Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:29, шпаргалка

Краткое описание

1. Теория воспитывающего обучения И.Ф. Герберта
2. Воспитательная система С.Т. Шацкого.
3.Идеи развивающего обучения в педагогической теории И.Г. Песталоцци. Идея развивающего обучения – "великое открытие Песталоцци"

Вложенные файлы: 1 файл

история педагогики.docx

— 105.03 Кб (Скачать файл)

Билет №5

1.Общая и профессиональная  культура педагога

Общая и профессиональная культура педагога – совокупность главных и второстепенных требований к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей.

Эти требования можно  разделить на два типа:

1) устойчивые – постоянно присущие учителям и воспитателям всех эпох;

2) изменчивые – обусловлены особенностями данного этапа социально-экономического развития на котором находится общество, где живет и работает педагог.

Основные требования, предъявляемые к педагогу:

1) любовь к детям и к педагогической деятельности:

2) наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей;

3) широкая эрудиция;

4) педагогическая интуиция;

5) высокоразвитый интеллект:

6) высокий уровень общей культуры и нравственности;

7) профессиональное владение разнообразными методами воспитания и обучения детей.

Дополнительные требования, предъявляемые педагогу: общительность, артистичность, хороший вкус и др.

Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.

Сложнее определить главные  и второстепенные изменчивые качества педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте.

Основная тенденция  развития современного общества –  демократизация жизни.

Это предполагает появление  новых требований к личности педагога:

1) умение жить в условиях расширяющейся демократии, гласности;

2) умение общаться и взаимодействовать с людьми на демократической и правовой основах. Изменение экономической системы и экономических отношений требует таких качеств, как расчетливость, деловитость, бережливость, хозяйственная смекалка, предприимчивость.

 

2. Реформаторские  образовательные  течения

Реформаторская педагогика (движение нового воспитания) выступала против интеллектуализма в обучении. Сделать школу местом подготовки людей нового типа, разрешить противоречие между узкой специализацией и задачами общего развития стало основной общей идеей всех новых педагогических концепций и направлений: теории свободного воспитания, экспериментальной педагогики, прагматической педагогики (или прогрессивизма) и др. Вслед за традицией «естественного и свободного воспитания» (Ж. -Ж. Руссо) в основе реформаторской педагогики лежал принцип педоцентризма - педагогический процесс должен строиться, исходя из непосредственных интересов детей, заложенных в них потенций, а не по заранее разработанным программам и планам, противоречащим природе развития ребенка. «Новые школы» - платные частные учебные заведения интернатного типа стали лабораторией практической педагогики. Это широко распространенное движение сформулировало требования к школам иного, чем традиционные, типа, соответствующие требованиям класса буржуазии. Здесь применялись «свободные и активные» методы обучения, были хорошо оборудованные лаборатории, обучали ручному труду, было введено самоуправление. Умственное образование давалось не путем накопления знаний, а развивающими мышление методами, осуществлялся индивидуальный, развивающий подход к способностям воспитанников. Образование было направлено на удовлетворение интересов и потребностей учеников. Теоретическое обоснование и практическое создание таких школ осуществляли Сесиль Редди (1858-1932) - Англия, Герман Литц (1868-1919) - Германия, Эдмон Демолен (1852-1907) - Франция, Адольф Ферьер (1879-1960) - Швейцария, Овид Декроли (1871-1932)-Бельгия, Александр Нейл (1883-1973) - Англия и др.

                                                                                     

Билет №6

1.Цели и содержание  педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность —  это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических  училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и  т.д.). 
Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности — ее совместный характер: она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. Эта деятельность не может быть деятельностью только «для себя». Ее сущность — в переходе деятельности «для себя» в деятельность «для другого», «для других». В этой деятельности соединяются самореализация педагога и его целенаправленное участие в изменении обучаемого (уровня его обученности, воспитанности, развития, образованности). 
Многие авторы определяют педагогическую деятельность учителя как воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.  Климовым Е.А. (Климов Е.А., 1996) была разработана схема характеристик профессий. Согласно этой схеме, объектом педагогической профессии является человек, а предметом - деятельность его развития, воспитания, обучения. Педагогическая деятельность относится к группе профессий "человек - человек).  
Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. 
Дидактическое понятие “преподавание” включает в себя совокупность дидактических составляющих деятельности учителей в процессе обучения, которые чрезвычайно многосторонни и многообразны. Преподавание – вид педагогической деятельности, направленный на организацию познавательной деятельности учеников. Все составляющие дидактической деятельности можно объединить внутри группы: дидактическое проектирование, организация дидактического процесса, дидактический анализ. 
Дидактическое проектирование – это мысленное предвосхищение учителем процесса обучения и его результатов. Конструктивный компонент педагогической деятельности – планирование и построение педагогического процесса. 
Организация дидактического процесса – это центральное звено деятельности учителя, несущее наиболее значимую функциональную нагрузку. Она состоит из элементов дидактической деятельности, направленных на непосредственное руководство процессом обучения, конкретную организацию дидактической коммуникации и кооперации в целях передачи и усвоения содержания обучения. Организаторский компонент педагогической деятельности – выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в процесс обучения, создание коллектива и организацию совместной деятельности. 
При дидактическом анализе учитель устанавливает связь между тем, что запланировано, и тем, что имело место на самом деле, он осмысливает возникшие трудности, неожиданные ситуации, поведение отдельных учащихся и т.д. и делает выводы для дальнейшего хода обучения. 
Следовательно, деятельность учителя характеризуется взаимодействием проектирующего, организаторского и аналитического видов деятельности. Когда речь идет о построении процесса обучения, имеется в виду конкретная организация дидактического процесса; когда говорится о планировании процесса обучения, подразумевается проектирующая деятельность учителя, которая всегда связана с конкретным ходом процесса и соразмеряется с ним. Аналитическая деятельность учителя – это связующее звено между проектированием и организацией обучения.

2. М. Ломоносов и его роль в развитии национальной культуры, школы и просвещения

Билет №7

1.Структура и содержание  педагогической деятельности. Педагогический  труд как специфическое общественное  явление.

Психологическая наука  рассматривает педагогическую деятельность как сложную многоуровневую динамическую систему, которая содержит следующие  структурные элементы:

1 Цель профессиональной  педагогической деятельности Она  заключается в воспитании личности  в гармонии с собой, социумом  и природой, привлечении человека  к ценностям культуры есть  цель выступает как особая  миссия, пр ризначення которой - создание и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человекині.

2 Содержание преподавательской  деятельности Он охватывает процесс  организации учебной деятельности, направленной на усвоение ими  предметного социокультурного опыта  как основы и условия развития; процесс органе изации собственной деятельноститі.

3 Средства деятельности  учителя К ним относятся научные (теоретические и эмпирические) знания; тексты учебников и результаты самостоятельных наблюдений учащихся как носители знаний Прочие средства (технические, графически нет, компьютерные и т.д.о).

4 Результат преподавательской  деятельности Им является развитие  ученика, его личностное, интеллектуальное  совершенствование, становление  его как личности, субъекта учебной  деятельности

5 субъектов педагогической  деятельности Это учитель, инструменты влияния которого - его личность, знания, умения, чувства, воля

6 объектов педагогической  деятельности Он специфический,  так как ученик являются одновременно  объектом и субъектом, ведь  учебно-воспитательный процесс продуктивный  лишь при условии сочетания  элементов самовоспитания и самонав обучения ученика Более того, педагогический процесс изменяет не только ученика, но и педагога, развивая в нем одни качества, искореняя др.нші.

Схематично структуру  педагогической деятельности учителя  можно представить так: определение  педагогических целей и задач - \"выбор  средств и способов решения поставленных задач (кого учить? Кому учить? Что в учить? і вчителя).

Если рассматривать  деятельность учителя шире, то к  этим элементам, которые реализуют  преимущественно на уроках, следует  добавить еще подготовительный и внеурочное

В педагогической науке  относительно педагогической деятельности преобладает подход, который заключается  в выделении ее компонентов как  относительно самостоятельных видов  деятельности

Компоненты (лат сотропо - составляю) педагогической деятельности - относительно самостоятельные функциональные виды деятельности, каждый из которых охватывает совокупность умений, необходимых для его реализации

Российский психолог Наталья Кузьмина в структуре  педагогической деятельности выделяет следующие взаимосвязанные компоненты:

1 Конструктивный компонент  Он связан с подбором и композицией  учебно-воспитательного материала  согласно возрастных и индивидуальных  особенностей учащихся; планированием  и построением педагогического  проц процесса; определением структуры своих действий и поступков; проектированием учебно-материальной базы для осуществления учебно-воспитательной роботти.

