Художественно-познавательная активность и значение ее формирования у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

Таким образом, с позиций дидактики, художественно-познавательная активность - это особое личностно-обусловленное стремление познать искусство в ходе занятий в одном из его видов. С одной стороны, художественно-познавательная активность неотделима от общей познавательной активности индивида, в которой сосуществуют и взаимодействуют эмоциональное и рациональное, образное и понятийное, художественное и техническое. С другой стороны сущность художественно-познавательной активности заключается в том, что, интегрируя все основные черты активности, она придает им художественно-образные качества.

Вложенные файлы: 1 файл

худ-познав.активность детей ст. дошк. возраста.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

1. Теоретическая часть – художественно-познавательная активность и значение ее формирования у детей старшего дошкольного возраста

Опираясь на педагогические представления о познавательной активности, художественно-познавательную активность можно определить как стремление к активному освоению художественных явлений, которое возникает, как результат сформированных умений реализовать собственные художественные потребности.

Таким образом, с позиций  дидактики, художественно-познавательная активность - это особое личностно-обусловленное стремление познать искусство в ходе занятий в одном из его видов. С одной стороны, художественно-познавательная активность неотделима от общей познавательной активности индивида, в которой сосуществуют и взаимодействуют эмоциональное и рациональное, образное и понятийное, художественное и техническое. С другой стороны сущность художественно-познавательной активности заключается в том, что, интегрируя все основные черты активности, она придает им художественно-образные качества.

Феномен художественно-познавательной активности полнится красотой благодаря скрытому в нем жизненному началу и поднимается на новую ступень духовной жизни.

Познавательная  активность ребенка старшего дошкольного  возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это  сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».

Характерная особенность  этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.

Вопросы ребенка  обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике  интересных новых сведений (знаний), объяснений. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.

Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучия самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Психологи подчеркивают, что для развития ребенка решающее типом деятельности, в которой знания приобретались. Познавательная деятельность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Поэтому взрослому  важно в процессе обучения, поддерживая  познавательную активность, создавать  детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание.

 

2. Практическая часть – конспект занятия по формированию художественно-познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Концепция дошкольного  воспитания выделяет основные ориентиры  обновления содержания воспитательно-образовательной системы в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных партнерских отношений, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

В.А. Сухомлинский советовал: «…не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь на уроках рассказать все, что вы знаете – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком окружающий мир… оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

А. Эйнштейн писал, что самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы испытываем, — это ощущение таинственности; кому эта эмоция чужда, кто утратил способность замирать в трепете, того можно считать мертвецом. Развитие детей в организованной среде во многом определяется тем, насколько она вызывает к жизни индивидуальный опыт детей, в том числе опыт, приобретенный в ходе организованного обучения.

Содержание  актуальных программ обеспечивает целостное  развитие личности ребенка дошкольника. Задачи познавательного развития занимают центральное место. Целостное представление  о мире – основа интеллектуального развития детей. В представлениях ребенка отражаются в единстве объекты, действия с ними. Оперируя этим, дети постепенно познают мир таким, каким он есть.

Обучение должно учитывать особенности развития ребенка, познавательное развитие можно  сравнить со спиралью, которое должно расширяться и углубляться.

Считаем, что важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются:

  • личность педагога,
  • характер его взаимоотношений с ребенком,
  • закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.

Знание ребенка  – сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое  искусство, требующее от воспитателя  самоотдачи, творчества, собственных  решений.

Задача педагога состоит  в том, чтобы сделать трудное  – привычным, привычное – легким, легкое – приятным.

По нашему мнению, основным условием для развития познавательной активности детей являются:

  • интересы и потребности детей,
  • осмысление и осознание себя в окружающем мире,
  • индивидуальность каждого ребенка,
  • средства и способы добывания знаний.

В связи с  этим целью нашей работы стало  помочь детям познавать окружающий мир, формировать опыт творческой познавательной деятельности, сохранять индивидуальность каждого ребенка.

Первоочередной  задачей нашей работы была разработка программы направленной на определение содержания и видов деятельности с детьми, по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста:

  • провести анализ и оценку познавательной деятельности,
  • разработать методические приемы для работы с детьми,
  • использовать различные формы и средства для познания окружающего мира, развивать познавательную активность.

