Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 17:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры - педагогика.doc

— 524.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

81.

В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой. К. Д. Ушинский указывал, что русский народ проявлял и проявляет большую любовь к родине. Ушинскому была свойственна неиссякаемая вера в творческие силы русского народа. В тесной связи с народностью как основой воспитания в педагогической системе Ушинского стоит вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Ему хорошо была знакома педагогика его времени. Ушинский совершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, ему необходимо также вооружиться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае. Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению. В его психологических воззрениях немало материалистических элементов. Он рассматривает психическую жизнь в ее развитии. К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним.

 

83. Школьная реформа  60-х годов 19 века.

Начало второй половины XIX в. в России характеризовалось великим обновительным движением. Вслед за реформой 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости наметились и другие: судебная, земская, просветительная. К этому времени вопросы воспитания и образования стали пониматься как "вопросы жизни". 60-е гг. - самая яркая страница в истории педагогики в России. В эти годы общественного подъема к педагогической теории и деятельности обращается много выдающихся людей: Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Для них это время наиболее интенсивной новаторской работы; много интересных деятелей приобщилось к проблемам педагогики и к педагогическому труду в различных губерниях России. Официальная педагогика с ее традиционной доктриной подготовки людей для службы была заметно потеснена в это время. С легкой руки Н.И. Пирогова началось оживленное обсуждение в прессе проблемы воспитания человека и других педагогических вопросов: какой должна быть школа? Какова должна быть ее программа? Сословная или бессословная школа? Чему учить в школе? Как готовить учителя? - и многие другие. Главное внимание общества в это время было привлечено к народной школе, которой, по словам министра народного просвещения Шишкова, в империи, можно сказать, и не было. Приходские училища, которые нужно было содержать самим крестьянам и помещикам, развивались очень слабо. Деревенских жителей по-прежнему учили грамоте дьячок, богомолки и подобные люди. Народные училища подчинялись разным ведомствам (к 60-м гг.). Отмена крепостного права вызвала необходимость школы для всех слоев населения: крестьян и помещиков, городских жителей. Стала очевидной несправедливость сословной политики в области образования, ограничений в области женского образования. Выявилась недостаточность среднего образования, основанного на классицизме. В это время стала остро осознаваться необходимость развития отечественной педагогической науки, возникла потребность в педагогической периодике, новых учебных книгах, разработке новых методик обучения. Подготовка учителей для разного типа школ, создание самих школ - все это были насущные проблемы середины XIX в.

 

84.Школа и пед.  мысль в России в период 70-80-х  годов 19в.

В 70-80-х годах усилилась  политическая реакция в России, что сказалось на народном образовании. Преобразования производились министрами народного просвещения Д.А. Толстым и И.Д. Деяновым. Главное содержание преобразований было направлено на укрепление классицизма в средней и высшей школе. Так обучают в западных школах. Противники говорили: В основу гуманного образования нужно положить не классические языки, а родной язык. Он имеет воспитательную силу (К.Д. Ушинский). В 1871 г. классицизм победил. В середине 80-х гг. снова возник вопрос о социальном составе учеников средних учебных заведений. (В гимназиях могли за плату обучаться все, без различия сословий и вероисповеданий, но несмотря на то, что плата за обучение все время повышалась, гимназии не были полностью освобождены от детей малоимущих.) В 1887 г. появился печально знаменитый тайный циркуляр о кухаркиных детях. Необходимо освободить гимназии от детей кучеров, лакеев, мелких лавочников, которых не следует выводить из своей среды. Были закрыты приготовительные классы при гимназиях (1/3 в них были детьми из низших слоев общества). Поступление в гимназию проводилось на основании испытаний, а подготовиться к ним могли только дети из богатых семей. В средней школе упорно насаждался классицизм, в чем царское правительство видело средство отвлечь молодежь от вопросов современности, от участия в политических кружках. В этот период была ликвидирована автономия университетов, студенческие организации были запрещены. Ряд прогрессивных педагогов подвергался репрессиям. Учебные книги Ушинского долгое время были запрещены. Земские школы не находили должной поддержки со стороны царского правительства. За 20 лет было открыто земских школ втрое меньше, чем за предыдущие 10 лет, хотя потребность в сельских начальных школах с каждым годом все увеличивалась. В 70-х годах царское правительство стало ограничивать открытие земских учительских семинарий и учительских школ. В место них открывали казенные учительские семинарии, в которых должны были воспитывать будущих учителей для народа в духе православия и «преданности престолу».

 

 

85. Просвещение в  России конца 19- начала 20-го веков.

В конце 19- начале 20-го веков  быстрое развитие капитализма в  России создавало объективные предпосылки  для прогресса просвещения  и образования, но политика царизма в этой области была направлена на подавление прогрессивных сил, хотя и не могла совсем прекратить их деятельность, т.к. ширилась и развивалась борьба народов России за демократизацию образования.

С 90-х гг. XIX в. в России наблюдаются две линии в развитии образования: правительственная и общественная. Если правительство главным образом стремится установить надзор, контроль за деятельностью учебных заведений, ограничить их самостоятельность и инициативу, то широкая педагогическая общественность постепенно и настойчиво проводит обновление и создает новые школы, развивает оригинальные идеи, выступает с различными начинаниями. В развитии народной начальной школы было заинтересовано все общество, что выразилось в большом общественном движении. За открытие народных школ принялись с энтузиазмом земства, общественные организации, частные лица. Министерство народного просвещения выбирает в этих условиях свою линию поведения - всемерной поддержки церковной школы Земства же продолжали активную деятельность по развитию народной школы, они принимали во многих губерниях их обеспечение на себя. Обучение в земских школах отличалась тем, что наряду с религиозным обучением в ней был расширен объем научных знаний по географии, истории, естествознанию. Земства с самого начала своего существования обратили на школу особое внимание. Органы земского самоуправления стремились отстоять свою независимость в школьном деле. Они добивались права на расширение учебных планов и программ, изменения методов обучения. В этот период отмечается исключительно высокая активность педагогической общественности. В конце 19-го века широкого размаха достигла деятельность добровольных обществ, комитетов, комиссий, занимавшихся вопросами народного образования, среди которых особо выделялись Московский и Петербургский комитеты грамотности. Комитеты стремились привлечь общественные силы и средства к снабжению школ книгами и пособиями, к помощи народному учительству. В 1918г. была принята новая школьная система: В качестве основного типа установили 9-ти летнее образование с двумя ступенями.

 

82.Педагогическая деятельность  и взгляды Л.Н.Толстой.

Лев Толстой в 22 года открывает  в Ясной Поляне, родовом имении, школу для крестьянских детей. Толстой  считал, что чиновники от просвещения  не могут создать школьной системы, отвечающей интересам всего народа: «Чтобы народное образование пошло, нужно, чтобы оно было передано в руки общества». Свободу он называл «единственным критерием педагогики», защищая и развивая идеалы гуманистической педагогики. Толстой пользовался экспериментом, сравнивая эффективность различных способов обучения. Педагогические труды Толстого доказывали, что дитя больше мыслит образами, красками, звуками, что на первоначальных ступенях обучения мышление образами преобладает над логическим мышлением. Образное мышление имеет место и на последующих ступенях. Дети крепостных крестьян в то время учились в основном у дьячков и отставных солдат. Главным средством побуждения к учебе был страх наказания. Толстой же построил обучение на полной свободе учеников. Преобладающей формой занятий был не урок в обычном смысле, а свободная беседа с учениками: в ходе ее дети обучались чтению, письму, арифметике, усваивали грамматические правила, доступные для их возраста сведения по истории, географии, природоведению. Их обучали также рисованию, пению. Ни за поведение, не за плохую успеваемость детей не наказывали. Принципиальным отличием Яснополянской школы было ее отношение к знаниям, умениям, навыкам, приобретенными детьми вне школы. Толстой считал, что ученики начальной школы должны получать широкий круг знаний. Толстой стремился также привить детям трудовые навыки. Для этого он выделил участок земли, который обрабатывали школьники. Педагогическая деятельность Толстого не ограничивалась Ясной Поляной. По его инициативе в Тульской губернии действовало не менее двадцати народных школ. Лев Толстой издавал специальный педагогический журнал «Ясная Поляна». Программа его включала описание новых приемов обучения, новых принципов административной деятельности, распространения книг среди народа. Толстой написал одиннадцать статей, в которых показал ошибочность системы народного образования в царской России. В 70-е годы Толстой создает «Азбуку» и «Новую азбуку».

