 'Сделай то, что в твоих силах, чтобы ситуация осуществилась', например: Понравься ему! Похудей, тогда приходи.

       В большинстве  языков существуют также способы  выразить побуждение по отношению  не только ко 2-му лицу, но и  к другим лицам. Чаще всего  встречаются формы 1-го лица  множественного числа и 3-го  лица (единственного и множественного  чисел).

       Форма  1-го лица множественного числа  выражает побуждение к совместному  действию, т.е. желание говорящего, чтобы его собеседник вместе  с ним осуществил некоторое  действие. В русском языке нет  специальной формы императива 1-го  лица множественного числа. Для  выражения этого значения используется  форма изъявительного наклонения 1-го лица множественного числа:  Идем!, Поедем в Крым! Эта форма употребляется и когда говорящий обращается только к одному человеку, и когда он обращается к нескольким людям: Маша, бежим к оврагу! Маша, Ваня, бежим к оврагу! Но если к этой форме добавить частицу давай или давайте, то станет ясно, к одному или к нескольким адресатам обращается говорящий: Маша, давай споем!, Маша, Ваня, давайте споем! У небольшой группы глаголов форма побуждения к нескольким людям может образовываться с помощью суффикса -те, который нам уже знаком по императиву 2-го лица: Маша, Ваня, идем-те! Некоторые русские глаголы, в основном те, которые обозначают движение, используют прошедшее время в качестве основной формы для обозначения побуждения к совместному действию: Пошли! Побежали!

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку"