Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 15:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 13 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры педаг-ка (1).doc

— 462.00 Кб (Скачать файл)

характер: не уделялось внимания трудовому воспитанию, не осуществлялись указания о тесной связи общего образования с политехническим. Более того, преподавание труда в школе было в 1937 году отменено, школьные мастерские оказались ликвидированными и накопленный опыт советской школы по трудовому воспитанию не использовался. Улучшению учебно-воспитательной работы советской школы препятствовали педологи, пытавшиеся присвоить себе монополию на изучение детей, на решение вопроса о приеме детей в школы, о профориентации и других важных проблемах школьной жизни. ЦК ВКП(б) в постановлении от 4 июля 1936 года «О педологических, извращениях в системе Наркомпросов» разоблачил педологию и вредную деятельность педологов, указал, что они базируются на лженаучных, антимарксистских положениях.  Осудив педологические извращения, ЦК ВКП(б)  в своем постановлении потребовал «восстановить полностью в правах педагогику и педагогов» С введением всеобщего обязательного начального обучения сильно возросла сеть педагогических техникумов (переименованных позже в педагогические училища), подготовляющих учителей начальных школ. В связи с ростом сети семилетних и средних школ в 1933 году были учреждены двухгодичные учительские институты для подготовки учителей V-VII классов. Большой размах получило заочное педагогическое образование, организованное для учителей, работающих в школах-заочные отделения педтехникумов, учительских и педагогических институтов. 9 апреля 1935 года было принято постановление « О повышении зарплаты учителям и другим школьным работникам», по которому разным категориям учителей заработная плата была увеличена в полтора-два раза. В 1936 году была проведена аттестация учителей -присвоение им особыми аттестационными комиссиями персональных пожизненных званий учителя начальной или средней школы в зависимости от полученного образования и пригодности к педагогической работе.  Принятый на XVIII съезде третий пятилетний план развития народного хозяйства в СССР (1938-1942) наметил грандиозную программу культурного строительства. Съезд вынес решение перейти к осуществлению среднего образования в городе и завершить всеобщее семилетнее обучение в сельских местностях и национальных республиках Показателем  роста советской  педагогической    науки    явилось издание новых учебников и пособий по педагогике. Большую роль в развитии педагогической науки стал играть теоретический журнал «Советская педагогика», издающийся с 1937 года. В 30-е годы расширяются научные исследования пo вопросам дидактики и теории воспитания.

 

32 Педагогическая система А.С. Макаренко. Феномен Макаренко и современная школа и педагогика

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) родился в г. Белополье. По окончании городского училища в г. Кременчуге и педагогических курсов он в 1905 году начал работать народным учителем двухклассного железнодорожного училища в посаде Крюково. В революционные 1905-1907 годы стало складываться марксистское мировоззрение Макаренко Большое влияние на Макаренко оказали произведения А. М. Горького. В 1914 году Макаренко, имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образования в Полтавский учительский институт, который окончил в 1917 году с золотой медалью.  В 1917-18 учебном году он был назначен инспектором (заведующим) высшего начального училища в Крюково и с увлечением отдался педагогической деятельности. В 1920 году Полтавский губернский отдел народного образования поручил А. С. Макаренко организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей и руководить ею. В течение 3-4 лет он создал образцовое воспитательное учреждение «Трудовую колонию имени А. М. Горького»; число ее воспитанников в 1926 году дошло до 120. С июня 1927 года Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Ф. Э. Дзержинского в поселке Новый Харьков, совмещая эту работу с деятельностью в колонии имени Горького.  С конца 1928 года Макаренко ушел из колонии и в дальнейшем в течение нескольких лет отдавал все свои силы руководству трудовой коммуной имени Ф. Э. Дзержинского. В 1935 году А. С. Макаренко оставил работу в коммуне имени Дзержинского. Он был назначен заведующим учебно-воспитательной частью трудовых колоний Украины и переехал в Киев, а затем, поселившись в Москве, целиком занялся по совету А. М. Горького литературной деятельностью- обобщением педагогической деятельности в колонии имени А. М. Горького и коммуне имени Ф. Э. Дзержинского. В 1933-1935 годах была напечатана «Педагогическая поэма», в 1937 году появилась в печати «Книга для родителей»-художественно-педагогическое произведение, освещающее вопросы семейного воспитания.                Основные положения системы педагогических взглядов А. С. Макаренко: Макаренко подверг острой критике буржуазную и мелкобуржуазную педагогику.  Макаренко предостерегал" от сентиментального любования детьми. В обращении с детьми не нужно сентиментального заласкивания, поцелуев, объятий и т. п., но необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости»  В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и красной нитью проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. Макаренко глубоко верит в творческие силы человека, в большие его    возможности.              С социалистическим гуманизмом у Макаренко тесно сочетается оптимизм- умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное.Он глубоко верил в творческие силы человека, был убежден, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить и развить эти силы. Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта воспитания.   Макаренко был сторонником систематического преподавания учебных предметов. Горячо выступал он против извращений в вопросе о трудовом воспитании. Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Мы должны воспитать преданных социалистической Родине патриотов, образованных людей, квалифицированных работников, людей, обладающих чувством долга и чести, сознающих свое достоинство, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, стойких, бодрых и жизнерадостных.

Умея видеть в каждом человеке его особенности, индивидуальность, Макаренко вместе с тем считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Он рассматривал личность и общество в их диалектическом единстве. Макаренко исключительно большое место в своей педагогической системе уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив. Воспитание в коллективе и через коллектив-это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания. Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде-объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей «Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора»,- писал Макаренко в статье «Проблемы воспитания в советской школе» Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива «все за одного, один за всех». «Принцип параллельного действия» не исключает, -однако, применения «принципа индивидуального действия» -прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий». «Воспитать человека-значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость…» писал Макаренко в «Педагогической поэме». Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно. Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определенной целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, дает глубокое удовлетворение. Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать свое руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива. Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал Макаренко, должен играть, «надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.              Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу.  Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая социалистической Родиной. Он должен обладать чувством чести, гордиться своим коллективом, своей великой Родиной, быть дисциплинированным, так как без дисциплины не может быть крепкого коллектива.Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера.  Рассматривая дисциплину как результат воспитания, Макаренко различает понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что режим является важным средством воспитания. Дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глубоко продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблюдаться. Макаренко указывал, что, применяя наказания, можно воспитать и раба или запуганного, дряблого человека и свободную, полную человеческого достоинства сильную личность. Все дело в том, какие наказания и как применять. Телесные наказания, конечно, недопустимы. В отношении прочих наказаний Макаренко требовал, чтобы они были продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они имели индивидуализированный характер, соответствовали бы проступку, не были частыми. Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. Он требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость,  бережливость, ответственность,  способность  ориентировки и оперативность. Придал значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т. п. Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию. Феномен Макаренко и современная школа и педагогика Макаренко  – автор воспитательной педагогики, создал педагогику параллельного действия – педагогический  феномен , смысл которого состоит в идее единства воспитания и жизни. Макаренко доказал, что коллективная организация жизни и деятельности – это самый эффективный метод воспитания личности. Главная заслуга Макаренко в том, что он круто повернул педагогическую мысль и практику в русло воспитательной педагогики и «школы жизни». Макаренко верил в возможности полноценного развития каждого ребёнка.

Феномен Макаренко парадоксален и интересен уже только тем, что на всём протяжении XX века в мировой педагогике не было имени более известного, но при этом не было ни одного достойного повторении его опыта. На дворе уже XXI век, а Макаренко остаётся непревзойдённым мастером «производства настоящих людей» В современной педагогике произошло переосмысление ценностей, появились и альтернативные взгляды на систему Макаренко

 

34 Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны 1941-45гг

Обстановка Великой Отечественной войны не могла не сказаться на народном образовании и на деятельности советской школы. Многие тысячи учащихся старших классов, учителей и студентов, объятые могучим патриотическим порывом, ушли в народное ополчение, в Красную Армию, в партизанские отряды. Школы развернули широкую общественно полезную работу. Важнейшей задачей школы в то время была забота о здоровье детей. В военных условиях советской .школе предстояло продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением, придать преподаванию основ наук большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, организовать агротехническую подготовку молодежи, развернуть массовую оборонную и политико-просветительную работу среди населения; наладить труд школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве.  Война затормозила осуществление всеобщего семилетнего обязательного обучения. Наркомпросами и местными организациями был принят ряд мер по уточнению учета школьных контингенте (включая и эвакуируемых), было разрешено открывать дополнительные классы и школы. Для эвакуированных детей создавались школы- интернаты.  Правительство приняло ряд мер по борьбе с безнадзорностью детей, явившейся результатом ухода отцов на фронт, а матерей и других взрослых членов семьи на производство. В начале 1942 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил план борьбы с детской Безнадзорностью. Открыта сеть детских приемников и детских домов,

организовано трудоустройство подростков.  С 1944-45 учебного года было установлено обязательное обучение детей с семилетнего возраста. Это мероприятие ликвидировало разрыв между детским садом и школой.  Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи. Таким образом, повсеместно с большой энергией проводилась борьба за всеобщее обучение .К концу войны удалось значительно сократить отсев учащихся из школы. Всему преподаванию, всей воспитательной работе в школе был придан боевой, патриотический характер. Изменился характер преподавания литературы, истории, географии.  Содержанию преподавания был придан более практический характер, устанавливалась более тесная связь "школьных курсов" с жизнью, вводились военно-оборонные темы.

