Характеристики и функции учебной мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 11:37, реферат

Краткое описание

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, – в данном случае деятельность учения, учебную деятельность.
Учебная мотивация позволяет развивающейся личности определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу. Она выступает в качестве значимой многофакторной детерминации, обусловливающей специфику учебной ситуации в каждый временной интервал.
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов:
– характером образовательной системы;
– организацией педагогического процесса в образовательном учреждении;
– особенностями самого обучающегося (пол, возраст, уровень интеллектуального развития и способностей, уровень притязаний, самооценка, характер взаимодействия с другими учениками и т.д.);
– личностными особенностями учителя (преподавателя) и прежде всего системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности;
– спецификой учебного предмета.

Содержание

Учебная мотивация………………………………...……………………3
Сущность учебных мотивов…………………………………...……..3
Источники учебной мотивации...........................................................4
Классификация учебных мотивов…………………………...……5
Характеристики и функции учебной мотивации…………………....9
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…………11

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 38.41 Кб (Скачать файл)

– направляющую функцию, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность учащегося всегда стремится к достижению конкретных познавательных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива;

– регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности учащегося либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности.

Наряду с указанными функциями, выделяют стимулирующую, управляющую, организующую (Е.П. Ильин), структурирующую (О.К. Тихомиров), смыслообразующую (А.Н. Леонтьев), контролирующую (А.В. Запорожец) и защитную (К. Обуховский) функции мотива. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бондаренко, С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н. Ланды. М., 1973. Вып. 2.
  2. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
  3. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
  4. Маркова, А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М., 1990.
  5. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
  6. Мильман, В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопр. психологии. 1987. № 5.
  7. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. 1986.
  8. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 1, 2.

 

 

 

 


Информация о работе Характеристики и функции учебной мотивации