Школьная неуспеваемость, причины и пути преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 11:35, контрольная работа

Краткое описание

Проблема неуспеваемости в течении многих десятилетий была одной из наиболее острых в отечественной системе образования. Ее решение в условиях общеобразовательной школы предполагает широкое применение передового опыта и внедрения результатов научных исследований в школьную практику. На сегодняшний день, когда происходят изменения в школьном образовании, как никогда, вопрос об успеваемости остается одним из наиболее важных вопросов школьной практики.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….……3
2. Понятие школьной неуспеваемости………………………………………...4
3. Причины неуспеваемости…………………………………………….……...7
3.1 Классификации причин……………………………………………………..7
4. Пути преодоления неуспеваемости…………………………………….…....8
5. Список литературных источников ………………………………………......12

Вложенные файлы: 1 файл

к.р по педагогике.docx

— 33.72 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Полоцкий государственный  университет»

                                                                         Кафедра технологии  
                                                                                   и методики преподавания

 

                               КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «ПЕДАГОГИКА»

 

по теме: «Школьная неуспеваемость, причины и пути преодоления»

 

 

 

Выполнил:                                                                    студент 

 

 

Проверил:                                                                      преподаватель

                                                                                        Воеводина С.А

 

 

 

 

                                           Новополоцк, 2012

                                    СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение………………………………………………………………….……3

2. Понятие школьной неуспеваемости………………………………………...4

3. Причины неуспеваемости…………………………………………….……...7

3.1 Классификации причин……………………………………………………..7

4. Пути преодоления неуспеваемости…………………………………….…....8

5. Список литературных  источников ………………………………………......12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          1.ВВЕДЕНИЕ

Проблема неуспеваемости в течении многих десятилетий была одной из наиболее острых в отечественной системе образования. Ее решение в условиях общеобразовательной школы предполагает широкое применение передового опыта и внедрения результатов научных исследований в школьную практику. На сегодняшний день, когда происходят изменения в школьном образовании, как никогда, вопрос об успеваемости остается одним из наиболее важных вопросов школьной практики.

Для успешного решения  данной проблемы требуются, наряду с  решением практических и организационных  задач, новые теоретические знания о существе самого явления, о признаках  и формах его проявления в современной  школе. Исключительное значение, по мнению Бабанского Ю.К., имеют комплексные исследования данной проблемы. Необходимо, также учитывать данные, полученные и другими смежными науками - дефектологией, психологией и др.

Одной из целей данной работы является раскрытие понятия неуспеваемости в школе и рассмотрение путей  и средств, которые необходимы для  предупреждения и исправления неуспеваемости.

Задачи исследования: Проанализировать обучение и развитие в школьном возрасте, выявить пути преодоления неуспеваемости школьников, определить причины неуспеваемости учеников[1].

 

 

 

 

 

 

 

 

        2. ПОНЯТИНЕ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

 

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение  и результаты обучения не соответствуют  воспитательным и дидактическим  требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет  слабые навыки чтения, счета, слабо  владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая  неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное  и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически  запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость — сложное и многогранное явление  школьной действительности, требующее  разносторонних подходов при ее изучении.

Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы  в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение  и устранение всех ее элементов.

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными  особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей  в школе.

Исследование проблемы все  более связывается с широким  кругом социальных вопросов, предполагает использование данных всех наук о  человеке, индивиде, личности.

Именно дидактика призвана дать определение неуспеваемости, что  эта задача не может быть решена другими науками, так как понятие  неуспеваемости есть прежде всего дидактическое понятие, связанное с основными категориями дидактики - содержанием и процессом обучения.

Хотя задача раскрытия  сущности неуспеваемости в литературе не поставлена, во многих работах можно  обнаружить подходы к ее решению. Один из этих подходов состоит в  анализе условий, порождающих неуспеваемость. Так, М. А. Данилов связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения - его противоречиями. Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость. Сходные мысли высказывает В. Оконь, который определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними условиями.

Однако исследования, выполненные  в русле этого подхода, нельзя считать достаточными, они направлены на выяснение внешних связей явления  и оставляют в тени его внутреннее строение.

Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое  имеет место на одном из промежуточных  этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной  рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и  процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса.

Противоречивость такого понимания и терминологии заложена в самой сущности исследуемого явления: процесс отставания складывается из актов отставания.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспеваемость.

Для ответа на вопрос, почему возможно отставание, мы должны прежде всего разобрать факторы успеваемости.