Согласно специальному решению правительства с начала 1943 года при некоторых школах и в детских домах .стали открываться учебно-производственные мастерские. Исключительно важное воспитательное и образовательное значение приобрел труд школьников на полях колхозов и совхозов.  В эти годы в ряде школ вырабатывались местные правила для учащихся. Этот опыт был обобщен, и в августе 1943 года СНК РСФСР были утверждены «Правила для учащихся», в которых определялись обязанности школьника по отношению к школе, учителям, родителям, старшим и товарищам, устанавливались правила культурного поведения учащихся как в школе, так и вне ее.  Определенный положительный эффект в воспитательной работе давали те школы, где применительно к конкретным условиям учителя, включая учащихся в общественно полезный труд, руководствовались опытом А. С. Макаренко и опирались на коллектив. Преподавание ряда предметов, в особенности русского языка, было еще неудовлетворительным. Знания учащихся были часто формальными; они не умели связать их с практикой. Школа отставала от требований жизни.  Соцсоревнование в учебной работе, механически перенесенное в школы с фабрик и заводов, было отменено. Известное значение имело введение в январе 1944 года цифровой пятибалльной системы для оценки успеваемости учащихся. С 1943-44 учебного года в ряде крупных городов было введено раздельное обучение мальчиков и девочек. В 1954 году это решение было отменено. В июне 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе», согласно которому вводились: 1) обязательная сдача выпускных экзаменов учащимися, оканчивающими начальную и семилетнюю школу, и экзамены на аттестат зрелости + оканчивающими среднюю школу; 2) награждение золотой и серебряной медалью учащихся-отличников, оканчивающих среднюю школу. В связи с тем что в начале войны значительная часть учителей ушла в армию, были приняты меры к срочной подготовке лиц, имеющих среднее образование, к педагогической работе, к укреплению работы педагогических училищ, учительских институтов и педагогических институтов. И все же многие учителя не имели должной квалификации, что отрицательно сказывалось на работе школы. Партия и правительство проявили большую заботу об улучшении материально-бытового положения учителей: им была повышена заработная плата, установлен порядокснабжения продуктами питания и промышленными товарами по нормам рабочих промышленных предприятий.В 1944 году более пяти тысяч лучших учителей и других работников народного образования были награждены медалями и орденами за самоотверженную работу в школе по воспитанию и обучению

детей.

 

35 Советская школа и педагогика в 1945-64гг

Был разработан и принят первый послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства. План предусматривал восстановление и строительство школьных зданий, значительное расширение сети школ и увеличение числа обучающихся в них. В кратчайший срок были восстановлены и построены новые школьные здания, заново созданы уничтоженные фашистами библиотеки, учебные кабинеты и внешкольные учреждения.  В  1949 году произошел  переход к  всеобщему  обязательному семилетнему образованию. Страна приступила к реализации семилетнего всеобуча, повсеместному расширению сети   школ-семилеток,  созданию лучших условий для посещения детьми семилетних школ, большое внимание на вовлечение девочек    в семилетние    школы.    Одновременно была проведена работа по вовлечению в старшие классы полной средней школы. Для того чтобы обеспечить специальную подготовку окончивших средние школы, в техникумах были открыты отделения, принимающие лиц с полным средним образованием, срок обучения на этих отделениях был определен в 2-3 года. В системе трудовых резервов на базе средней школы стали открываться технические училища для подготовки рабочих высокой квалификации На основе решений XX съезда партии (1956) для улучшения воспитания детей был создан новый тип школы  школа-интернат.  Большое место в послевоенные годы отводилось политехническому обучению в школе. 1954-1955- новые учебные планы и программы, включены уроки труда в 1-4кл В 1955 году впервые были созданы ученические производственные бригады из школьников старших классов. Они оказались весьма перспективной формой приобщения учащихся сельских школ к общественно полезному труду.  По мере увеличения числа молодежи, получившей среднее образование,педагогические училища стали строиться на базе средней школы и переводиться на двухлетний срок обучения. С 1952 реорганизуются педагогические институты. Повышенные требования к знаниям учителей Особенно важными становятся проблемы воспитания патриотизма, сознательной дисциплины и организованности, мужества и воли. Особое значение приобретает проблема общественно полезного труда школьников. 1958 г- в стране установлено всеобщее обязательное восьмилетнее образование 1961-провозглашение необходимости всеобщего среднего образования. Наиболее важными задачами в области народного образования в 60-70 гг были осуществление в стране всеобщего обязательного среднего образования, переход школы на новое содержание образования, совершенствование учебного процесса и коммунистического воспитания учащихся.

 

15.Просвещенный абсолютизм в России во 2й пол.18в. Пед.взгляды и деят-ть ИИ Бецкого,ФИ Янковича,НИ Новикова.

Приход Екатерины2–реформы(1762-1796). Науки,искусство, «золотой век»в ист.России. Философ на троне,модница. Считала что победителей не судят. Просвещение – надо усоверш-ть воспитание(франц.материалисты),эссе о вопитании,пед-е взгляды. Сама воспит-ла внуков Александра и Константина. Женские учеб-е завед-я. Править должны образованные люди. Изменитьобщ-во не револ-м,а эволюц-м путем. Разв-ся моск-й универ и академия наук. Дидро написал план. Ек2 - консерватор,сохранение традиций России. Править должны философы,но править должна она – за ней последнее слово. Просвещение+абсолютизм=Ек.2. Проведено 2 реформы образ-я. ИИБецкой(1704-1795)-сын князя Трубецкого,отец попал в плен к шведам,Бецкой родился. Бец-правая рука Ек2. Поклонник Руссо. Воспит-е новой породы людей – закрытые учебные заведения. «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола монашества»-15 лет действовало 1864г. Воспит-е дома пред-т,что в них воспит-ся дети с 5 до 16 лет(до 18-20). В период обуч-я дети должны меньше общ-ся с внешним миром. Общ-е произ-сь с родителями при классной даме. Дети дел-сь на неск-ко классов – до 17 лет мальчики и девочки жили вместе,приучение к работе=элементарная трудовая деят-ть. С 7 до 11 лет мал.и дев.ходят в школу,ручной труд – религиозное воспит-е,разницы м\ду дев и малч нет. С 11 до 14 лет дети обуч-ся по часу,сов-ся в ручном труде со специализацией. С 14-15 лет – воспит-е заканч-ся,дифферин-я в зав-ти от спос-й их распределяли по 3м группам:1-науки  искусства(продолжить образование),2-ремесла и рукоделимя,3-спос-ть к самой простой работе. Физ.воспит-е – Бецкой-поклонник Дж.Локка – физ.воспит-е. Нравст-е воспит-е=религиозное. На воротах написано «не поступай с другими так,как не хочешь,чтоб поступали с тобой». Просущ-ло уч.зав.15 лет. Гос-во инициировало эти уч.зав.,но денег не давали,не было педагогов для занятия с детьми разного возраста. Высокая смертность. В эти дома подкидывали незаконнорожденных детей-детские дома. «Родильные отделения»-женщ.рожали в тайне. Персонала не хватало. 1764-523ребенка поступило,424умерло. 1765-892поступило,598умерло. 1765-училище при акакдемии худ-в,мальчишки любого сословия и звания,интернативный тип. Бецкой призывал в Росс.1й к меценатству. 1764-1е уч.зав.для женщин – «Смольный институт для благородных девиц»(с6до18лет)-редко отпускали домой. 2 отделения-для дворянок и мещанок. 4 класса:1--6-9лет(русск,иностр,рисов,танцы),2—9-12(геогр,ист),3—12-15(архитектура,геральдика),4—15-18(правила воспит-я благонравия+повтор всего). Театр для девочек – франц.водевили. 50 руб.забирали после выпуска из завед.+все что сама сделала. 1772-1е коммерческое училище,готовило бухгалтеров. Образ-е и воспит-е для народа. ФИ Янкович де Миркево(1740-1814). 1782-живет в России. Инициатор реформы в Австрии. Система заведений для народа. Народные училища-люди разн.сословий. Малые училища(2года) и главные народные(5лет). 1е в России испол-т классно-урочную систему обучения,введены доска и мел. 1783Питер на базе главного народного училища. Открыта 1я учительская семинария в России. Янкович создал трактат «Рук-во учителям народных училищ»-офиц.дидактика в России. Семинария просущ-ла 18лет,подготовила400учителей. План по реал-ии народного образ-я реал-н частично,т.к. образ-я сельского населения не началось,посещ-е необяз-но,учились мальчики;сод-сь не на гос.деньги, а на деньги местных властей;отсут-е пед.персонала. Московский универ-1755год-100студентов,ч\з30лет-82студента,1765-1студент юридический;1768-1студент медицинский. Ни 1н медик не получил диплома,лекции-на фр и латн языках. Моск.универ-хуже,хотят военный корпус. 1789г-при универе открыта учительская семинария,подготовка. Учителя для гимназии. Открыта школа Казакова и Башенова(архтитекторы).

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"