2 Организационный компонент Предусматривает привлечение учащихся к различным видам деятельности, организацию ученического коллектива и превращение его в инструмент педагогического воздействия на личность

3 Коммуникативный компонент  Сущность его заключается в  установлении педагогически целесообразных  взаимоотношений с учениками,  коллегами, родителями, представителями  общественности

Все компоненты проявляются  в работе педагога любой специальности Для успешного их осуществления необходимы соответствующие способности и умение - коммуникативные, организационные, конструктивные, перцептивные, с суггестивные, дидактические, познавательные, саморегуляцийни тощо.

Во-первых, педагогический труд как общественно значимая деятельность состоит в формировании подрастающего  поколения, его человеческих качеств. Педагогический труд — это процесс  взаимодействия между человеком, овладевшим культурой (учитель), и человеком, овладевающим ею (ученик). В нём в значительной мере осуществляется социальная преемственность  поколений, включение подрастающего  поколения в существующую систему  социальных связей, реализуются природные  возможности человека в овладении  определенным социальным опытом.

Во-вторых, в педагогическом труде специфичен предмет труда. Здесь он — не мертвый материал природы, не животное или растение, а активное человеческое существо с  неповторимостью индивидуальных качеств.

В педагогическом труде, как и в других видах труда, различают субъект труда и  его объект (предмет). Однако учащийся выступает в этом труде не только его объектом, но и субъектом, поскольку  педагогический процесс лишь тогда  будет продуктивным, когда он заключает  в себе элементы самовоспитания и  самообучения учащегося. Более того, процесс обучения и воспитания преобразует  не только учащегося, но и педагога, воздействуя на него как на личность, развивая в нём одни качества личности и подавляя другие. Педагогика —  чисто человеческая форма деятельности, рожденная потребностями общественной жизни, потребностями развития человеческой культуры, которая может быть сохранена  и развита, если общество сумеет передать её новым поколениям. Педагогический процесс в этом плане — непременное  условие существования человеческой истории, ее поступательного развития, без которого материальная и духовная культура не могла бы ни существовать, ни быть использованной.

Цель педагогического  процесса определяет не только его  организацию, но и методы обучения и  воспитания, всю систему отношений  в нём. Изменения исторических форм педагогической деятельности в конечном итоге определяются потребностями  общества в определённых типах человеческой личности, что диктует цели и задачи воспитания, его методы и средства, направляет деятельность учителя, хотя внешне может показаться, что учитель  сам выбирает, чему он будет учить и как. Специфичен и итог педагогического труда — человек, овладевший определенной суммой общественной культуры. Однако если в материальном производстве, которое направлено на природу, с получением продукта труда процесс этим и завершается, то продукт педагогического труда — человек — способен к дальнейшему саморазвитию, а воздействие педагога на этого человека не угасает, а иногда продолжает влиять на него всю жизнь. Как видим, важнейшей особенностью педагогического труда является то, что он с начала и до конца является процессом взаимодействия людей. В нем предмет — человек, орудие труда — человек, продукт труда также человек. Это значит, что в педагогическом труде цели, задачи и методы обучения и воспитания осуществляются в форме личностных отношений. Эта особенность педагогического труда подчеркивает важность в нём нравственных аспектов.

 

 

2. Педагогическая мысль России XVIII века (И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев).

 
В период правления в России императрицы  Екатерины II огромную роль в развитии просвещения и педагогической мысли  сыгралИван Иванович Бецкой (1704 – 1795), государственный деятель, создатель закона «о воспитании обоего пола юношества» (1764). В законе говорилось о необходимости воспитать в стране «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5 – 6 лет до 18-летнего возраста. Бецкой реорганизовал систему обучения детей разных сословий, не было таких учебных заведений только для детей крепостных крестьян. В период его образовательно-просветительской деятельности были созданы Академия художеств, Коммерческое училище для мальчиков, Смольный институт благородных девиц в Петербурге для девочек с отделением для девочек из мещанского сословия. 
 
Педагогические взгляды И.И. Бецкого основывались на идеях обучения и воспитания английского философа и педагога Дж. Локка (см. предыдущие лекции). Бецкой был хорошо знаком с педагогическими идеями Запада, поэтому в своих педагогических докладах и уставах учебных заведений («Генеральный план воспитательного дома» (1764), «Краткое наставление… о воспитании детей») трактует вопросы физического, умственного и нравственного воспитания в свете педагогических идей Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо. Следует отметить, что созданная И.И. Бецким система воспитания и обучения в закрытых учебных заведениях была оторвана от жизни и далеко не всегда давала желаемые педагогические результаты.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"