Характеристика голосовых расстройств у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 02:06, курсовая работа

Краткое описание

Процессы становления науки, посвященной проблемам изучения голоса, прослеживаются со времен глубокой древности. Еще ученые Древней Греции изучали недостатки речи и делали попытки описать строение гортани (Гиппократ, Аристотель, Гален). И даже рассмотрели заболевания и способы лечения голосового аппарата, объяснили причины возникновения звука, анатомию и физиологию функционирования голосоречевых органов, дали физиологические и акустические характеристики фонем (Авиценна, ок. 980-1037г.).
Позднее проблемы нарушения голоса рассматривались с двух позиций: фониатрической (И. Мюллер, Г.Штерн, М. Зееман, Е.Н. Малютный, И.И. Левидов, Ф.Ф. Заседателев и др.) и музыкальной (Мануэль Гарсия, Е.М. Малинина, М. Ф. Заринская, В.П. Морозов, Л.Б.Дмитриев и др.).

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы изучения голосовых расстройств у детей …..6
1.1.Акустические характеристики голоса детей …………………………6
1.2.Анатомо-физиологические основы голосообразования .……………9
Выводы по Главе I…………………………………………………………….....12
Глава II. Характеристика нарушений голоса и причины их возникновения у детей ………………………………………………………………………….......14
2.1.Характеристика нарушений голоса у детей…....................…...…….14
2.2.Причины голосовых расстройств у детей ..……..…………………..17
Выводы по Главе II…………………………………………………………........21
Заключение…………...…………...…………………………………...……..…..22
Список литературы………………...……………………...……………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Работа.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Институт педагогики, психологии и социальных технологий

Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики

 

 

 

 

 

            Курсовая работа

Характеристика голосовых расстройств у детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. ОБ-050700-22.1                                                                                       Копылова Д.А.

 

Научный руководитель:

Доцент, к.п.н.

Чиркова Э.Б.

 

 

 

 

Ижевск, 2013

Оглавление

 

Введение...................................................................................................................3

Глава I.  Теоретические основы изучения голосовых расстройств у детей …..6    

1.1.Акустические характеристики голоса детей …………………………6

1.2.Анатомо-физиологические основы голосообразования .……………9

Выводы по Главе I…………………………………………………………….....12

Глава II. Характеристика нарушений голоса и причины их возникновения у детей ………………………………………………………………………….......14

2.1.Характеристика нарушений голоса у детей…....................…...…….14

2.2.Причины голосовых расстройств у детей ..……..…………………..17

Выводы по Главе II…………………………………………………………........21

Заключение…………...…………...…………………………………...……..…..22

Список литературы………………...……………………...……………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Процессы становления науки, посвященной проблемам изучения голоса, прослеживаются со времен глубокой древности. Еще ученые Древней Греции изучали недостатки речи и делали попытки описать строение гортани (Гиппократ, Аристотель, Гален). И даже рассмотрели заболевания и способы лечения голосового аппарата, объяснили причины возникновения звука, анатомию и физиологию функционирования голосоречевых органов, дали физиологические и акустические характеристики фонем (Авиценна, ок. 980-1037г.).

Позднее проблемы нарушения голоса рассматривались с двух позиций: фониатрической (И. Мюллер, Г.Штерн, М. Зееман, Е.Н. Малютный, И.И. Левидов, Ф.Ф. Заседателев и др.) и музыкальной (Мануэль Гарсия, Е.М. Малинина, М. Ф. Заринская, В.П. Морозов, Л.Б.Дмитриев и др.).

Написаны следующие труды: «Расстройства разговорной функции как предмет клинического преподавания» (Г.Гутцман, 1905), «Основы физиологии и патологии голоса певцов» ( Л.Д. Работнов, 1932) «Основы фониатрии» (М.И. Фомичев, 1949) и пр.

Однако, число публикаций, посвященных различным аспектам патологии голоса, подготовленных педагогами-логопедами, возросло лишь несколько десятилетий назад. Разработана методика восстановления звучной речи после удаления гортани или ее частичной резекции (С.Л. Таптапова, 1963 – 1990), предложена система упражнений по коррекции голоса детей при рубцовых деформациях гортани, описаны различные расстройства голоса функционального и органического генеза (Е.С. Алмазова, 1971 – 2001), исследованы сложные проблемы спастических нарушений голоса и обозначена  система коррекционной работы по предупреждению и устранению нарушений голоса (О.С. Орлова, 1980-2001)

В работах о нарушениях голосовой функции и интонации у детей с различными нарушениями речи представлены различные приемы проведения педагогического обследования и выявления акустических характеристик голоса, подтверждено, что его патология часто является компонентом структуры речевого дефекта (В.И. Филимонова 1990, Т.В. Колпак 1999, Л.А. Копачевской, 2000).

Сведения о распространенности голосовых нарушений и в нашей стране, и по данным зарубежной литературы весьма противоречивы. И. Максимов (1987) приводит сведения об изучении состояния голоса специалистами разных стран. Так, по данным Г. Боме (1974), патологическое изменение голоса наблюдалось у 40% обследованных учащихся начальных классов, А. Соннинен (1970) выявил его только у 0,2%. К результатам обследования голоса детей в США, Японии, Израиле обращается и Д. К. Вильсон (1990). Согласно приведенным им материалам, процент патологии голоса колеблется от 1,5 до 21%.

Senturia и F. B. Wilson (1968) сообщили, что 6% из 32 500 школьников в возрасте 5 – 18 лет имеют отклонение голоса от нормы. Исходя из этих цифр, они подсчитали, что в США нарушения голоса наблюдаются у 3 млн из 50 млн детей в возрасте 5 – 18 лет. Исходя из более осторожной оценки (3% детей с нарушениями голоса, мешающими общению), эти авторы сделали вывод, что в США насчитывается 1,5 млн детей с нарушенным голосом. В более поздней работе F. B. Wilson (1972) отметил, что в специальном лечении нуждаются около 1,0 -1,5% школьников с нарушениями голоса, мешающими общению.

Необходима систематизация проявлений голосовых расстройств у детей.Данное положение определило актуальность выбранной темы исследования.

Цель исследования – охарактеризовать голосовые расстройства у детей.

Объект исследования – голосовые расстройства у детей.

Предмет исследования – симптоматика голосовых расстройств в детском возрасте.

Задачи исследования:

  1. охарактеризовать акустические свойства голоса;
  2. изучить анатомо-физиологические основы голосообразования;
  3. описать основные проявления голосовых нарушений у детей.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Теоретические основы изучения голосовых расстройств у детей.

 

 

1.1 Акустические характеристики голоса.

 

Голос – это совокупность звуков, производимых голосовым аппаратом человека, которые могут быть разнообразными.

Процесс формирования голоса проходит несколько стадий:

  • Пренатальная (до момента рождения);
  • Младенчество (от рождения до 2 лет);
  • Ранний детский возраст (от 2 до 5 лет);
  • Средний детский возраст (от 5 до 9 лет),
  • Позднее детство (от 9 до начала пубертатного периода),
  • Ранний взрослый период (пубертат, обычно от 12 до 15 лет),
  • Средний взрослый период (от 15 до 18 лет),
  • Окончательное взросление (от 19 лет до 21 года). [10]

Голос человека с акустической точки зрения – это сочетание разнообразных звуков, воспроизводимых голосовым аппаратом. Звук голоса – это колебание частиц воздуха, распространяющееся в виде волн сгущения и разрежения. Источником этих колебаний являются голосовые складки. Далее звук преобразуется и модифицируется в тканях тела по двум направлениям: оформляется в ротовой полости в различные речевые звуки; распространяется в тканях тела человека, отражаясь от хрящей, костей и мышц грудной клетки и полости черепа, частично преобразуясь в слизистой оболочке глотки, носовых пазухах. Таким образом, звуковая волна только частично выходит наружу и распространяется в воздушной среде, достигая уха слушателя. [6]

С акустической точки зрения звук голоса, который возникает в гортани, характеризуется следующими признаками: высота, сила (громкость), тембр, диапазон, энергия, слышимость, длительность.

Высота звука – субъективное восприятие частоты колебаний голосовых складок. Чем чаще эти колебания, тем выше звук. Местом, где зарождаются высотные характеристики звука, является гортань – голосовые складки человека. Высота является важнейшим средством передачи смысловой и эмоциональной информации при речевом общении людей. Эта характеристика голоса измеряется в герцах и означает количество колебаний голосовых складок в одну секунду.

У ребенка голосовые складки короткие и тонкие, что и является причиной высокого голоса. Голос ребенка более тонкий, звучный, высокий, чем у взрослого. [6; 10; 12]

Сила звука (громкость, уровень звукового давления) – субъективное ощущение амплитуды и степени смыкания голосовых складок. Сила голоса измеряется в децибелах. Е.В Лаврова отмечает, что при обычном разговоре она составляет 40 дБ,  в закрытом помещении голос должен достигать не менее 55 дБ, на открытом воздухе – 80 дБ. Как считает В.П. Морозов, уровень среднего разговорного голоса равен 70 дБ.

Однако, по мнению Светова М., не следует путать эти понятия:

« …«Сила звука» и «громкость» — понятия совершенно разные. Сила звука — это объективная величина, характеризующая реальную энергию звука, в то время как громкость — отражение в нашем сознании этой реальной силы звука, т. е. понятие субъективное».

О.С. Орлова же разграничивает «интенсивность»  (характеристика уровня звукового давления, продуцируемого говорящим) и «громкость» (субъективное восприятие колебательных движений, их суммарной амплитуды слушающим речь). Амплитуда – размах колебательного движения, который не зависит от его частоты.

 

С понятием «сила голоса» напрямую связано понятие «энергия/слышимость голоса».

Энергия звука голоса складывается за счет суммы энергии работы голосовых складок, дыхательных мышц и резонаторов. Звуковая энергия голоса невелика. За 1 секунду звук может совершить большую или меньшую работу. Звук или источник этого звука характеризуются мощностью, измеряемой в ваттах. Мощность обычного разговорного голоса около 10 мкВт. При усилении голоса мощность звука возрастает до сотен мкВт.

Слышимость голоса не зависит напрямую от громкости, так как в этом качестве суммируются все результаты способности использовать доступные возможности правильного управления голосом для того, чтобы естественный голос говорящего распространялся равномерно и был полноценно воспринят.

Диапазон голоса – разница между минимальным и максимальным значением по силе и высоте. Определяется последовательностью тонов, которые могут быть произведены голосовым аппаратом человека - от возможного самого низкого до возможного самого высокого. Этот параметр зависит от многих факторов – возраста и пола человека, анатомо-физиологических свойств голосового аппарата, нейроэндокринных особенностей. С возрастом диапазон постепенно увеличивается.

Детские голоса бывают дискантовые (высокие) и альтовые (низкие). Диапазон голоса девочек и мальчиков от 7 до 10 лет одинаков. Диапазон голоса детей от 10 до 14 лет несколько шире.

Тембр (индивидуальная окраска звука, колорит) – очень сложное качество звука, которое складывается из совокупности колебаний голосовых складок и результата работы резонаторов. Тембр зависит от выраженности обертонов, которые примешиваются к основному тону, что и придает голосу индивидуальную окраску. Тембр определяется совокупностью силы и высоты голоса, тонов и шумов, возникающих в процессе фонации. Тембр голоса может иметь возрастные особенности.

Длительность (продолжительность) фонации – субъективное восприятие продолжительности звучания голоса,  которая определяется двумя исходными – произвольной регуляцией времени фонации (способность к произвольному прекращению или удлинению фонации в некоторых пределах времени) и объективными возможностями голосового аппарата. Этот показатель измеряется в секундах. [6; 7; 10; 11; 12]

В среднем максимальное время фонации (МВФ) гласных звуков на средних тонах составляет у детей 10-12 секунд. Фонация детьми дошкольного возраста  осуществляется за счет краевого натяжения голосовых складок в связи со слабостью гортанных мышц. В процессе онтогенеза механизм фонации у детей меняется. От 0 до 7 лет преобладает фальцетный механизм фонации. [9]

Детский голос характеризуется следующими качествами: голос звонкий, в нем мало обертонов, диапазон его невелик (не более 1-2 звуков одной октавы), сила голоса небольшая. Его грудной резонатор мал по объему (в частности емкость детских легких небольшая) и слаб. У ребенка преобладает верхний резонатор, голос имеет головное звучание. [8]

 

 

1.2 Анатомо-физиологические основы голосообразования.

 

Голосовой аппарат не имеет собственной системы органов, то есть органов, специально и исключительно предназначенных для продуцирования голоса. С анатомо-физиологической точки зрения голосовой аппарат человека практически не отличается от голосового аппарата всех млекопитающих. Столь важная в социальном плане функция, как голос, оказывается лишь побочным продуктом работы дыхательной системы. [6]

Механизм голосообразования весьма сложен. В нем принимает комплексное участие весь дыхательный аппарат, начиная от легких и кончая носом.

Легкие нагнетают воздух, голосовые складки гортани совершают колебания и рождают воздух, резонаторы (глотка, полость рта, околоносовые пазухи) усиливают одни и гасят другие виды звуковых волн. Непосредственным источником звука является гортань. Перед началом голосообразования голосовые складки смыкаются, напрягаются. Воздух выдоха с силой давит на них снизу из преддверия гортани, под его давлением  благодаря собственной эластичности голосовые складки начинают колебаться и приводят в движение воздух, который находится в гортани. [12]

Информация о работе Характеристика голосовых расстройств у детей