Школьная неуспеваемость в подростковой среде - как психолого- педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение понятия школьной неуспеваемости, психологических особенностей неуспевающих школьников в подростковой среде, причин возникновения и путей преодоления данной проблемы.
Для реализации темы были определены следующие задачи:
Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по данной теме.
Раскрыть понятие «школьная неуспеваемость».

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3-6
Глава 1. Школьная неуспеваемость в подростковой среде - как психолого-
педагогическая проблема
Понятие и виды школьной неуспеваемости………………………7-16
Общая характеристика неуспевающих школьников
подростковой среде.………………………………………….……16-18
Основные причины школьной неуспеваемости. Психолого-педагогическая поддержка учащимся с трудностями
в обучении………………………………………………………….18-31
Выводы по 1 главе………………………………………………………………32
Глава 2.Эмпирические исследования школьной неуспеваемости
2.1 Организация исследования неуспевающих подростков…………33-35
2.2 Анализ полученных результатов…………………………………..35-36
2.3 Рекомендации для родителей неуспевающих подростков……….36-38
Выводы по 2 главе……………………………………………………………39-40
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………..42-43
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Моя К.6.НЕУСПЕВАЕМОСТЬ.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

      Из вышесказанного можно сделать вывод: диагностику неуспеваемости необходимо проводить на ранней стадии неуспеваемости в доступных для детей формах, а также заинтересовывать и включать в работу родителей неуспевающих школьников.

В процессе нашей работы были использованы следующие методы диагностики неуспеваемости: наблюдение в форме анкетированного опроса, и проведения теста Филипса на выявление школьной тревожности и изучения отношения к учебным предметам (по Г.Казанцевой).

  Цель: Исследование отношения к учебным предметам у школьников среднего звена ( 7 класс).

Цель 1 раздела – выявление предпочитаемых учебных предметов;

Цель 2 раздела – выявление причин предпочтительного отношения к предметам;

Цель 3 раздела – выявление того, почему ученик вообще учиться, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практические значимые, личностные и др).

Обработка результатов:

Вывод о ведущих мотивах делается на основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом. Целью теста школьной тревожности Филлипса является изучение уровня и характера тревожности, связанный со школой у детей младшего и среднего подросткового возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться или предлагаться в письменной форме, а также из 8 факторов, которые раскрывают общее внутреннее, эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов).

                   Характеристика синдромов (факторов):

1фактор – общая тревожность  в школе – общее эмоциональное  состояние подростка, связанное  с различными формами его включения  в жизнь школы;

2 фактор – переживания  социального стресса – эмоциональное  состояние подростка, на фоне  которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками);

3 фактор – фрустрация  потребности в достижении успеха - неблагоприятный  психический фон, не позволяющий ребенку развивать  свои потребности в успехе, достижении  высокого результата и т.д.;

4 фактор – страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, представления себя с другим, демонстрации своих возможностей.

5 фактор – страх ситуации  проверки знаний – негативное  отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей;

6 фактор – страх несоответствовать  ожиданиям окружающих – ориентация  на значимость других в оценке  своих результатов, поступков, мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок;

7 фактор – низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу – особенности  психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка  к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды;

8 фактор – проблемы  и страхи в отношениях с  учителями – общий негативный  эмоциональный фон отношений  со взрослыми в школе, снижающий  успешность обучения ребенка.

 2. 2 Анализ полученных результатов.

   По тесту школьной тревожности Филлипса получились следующие результаты:

Повышенный уровень –31,6% ;

Высокий уровень – 8,3%

Норма – 39,1%

Так как учебная деятельность наряду с общением, остается в подростковом возрасте ведущей, некоторые из подростков испытывают тревогу в связи со школой – как главным фактором патологического воздействия.  Наблюдается повышенный уровень страха самовыражения, страха несоответствовать ожиданиям  окружающих, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

По тесту « Изучение отношения к учебным предметам (по Г.Казанцевой)»

ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ                                             ВЕДУЩИЕ

ПРЕДМЕТЫ:                                                              МОТИВЫ:

Гуманитарные – 7 учащихся(58,3%);           Социальные – 5учащихся(41,6%)

Естественные –  2 учащихся (16,7%);          Личностные – 8 учащихся(66,6%)

Технические -    3 учащихся ( 25%).             Практически

                                                                          значимые -  6 учащихся (50%)

                                                                          Мировоззренческие- 3 уч-ся (25%)

  2.3 Рекомендации для родителей неуспевающих подростков.