Изучение соответствующих  научных данных позволило выделить три основных фактора успеваемости: требования к учащимся, вытекающие из целей школы; психофизические  возможности учащихся; социальные условия  их жизни, воспитания и обучения в  школе и вне школы.

Требования к учащимся составляют основу для разработки контрольных  заданий и критериев оценок. Требования содержания образования только тогда  могут быть выполнимыми, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей.

 

В возможностях детей различают  две тесно связанные друг с  другом стороны - физические возможности (состояние организма его развитие) и психические (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания). При  разработке требований к учащимся специалисты  каждого учебного предмета ориентируются  на некую норму возможностей детей  того или иного школьного возраста.

Психофизические возможности  детей изменяются, совершенствуются под влиянием социальных условий, в  том числе и влиянием учебно-воспитательной работы школы. Содержание и методы обучения повышают (а иногда задерживают, понижают) возможности учащихся.

Социальные условия (в  широком смысле слова) как фактор - успеваемости также взаимодействуют  с возможностями детей. Это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный уровень  родителей и окружающей среды, наполняемость  классов, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной  литературы и многое другое. И этот фактор так или иначе учитывается при определении содержания обучения.

Одни и те же условия  обучения и воспитания по-разному  воздействуют на детей, воспитывающихся  в разных условиях, имеющих различия в организме, в общем развитии. Не только обучение, но и вся жизнь  ребенка влияет на формирование его  личности, и развитие личности не совершается  под влиянием одних внешних условий [2].

3. ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

 

В основе неуспеваемости в  школе всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют  в комплексе. Среди них можно  обозначить: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с педагогом, страх оказаться лучше других учеников, высокая одаренность в какой-либо конкретной области, несформированность мыслительных процессов и т. д.

                       3.1 КЛАССИФИКАЦИИ ПРИЧИН

 

Однако имеются попытки  тем или иным образом сгруппировать  причины неуспеваемости. Так, например, А. М. Гельмонт, поставил задачу соотнести причины неуспеваемости с ее категориями. Им выделены причины трех категорий неуспеваемости: глубокого и общего отставания (I категория), частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (II категория), эпизодической неуспеваемости (III категория).

В качестве причин I категории  отмечены: низкий уровень предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные  обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие.

Для II категории указаны: недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности); недостаточный интерес ученика  к изучаемому предмету, слабая воля к преодолению трудностей.

Для III категории выявлены: недостатки преподавания, непрочность  знаний, слабый текущий контроль; неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий[3].

 

 

 4. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

 

Современная дидактика в  качестве основных путей преодоления  неуспеваемости предлагает следующие:

 

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических  систем, в том числе применение  активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного  обучения, информатизация педагогической  деятельности. Ю.Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно - воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.

2. Педагогическая диагностика  - систематический контроль и  оценка результатов обучения, своевременное  выявление пробелов. Для этого  применяются беседы учителя с  учениками, родителями, наблюдение  за трудным учеником с фиксацией  данных в дневнике учителя,  проведение тестов, анализ результатов,  обобщение их в виде таблиц  по видам допущенных ошибок. Ю.Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

3. Педагогическая терапия  - меры по устранению отставаний  в учебе. В отечественной школе  это дополнительные занятия. На  Западе - группы выравнивания. Преимущества  последних в том, что занятия  в них проводятся по результатам  серьезной диагностики, с подбором  групповых и индивидуальных средств  обучения. Их ведут специальные  учителя, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие.  Поскольку неудачи в учебе  связаны чаще всего с плохим  воспитанием, то с неуспевающими  учениками должна вестись индивидуальная  планируемая воспитательная работа, которая включает и работу  с семьей школьника.

 

Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер  позволил выявить некоторые принципиальные положения.

На первый план в работе с неуспевающими школьниками  выдвигаются воспитательные и развививающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.

Осуществляется нейтрализация  причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и  усиление положительных моментов).

При разработке путей совершенствования  учебно-воспитательного процесса, как  правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий  для неуспевающих школьников. Разрабатываются  также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для  общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению  учёта и контроля, рекомендации о  том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в  ней, стимулировать развитие интересов. Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и  психологических работах: поставить  перед учеником такие доступные  для него задачи, чтобы он мог  достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению  к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших  классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В  данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим  занятиям в школе.

Информация о работе Школьная неуспеваемость, причины и пути преодоления