Формы физического воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2015 в 08:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель и гипотеза исследования определили постановку задач курсовой работы:
Проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
Определить задачи и средства физического воспитания и развития;
Провести практическое исследование по физическому воспитанию и развитию детей среднего дошкольного возраста в ДОУ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты физического воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста………………………………………………..5
1.1. Задачи и средства физического воспитания и развития среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..5
1.2. Формы физическо – оздоровительной работы по физическому воспитанию и развитию детей среднего дошкольного возраста……………………………………….….……………………………..14
Глава 2. Исследование уровней физического развития у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………….…21
2.1. Характеристика выборки и описание исследования…………….…….…21
2.2. Создание системы работы по физическому воспитанию…………...……25
2.3. Анализ результатов…………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………….…………28
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2 курс.docx

— 95.13 Кб (Скачать файл)

II. Формирующий эксперимент.

Цель: внедрить систему физкультурно-оздоровительной работы для детей средней группы.

С этой целью мы отобрали основные движения, которые оказывают оздоровительное влияние на весь организм ребенка данного возраста:

1. Разные виды бега;

2. Прыжки в длину с места;

3. Прыжки в длину с разбега;

4. Подвижные игры;

5. Лазание по гимнастической  стенке;

6. Проводим закаливание:

Хождение босиком по солевым дорожкам, по гальке и по траве;

Обливание;

Обтирание;

Летом купание в бассейне;

Полоскание горла (отвар ромашки и эвкалипта).

Группой воспитателей, совместно с медицинской сестрой, составили определенную систему дополнительных упражнений. Утренняя гимнастика для всех частей тела:

Упражнения для рук и плечевого пояса;

Упражнения для туловища и плеч;

Упражнения для ног.

Систематическое применение воздушных ванн является лучшим профилактическим средством простудных заболеваний и восприимчивость к гриппу. Солнце, воздействуя непосредственно кожу, вызывает прилив крови.

Здоровый ребенок, купающийся в лучах солнца, становится бодрым и жизнерадостным.

Данная система оздоровления применялась еженедельно на протяжении шести месяцев.

Контрольный эксперимент.

Цель: выявить и получить следующее: в результате созданной системы дети стали реже болеть, стало меньше пропусков в ДОУ.

Провели анализ.

Среди детей посещающих детский сад в январе месяце заболеваемость в средней группе составила 31%. Безусловно, эти показатели значительно ниже, чем было в ноябре и свидетельствует об эффективности проводимой физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

После проведенной физкультурно-оздоровительной работы видно по таблице, что снизилось число заболеваний у детей. Возросла посещаемость, другие дети стали посещать ДОУ.

физкультурно-оздоровительная работа достигла желаемого результата.

 

 

2.2. Создание системы  работы по физическому воспитанию

Расписание занятий по физкультурно-оздоровительной работы для средней группы:

 

 

 

1 день недели.

8.30-9.00

Утренняя гимнастика, умывание, обмывание шеи, рук до локтей.

9.15-9.25

Полоскание горла отваром ромашки.

Физкультминутки между занятиями

10.30-12.30

Прогулка на свежем воздухе, подвижные игры, лазание по гимнастической лестнице, прыжки на месте. В летнее время купание в бассейне под контролем сотрудников д./сада и медицинского работника, ходьба босиком по траве, гальке.

15.00-15.30

Гимнастика после сна, хождение по солевым дорожкам, обтирание мокрым полотенцем груди, спины, конечностей в течение 3-5 минут до покраснения кожи.

16.30-18.30

Прогулка на свежем воздухе, в зимнее время катание на санках и лыжах. В летнее время игры с мячом, метание мяча, прыжки в длину.


2 день недели.

8.30-9.00

Утренняя гимнастика, умывание, обмывание шеи, рук до локтей.

9.15-9.25

Полоскание горла отваром эвкалипта.

10.30-12.00

Прогулка на свежем воздухе. В зимнее время сокращенная, обмывание ног прохладной водой в комнате. Летом - обливание водой на улице, ходьба босиком по аппликатору.

15.00

Умывание лица, шеи, рук. Обтирание ног мокрым полотенцем, лазание по гимнастической лестнице.

16.30

Прогулка на свежем воздухе, подвижные игры, бег на время. 
В летнее время купание вместе с родителями в реке.


