Функциональная асимметрия мозга у детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности профиля функциональной сенсомоторной асимметрии у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи разной степени выраженности отягощённого дизартрией.
Объект исследования: 80 детей в возрасте 5-6 лет(46-девочек,34-мальчика), посещающие государственные образовательные учреждения г.Минска. Из них 40 детей с нормальным речевым развитием, 40 детей с общим недоразвитием речи разной степени выраженности, отягощённое дизартрией.

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

 Речевая деятельность играет  значимую роль в индивидуальном  развитии ребенка, прежде всего, в становлении его интеллекта  и мышления (Выготский JL С., 1960; Лурия А. Р., 1973; Разумнико-ва О. М., 2009; Левашев О. В., 2009). Однако формирование речи происходит достаточно трудно: показано, что наиболее распространенным вариантом дизонтогенеза у детей дошкольного возраста являются нарушения речевого развития (Фотекова Т. А., 2003; Шохор-Троцкая М. К., 2006; Волковская Т. Н., Юсупова Г. X., 2008; Van der Elst W. е. a., 2008 и др.).

Современные исследования свидетельствуют о том, что проблема мозговой организации психических функций и особенностей их формирования в детском возрасте предстает как проблема функциональной асимметрии полушарий головного мозга (Лурия А. Р., 1973; Ахутина Т. В., 1998; Марютина Т. М., 1999; Безруких М. М., 2004, 2009; Леутин В. П., Николаева Е. И., 2005; Цветко-ва Л. С., 2006; Семенович А. В., 2008 и др.).

Анализ литературных источников обнаруживает существенную противоречивость в результатах разных исследователей. С одной стороны, есть работы, свидетельствующие о большей вероятности появления речевых нарушений у леворуких детей (Гордон X., 1920; Митринович-Моджеевская А., 1965; Алле А. X., 1980; Спрингер С., Дейч Г., 1983;Шипицына Л. М., 1999; Фотекова Т. А., 2003; Семенович А. В., 2008; Чуприков А. П., 2009; Van der Elst W., 2008 и др.), с другой — есть данные о том, что речевые нарушения весьма часто встречаются у детей с правым профилем (Безруких М. М., Князева Т. Е., 1994; Безруких М. М., 2004).

Связь леворукости с патологией — один из самых острых вопросов и теории, и практики. До сих пор существуют работы, ставящие под сомнение возможность существования непатологической леворукости (Москвин В. А., 2002;Geschwind N., Behan P., 1984). При изучении данной проблемы возникают вопросы, которые пока не получили достаточного объяснения. Особенно много неясностей существует относительно связи речевых нарушений у детей с разной выраженностью латеральных признаков. Затруднения связаны также и с тем, что часть исследователей пытается описать связь речевых нарушений только с рукостью (Драганова О. А., Сычев В. С., 2003; Шохор-Троцкая М. К., 2006 и др.), тогда как другая — с общим профилем функциональной сенсомоторной асимметрии (Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А., 1988; Ендолов В. В., Яшенкина Т. В., 2003 и др.). Более того, для описания как рукости, так и профиля функциональной сенсомоторной асимметрии они пользуются неодинаковыми наборами проб и разными способами их вычисления (Хомская Е. Д., 1987, 2005; Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А., 1988; Леутин В. П., Николаева Е. И., 1988, 2005; Безруких М. М., Князева Т. Е., 1994).

Но всё же, не смотря на все возникающие затруднения,  имеет большое значение выявления связи между профилем функциональной сенсомоторной асимметрии и выраженностью речевых нарушений обусловлена потребностью прогнозирования особенностей речевого развития детей . Установление у ребенка дошкольного возраста с речевыми нарушениями его латерального профиля поможет определить не только возможные логопедические проблемы в будущем, но и описать индивидуальную траекторию его развития и обучения. Все это обусловливает актуальность данной работы.

Цель исследования: выявить особенности профиля функциональной сенсомоторной асимметрии у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи разной степени выраженности отягощённого дизартрией.

Объект исследования: 80 детей в возрасте 5-6 лет(46-девочек,34-мальчика), посещающие государственные образовательные учреждения г.Минска. Из них 40 детей  с нормальным речевым развитием, 40 детей с общим недоразвитием речи разной степени выраженности, отягощённое дизартрией.

Предмет исследования: особенности профиля функциональной сенсомоторной асимметрии у дошкольников с общим недоразвитием речи, отягощённым дизартрией.

Гипотезы:

1. Выраженные речевые нарушения  связаны с профилем  функциональной  сенсомоторной асимметрии: они в  большей мере характерны для  детей с левым профилем.

2. Выраженные речевые нарушения мальчиков и девочек связаны с разными типами профиля функциональной сенсомоторной асимметрии.

 В соответствии с целью, гипотезами и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1) Изучить литературу по функциональной  асимметрии головного мозга , а так же проблемам её исследования.

2) Изучить и описать распределение  детей с нормативным речевым  развитием и детей с общим  недоразвитием речи отягощённое  дизартрией.

3) Изучить особенности распределения  по типам профиля функциональной сенсомоторной асимметрии мальчиков и девочек с речевыми нарушениями.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались следующие методы:

теоретические: анализ, сравнение, обобщение и систематизация литературных данных по проблеме исследования;

эмпирические: изучение медицинской документации, оценка профиля функциональной сенсомоторной асимметрии , включающая выявление ведущего глаза и уха в сенсорной сфере, ведущих руки и ноги в моторной сфере;

интеграционно-описательный: качественный  анализ и обобщение полученных результатов.

Структура и объём работы:

Курсовая состоит из введения, ----глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теория функциональной ассимметрии мозга

Функциональная асимметрия больших полушарий, начало изучения которой в рамках идеи о доминантности левого полушария восходит к середине XIX в., являет собой фундаментальное свойство головного мозга человека как абсолютно необходимое «для нормального нервно-психического развития ребенка, поддержания достаточной эффективности психической деятельности человека...»[1, с, 179]. Резкое расширение исследований по асимметрии мозга во второй половине прошлого столетия позволило выявить целый ряд специфичных именно для поражения правого полушария патологических синдромов, что привело к переосмыслению существовавшей длительное время точки зрения относительно доминантности (главенства) левого полушария.  
       Теория функциональной асимметрии мозга (ФАМ) прошла несколько этапов в развитии.

Первая классическая концепция ФАМ гласила об абсолютной противоположности функций правого и левого полушарий. Считалось, что левое полушарие полностью доминантно по речи и всем психическим процессам, а правому отводилась подчиненная роль в организации психической активности. При этом сама доминантность понималась как ведущая роль левого полушария.

Вторая - "концепция относительной доминантности" (середина XIX в.). В ее основе - идея противоположности функций левого и правого полушарий и утверждалось представление об относительной доминантности левого полушария по отношению к речевым функциям, а также опосредованным речью психическим процессам (у правшей) и относительной доминантности правого полушария в организации невербальных гностических функций. Для этого подхода характерна идея глобальной асимметрии, предполагающая взаимосвязь между большей активностью одного полушария и доминированием контралатеральной руки, ноги, глаза и т. д.

В основе современных представлений о межполушарной асимметрии мозга лежит открытие в начале последней четверти прошлого века американским психологом Роджером Сперри функциональной специализации полушарий мозга. Эти представления исходят из признания значимости обоих полушарий, каждое из которых, обеспечивая в норме возможность осуществления необходимых функций в определенной психической деятельности, может выступать в роли ведущего (доминантного) в целостной интегративной работе мозга, тесно взаимодействуя при этом с другим полушарием.  

 Такому подходу свойственны следующие положения:

-  Межполушарная асимметрия головного мозга, понимаемая как различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушарий в осуществлении психических функций, имеет не глобальный, а парциальный характер. В различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков. Как известно, выделяют моторные, сенсорные и «психические» асимметрии, причем каждая из них подразделяется на множество видов. К моторной асимметрии относятся: ручная (мануальная), ножная, оральная, глазодвигательная и другие виды. Ведущей среди моторных асимметрий считается ручная; другие виды моторных асимметрий и их связь с ручной асимметрией изучены пока недостаточно. К сенсорным формам асимметрии относятся: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. К «психическим» — асимметрия мозговой организации речевых и других высших психических функций (перцептивных, мнестических, интеллектуальных). 

- каждая конкретная  форма функциональной ассиметрии  отличается своей степенью, мерой  выраженности. Можно говорить о сильной или слабой асимметрии (моторной или сенсорной). Для точной характеристики степени выраженности той или иной асимметрии некоторые авторы пользуются таким показателем, как коэффициент асимметрии. Поэтому парциальные характеристики асимметрии должны быть дополнены количественными данными.

- ФА больших полушарий  у взрослого человека есть  продукт действия биосоциальных  структур. Как показали исследования, проведенные на детях (Э. Г. Симерницкая, 1985 и др.), основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходят усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Это подтверждается показателями биоэлектрической активности мозга, а также экспериментально-психологическими данными, в частности полученными с помощью методики дихотического прослушивания. Раньше других проявляется асимметрия биоэлектрических показателей в моторных и сенсорных, позже — в ассоциативных (префронтальных и заднетеменно-височных) зонах коры головного мозга. Имеются данные о снижении ЭЭГ-показателей асимметрии в старческом возрасте. Таким образом, существует возрастной фактор, определяющий характер межполушарной асимметрии мозга.