 

86. Советская школа  в период с 1921 по 1930гг.

По окончании гражданской  войны советский народ приступил к мирному строительству, которое осуществлялось в трудных условиях хоз. разрухи и голода. Надо было немедленно восстановить промышленность, поднять сельское хозяйство, организовать нормальную работу транспорта и т.п. Без подъема производительной мощи страны невозможно было дальнейшее развитее культуры. Но, с другой стороны, нельзя было обеспечить восстановление народного хозяйства без значительного подъема культуры и науки, развития народного образования. Советское правительство неоднократно подчеркивало громадное значение народного просвещения, и прежде всего общеобразовательной школы. Школьная система, принятая в 1918г., подверглась некоторым изменениям уже в годы гражданской войны. Были созданы рабочие факультеты, школы-клубы для рабочих-подростков, двух летние школы для переростков и др. для всестороннего обсуждения назревших вопросов школьного строительства было созвано первое Всероссийское совещание по народному образованию (1921г.). Совещание признало необходимым установить вместо 9-ти летней школы с двумя ступенями в качестве основного типа 7-ми летнею школу с двумя ступенями: 1-я 4 года, 2-я 3 года, и старшая ступень общеобразовательной школы всего 9-10-ть лет обучения. Положительной стороной этой школьной системы было то, что каждая ступень обучения являлась частью общеобразовательной лестницы, ведущей к дальнейшему профессионально-техническому образованию. Основной формой профессионального образования юношества Совещание признало техникум с 4-х летним сроком обучения. Совещание указало на необходимость создания сети фабрично-заводских школ с целью срочной подготовки квалифицированных рабочих для восстановления промышленности. В 1925 году создаются первые фабрично-заводские семилетки, получившие широкое распространение к концу 1929 года и ставшие основными общеобразовательными школами. Значительно увеличилось в это время кол-во рабочих факультетов, игравших важнейшую роль в подготовке рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в высшие учебные заведения, к изменению социального состава вузов.

 

 

87. Советская школа в период с 1930 по 1940гг.

Советское правительство  принимает ряд постановлений  о школе, которые определили ход  ее дальнейшего развития, направления в перестройке ее учебно-воспитательной работы, а также новые теоретические достижения советской педагогической науки. По всему Союзу развернулась энергичная работа по введению обязательного всеобщего начального обучения. Были созданы городские, районные и сельские комитеты по введению всеобщего обучения. В союзных республиках эта работа возглавлялась республиканскими комитетами по введению всеобуча. Введение обязательного всеобщего обучения было осуществлено в кротчайшие исторические сроки, которых еще не знал мир. Число учащихся в общеобразовательных школах, в 1929/1930 уч. году превышало 10 мил. , в 1934/1935 году уже составляло более 20 мил. , а к концу 1939 года – более 30мил. Особенно быстро велась работа по введению всеобщего обучения в союзных и автономных республиках. Благодаря огромной работе Советского правительства, колхозов, профсоюзов, учительства и всей общественности обязательное всеобщее начальное обучение (а в промышленных городах и районах – в объеме школы-семилетки) к 1934г. было в основном введено. На съезде коммунистической партии в 1934г. была поставлена задача о завершении во втором 5-тилетии не только ликвидации малограмотности трудоспособного взрослого населения и проведения обязательного всеобщего начального обучения, но и осуществления обязательного всеобщего политехнического обучения в объеме семилетки, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основном уже разрешена. Но в организации и содержании учебно-воспитательной работы советской школы были весьма существенные недостатки. Ежегодно сменяющие друг друга комплексно-проектные программы приводили к снижению уровня общего образования советских школьников. В 1931г. было принято постановление «О начальной и средней школе», в котором было осуждено методическое прожектерство и дано принципиальное указание о коренном изменении учебно-воспитательной работы школы. Вскоре после этого постановления были утверждены новые учебные планы на основе предметного преподавания, в которых наибольшее число часов отводилось на русский и родной языки и математику.

