Шпаргалка по "Педагогическому мастерству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:40, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на все вопросы по курсу "Педагогическое мастерство".

Вложенные файлы: 1 файл

пед. мастерство.docx

— 104.78 Кб (Скачать файл)

Первым условием режиссуры  урока и создания целостного произведения является наличие у педагога творческого замысла. Творческий замысел урока разрабатывается на основе: а)  осознания и анализа общих методологических и теоретических позиции учителя (подходов, теорий, методологических принципов, технологий); б)  учета психологических особенностей учащихся и их особенностей как субъектов обучения; в) планирования во времени (темпа, ритма отдельных частей урока); г)  пространственного решения (компоновки учеников в зависимости от целей урока и его частей, возможностей и необходимости пере­движения по классу); д) использования необходимого наглядного и звукового оформления.

Современные технологии преподавания основаны на том, что учитель имеет возможность перемещать учеников в пространстве класса в соответствии с целями и формой урока. Точно так же следует продумывать и пространственное решение воспитательных мероприятий. Помочь учителю могут несложные правила: а) чем теснее круг детей, тем теснее и более неформально будет их общение друг с другом; б) парты и любые другие преграды разъединяют людей, поэтому их использование приведет к большей формализации общения и уместно, к примеру, при планировании работы или решении иных официальных задач.

Второе условие режиссуры  урока учителем - продумывание им целей, которых он хочет достичь в работе с классом или отдельным учеником. Цель становится связующей идеей замысла. Именно она вместе с желанием педагога выразить себя в работе, потребностью в творчестве, а также абсолютной убежденностью в реальности и достижимости целей приводит к тому, что все элементы замысла урока вырастают из единого общего корня.

Третье условие - ощущение целостности происходящего и  обоснование необходимости тех  или иных действий. Наличие их у  учителя в ходе урока очень  важно потому, что достижение целостности возможно при наличии у педагога, согласно системе К.С. Станиславского, сверхзадачи и ощущения жизненной правды. Основа формы всегда находится в содержании. Чтобы ответить на вопрос «как добиться, целостности урока?», сначала нужно ответить на вопросы: «чего я хочу достичь?» и «Для чего я предпринимаю те или иные действия?» Что хочет сказать учитель данным уроком (идея) и для чего ему это необходимо (сверхзадача). Только после того, как он даст четкий и ясный ответ на эти вопросы, будет легко найден и ответ на вопрос «как?»

Таким образом, тщательно  продуманная, а не надуманная форма  оказывается авторской и наиболее эффективной для данного учителя в данном классе. Поэтому подлинные учителя - мастера своего дела - не просто механически заимствуют формы и приемы работы коллег или педагогов-новаторов, а овладевают ими творчески, непрестанно созидая на этой основе новые формы и методы работы.

 

 

 

 

12. Поведение учителя  в ситуации конфликта.

Не расширять  предмет ссоры, причину недовольства. Часто высказываемые учителем претензии к учащимся расплывчаты, не конкретны, Учитель, например, говорит ученику: «Что-то ты плохо стал относиться к учебе». При такой формулировке претензии ученику остается только гадать, в чем проявляется это его плохое отношение. Важно соблюдать правило «сокращения числа претензий за один раз». Одновременное высказывание многих претензий создаст у учащегося впечатление виновности во всем, что происходит вокруг, и он начнет оправдываться даже в том, в чем его не обвиняют. У него возникает раздраженность по поводу того, что «на вас ничем не угодишь» и «если я вам не нравлюсь, я могу и уйти. Не больно-то и хотелось заниматься в вашем кружке!». Справедливо, непредвзято относиться к инициатору конфликта. Всякий межличностный конфликт начинается с того, что появляется человек, чем-то недовольный. Раз человек выступает с несогласием, с обидами, претензиями — значит он ждет, что другая сторона прислушается к нему и изменит свое поведение. Поэтому учителю следует выработать у себя установку, что учащийся всегда имеет какие-то основания для жалобы, недовольства и высказывает их не ради удовольствия, а потому, что его что-то тяготит, заставляет переживать, мучиться. Поэтому учителю не следует сразу же отмахиваться от высказываемых учащимися претензий и тем более упрекать и ругать жалобщиков, а нужно их спокойно и внимательно выслушать, понять их претензии. Проявлять эмоциональную выдержку. Нередко к конфликту приводит эмоциональный тон разговора учителя с учащимися. Категоричность, безапелляционность высказываний, повышенный тон, наступательность без выбора выражений приводят учащихся в напряженное эмоциональное состояние. Естественно, что такая бестактность, а порой и грубость, вызовет ответную реакцию учащихся. Поэтому учитель должен сдерживать свои эмоции и тем более не переводить деловой конфликт на личностный уровень, не затрагивать чувство собственного достоинства учащихся. Формулировать позитивное решение конфликтной ситуации. В случае предъявления учащимся претензий и возникновения на этой почве конфликтной ситуации учитель должен предложить способ ее разрешения, устранения причины, вызвавшей разногласия или недовольство одной из сторон. Это может быть оказание помощи, частичная уступка, смягчение требований. Некоторые учителя пытаются разрешить конфликты с учащимися с помощью администрации школы, классного руководителя, родителей. Это, однако, мало что дает, скорее приводит к потере престижа учителя в глазах учащегося. Ошибка многих учителей и состоит в том, что они считают конфликт устраненным, если его внешнее проявление у ученика после принуждения исчезло. В действительности же, заставив ученика выполнить свое распоряжение, учитель не устранил причину конфликта, а перевел его в другую, скрытую форму. 

 

34. Принципы системы  К. Станиславского.

Принципы системы Станиславского следующие:

Принцип жизненной  правды — первый принцип системы, который является основным принципом любого реалистичного искусства. Это основа основ всей системы. Но для искусства необходим художественный отбор. Что же является критерием отбора? Отсюда вытекает второй принцип.

Принцип сверхзадачи — то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему он стремится в итоге. Мечта, цель, желание. Идейность творчества, идейная активность. Сверхзадача — это цель произведения. Правильно используя сверхзадачу, художник не ошибется в выборе технических приемов и выразительных средств.

Принцип активности действия — не изображать образы и страсти, а действовать в образах и страстях. Станиславский считал, что кто не понял этого принципа, тот не понял систему и метод в целом. Все методологические и технологические указания Станиславского имеют одну цель — разбудить естественную человеческую природу актера для органического творчества в соответствии со сверхзадачей.

Принцип органичности (естественности) вытекает из предыдущего принципа. В творчестве не может быть ничего искусственного и механического, все должно подчиняться требованиям органичности.

Принцип перевоплощения — конечный этап творческого процесса — создание сценического образа через органическое творческое перевоплощение.

Система включает в себя ряд приемов сценического творчества. Один из них состоит в том, что  актер ставит себя в предлагаемые обстоятельства роли и работает над  ролью от себя. Существует также  принцип «типажного подхода». Он получил широкое распространение в современном театре. Этот принцип пришел из кинематографа и сегодня применяется как в кино, так и в рекламе. Он заключается в том, что на роль назначается не тот актер, который, пользуясь материалом роли, может создать образ, а актер, который совпадает с персонажем по своим внешним и внутренним качествам. Режиссер в этом случае рассчитывает не столько на мастерство актера, сколько на природные данные. Станиславский протестовал против такого подхода. «Я в предлагаемых обстоятельствах» — формула сценической жизни по Станиславскому. Стать другим, оставаясь самим собой — эта формула выражает диалектику творческого перевоплощения по Станиславскому. Если актер становится другим — это представление, наигрыш. Если остается самим собой — это самопоказывание. Нужно совместить оба требования. Все как в жизни: человек взрослеет, развивается, но тем не менее остается самим собой.