3 день недели.

8.40-9.00

Утренняя гимнастика, умывание лица, шеи, рук до локтей.

9.10-9.20

Полоскание горла отваром ромашки.

10.30-12.00

Купание в бассейне (летом), прыжки на двух ногах. Зимой катание на лыжах, подвижные игры.

15.00

Ходьба по аппликатору, умывание лица, шеи, рук.

16.30

Прогулка на свежем воздухе. Зимой катание на санках, подвижные игры.


4 день недели.

8.45-9.00

Утренняя гимнастика, умывание лица, шеи, рук.

9.15-9.25

Полоскание горла отваром эвкалипта.

10.30-12.30

В летнее время - ходьба босиком по траве, по гальке, обливание после прогулки.

15.00

Гимнастика после дневного сна, хождение по солевым дорожкам, лазание по гимнастической лестнице, пролезание, ползание. Умывание лица, рук прохладной водой.

16.30

Прогулка на свежем воздухе. В зимнее время бег на лыжах, в летнее время - прыжки в длину.


5 день недели.

8.45-9.00

Утренняя гимнастика, обмывание лица, шеи, рук до локтей.

9.15-9.25

Полоскание горла отваром ромашки.

9.40-10.30

Обязательные физкультминутки между занятиями.

10.30-12.30

Прогулка на свежем воздухе, подвижные игры. В летнее время купание в бассейне или обливание из лейки. В зимнее время обливание ног в помещении.

15.00

Умывание лица, шеи, рук. Ходьба по гальке, аппликатору.

16.30

Прогулка на свежем воздухе. В зимнее время бег, прыжки, катание на санках. В летнее время - метание мешочков с песком, лазание по гимнастической лестнице.


 

 

 

2.3. Анализ результатов

Систематическое применение оздоровительных процедур в средней группе ДОУ является лучшим средством для профилактики заболеваний, уменьшает восприимчивость детей к вирусным инфекциям.

Наша система физкультурно-оздоровительной работы для средней группы в ДОУ ведется под строгим наблюдением медицинского работника. После всех процедур дети очень бодрые, веселые, им всё более нравиться заниматься разными физическими упражнениями.

К концу года дети могут:

- ходить  и бегать, соблюдая правильную  технику движений;

- лазать  по гимнастической стенке, не  пропуская реек, перелезая с одного  пролета на другой;

- принимать  правильное исходное положение  в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места  на расстояние не менее 70 см;

- ловить  мяч кистями рук с расстояния  до 1,5 м; принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой, отбивать мяч о землю не менее 5 раз подряд;

- выполнять  упражнения на статическое и  динамическое равновесие;

- ходить  на лыжах скользящим шагом;

- кататься  на двухколесном велосипеде;

- выполнять  имитационные упражнения, демонстрируя  красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.

Применяемая система получила убедительные высокие результаты.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе показано, что более профессионально подобранные упражнения для определенного возраста, способствуют лучшему и быстрому физическому развитию. Развиваются такие физические качества, как: быстрота, ловкость, гибкость. Также физические упражнения повлияли на детей со стороны психологии. Ближе к концу эксперимента дети стали выполнять физические упражнения с большей охотой, это значит, что у них стал проявляться интерес к физической культуре. После проведения на прогулке занятий, игр и упражнений с повышенной активностью, позволяет одевать детей даже в холодный период в облегченную спортивную одежду, что способствует закаливанию организма, снижению простудных заболеваний, повышению иммунитета среди воспитанников дошкольных учреждений.

Необходимо констатировать то, что чем меньше дети, тем больше подвержены различным заболеваниям.

Это означает, чтобы они в школьные годы меньше болели и пропускали занятия, необходимо их в дошкольном учреждении физически воспитывать и оздоравливать.

Родителям предложена методика закаливания (Приложение 5).