 

88. Советская школа  в годы ВОВ и послевоен. годы(1941-58гг.).

Война затормозила осуществление  всеобщего обязательного семилетнего  обучения. Развертыванию всеобщего  обучения препятствовали перемещения  населения из западных районов в  восточные, уход учителей в армию, включение  учащихся в трудовую деятельность. Местными организациями был принят ряд мер по уточнению учета школьных контингентов, было разрешено открывать дополнительные классы и школы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Правительство приняло ряд мер по борьбе с беспризорностью детей. В годы войны советское правительство приняло все меры по расширению школьной сети и восстановлению ее в тех местах, где враг уничтожил школьные здания. Постепенно освобождались школы используемые не по назначению. Все это позволило создать в военных условиях наиболее благоприятные (для данного времени) возможности для реализации  всеобщего обучения. В большинстве школ было налажено питание учащихся. Всему преподаванию, всей воспитательной работе в школе был придан боевой патриотический характер. Изменился характер преподавания литературы, истории, географии. На местах была развернута значительная работа по пересмотру программ таких предметов, как физика, химия, биология. Содержанию преподавания был предан более практический характер, устанавливалась более тесная связь школьных курсов с жизнью, вводились военно-оборонительные темы. С начала 1941/42 уч. Года было введено изучение основ сельского хозяйства. Исключительно важное воспитательное и образовательное значение приобрел труд школьников но полях колхозов. С1944/45 уч. года было установлено обязательное обучение с 7-ми лет, что позволило ликвидировать разрыв между детским садом и школой. В этом же году было принято постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе», согласно которому вводились: обязательная сдача выпускных экзаменов и награждение золотой и серебренной медалями выпускников-отличников.

 

89. Советская школа  в период с 1958 по 1992г.

В 1958г. был принят закон  «об укреплении связи школы с  жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования», который установил в нашей стране всеобщее обязательное восьмилетнее образование. А в 1961г. была провозглашена необходимость всеобщего среднего образования. Согласно этому постановлению произошла определенная перестройка учебно-воспитательного процесса: систематические курсы основных наук стали изучать раньше, с 4-го, а не с 5-го класса; в добавление к обязательному школьному курсу основ наук в учебные планы были добавлены начиная с 7-го класса факультативные курсы по отдельным предметам. В старших классах некоторых школ было введено дифференцированное обучение: углубленное изучение отдельных предметов – физики, математики, биологии, гуманитарных дисциплин. В ответ на объективную потребность в осовременивании содержания обучения и повышения его теоретического уровня была организована большая работа по составлению новых учебных планов, программ и учебников для всех классов общеобразовательной школы. К этой работе были привлечены крупные ученые страны, известные методисты, передовые учителя, имеющие большой пед. опыт. Новые учебные программы для начальных классов направлены более, чем прежние, на развитие умственных сил детей. Учебный материал преследует цель развития мышления учащихся, их способность к обобщениям. Программы начальных классов направляют внимание учителей на организацию самостоятельной работы учащихся. В ряде городов, в крупных колхозах страны по инициативе местных органов появились новые воспитательно-образовательные учреждения – школы-комплексы. Изменение учебных планов школы коснулось также содержания трудового воспитания, обучения учащихся труду и системы профориентации школьников. В конце 70-х годов принимаются меры по разгрузке программ и учебников от сложного материала, малопонятного или недоступного учащимся. При этом было сформулировано правило: новые учебники не должны снижать теоретического уровня содержания обучения.

 

90. Пед. деятельность  и взгляды Макаренко А.С.

По окончанию городского училища и пед. курсов Антон Семенович  в 1905г. начал работать народным учителем. Проработав 10-ть лет он поступает для продолжения образования в учительский институт, который окончил с золотой медалью. В 1920г. ему было поручено организовать в близи Полтавы колонию для несовершеннолетних и руководить ею. Работу пришлось начинать в очень трудных условиях. Воспитанники, с которыми Макаренко пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, недисциплинированными, не привыкшими к труду. Макаренко сумел воспитать из этой молодежи горячо преданных Родине, дисциплинированных, любящих труд и умеющих работать граждан. Большая заслуга Макаренко в том, что он продвинул вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив – это центральная идея его пед. системы. В течении 3-4-х лет он создал образцовое воспитательное учреждение – «Трудовую колонию имени Горького». В конце 20-х годов Макаренко участвовал в организации детской трудовой комунны в поселке под Харьковом. В коммуне использовались новые методы трудового воспитания. Раньше, в колонии им.Горького, применялся сельхоз. труд и работа в мастерских. В коммуне было организовано промышленное производство – здесь впервые начали производить фотоаппараты и электросверла. Кроме большого экономического значения, это производство важно было и в пед. смысле, требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе. Макаренко настаивал на том, что пед. теория строилась на обобщении практического опыта воспитания. Он был сторонником систематического преподавания учебных предметов, придавал огромное значение воспитанию в труде, но протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работы. Также Макаренко пишет «книгу для родителей» освещающую вопросы семейного воспитания.

В – 55 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ

ИНСТИТУТОВ  В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

Одним из важнейших направлений  деятельности школы как организующего  центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности. Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности школы, семьи и общественности создается целенаправленной  работой школы, отвечающей современным требованиям.Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи,  контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций. Система работы руководства школы, классного руководителя с семьей складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов. Формы могут быть самыми разнообразными:

  • работа секции классных руководителей;
  • работа постоянного педагогического семинара;
  • учет особенностей микрорайона, села,
  • выявление неформальных подростковых групп,
  • учет неблагополучных семей;
  • педагогический анализ работы, проводимой с родителями;
  • выработка единых требований педколлектива к работе классного руководителя и учителя с родителями. Требования должны быть обоснованными, правомерными, предъявляться в тактичной форме.

 

37. Воспитания  физической культуры учащихся. Система  физического воспитания в школе..

Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся направлена на решение следующих задач:

· содействие правильному  физическому развитию детей, повышение  их работоспособности, закаливание, охрана здоровья;

·  развитие основных двигательных качеств.

·  формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.

·  воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой

·  приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта.

К основным средствам  воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения, природные  и гигиенические факторы. Физическими  упражнениями - двигательные действия, специально организованные и сознательно  выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания. к классификации физических упражнений. Наиболее распространенной классификация включает в себя : гимнастику, игры, туризм, спорт. С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воздействовать на организм или на развитие его отдельных систем и функций. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Туризм - это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем. Спорт - всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. На соревнованиях учащиеся преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют, совершенствуют двигательные и морально-волевые качества. Воспитание физ. культуры учащихся - важный и весьма сложный элемент внутришкольного управления. Оно осуществляется совместными скоординированными усилиями всего педагогического коллектива: руководителей школы, учителей и классных руководит.

 

 

 


 

 

амечатальным образом расписано основное содержание курса педагогики (для студентов педагогический хс пециальностей).В формате doc, 4м шрифтом около 40 страниц. Каждая шпора находитсяв отдельной ячейке таблицы. 
Все это реально прочитать за дени! Учебник Сластенина-Исаева штудировать не надо. Основное содержание шпор совпадает с содержанием данного учебника. 
 
1. Возникновение и развитие педагогической профессии. Коллективный и творческий характер педагогическойдеятельности. 
2. Структура педагогической деятельности. Профессиограмма личности учителя. Требования к учителю современной школы. 
3.Профессионально-педагогическая культура учителя. Различные подходы к определению сущности и содержания профессионально-педагогической культуры. 
4. Характеристика основных компонентов профессионально-педагогической культуры. Основные пути формирования профессионально- педагогической культуры. 
5. Характеристика системы образования в России. Закон РФ "Об образовании". Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. 
6. Образовательный процесс как система и целостное явление. Характеристика основных закономерностей целостного образовательного процесса. 
7. Педагогика в системе наук о человеке. Объект, предмет, функции педагогики. Гуманистическая направленность современной педагогики. 
8.Методология и методы научно-педагогических исследований. Усиление исследовательской функции в деятельности учителя. Внедрение в практику работы школы результатов экспериментальной работы. 
9.Методологические основы педагогики. Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими науками. 
10. Образование и культура. Аксиологические основы педагогики. Характеристика педагогических ценностей, их классификация. 
11. Понятие о дидактике. Процесс обучения и ею основные признаки. Функции и движущие силы процесса обучения. Учение и преподавание, их взаимосвязь. 
12. Основные этапы (логика) процесса усвоения знаний, умений и навыков. 
13. Основные виды обучения в современной школе: объяснительно-иллюстративное, программированное, дифференцированное, индивидуальное. Компьютеризация процесса обучения. 
14. Содержание общего образования как основа формирования культуры личности. Характеристика основных компонентов содержания общего образования. Принципы и критерии отбора содержания общего образования. 
15. Государственный образовательный стандарт: цель, содержание, основные функции. 
16.Нормативные документы, регламентирующие содержание образования в школе: учебный план, учебная программа, учебники, учебные пособия. 
17.Характеристика основных дидактических концепций: теория поэтапного формирования умственных действий, теория развивающего обучения, теория проблемного обучения, теория содержательного обобщения и др. 
18.Общая теория методов обучения. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике. 
19.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся: словесные, наглядные, репродуктивные, поисковые. Проблема совершенствования методов обучения в современной школе. 
20.Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся: познавательные игры, учебные дискуссии, поощрения, наказания и др. проблема оптимального выбора методов обучения. 
21.Методы контроля и самоконтроля в обучении: письменные работы, лабораторные и практические работы. Виды контроля: текущий, тематический, итоговый, фронтальный, дифференцированный, машинный и безмашинный, программированный контроль. 22. Многообразие методов обучения в школе, факторы, обусловливающие их выбор. W12. Воспитательная и образовательная функции контроля и оценки знаний, умений и навыков. 23.Организационные формы обучения. Проблема организационных форм обучения в истории педагогики. 
24. Характеристика общих, дополнительных, вспомогательных и эпизодических форм организации педагогического процесса. 
25. Урок основная форма организации учебного процесса в школе. Проблема классификации уроков: по этапам урока, по способу проведения, по дидактическим целям. Типы уроков: логика и структура уроков различных типов. 
26. Фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учащимися на уроке. Требования к современному уроку. Экскурсия, урок-дискуссия, урок-конференция и др. 
27.Современные авторские школы как результат инновационной педагогической деятельности. Школа диалога культур (Библер B.C., Курганов С.Ю.). Школа самоопределения (Тубельский А.Н.). Школа адаптивной педагогики (Янбург Е.А.). Школа-социокультурный комплекс (Подерягин, Рухленко Н.М.). Земская школа, Сельские школы-комплексы Белгородчины и др. 
28.Воспитание в системе целостного образовательного процесса, его исторический характер. Развитие научных представлений о воспитании. Воспитание как система. 
29. Гуманистическое воспитание как тенденция мирового образовательного процесса. Проблема цели в воспитании. Цели и задачи гуманистического воспитания. 
30. Воспитательные системы: структура и этапы развития. 
31.Характеристика отечественных воспитательных систем (Иванов И.П., Библер B.C., Караковский В.А. Воспитательные системы школ-комплексов Белгородчины). 
32. Характеристика закономерностей и принципов гуманистического воспитания. 
33. Формирование базовой культуры личности как содержательная основа воспитательной работы в школе. Проблемы философской - мировоззренческой подготовки школьников. 
34.Гражданское воспитание школьников. Формирование правовой и политической культуры, культуры межнационального общения учащихся в современной школе. 
35.Трудовое воспитание и культура профессионального самоопределения. Профориентационная работа в школе. 
36.Формирование эстетической культуры учащихся: эстетика детской жизни, эстетическое восприятие природы, искусство в эстетическом развитии личности. 
37.Воспитание физической культуры учащихся. Система физического воспитания в школе. 
38.Методы воспитания. Характеристика методов формирования сознания личности. 
39.Методы воспитания. Характеристика методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения школьников. 
40.Методы воспитания. Характеристика методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. 
41.Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике. Развитие теории коллектива в педагогике. 
42.Основные признаки детского воспитательного коллектива. Этапы и уровни развития детского коллектива. Основные условия развития детского коллектива. 
43. Классный руководитель в воспитательной системе школы. 
44.Сущность педагогической технологии. Заданная природа педагогической технологии. Этапы развитияпедагогической задачи. 
45. Технология конструирования воспитательного процесса в деятельности классного руководителя. 
46. Технология осуществления коллективной творческой деятельности. 
47. Технология педагогического общения: понятие, стадии, стили. 
48. Характеристика основных признаков государственно-общественного управления образовательными системами. 
49. Характеристика общих принципов управления образовательными системами. 
50. Школа как педагогическая система и объект научного управления. 
51. Педагогический анализ во внутришкольном управлении. 
52. Целеполагание и планирование как функция управления школой.  
53. Функция организации в управлении школой: содержание, формы. 
54. Внутри школьный контроль в управлении образовательными системами: виды, формы и методы. 
55. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами: школа, семья, общественность. 
56. Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся. 
57. Инновации в образовании. Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки. Критерии педагогических инноваций. 
58.Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей в школе и их аттестация. 
59. Социальная педагогика как наука и область педагогической деятельности. 
60. Социальный педагог в системе образования: функции, обязанности и права. Содержание социально-педагогическойдеятельности. 
61. Воспитание и обучение в первобытном обществе. 
62. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока. 
63. Система образования и педагогическая мысль в Античном мире Средиземноморья. 
64. Воспитание и школа в Западной Европе эпохи Средневековья. 
65 Педагогические взгляды Я.А. Коменского. 
66. Педагогическая теория Дж. Локка. 
67. Педагогическая мысль эпохи Просвещения в Западной Европе. 
68. Педагогическая теория Ж.-Ж. Руссо. 
69. Педагогическая деятельность и взгляды И.Г. Песталоцци. 
70. Педагогическая теория И. Гербарта.  
71.Педагогические взгляды А. Дистсрвсга. 
72. Социально-педагогические опыты и взгляды Р. Оуэна. 
73. Цель и задачи воспитания в педагогических теориях Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссб, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, Р. Оуэна. 
74. Проблемы факторов, определяющих развитие личности в педагогических теориях Дж. Локка. Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. 
75. Принцип природосообразности воспитания, его трактовка в педагогических теориях Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега. 
76. Теория развивающего обучения в трудах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега. 
77. Принцип наглядности обучения в дидактических взглядах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега. 
78.Идея трудового воспитания в педагогических теориях Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна, Г. Кершенштейнера. 
79. Школа и педагогика в России XVIT - XVTII в.в. 
80.Школа и педагогическая мысль России в первой половине XIX века. 
81. Великий русский педагог К.Д. Ушинский: анализ основных педагогических идей. 
82. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого. 
83. Школьная реформа 60-х годов XIX века в России. 
84.Школа и педагогическая мысль в России в период правительственной реакции 70-х - 80-х годов XIX века. 
85. Просвещение в России конца XIX - начала XX веков. 
86. Советская школа в период с 1921 по 1929 гг. 
87.Советская школа в период с 1930 по 1940 гг. 
88.Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы (1941-1958 гг.). 
89.Советская школа и педагогика в период с 1958 по 1992 гг. Школа и педагогика России в конце XX начале XXI вв. 
90. Педагогическая деятельность и взгляды А.С. Макаренко.

 

Вуз

Уфимский государственный авиационный  технический университе



Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"