В целом проблема межполушарной асимметрии мозга, восходящая к работам неврологов конца XIX—начала XX веков, в настоящее время разрабатывается с новых теоретических позиций и новыми методами. 
 
Важное место среди научных дисциплин, исследующих эту проблему, занимает нейропсихология. 
 
В современной нейропсихологии наметились два основных направления в изучении проблемы межполушарной асимметрии мозга. 
 
Первое направление — это экспериментальное изучение специфики нарушений отдельных (вербальных и невербальных) психических функций при поражении симметричных отделов левого и правого полушарий мозга. Сопоставление конкретных форм нарушений высших психических функций при левосторонних и правосторонних патологических очагах позволяет выявить нейропсихологические симптомы, характерные для поражения только левого, или только правого полушарий. Подобное сопоставление показало, в частности, что различные звенья мнестической деятельности связаны с работой разных полушарий. 

Второе направление — сопоставление целостных нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении симметрично расположенных структур левого и правого полушарий. Этот путь исследования является традиционным для нейропсихологии. Как известно, нейропсихологическая синдромология первоначально развивалась на материале анализа особенностей нейропсихологических синдромов, возникающих при локальных поражениях различных структур (преимущественно коры левого полушария). Основные нейропсихологические синдромы и их варианты, описанные в широко известных монографиях А. Р. Лурия «Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга», «Мозг человека и психические процессы», «Потерянный и возвращенный мир» и в ряде других, -это преимущественно синдромы поражения левого полушария головного мозга. Систематическое изучение нейропсихологических синдромов правого полушария началось сравнительно недавно. 

Изучение межполушарной асимметрии, или межполушарных различий мозговой организации психических функций, составляет лишь одну сторону проблемы функциональной специализации полушарий. Второй, не менее важный, но менее исследованный аспект этой проблемы связан с изучением процессов межполушарного взаимодействия как основы осуществления разных, прежде всего высших психических функций. Однако если проблема функциональной специфичности больших полушарий, или межполушарной асимметрии мозга, привлекает внимание большого числа исследователей, то разработка проблемы межполушарного взаимодействия еще только начинается.

Работы Сперри по перерезке комиссур мозга показали, что при нарушении взаимосвязи между левым и правым полушариями возникают нарушения психических функций. Системный характер психической деятельности состоит в дифференцированном участии различных мозговых образований и полушарий мозга в организации ВПФ. Ни одно полушарие не может быть рассмотрено как доминирующее по отношению к какой-либо функции или деятельности. Каждое полушарие доминирует по свойственному ему принципу работы, по тому вкладу, которое оно вносит в организацию психической функции. Таким образом, можно сказать, что межполушарная организация психических процессов основана на единстве двух факторов: функциональной асимметрии (специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в психической деятельности человека.

Специальным направлением исследований проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия являются исследования закономерностей формирования парной работы полушарий в онтогенезе, начатые в нашей стране Э. Г. Симерницкой и ее сотрудниками. Теперь их продолжают Т. В. Ахутина, Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Н. Г. Манелис, А. В. Семенович и другие. В работах Э. Г. Симерницкой было показано, что функциональная неравнозначность полушарий проявляется уже на самых ранних ступенях онтогенеза. У детей одностороннее поражение левого или правого полушария приводит к различным по характеру расстройствам высших психических функций, как это наблюдается и у взрослых людей. Однако у детей речевые нарушения проявляются менее отчетливо, чем у взрослых, и в наибольшей степени страдают вербально-мнестические процессы. В ходе онтогенеза роль левого полушария в обеспечении речевых функций возрастает по мере изменения психологической структуры самой речевой деятельности (обучение грамоте, письму, чтению). В то же время поражение правого полушария в детском возрасте приводит к более грубым пространственным нарушениям, чем у взрослых. Для детского мозга характерна высокая пластичность, вследствие чего нейропсихологические симптомы поражения левого или правого полушария отчетливо проявляются лишь при быстро развивающихся патологических процессах или непосредственно сразу после поражения. Иначе протекают у детей и процессы межполушарного взаимодействия: при их нарушении вследствие патологического очага в мозолистом теле полный синдром «расщепленного мозга» не возникает, что объясняется неразвитостью структур, объединяющих левое и правое полушария. В то же время поражение гипоталамо-диэнцефальной области у детей дает более «богатую» симптоматику, чем у взрослых. Из-за позднего созревания мозолистого тела взаимодействие полушарий у детей происходит иначе, чем у взрослых, при более широком вовлечении экстракаллозальных комиссур. 
 
Таким образом, как показали нейропсихологические исследования здоровых и больных детей, в ходе онтогенеза изменяются как функциональная специализация полушарий, так и механизмы их взаимодействия. Следовательно, парная работа полушарий формируется под влиянием и генетических, и социальных факторов.

Информация о работе Функциональная асимметрия мозга у детей с ОНР