Все причины плохой учебы, которые были отмечены выше, конечно же, имеют прямое отношение к родителям подростка. Индивидуально – типологические особенности во многом зависят от того, какие природные особенности заложены в ребенке, тут он во многом может быть схож со своими родителями. В связи с этим очень часто у плохо успевающих школьников родители также не блистали отличной успеваемостью.

Интеллектуальная пассивность подростков также может быть спровоцирована семьей:

  • Неудовлетворительные показатели познавательного климата в семье;
  • Наличие избыточной поверхностно-развлекательной информации, а также субъективно-пассивная роль ребенка при ее получении.

Приведем рекомендации, которые предлагает профессор М.К. Тутушкина. Субъективные причины неуспеваемости, по мнению автора, могут быть следствием того, что:

  1. родители сами плохо учились, не любили читать, учить уроки;
  2. в семье не формируется ценность овладения знаниями цивилизации и культуры;
  3. родители высокомерно относятся к людям вообще, к школе и учителям в частности;
  4. в семье нет установки на труд, на приложение усилий для достижения цели;
  5. учитель в начальной школе был нечувствителен к индивидуальности ребенка;
  6. в начальной школе родители эмоционально не вовлекались в учебный процесс, не проявляли интереса к школьным заботам.

Что же можно предпринять, если есть желание улучшить успеваемость ребенка? В случае первых четырех причин, советует автор, остается смириться с тем, что «нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». Хотя, если есть желание изменить положение, то нужно обязательно прикладывать усилия, но начинать надо с себя, с семейных устоев, привычек. В случаях 5-6 можно изменить отношение учителя и педагогического коллектива к вашему ребенку, а также собственное отношение к процессу школьного обучения.

Познавательный интерес к учению и навыки обучения, адаптация к школе развиваются в первых трех классах начальной школы. Если этот момент упущен, то в средних классах (10-14 лет) можно опираться на поисковую активность в интересах и увлечениях. Это значит, что ваши переживания по поводу плохой успеваемости временно лучше подавить. Понаблюдать, заметить, чем же ребенок интересуется, к чему склоняется – компьютеру, футболу, каратэ, бабочкам и т.п. попытаться связать его интерес с одним из школьных предметов.

Заставить учиться подростка, конечно, практически невозможно. Но мотивировать подростка учиться – вполне разрешимая задача, несмотря на ее большую трудность. В зависимости от индивидуально – личностных особенностей необходимо найти, чем можно зацепить ученика, чтобы у него появилось желание учиться. Например, честолюбивого подростка, мечтающего о профессиональной карьере, надо нацелить на углубленное изучение предметов, необходимых ему в будущем. Ученика с истероидными чертами характера может подстегнуть возможность выделиться среди сверстников, продемонстрировать свои способности. Кого-то может подтолкнуть романтическое увлечение, в том случае, если объект обожания хорошо учится, имеет твердые жизненные планы и т.п.

Повышение самооценки и укрепление самоуважения учащихся также имеет большое значение для учебной успеваемости.

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе

К психолого-педагогическим условиям, обеспечивающим повышение эффективности предупреждения неуспеваемости школьников в подростковой среде относим:  
- информационно-просветительскую работу с родителями в основе которой лежит профилактика возможных нарушений семейного воспитания, повышение коммуникативной компетентности во взаимодействии с подростками;  
- информационно-просветительскую работу с педагогами в основе которой лежит информирование об индивидуально-психологических особенностях личности подростка и повышение уровня эффективности приемов педагогического воздействия;  
- развитие у подростка навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других путем включения его в психологический тренинг.  
Предупреждение неуспеваемости среди подростков в рамках выделенных психолого-педагогических условий вписывается в профессиональную деятельность педагога – психолога работающего в школе. В опытно-экспериментальном исследовании условия были введены в комплекс.