Цель программы: формирование художественно-познавательной активности.

Программное содержание: знакомить детей с изобразительным  искусством, развивать художественное восприятие, учить эмоционально откликаться на действие произведения. Учить детей понимать содержание картин, воспитывать чуткое отношение к природе. Формировать умение выражать свои мысли ясно для окружающих, уметь вести беседу непринужденно.

Предварительная работа предусматривает, что дети уже  знают понятия: колорит, композиция, знакомились с картинами А. Пластова, И. Шишкина.

Ход занятия:

Воспитатель: «На  сегодняшнем занятии мы познакомимся с картинами художников, которые  изобразили зиму. Все эти художники изобразили одно и то же время года в своих картинах, но их картины очень отличительны друг от друга. Для начала рассмотрим картину художника Юона. Какое время года изобразил художник на картине?»

Дети: На картине  мы видим зиму.

Воспитатель: Верно, Мы видим изображение зимы, когда  сна еще только вступает в свои права. Обратите внимание, па улице  много прохожих. Люди вышли на улицу, они рады зиме, так как морозы еще не очень сильные, резвятся дети, играют в снежки, катаются на коньках.

«Опрятней модного  паркета,

Блистает речка  льдом одета.

Мальчишек радостный  народ

Коньками звучно режет лед.

И мягко устланные  горы

Зимы блистательным  ковром.

Все ярко, все  бело кругом».

Воспитатель: Какие  чувства вызывает у вас эта  картина?

Дети: Чувство света, покоя.

Дети: Чувство  радости, что кончилась дождливая  осень, наступили тихие светлые  дни.

Воспитатель: Какие  характерные особенности русской  зимы передает художник?

Дети: Кругом много  пушистого снега.

Дети: Замерзший  пруд.

Дети: Дети катаются на коньках.

Воспитатель: И  глядя на все это, кажется, что  не только люди, по и природа рада зиме.

«...И вот сама идет волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась, клоками.

Повисла на суках  дубов,

Легла волнистыми коврами

среди полей, вокруг холмов».

Как вы думаете, подходят сюда эти строки А.С. Пушкина?

Дети: Подходят.

Воспитатель: Верно. Два великих мастера: мастер кисти  и мастер слова называют зиму волшебницей. И действительно так. Обратите внимание, на картине изображен пасмурный  день, все небо в облаках. Но везде ли они одинаковы?

Дети: Облака белые  и есть желтоватые.

Воспитатель: Но если мы присмотримся, то увидим, что  и снег не совсем белый, и иней на деревьях — все имеет множество  оттенков, которые в большинстве  своем желтовато-розоватые, а иней хотя и серебристо-голубой, но под лучами заходящего солнца приобретает розоватый оттенок. Вы наверно наблюдали такую зиму тоже. Деревья в инее бывают, когда накануне этого дня было тепло, а ночью ударил мороз. А день на картине морозный. Это видно сразу. Ведь дым из трубы поднимается вверх. Ребята, подумайте, где находился художник, когда наблюдал это в природе?

Дети: Художник был далеко.

Дети: Он нарисовал  все это не очень крупно.

Воспитатель: Да, он находился на пригорке и немного  вдалеке. А теперь давайте вспомним, какие еще художники рисовали природу?

Дети: Это А. Пластов, И. Шишкин.

Воспитатель: Мы уже знакомились с картинами  И. Шишкина. Вспомнили? Это «Рожь», «Утро  в сосновом лесу», «Корабельная роща». И везде это были радостные  картины, с могучими вековыми соснами. Иван Шишкин знал и любил природу. Сейчас мы рассмотрим его картину. Называется она «Зима». Я предлагаю вам полюбоваться этой картиной под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Дети слушают  музыку.

Воспитатель: Подходит ли музыка к этой картине? Какое настроение возникает у вас, когда смотрите па эту картину?

Дети: Стало  немного грустно.

Дети: Печально.

Воспитатель: Композитор и художник одинаково грустят.

Дети: Кажется, что зима надолго, когда вокруг такой  темный лес.

Воспитатель: Какими красками передана грусть, тоска в картине?

Информация о работе Художественно-познавательная активность и значение ее формирования у детей старшего дошкольного возраста