Характеристика сюжетно-ролевой игры как вида детской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: обоснование проблемы подготовки детей дошкольного возраста к сюжетно-ролевым играм в процессе использования метода наглядного моделирования.
В соответствии с объектом, предметом поставлены задачи исследования:
1. Определить теоретические основы игровой деятельности дошкольников.
2. Раскрыть роль моделирования в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников.
3. Выявить эффективность использования наглядных моделей при подготовке старших дошкольников к сюжетно-ролевым играм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ………………….......................................................................................6
1.1 Характеристика сюжетно-ролевой игры как вида детской деятельности……………………………………………………………….6
1.2 Определение подходов к руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников…………...............................................................................16
1.3 Моделирование как метод, виды моделей, возможности их использования для развития сюжетно-ролевой игры дошкольников……………...........................................................................18
ГЛАВА 2 Использование моделирования в подготовке детей к сюжетно-ролевым играм…………………………………………………………………………..22
2.1 Определение уровня сформированности игровых действий, уровня развития игры………………………………………………………………….22
2.2 Разработка и применение схем в процессе организации сюжетно-ролевых игр…………………………………………........................................................28
2.3 Анализ изменений и полученных результатов…………………………………………..........................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая готовая 2 катина.docx

— 960.35 Кб (Скачать файл)

1.Необходимо создать  условия для игровой деятельности  в группе с учётом места, времени  в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми  во время сюжетно - ролевых игр.

2. Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.

 

 

 

 

 

 

 

                         СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. В.С. Мухина Детская психология: Учебник для студентов педагогических  институтов/под ред. А.А. Венгера-2-е  издание, переработанное и дополненное-М.:Просвещение1985-272с.

2. Игра дошкольника / Под ред. C.JI. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. -286с.

3. Как играть с ребенком / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М. : Педагогика,1990.-160с.

4. Козлова С.А., Куликова  Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное  пособие для студентов средних  педагогических учебных заведений. — 2-е издание, переработанное и  дополненное. — М.: Издательский  центр «Академия», 2000. — 416 с.

5. Леонтьев А. Н. Избранные  психологические произведения: В 2-х  т. Т. I —М.: Педагогика, 1983.— 392 с. с 390-391

6. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. –128с. Стр.64-79, стр.21

7. Михайленко Н. Я., Короткова  Н.А. Организация сюжетной игры  в детском саду: Пособие для  воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.

8. Психология развития. /Под  ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005, 524 с.

9. Сухомлинский В.А. Избранные  педагогические сочинения: 3 т. - М., 1981. - Т. 3. - 558 с.

10. Статья: Играть или учить. Смирнова Е. О Ссылка: http://yug-ems.ru/

p_e_d_a_g_o_g_i_k_a/s_t_a_t_ya_i_g_r_a_t_i_l_i_u_ch_i_t.php

11. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. 304 с.  стр. 85

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Особенности игровой деятельности в старшей группе

Компоненты игры

Старшие дошкольники

 

(5-7 лет)

1

4

1. Замысел игры, постановка  игровых целей

 

и задач

Замыслы игр более устойчивые, но не статичные, а развивающиеся. Дети

 

 совместно обсуждают

 

 замысел игры, учитывают  точку зрения партнера, достигают  общего решения. Появляется длительная

 

 перспектива игры, что

 

 говорит о высоком  уровне

 

 развития игрового

 

 творчества. Перед игрой  дети намечают общий план,

 

 а во время игры  включают

 

 в нее новые идеи  и образы, т.е. плановость, согласованность  игры сочетается с импровизацией

2. Выполнение роли и  взаимодействие детей в игре

Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые детьми средства выразительности. Речь занимает все большее место в реализации роли. Она не только обозначается словом, но через речь раскрывается сущность ролевых отношений. У детей насчитывается 7-10 ролей в играх, из тих 2-3 любимые

3. Игровые правила

Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли


 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Ознакомление с окружающим

Обучающие игры

Предметно-игровая среда

Активизирующее общение взрослого с детьми

Экскурсия

 

в медицинский кабинет д/с.

 

Цель: уточнить знания детей о работе медицинской сестры, познакомить с медицинскими инструментами.

 

Уточнить знания детей: что делает медсестра в детском саду.

Индивидуальные совместные со взрослым игровые ситуации:

 

Ребенок – роль: медсестра; взрослый – роли: ребенок; воспитатель; родитель.

Изготовление рецептов, игрушечных таблеток, порошков.

Обращение к ребенку, пришедшему после болезни: Вы сегодня кому справку отдавали? А что сказала наша медсестра?

Экскурсия

 

к больнице .

 

Цель: знакомство с работой машины «скорой помощи».

Индивидуальные игры совместно с взрослым:

 

Ребенок – роль: шофер «скорой помощи»;

 

взрослый – роли: врач, медсестра. больной

Изготовление атрибутики к игре «Больница»: белый халат для медсестры и врача, красный крест для машины «скорой помощи».

 

Беседа с мамой одного из детей

 

Цель: рассказать о работе врача, о том как врач работает вместе с медсестрой, подчеркнуть их взаимодействие в работе.

Индивидуальные игровые ситуации совместно со взрослым:

 

Ребенок – врач;

 

Взрослый – медсестра, больной, другой врач.

 

Вопросы к детям:

 

-Ты болела?

 

-Что у тебя болело?

 

-Как тебя лечили?

Чтение художественной литературы:

К. Чуковский « Доктор Айболит»;

А. Кардашова «Наш доктор».

Цель: создать образы врачей для передачи их детьми в играх.

 

Создание панно: пейзаж большое дерево с красным крестом.

 


                                                                                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ В

Воспитатель: - Ребята, посмотрите Таня пришла. Танечка, тебя так долго не было, что случилось.

 

Соня Б.: - Я же болела.

 

Воспитатель: - А что же у тебя болело?

 

Соня Б.: - Головка и кашляла.

 

Воспитатель: - А кто же тебя вылечил?

 

Соня Б.: - Мама.

 

Воспитатель: - Мама тебя любит, поэтому не хочет, чтобы ты болела. А она знает как тебя лечить?

 

Соня Б.: - К нам же врач приходила, она маме все написала, ну, как меня лечить. Мама и лечила…

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Дети недавно мы с вами познакомились с такой профессией как врач. Посмотрите врач всегда ходит в белом халате. А на голове у него специальная шапочка. (Рис. 1)Когда мы заболели, то он приходит к нам домой или мама отводит нас в поликлинику. Врач осматривает больного с помощью специальных инструментов.

Как мы видим на рисунке он осматривает горлышко специальным шпателем. (Рис 2) Кто ответит, что при этом должен говорить больной?(Дети отвечают а-а-а)

Потом врач измеряет нам температуру градусником. А кто из вас знает куда его нужно положить, чтобы померить температуру. (Дети отвечают)

Далее врачу нужно послушать наше дыхание и для этого у него есть специальный прибор, который называется фонендоскоп.  (Рис 3)Сначала врач слушает нам грудь, а потом спинку.

А после уже назначает лечение. И дает если нужно лекарство. (Рис  4)

Дети, а кто знает, кто помогает врачу? (Дети говорят медсестра)

Она также носит белый халат и шапочку. (Рис 5)Медсестра записывает в карточку, чем мы заболели. Подает врачу необходимые инструменты и выписывает рецепт. Делает уколы.

А теперь давайте вместе с вами придумаем рассказ о мальчике, который заболел.






 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Табл. 3. Уровень сформированности игровых навыков у детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента

 

Табл. 4. Уровень сформированности игровых навыков у детей контрольной группы на контрольном этапе эксперимента

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Табл.1 Уровень сформированности игровых навыков у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе:


 

Табл.2 Уровень сформированности игровых навыков у детей контрольной группы на констатирующем этапе:


         

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Рис. 1 Индивидуальная динамика сформированности игровых навыков у детей экспериментальной группы

Рис. 2 Индивидуальная динамика сформированности игровых навыков у детей контрольной группы


 

 


Информация о работе Характеристика сюжетно-ролевой игры как вида детской деятельности