Акцентуации характера являются устойчивой особенностью индивида, и это подтвердилось в нашем исследовании.  
В итоговой диагностике в экспериментальной и контрольной группах типы акцентуаций характера выявились те же, что и в первичной диагностике.  
По шкале Ю.В. Попова – Н.Я. Иванова было определено, что диагностируемые подростки в экспериментальной группе не стали входить в группу риска, а в контрольной группе подростки остались в группе риска социальной дезадаптации.  
Достоверность полученных результатов подтверждены методами статического анализа.  
Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают выдвинутую гипотезу и свидетельствуют, что реализованные в эксперименте психолого-педагогические условия, а именно, выявление причины неуспеваемости , а также психолого-педагогическая работа по коррекции устранения этих причин   показывает более положительные результаты по повышению успеваемости и самооценки подростков.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. В нашей работе сделана попытка рассмотреть неуспеваемость школьников в связи с основными категориями дидактики - содержанием и процессом обучения. 
Неуспеваемость в этой системе взглядов трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Мы стремились показать, что предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов. Выдвигается понятие «отставание», которым характеризуется как неуспеваемость в виде процесса, так и отдельные частичные и разновременные невыполнения требований. Отставание предстает как невыполнение требований учебного процесса. 
Требования группируются в связи с компонентами содержания учебного предмета, повторяющими состав содержания общего образования. Эти компоненты в единстве с особенностями усвоения различных видов содержания определяют состав элементов неуспеваемости. Нами выявлены элементы неуспеваемости для одной группы учебных предметов. При условии выделения их для других групп учебных предметов появится возможность дать более обобщённое дидактическое определение не успеваемости в современной школе. 

 

 

 

 

Список литературы

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Трудности в обучении детей. – М., 2008. 
2. Бабанский Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости. - Ростов-на-Дону, 2002. 
3. Блонский П.П. Школьная неуспеваемость//Избранные педагогические произведения - М., 2007. 
4. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пединститутов / под ред. А.В. Петровского. - М., 2005. 
5. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. /Сб.статей. Под ред. Ю.К. Бабанского/-. Ростов-на-Дону, 2007.

6. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - М., 2001. 
7. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция благополучия. - Киев, 2003. 
8.Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика. - М.,2001. 
9. Майорова Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины: пособие для школьного психолога. – СПб., 1999 
10. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. - М., 2002.

11. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей – М., 2002 
12. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. – Минск, 1999. 
13. Мурачковский Н.И. Типы неуспевающих школьников / Психологические проблемы неуспеваемости школьников / под ред. Н.А. Менчинской. – М., 2009. 
14. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) / под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. – М., 2005. 
15. Практическая психология образования/ под ред. И.В. Дубровиной, - М., 1999. 
16. Психические особенности слабоуспевающих школьников / под ред. Й. Ломпшера. – М., 2006. 
17. Психолого-педагогический словарь.- Ростов-на-Дону, 1998. 
18. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2006. 
19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании- М.: Владос,1996.

20. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. – М., 2000. 
21. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска» / сост. Астапов В.М, Микадзе Ю.В. – М., 1996. 
22. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. - М., 1998. 
23. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении: Книга для учителя и школьного психолога. - М., 2009 
24.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах.- М., 1996.

25. Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель.- М., 1996.

Статьи: 
1. Аристова Т.А. Психофизиологические причины трудностей в обучении чтению и письму и их преодоление // Вопросы психологии, № 5, 2000.  
2. Иншанкова О. Специфические трудности обучения учащихся младших классов // Начальная школа, № 4, 2005, с. 12-13. 
3.Локалова Н.П. Слабоуспевающий школьник: психологическое изучение ми коррекционная работа // Начальная школа, № 11-12, 1992.

Информация о работе Школьная неуспеваемость в подростковой среде - как психолого- педагогическая проблема