 

 

 

 

35. Культура внешнего  вида учителя.

Во все времена учителя  передовики-новаторы задумывались над  решением важных профессиональных вопросов: «Как построить диалог с классом? Что сделать для того, чтобы  привлечь внимание учеников? Как завоевать  уважение детского коллектива?». Практика показывает, что важный момент взаимодействия учителя с классом – это внешний вид учителя. Разделить понятие «культура внешнего вида учителя» можно на две составляющие: стиль и манера одеваться; особенности поведения. Аудитория встречает по одежке, поэтому в подборе костюма людей этой профессии важна любая мелочь. «Положение о вешнем виде учителя» говорит о том, что не стоит выбирать в класс ультрамодных, коротких, обтягивающих нарядов. Предпочтение отдается классическим, строгим, респектабельным костюмам. Для педагогов-женщин допустимо элегантное платье, брючный костюм, традиционный пиджак с юбкой. При выборе одежды важную роль играет цветовая гамма. Не стоит проводить урок в платье огненно-красного или оранжевого цвета. Лучше предпочесть костюм традиционных серого, бежевого, синего, цвета кофе с молоком. В этом случае ученики не будет отвлекаться на «яркую тряпку» и смогут сосредоточиться на излагаемом учебном материале. По этой же причине не нужно подбирать одежду с множеством драпировок, воланов, сложного кроя. Украшения необходимо ограничить минимальным количеством или оставить для вечера. Допустимы небольшие аккуратные серьги, тоненькая цепочка, одно кольцо без ярких камней. Внешний вид педагога не должен отвлекать учеников от урока, вместе с тем, важно, чтобы учитель чувствовал себя комфортно во время изложения материала. Поэтому одежда не должна сковывать движения и мешать перемещаться между рядами парт. Высокие каблуки для женщин могут оказаться настоящим испытанием, поскольку основное время урока преподаватель проводит стоя. Внешний вид педагога должен излучать спокойствие и уверенность. Дети очень чувствительны к чужим настроениям. Почувствовав сомнение учителя в способности усмирить аудиторию, они с радостью сядут ему на голову, и провести урок будет очень сложно. Не стоит все время общаться на повышенных тонах. Спокойный и уверенный тон, а иногда молчание, принесут гораздо больший результат.

Жесты помогают учителю привлечь внимание класса, подчеркивают его  авторитет и значимость. Важно, чтобы жестикуляция была открытой. Руки, сложенные на груди в замок, скрещенные пальцы свидетельствуют о неуверенности и закрытости педагога. Главное, о чем необходимо помнить, - это то, что внешний вид современного учителя не многим отличается от облика представителей профессии конца прошлого столетия. Консервативный и строгий внешний вид разбавлен дружелюбной улыбкой и открытостью к общению, а традиционный костюм дополнен актуальными деталями и уместными аксессуарами.

 

29. Соотношение  педагогического мастерства и  педагогического таланта по Макаренко.

Макаренко, начав педагогическую деятельность, по его воспоминанию, с избиения воспитанника (по сути, преступления) в связи с отсутствием навыков, мастерства и подготовки, в ходе своей работы пришел к новым убеждениям по сравнению с господствующими в то время в педагогической науке. Эти убеждения сводились к тому, что педагогический талант без мастерства ничего не стоит. Врожденный талант может быть, а может отсутствовать, но мастерства в этом деле может достичь всякий педагог. В чем же он полагал состоящим мастерство педагога? Огромную роль в этом Макаренко отводил голосу, тону педагога. Он говорил об искусстве постановки голоса, искусстве тона, взгляда, поворота. Все это нужно, и без этого не может быть хорошего воспитателя. И есть много таких признаков мастерства, прямых привычек, средств, которые каждый педагог, каждый воспитатель должен знать. В школах иногда у одного учителя хорошо сидят на уроках, а у другого – плохо. И это вовсе не потому, что один талантлив, а другой нет, а просто потому, что один мастер, а другой нет. Поэтому, по мнению Макаренко, нужно воспитывать педагогов, а не только образовывать. Кроме мастерства требуется, конечно, и большое знание самой организации. Интересные мысли Макаренко высказывал по поводу проявления такой важной в воспитательской работе реакции, как гнев. Макаренко имеет в виду даже вариации тона (сухой, сдержанный, спокойный, добрый, суровый, холодный, мягкий и т.д.). Поэтому в вузовскую подготовку будущего учителя следовало бы включить актерский курс постановки голоса, движений, поз. Определенные элементы чисто актерской игры безусловно нужны педагогу, в этом Макаренко абсолютно прав. Можно не согласиться с ним в вопросе о наказании. В своей системе Макаренко предлагает наказывать лучших, а худших прощать, но чтобы знали, что лучшим и пустяка не прощается. В таком способе наказания отсутствует справедливость. Возможно, с лучших и должно больше спрашиваться, но не в такой мере. Однако верно, что коллектив должен знать, что в наказании тоже проявляется уважение.

 

 

 

 

30. Макаренко об  актуальности проблемы педагогической  техники. 

Вникая в секреты успеха педагогов-мастеров, мы обнаруживаем отточенность приемов педагогического воздействия, искусную постановку и решение самых разнообразных практических задач. Важная роль здесь принадлежит специальным умениям: мобилизовать учащихся на интенсивную познавательную деятельность, ставить вопросы, общаться с коллективом и отдельной личностью, вести наблюдения, организовывать коллектив, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движением. «Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе, а потому, что видит вас, слушает вас»,- говорил А.С. Мaкapeнко. Педагогическая техника как раз и способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности педагога и внешнего его выражения. Мастерство педагога - в синтезе духовной культуры и педагогически целесообразной внешней выразительности. Таким образом, техника - совокупность приемов. Ее средства - речь и невербальные средства общения. Педагогическая наука отводит педагогической технике служебную роль и не сводит к ней сущность педагогического мастерства. Но нельзя бросаться и в другую крайность. Не пренебрежение техникой, а овладение ею превращает ее в тонкий инструмент решения важных педагогических задач, стоящих перед учителем. В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов. Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика, пантомимика); управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи). Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организации коллективных творческих дел и пр.  Поскольку технология урока и воспитательного процесса будет рассматриваться в последующих темах, остановимся лишь на вопросах педагогической техники, связанных с организацией поведения педагога.

32. Требования  Сухомлинского к учителю.

Определяющей чертой учителя  Сухомлинский считал привязанность  к детям. Чтобы стать настоящим  воспитателем детей, надо отдать им свое сердце. Одну из самых ярких своих  книг он так и назвал — Сердце отдаю детям. Учитель, конечно, должен хорошо знать свой предмет, но этого  недостаточно. Сухомлинский полагал, что  учителю необходимо вести собственное исследование в какой-либо, пусть узкой, области. Причем это требование он адресовал не только предметникам, но и учителям начальных классов, которые должны заложить фундамент интеллектуального развития ребенка. Хороший учитель должен, конечно, знать психологию и педагогику, ибо без освоения этих наук работать с детьми невозможно. Кроме того, в хорошей школе у каждого учителя должна быть какая-нибудь трудовая страсть. Один — прекрасный садовод, другой — столяр, третий любит копаться на учебно-опытном участке. Конечно, от учителя требуется высокая нравственность, подлинная принципиальность, он должен сам быть воплощением всех нравственных норм, которые должны усвоить его воспитанники. Кроме этих наиболее важных требований, есть еще и много других. У любого учителя должно быть хорошо развито чувство слова. Он должен знать и любить художественную литературу, искусство. И тут возникает несколько странная ситуация, которую Сухомлинский назвал парадоксом учительской профессии.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогическому мастерству"