«В здоровом теле - здоровый дух». Фундамент для этого лозунга закладывается в раннем детстве, в том числе и с помощью детских дошкольных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Аракелян, О.Г. Ежедневные физические упражнения в старшей группе детского сада / О.Г. Аракелян, Л.В. Карманова - Армянская ССР, 1980 – с. 145
  2. Арагофская, Э.И. Физиология и физкультура / Э.И. Арагофская, В.Д. Резанова - М., 1968 г. – с. 215
  3. Вавилова, Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать / Е.Н Вавилова - М., 1983 - 174 с., ил.
  4. Вайнбаум, Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта / Я.С. Вайнбаум - М., 2002г. - 240с.
  5. Веселаc, З.А. Игра принимает всех / З.А Веселаc – Минск 1985 - 58 с.
  6. Гришин, В.Т. Игры с мячом и ракеткой / В.Т. Гришин - М., 1982 г. - 112 с.
  7. Губерт, К.Д., Рысс, М.Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте / К.Д Губерт, М.Г Рысс. Пособие для воспитателя - М., 1981 - 230 с.5
  8. Гуссмов, А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. М.: "ФиС". 1987 - 190 с.
  9. Ермак, А.А. Организация физкультурного досуга. М.: "Просвещение". 1978 - 130 с., ил.
  10. Железняк, Ю.Д., Петров, П.К. Основы научно - методической деятельности в физической культуре и спорте. М.: издательский центр «Академия» 2000г. - 264с.
  11. Иванов, С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. Мед., 1976 - 102 с., ил.
  12. Кенеман, А.В., Хухлаева, Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: "Просвещение". 1985 - 201 с., ил.
  13. Коларевой, З.И. Физиология высшей нервной деятельности ребенка. 1968 - 130 с., ил.
  14. Лайзане, С.П. Физическая культура для малышей. М.: "ФиС". 1978 - 118 с., ил.
  15. Лескова, Г.П., Ноткина, Н.А. Влияние физкультминутки на физическое состояние и умственную работоспособность детей. М.: "ФиС". 1983 - 120 с.
  16. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: "Просвещение" 1986 - 175 с., ил.
  17. Минских, Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.: "Просвещение". 1984 - 202 с., ил.
  18. Мушкова, Е.Л. Гимнастика с детьми до 7 лет. Мед., 1974 - 76 с., ил.
  19. Осокина, Т.И. Как научить детей плавать. М.: "Просвещение". 1985 - 86 с., ил.
  20. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: "Просвещение". 1978 - 170 с., ил.
  21. Осокина, Т.И., Тимофеева, Е.А., Фурмина, Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: "Просвещение". 1981 - 190 с., ил.
  22. Учебник «Теория и методика физического воспитания» под редакцией. Матвеева, Л.П. и Новикова, А., Том 1. М., «Физкультура и спорт», 1976.
  23. Фонарева, М.И. Развитие движений ребенка-дошкольника. М.: "Просвещение". 1971 - 107 с., ил.
  24. Холодов, М.К., Кузнецов, В.С. Теория и методы физического воспитания и спорта. М.: издательский центр «Академия» 2000 г. – 480 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Подвижные игры

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Воспитателям важно творчески подходить к проведению физкультурных занятий детей и при необходимости самостоятельно составлять игровые задания, содержащие такие виды движений, в которых ребенок особенно нуждается в данный момент.

В прохладную погоду целесообразно проводить игры средней и большой подвижности, так как движения ребенка ограничены из-за теплой одежды. В осенне-зимний период наиболее доступны для младших дошкольников игры, во время которых они бегают, подпрыгивают, метают и прокатывают мячи («Лошадки», «Прокати мяч» и др.).

Летом игры, в которых есть бег и прыжки, лучше всего проводить во время утренней прогулки или после полудня, когда температура воздуха снижается. Перед дневным сном игры большой подвижности во избежание перевозбуждения детей не проводятся.

На свежем воздухе можно проводить игры любой подвижности с бегом в разных направлениях, с метанием мяча на дальность и в цель, с прыжками.

Чтобы лучше освоить игру рекомендуется наиболее сложные моменты объяснять показом некоторых движений. Подробное объяснение правил оправдано лишь в том случае, когда игру проводят впервые. При ее повторении напоминают только основное содержание. В том случае, если известную ребенку игру усложняют, ему объясняют дополнительные правила и способы выполнения.

Интерес детей вызывает также воображаемая ситуация, представленная им в яркой образной форме и связанная с необычными условиями, в которых они должны действовать. Например, приключения во время «путешествия» по реке. Эти условия побуждают детей находить новые для них характеристики движений. Любую игру нужно проводить живо и интересно. Только тогда она будет эффективным средством физического воспитания.

Информация о работе Формы физического воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста